Статья Владимира Александровича Гуркина была опубликована в журнале военной истории БалтФорт (BALTFORT, No1 (34), 2018, стр. 47-51). Приводим её внизу полностью.
Нельсон Степанян– знаменитый морской лётчик, дважды Герой Советского Союза, совершивший немало почти невозможных боевых вылетов. В этой статье я расскажу о его опыте, который он получил в гражданской авиации ещё в довоенные годы.
Он поступил в 1-ю объединённую школу пилотов и авиатехников ГВФ им. П. И. Баранова в Батайске в 1933 году. Основателем и первым начальником школы был Август Оттович Букан [1], руководивший перед этим знаменитой военной школой морских лётчиков имени Троцкого в Севастополе. В январе 1934 года А. О. Букана сменяет новый начальник школы – Александр Семёнович Ривадин [2], имевший уже двухлетний опыт по формированию 2-й авиашколы ГВФ в Тамбове.
Парк учебных самолётов в те годы насчитывал более 600 единиц техники, из них 79 самолётов П-5, 137– У-2, 5– К-5, 4– «Либерти» и многие другие, среди которых были и такие известные как: АНТ-9, Г-1, самолёт-амфибия Ш-2. В школе к этому времени работали 121 пилот-инструктор и 52 преподавателя.
Чтобы лучше представить себе ощущения курсантов от первой встречи с авиашколой, обратимся к воспоминаниям П. В. Лебеденко, который стал курсантом Батайской авиашколы в 1936 году, т.е. в тот же год, когда Нельсон уже стал инструктором: «Деревянная арка была украшена алыми и голубыми знаменами, сверху большие рельефные буквы приветствовали будущих летчиков:„Добро пожаловать, дорогие друзья!”
Часовой на воротах проверял пропуска, и машины одна за другой въезжали на территорию первого летного училища Гражданского воздушного флота. Над парадным входом огромного учебного корпуса с массивными колоннами висел транспарант:„Слава советским пилотам, храбрым соколам нашей Родины!”
Оркестр играл авиационный марш. На каменном парапете стояли начальник училища, командиры эскадрилий, командиры отрядов, курсанты в темно-синих кителях с голубыми петлицами и серебряными пропеллерами на рукавах.
Подъехала последняя машина с новичками. Курсанты старших курсов с трудом выстроили прибывших. Один из них громким голосом подал команду:„Смир-рно! Р-равнение на средину!”
Оркестр смолк. К строю подходил начальник училища, пожилой уже, с седыми висками летчик. Он приложил руку к козырьку и совсем молодым голосом поздоровался:„Здравствуйте, товарищи будущие летчики!”
Обойдя строй, начальник училища обратился к курсантам:„Товарищи! Сегодня мы принимаем вас в свою дружную семью. Звание советского летчика – высокое звание, и, чтобы носить его с честью, надо отдать учебе все силы, надо идти вперед и вперед, к вершинам знаний. Летчики – это особого склада люди. Что прощается человеку на земле, не прощается в воздухе. Чтобы стать настоящим авиатором, надо закалять свою волю, воспитывать в себе смелость и выдержку. Вам предстоит нелегкий путь, прежде чем Родина доверит вам штурвал машины. Не останавливайтесь перед трудностями, товарищи! Смело преодолевайте их, и успех будет обеспечен. Славная плеяда советских соколов – Чкалов, Байдуков, Громов, Беляков и другие – показала всему миру, на что способны советские люди, воспитанные нашей партией. Будьте достойны своих старших товарищей, преумножайте славу нашей любимой Родины, идите вперед и вперед через все преграды!”» [3]
Первоначально для большинства курсантов учеба в авиационной школе была овеяна романтикой.
Однако, как вспоминает Лебеденко: «…уже через два‑три месяца романтику сдуло боковым ветром.
Десятки формул, вычислений, сотни дат, которые надо было прочно запомнить, сложнейшие задачи, которые можно было решить, только творчески размышляя над ними, жесткая требовательность
преподавателей – все это повергло некоторых „романтиков” в уныние. Времени всегда было в обрез, каждая минута была на счету».
Личное дело курсанта Степаняна сохранилось в фонде Батайской школы в Государственном архиве Ростовской области (ф. 3364, оп. 104, д. 170). Особенно было интересно пролистать его полётную книжку.
За скупыми строчками скрыты те переживания, которые впоследствии и превращают лётчиков в особенную породу, так легко узнаваемую и отличаемую от всех других:
«Приступил к обучению на учебном самолете – Май 1934
Окончил обучение на учебном самолете 22.10.34 г.
Налет на учебном самолете: 104 полета, 16 час 43 мин
Самостоятельных 123 полета 29 час 35 мин
Приступил к обучению на переходном самолете 22.04.1935 Налет: 96 полетов 15 час 28 мин
Качества курсанта, подмеченные инструктором: энергичный, решительный, выявилась незначительная самоуверенность.
На посадке высоковато выровнял, остальное нормально.
На посадке создал скок и исправил. Остальное все нормально.
При разбеге отклонился влево, после отрыва высоко выровнялся 25 м, при 1-м развороте скорость малая перебрал высоту 40 м. При посадке взмыл и ручку не отдал (не придержал) на посадке ручку не
добирает».
Первоначально оценки за лето и осень 1934 года – четвёрки и даже тройки, однако к концу практической подготовки весной 1935 года все замечания были исправлены, и мы видим только отличные оценки: «20 мая. Ночь. Самолет У-2. Задача 26 упр. 6. Самостоятельные полеты выполнены на отлично. 21 мая. Ночь. Контрольные полеты отлично.
22 мая. Самостоятельные полеты отлично. 23 – 25 мая. Полеты отлично. Всего сделано 40 посадок.
Полетное время 5 час. 33 мин. Инструктор Шаров».
В личном деле курсанта Н. Г. Степаняна сохранились благодарности руководства школы: «за добросовестное отношение к порученной работе», «за добросовестное отношение к матчасти» и «за хорошую организацию старта».
Нельсон закончил Батайскую школу в 1936 году и как один из лучших выпускников был оставлен в качестве инструктора.
9 июля 1936 года издаётся приказ по ГВФ за подписью начальника главного управления Ткачёва:
«Учлетам, успешно окончившим теоретическое обучение в 1-й Краснознаменной Авиашколе ГВФ имени Баранова и специально прошедшим практическое обучение ПРИСВАИВАЮ звание „Пилота
ГВФ IV класса” и назначаю пилотами: Степаньян Нельсона Георгиевича в 1-ую Авиашколу ГВФ».
Каждому выпускнику выдавался на память альбом, к которому прилагалась Памятка Пилота.
В предисловии к альбому говорится: «Цель альбома „Памятка Пилота” служить элементарным справочником по дисциплинам, изученным курсантом в школе.
Молодой пилот-выпускник должен помнить, что знания, приобретенные в школе, являются только азбукой летной науки. Это в равной степени относится как к теоретическим, так и к полетным
знаниям.
Тот пилот, который считает, что опыт, заимствованный от инструктора и преподавателя школы, – это все, что необходимо для самостоятельной и успешной работы, неизбежно будет бит как отстающий.
(…)
Ежедневно изучать избранную специальность все глубже и шире, не упускать ничего из новинок: систематизировать свой опыт так, чтобы самому внести новое; развивать свой кругозор путем изучения смежных специальностей и знакомства с теми отраслями знаний, которые характеризуют хорошего гражданина нашей Великой Социалистической Родины; активно участвовать в политической жизни МОГУЧЕГО СОЮЗА – долг пилота, и только такие пилоты вправе будут носить звание: „Гордые соколы нашей страны”, звание, которым наградил нас вождь народов – великий СТАЛИН.
Начальник школы …»
Интересно, что фамилии комкора Ткачёва, начальника школы,
начальника политотдела и председателя профкома оказались закрашены чернилами, что объясняется их трагической судьбой в 1937 году, когда руководство Батайской школы ГВФ, впрочем, как и сам начальник ГВФ комкор Ткачёв, было арестовано по сфабрикованным обвинениям, объявлено «врагами народа» и большинство из них расстреляно. Все они были впоследствии реабилитированы.
Неудивительно, что после ареста руководства резко изменилась
вся обстановка в школе. В отчёте нового начальника 1-й школы
ГВФ майора Бочкарёва за 1938 год говорится прямо: «…несмотря на ряд достижений, признать работу Школы как неудовлетворительную. Большая аварийность, катастрофы, большое количество поломок и вынужденных посадок, отсутствие оперативного планирования, связи между планом и использованием, отсутствие подлинной борьбы за экономию средств, перерасход сметы. Парк Школы стал перед фактом полного развала работы… При этом командный и инструкторский состав работал неплохо».
В итоге в 1939 году авиационная школа была закрыта, а аэродромы и вся инфраструктура школы были переданы ВВС РККА (Батайское лётное училище им. Серова). От школы остались лишь курсы
высшей лётной подготовки (КВЛП).
Здесь следует сказать несколько слов о Курсах высшей лётной подготовки. По инициативе А. О. Букана, который занимал тогда должность начальника Управления учебных заведений ГВФ,
было решено открыть краткосрочные курсы для переподготовки лётного состава на базе 1-й Батайской авиашколы.
Первым начальником Курсов высшей лётной подготовки стал Захар Пружинин (1936–1937 гг.), затем начальники менялись часто – до февраля 1941-го сменилось 6 начальников курсов (Иван Школьников, Иван Мишура, Иван Савельев, Андрей Молодцов, Виктор Гришин, Василий Петров).
После закрытия школы КВЛП были на короткое время переподчинены Батайскому лётному военному училищу. О характере работы в то время свидетельствуют следующие строчки отчёта:
«КВЛП в 1939 г. работали в исключительно тяжелых условиях, т.к. основная база считалась Батайское летное училище (им. Серова), и, следовательно, руководство должно было исходить оттуда, но за время пребывания курсов, как в Батайске, так и в Минводах, никакого руководства и помощи от Батайского летного училища не получили». В результате Приказом по ГУ ГВФ 13.09. 1939 № 372 курсы высшей летной подготовки (КВЛП) были выделены из состава Батайского
лётного училища и подчинены непосредственно начальнику переподготовки и боевой подготовки ГУ ГВФ и переведены на аэродром в г. Минеральные Воды.
По отчётам за 1939 год на КВЛП было проведено 6 сборов (с 1 марта по 1 мая в Батайске, с 1 мая по 1 октября в Минводах), оттренировано вслепую на П-5 222 чел., по радиомаяку – 207 чел., ночью – 7 чел. Оттренировано на ПС-7 – 60 чел., на ПС-40 – 36 чел.
Среди инструкторов, которые перешли в КВЛП был и Нельсон Степанян. Сохранилось несколько документов того времени, которые приводим с сохранением орфографии, принятой тогда:
«Производственная характеристика На инструктора 2-го отряда курсов ВЛП Степаняна Нельсон Георгиевича Год рождения 1913 г., армянин, член ВКП/б/ с 1932 г.
Общее образование – незаконченное среднее /8 гр./
В 1936 году окончил I-ю Авиашколу. В системе ГВФ с 1933 года. В должности инструктора с 1936 года. На курсах ВЛП работает с 1938 года. Летает на самолетах У-2, УТ-2, П-5. Имеет налет 1400 час. 39 мин. Из них слепой налет 68 час. 0,6 м., налет по р-маяку 207 час., 38 м., ночной налет 103 час. 20 мин. За время работы на курсах ВЛП в должности инструктора показал себя грамотным инструктором, отлично знающим материальную часть самолета и моторов и имеющим отличную технику пилотирования в открытом полете, в слепом, по радио-маяку и ночью.
Тов. Степанян работает с энтузиазмом. Знания свои передает подчиненным и обучаемым хорошо.
Качество обучаемых пилотов отличное и хорошее.
Дисциплинирован. За время работы на курсах за хорошую работу неоднократно поощрялся. В 1939 году имел звание стахановца.
В общественной работе принимает самое активное участие. Взаимоотношения с товарищами хорошее. Политически и морально устойчив.
27/ III- 40 года
Командир 2-го отряда курсов ВЛП Гришин».
Степанян был внимательным и доброжелательным к своим воспитанникам. Эта черта удивительно выделяла его из многих, что подтверждается рассказами людей, знавших его в военное время, когда он, уже будучи командиром полка, никогда не позволял
себе грубого слова, а умел находить подходящие и тактичные слова для своих подчинённых и товарищей по оружию. Во времена своей работы инструктором он был и смелым, и выдержанным, что позволило ему не раз выходить из сложных ситуаций в воздухе. Вот, например, выписка из приказа, хранящегося в архиве Ульяновского института гражданской авиации.
Приказ № 18 от 22.06. 39. Лагерь Минводы.
«Во время ночных учебных полетов 15-го июня на взлете на высоте 140 м обрезал мотор и после стал давать хлопки и сильный запах бензина.
Инструктор Степанян приказал слушателю закрыть пожарный и бензиновый краны, что он и выполнил. Одновременно инструктор Степанян приступил к развороту на 180о на аэродром. Посадка
произведена на посадочную полосу с фарой. Решения инструктора Степаняна совершенно правильны, который обеспечил безопасность посадки при сложных условиях, будучи под городом.
За правильное решение, что обеспечило безопасность, инструктору Степаняну объявляю благодарность.
Начальник курсов ВЛП Молодцов».
За высокие показатели и большой безаварийный налёт пилот-инструктор КВЛП Степанян Нельсон Георгиевич приказом
начальника ГУ ГВФ генерал-майора авиации Молокова в 1940 году был награждён нагрудным знаком ГВФ «За налет 300 000 км». Этот знак был номерным и считался очень почётной наградой, с которой Нельсон никогда не расставался.
Приказ № 75 от 20.06. 41 гор. Мин-воды:
«Пилоту-инструктору т. Степаняну Н.Г. с 1.07.41 установить надбавку за выслугу лет в системе ГВФ в размере 15% к месячному окладу.
Основание – приказ № 136 по ГУГВФ».
Однако эту надбавку он так и не успел получить, т.к. через два дня начинается война и Нельсона вместе с его друзьями-инструкторами отправляют на военные сборы. Первоначально предполагали, что
это будут кратковременные сборы, поэтому в первом приказе говорится о том, что за призванными инструкторами сохраняется половина среднего заработка: «Ком. отряда т. Яремчук С.Л., ком звена
т. Анкудинова А.А., пилотов-инструкторов т.т. Степаняна Н.Г., Румянцева Н.С., Фролова Н.Е., Цыганкова Г.Е. считать убывшими на военный сбор 23/У1-41г., сохранив за ними 50 % среднего заработка». [4]
Однако уже через две недели становится ясно, что это надолго и потому выходит следующий приказ: «Командиров отрядов тт. Клименко М.Г., Яремчук С.Л., командиров звена т. Анкудинова
А.А., инструкторов-пилотов тт. Румянцева Н.С., Цыганкова Г.Е., Фролова Н.Е., Степаняна Н.Г. их списков личного состава курсов ВЛП исключить с 23.06.1941 г. в связи с мобилизацией их в ряды Красной Армии.
Основание: Отношение Мин-водского райвоенкомата от 10.07.41 г. за №3/1007»/ [5]
Из семерых инструкторов КВЛП, ушедших в ряды Красной армии 23 июня, с войны вернулся только один – близкий друг Нельсона – Михаил Клименко.
Ссылки
1 Букан Август Оттович (1897–1938) – начальник Военной школы
морских лётчиков имени Троцкого и организатор Батайской лётной
школы, впоследствии начальник учебных заведений Главного управления ГВФ, расстрелян на Бутовском полигоне.
2 Ривадин Александр Сергеевич (1894–?) – один из организаторов
Дальневосточного филиала общества «Добролет» (о Ривадине в этот период тепло отзывался М. В. Водопьянов в своей автобиографической книге «Полеты» (Л., 1937). В 1931–1933 годах Ривадин был начальником 2-й авиашколы ГВФ в Тамбове. Арестован и осужден в 1937 году на 10 лет. Дальнейшая судьба неизвестна.
3 П. В. Лебеденко. Навстречу ветрам. Ростов-на-Дону, 1973. Цит.
по сайту ЛИТМИР: https://www.litmir.co/br/?b=165278
4 Приказ по Курсам Высшей лётной подготовки № 77 от 24.06.41.
г. Мин-воды.
5 Приказ по Курсам Высшей лётной подготовки № 86 от 07.07.41.
г. Мин-воды.
Иллюстрации предоставлены автором статьи.
Эта статья в других ресурсах:
- в группе «Армянская община Санкт-Петербурга и России» в Фейсбуке
- на странице «Координационный совет российско-армянских организаций» в Фейсбуке
- вконтакте
- в Телеграм
- в Твиттере