1 ноября 2023 г. — 100 лет со дня рождения выдающегося режиссёра Сергея Герасимовича Микаэляна.
Это был редчайший и удивительнейший человек. 1 ноября несколько раз говорилось его коллегами: это был человек не этой планеты, главным для него была порядочность… В сообществе Ленфильма в Телеграме написано: «Человек, о скромности и доброте которого ходили легенды. Он отказался от двухкомнатной квартиры, которую ему дали после триумфа фильма «Премия»: «Я живу один. Дайте однокомнатную. Двухкомнатные другим нужней».»
1 и 2 ноября состоялись несколько акций памяти, в том числе:
- возложение цветов на могиле С.Г. Микаэляна в Петербурге
- круглый стол в киностудии Ленфильм
- показ фильма «Гроссмейстер» в Ленфильме (17:30)
- показ фильма «Премия» в Доме кино (19:00)
- показ на телеканале «Культура» передачи «Острова» (20:45)
- показ стерофильма «Разноцветные камешки».
Анонсы этих событий были, как обычно, на сайте, в соцсетях и в вотсап рассылках членам армянской общины Петербурга http://miaban.ru/mikaelyan-1/
Возложение цветов
С утра близкие и сослуживцы посетили могилу Сергея Микаэляна на Серафимовском кладбище. К ним присоединился и представитель армянской автономии. На могилу Сергея Герасимовича были возложены цветы и венок от Ленфильма.
Слева направо: Ольга Витальевна Аграфенина (заместитель директора киностудии «Ленфильм», продюсер), Светлана Микаэлян (вдова), Александр Микаэлян (сын, главный научный сотрудник, доктор биологических наук), Михаил Николаевич Кураев (писатель, сценарист, публицист), Александр Николаевич Поздняков (режиссер, продюсер, актер, публицист).
Круглый стол
Круглый стол вкиностудии Ленфильм, посвященный творчеству С.Г. Микаэляна, собрал кинематографистов, киноведов и кинокритиков.
Слева направо:
- Андрей Игоревич Апостолов (ведущий, Москва),
- доктор искусствоведения, профессор, режиссёр Виталий Федорович Познин,
- главный редактор журнала «Сеанс» Василий Евгеньевич Степанов,
- генеральный директор «Московского кино» Наталья Витальевна Мокрицкая (Москва),
- кинокритик и киновед Михаил Сергеевич Трофименков,
- доцент Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Евгений Дмитриевич Еременко,
- кинновед, режиссёр, оператор Николай Анатольевич Майоров (Москва).
Видеофрагмент круглого стола — https://miaban.ru/stereofilm/ или https://dzen.ru/media/crossroadorg/6543637fc143d36c0c45ac1c
Фильмы Сергея Микаэляна
«Гроссмейстер» — https://miaban.ru/chess-gross/
Фильм был показан 1 ноября в кинозале киностудии Ленфильм. Велась прямая трансляция. В первые 30 минут были показаны документальные кадры с Сергеем Герасимовичем, а также перед пришедшими выступили:
0:00 драматург, киновед и режиссёр. Заслуженный работник культуры России Александр Николаевич Поздняков
4:40 сын режиссёра доктор биологических наук Александр Сергеевич Микаэлян,
8:00 прозаик, публицист, сценарист Михаил Николаевич Кураев
16:50 кинооператор Сергей Валентинович Астахов
20:20 директор Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга Людмила Игоревна Николаева
27:30 актриса Галина Анатольевна Бокашевская
Видеозапись трансляции — https://vk.com/wall-44899174_17416?w=wall-44899174_17416
«Премия» и 13 других фильмов Сергея Герасимовича в ютубе — https://www.youtube.com/playlist?list=PLaVercZoOg7f4GOAOyOW33xCZcBsIIsQx
Показ стереофильма «Разноцветные камешки»
2 ноября в 18:00 в киностудии Ленфильм состоялся показ фильма Сергея Микаэляна — уникального и первого в России стереофонического фильма про войну. Вход был свободным. Каменоостровский пр., 10. https://miaban.ru/stereofilm/ или https://dzen.ru/media/crossroadorg/6543637fc143d36c0c45ac1c
О фильме — https://miaban.ru/stereofilm/
Автобиографическая повесть Сергея Микаэляна
Полный текст — http://crossroadorg.info/s-mikaelyan-rzhev/
Перед показом картины в Ленфильме 1 ноября одна из выступавших, Людмила Игоревна Николаева (на видео с 23:30), высказала пожелание, чтобы состоялась экранизация этой повести.
Письмо в Ленфильм от Армянской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга
100-летний юбилей таких корифеев, как Сергей Микаэлян, мы воспринимаем с большой гордостью, что жили в одном городе с ним, росли на его фильмах. Но при этом также воспринимаем его и как своеобразного экзаменатора нас самих: всё ли делаем, так ли делаем? Нелегко ответить ему, его памяти.
Один из главных своих фильмов «Премия» режиссёр сперва планировал назвать «Сотвори самого себя». Это было кредо жизни Микаэляна — он сам себя творил. Позже признавался, что фильм был бы обычным, «производственным», если бы не было в нём 14 реплик, по его словам, «довольно-таки ядрёных реплик». Гражданская смелость режиссёра победила его внутренние сомнения. Сотворить самого себя – это и призыв Микаэляна к нам.
Особенным для нас является отношение Сергея Микаэляна к Армении. Родившись вне Армении, он прямо делился своими чувствами. Автобиографическая повесть, опубликованная в журнале «Нева» за год до ухода Сергея Герасимовича, — безусловно, квинтэссенция всего его Пути и осмысления жизни. В ней 62 рассказа-сюжета. Один из них называется «Плохой армянин». Он пишет: «мне вечно стыдно перед отцом» (отец был армянским писателем). Не каждый всемирно известный деятель в 92 года напишет такие слова. Впору нам самим самокритично признаться, что недостаточно поддерживаем продвижение наследия Сергея Микаэляна в Армении и в армянских общинах России.
Известно, что Сергей Микаэлян славился не только высоким мастерством и тонким авторским чутьем, но и тем, что часто на роли в своих фильмах приглашал не профессиональных актеров, а простых людей других профессий. Этим он напоминает другого сына армянского народа — писателя Вильяма Сарояна. И тот был рыцарем правды и трепетно относился к простым людям. Оба в детстве-юношестве росли без отцов, но оба, дорожа памятью и пережив многое, с ранних лет стали жизненными мудрецами, философами, а потому – трудолюбивыми, честными, в высшей степени порядочными.
За последние 30 лет жизнь сделала «виток», погрузив нас в капитализм, в какие-то иные ценности и отношения, но потрясения от ковида и военных конфликтов вернули востребованность человеческого, простого, гуманного. Потому наследие Сергея Герасимовича, даже фильмы 50-60-летней давности обретают новую жизнь. Потому на его фильмах будут продолжать воспитываться новые поколения, несмотря на засилье триллеров, криминальных и фильмов-ужасов. Будут воспиты-ваться также и на его автобиографической повести, которую стоит экранизировать.
Про мероприятия 1 и 2 ноября нами отражено на четырёх веб сайтах и в разных соцсетях www.miaban.ru/1-11-2023/ www.armspb.org/post/1-11-2023 www.dzen.ru/media/crossroadorg/65436107adbbb479592b3b3f www.crossroadorg.info/s-mikaelyan-rzhev/ Наша организация готова посильно поддерживать важное дело сохранения и развития наследия Сергея Герасимовича Микаэляна.
Эта статья в других ресурсах: