Этот материал любезно предоставила дочь замполита 47 шап Мара Георгиевна Кибизова. Фотографии напечатанных на пишущей машинке 7 пожелтевших листов переведены в текст и приведены внизу. Добавлены фотографии тех летчиков, которые имеются.
Воспоминания о боевой деятельности 47 Краснознаменного ордена Ушакова второй степени Феодосийского штурмового авиационного полка ВВС Краснознаменного Черноморского и дважды Краснознаменного Балтийского флотов.

47 штурмовой авиаполк сформирован по приказу Наркома Военно-Морского флота СССР Кузнецова Николая Герасимовича от 5 июня 1942 года за № 0490.
Формировался авиаполк на аэродроме Андреевка Богатовского района Куйбышевской области при втором запасном полку.
Запасным полком командовал полковник Смиренский Михаил Александрович.
После сформирования 47 авиаполка, вооруженного самолетами ИЛ-2, он был направлен в подчинение командующего ВВС Черноморского флота с базированием на аэродроме Миха-Цхакая.
Командиром 47 штурмового авиаполка назначен капитан Шкода Федор Николаевич, Комиссаром (заместителем по политчасти) — батальонный комиссар Фолькин Михаил Антонович, начальником штаба полка — ст. лейтенант Румынцев Александр Алексеевич, инженером полка — капитан технической службы Знаменский Василий Васильевич, военврач полка — майор Эльперин Михаил Азраилевич.
Командиры эскадрилий:
1-й — капитан Кунях
2-й — ст. лейт. Потапов
3-ий — капитан Якушев.
Штурман 47 авиаполка майор Беляков Василий Михайлович умело провел перелет полка с аэродрома Андреевка через Баку, Тбилиси на аэродром Миха-Цхакая.

Создалась угрожающая обстановка в районе реки Терек, враг рвался к бакинской нефти.
47 ШАП был прикомандирован к 217 авиадивизии 4 Воздушной Армии для взаимодействия с гвардейским стрелковым корпусом Героя Советского Союза генерал-майора Рослого. Стальную оборону советских войск на реке Терек враг не преодолел, а был разбит и выброшен с Северного Кавказа.
С 9 по 26 сентября 1942 года 22 экипажа ШАП вели ожесточенные бои, вылетая на боевые задания по 5-6 вылетов на бомбоштурмовые удары, где перемалывали живую силу и боевую технику врага.
Всего за 17 дней было произведено 340 боевых вылетов, в которых уничтожено: 64 танка, 149 автомашин и около 1000 фашистов.
9 сентября 1942 года в районе Моздока при бомбоштурмовом ударе по танкам противника на низкой высоте был подбит самолет ИЛ-2 ст. лейтенанта Монахова, который горящим врезался в стоявшие под заправкой горючим и, презирая смерть, нанес ценою своей жизни большой ущерб врагу. В этих ожесточенных боях было потеряно 13 своих экипажей.
28 сентября 1942 года 47 ШАП возвратился в состав BBC Черноморского флота на аэродром Адлер.
5 июня 1943 года полк торжественно отпраздновал первую годовщину боевых действий по защите своей Родины.
2 февраля 1943 года 47 ШАП перебазировался в Геленджик, с аэродрома которого летчики полка вели боевые действия по кораблям противника, голубой линии обороны немецких оккупантов на Таманском полуострове и активно участвовали в освобождении Новороссийска, поддерживая десант Кунникова на Малой земле.
Здесь отличились наши летчики в боях по поддержанию десанта: командир звена Игнатьев, Виктор Глухарев, Ефим Удальцов, Владимир Марков и мн. другие.

В одном из боевых полетов по поддержанию десантников на втором заходе по переднему краю противника на малой высоте был подожжен огнем противника самолет ИЛ-2 летчика Кирина Иосифа Денисовича. Пламя лизало лицо, обжигало руки и ноги, но превозмогая огненную боль, летчик посадил самолет на нейтральной полосе и, собрав все силы, вывалился из горящего самолета на землю. Поднялась огненная дуэль; наши десантники подавили огонь врага и забрали тяжело обгоревшего летчика. Иосиф Денисович после длительного лечения возвратился в строй.
16 сентября 1943 года, освободив Новороссийск и часть Таманского полуострова, 47 ШАП перебазировался на аэродром Анапа.
В Анапе мы встретились впервые с Кибизовым Георгием Николаевичем по службе в 47 ШАП. В связи с уходом комиссара Фолькина М.А. на должность инспектора дивизии по летной к подготовке, на должность комиссара полка был назначен капитан Кибизов Георгий Николаевич.

Ушел на учебу Герой Советского Союза майор Тургенев Федор Николаевич, а на его должность был назначен подполковник Лазарев Захарий Фадеевич — заместителем командира полка по летной подготовке.
Командиром полка был назначен опытный боевой командир-штурмовик Герой Советского Союза Степанян Нельсон Георгиевич. Обновился состав командиров эскадрилий:
1-й — майор Черных
2-й — капитан Бусыгин Геннадий
3-й – ст. лейт. Борисов Иван Григорьевич.

Прибыло молодое пополнение летчиков из 3 ВМАУ, слаженной упорной взаимопонимаемой плановой работой всех командиров, парторга Лапина, начальника штаба капитана Румынцева Александра Алексеевича, инженера Знаменского В.В., на основе обобщенного опыта боевых действий и внедрения его в практику, ввода в строй молодого пополнения, полк, его летный состав набирал боевую силу.
Во всех делах большое воспитательное значение для личного состава играл личный пример руководителя.
Командир полка Герой Советского Союза Н.Г. Степанян лично с командирами эскадрилий вводил молодой летный состав в бой и учил их личным примером.

Батальонный комиссар М.А. Фолькин как летчик летал на боевые задания в общем строю и личным примером учил летный состав героизму, мужеству, меткому уничтожению врага и среди летного состава имел боевой авторитет.
Георгий Николаевич Кибизов летал со многими летчиками на ИЛ-2 на боевые задания за штурмана экипажа, эскадрильи и полка. Он замечал поведение в бою летного состава и на разборе методически верно и точно советовал не допускать оплошностей в бою и брать пример с опытных летчиков: Акаева Ю.А., Маркова В.Д., Удальцова В.Г., Попова Г.Т. и особенно указывал на примеры в бою Н.Г. Степаняна. Г.Н. Кибизов летал с командирами эскадрилий, командирами звеньев, старшими летчиками и своим поведением в бою завоевал среди личного состава большой боевой авторитет. Он требовал от штабных офицеров, чтобы они летали на боевые задания в качестве воздушных стрелков-радистов и тем самым повышал авторитет штабных офицеров среди личного состава полка.

Георгий Николаевич Кибизов много раз летал на боевые задания и со мной. У него была одна удивительная черта: он видел и запоминал всё от взлета и до посадки и затем глубоко и всесторонне анализировал положительное и отрицательное в полете, а разбор превращал в учебу личного состава, воздушных стрелков-радистов и технического состава полка, и все были благодарны ему, как боевому наставнику.
Замполит командира авиаполка Г.Н. Кибизов внимательно присматривался к молодым летчикам и по-отцовски воспитывал боевой патриотический дух летчиков-штурмовиков.
С первого ноября 1943 г. по 5 декабря летчики Штурмового авиаполка 11-й Краснознаменной Новороссийской дивизии штурмовиков (командир дивизии подполковник Манжосов Дмитрий Иванович, Начальник политотдела подполковник Пролыгин П.Г.) восприняли положительно работу молодого замполита Г.Н. Кибизова.

Личному составу 47 ШАП была поставлена боевая задача по поддержанию боевых действий десантников на Эльтиген. Десант имел задачу оттянуть войска противника из района Керчи, ослабить оборону фашистов в Керчи и зацепиться за Крымскую землю.
Летчики полка совершили сотни полетов на бомбоштурмовые удары по противнику, пытавшемуся сбросить эльтигенский десант в Керченский пролив, но противнику это не удалось осуществить.

3 ноября 1943 годе командир эскадрильи лейтенант Воловодов Б.Н. со штурманом Быковым В.Л. на ИЛ-2 заходили четвертый раз шестеркой самолетов по передовой противника. Боевой запас был использован полностью. Лейтенант Воловодов Б.Н. приказал летчикам идти на аэродром, а сам пошел на сближение с самолетом врага Ю-88, который хотел бомбить десантников. Сфорсированным газом двигателя ИЛ-2 пошел на сближение и врезался в «Юнкерса». Ослепительный взрыв. И горящие самолеты упали в Керченский пролив. Так ценою своей жизни героический экипаж ИЛ-2 предотвратил бомбёжку врага по нашему десанту. Воловодову Б.Н. по- смертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Тяжело была воспринята потеря боевых друзей Воловодова и Быкова, но была и гордость, что славные сыны нашей Родины презрели смерть во имя свободы Родины.
В одном из полетов по поддержанию десантников шестерку вел молодой командир звена лейтенант Акаев Ю.А. При атаке противника был сосредоточен сильный огонь эрликонов по самолету Акаева Ю. Ведомый Владимир Марков подавил огонь противника и спас командира звена. Воздушный стрелок сержант Куц сбил пулеметным огнем истребитель противника «Ме-109».

А 19 ноября 1943 года по сосредоточенным плавсредствам фашистов был нанесен внезапный бомбоштурмовой удар 63-мя самолетами Ил-2 под прикрытием 34-х наших истребителей. Внезапный удар по Камыш-Буруну был успешным. Поврежден транспорт, потоплено 12 десантных барж, буксир. Истребитель 9-го авиаполка Редько сбил в воздушном бою самолет врага «Ме-109». Был убит командующий немецким флотом на Черном море адмирал Казерецк.
В этом бою принимал боевое участие штурманом на самолете командира 2-ой эскадрильи полка Бусыгина Геннадия и Кибизов Георгий Николаевич.
На разборе боевых вылетов на Эльтиген и Камыш-Бурун в своем выступлении Г.Н. Кибизов высоко оценил героизм и самоотверженность, находчивость в бою летчиков, воздушных стрелков и штурманов эскадрилий. Поставил в пример всему личному составу боевые действия Акаева Ю., Маркова В., Борисова И., Бусыгина Г. и воздушного стрелка Куц. Он сказал, что личный состав полка состоит из представителей 13 национальностей, что это полк интернационалистов, защищающих любимую Родину от немецко-фашистских захватчиков. Георгий Николаевич привел в пример летчика Бурлаченко Василия, который уже два года не знает, что случилось с его родными, оставшимися на оккупированной немцами территории. Сердце бойца не знает покоя. И он в каждый свой полет вкладывает всю ненависть к проклятому врагу в прицельном применении бомб, эресов и пушечного огня, чем приближает нашу полную победу над врагом, посягнувшим на свободу и независимость советского народа. Капитан Кибизов привел слова Героя Советского Союза майора Тургенева Ф.Н.: «Мы улетаем из Севастополя последними, но мы прилетим в Севастополь первыми». Мы готовимся к освобождению Крымской земли от немецко-фашистских оккупантов.
11 апреля 1944 г воздух Керченского полуострова потрясли залпы 600 орудий, которые вели сокрушительный огонь по оборонительным сооружениям фашистов в районе Керчи.
Штурмовики наносили 11 и 12 апреля удары по скоплениям плавсредств в порту Феодосия, а 13 апреля был нанесен бомбоштурмовой удар по скоплению плавсредств врага в Судаке. 54 штурмовика под прикрытием 42-х истребителей нанесли сокрушительный удар, подавили сопротивление ЗА, потопили 3 десантных баржи, переполненные фашистами, и 5 барж повредили, уничтожили много живой силы врага.
Особенно сильное огневое прикрытие зенитными средствами у врага было в порту Феодосия, которое приходилось преодолевать с большим умением. 13 апреля 1944 года город Феодосия был освобожден от немецко-фашистской оккупации. Много полетов было проведено на Феодосию.
А 17 апреля 1944 г. 11-я Новороссийская Краснознаменная штурмовая дивизия была перебазирована на аэродром Саки, откуда летчики наносили бомбовые удары по конвоям противника, уходящим из Севастополя в западные порты.
10 мая 1944 г. 47 ШАП дважды летал на бомбоштурмовой удар по конвоям противника на предельный радиус полета. В составе экипажа штурманом летал Г.Н. Кибизов с командиром эскадрильи ст. лейтенантом Ю.А. Акаевым. Было уничтожено: транспорт 4000 тонн водоизмещением, самоходный понтон «Зибел», 6 БДБ и сторожевой катер. Майор Кибизов Г.Н. высоко оценил успешный боевой вылет полка. 8 мая 1944 г. в порту Севастополь был потоплен транспорт водоизмещением 4000 тонн и второй такой же поврежден.
12 мая 1944 г. был получен приказ о подчинении 11-му ШАД в составе 8-го Гвардейского, 47-го Феодосийского ШАП и 9-го истребительного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Простившись с Черным морем, мы стали Балтийцами.
Балтийский аэродром Кумолово принял дивизию радостно. 47 ШАП включился сразу в боевые действия по освобождению Карельского перешейка и возвращению города Выборга в состав нашей Родины.
Летный состав полка наносил мощные удары по кораблям противника в порту финнов Хельсинки, ордеру ПВО в Усть-Луге и порту Таллин. В сентябре 1944 года после освобождению Эстонии, полк перебазировался на аэродром Суркюль для удара по фашистским группировкам на островах Эзель и Даго.
В конце сентября наши войска вышли к Балтийскому морю, освободив Палангу, разъединив врага на Либавскую и Клайпедскую группировки.
В начале октября 1944 года 47 ШАП в составе 11 ШАД перебазировался на аэродром Паланги. Вели боевые действия до конца войны 9 мая 1945 г. Летный состав нашего полка вел активные бои за взятие Кёнигсберга (Калининграда), и 9 мая мне пришлось вести дивизию штурмовиков на последний бомбоштурмовой удар по Либавской группировке фашистов, которая капитулировала. Это был наш завершающий удар по врагу в период Великой Отечественной войны.
14 декабря 1944 года для личного состава был траурным днем. При нанесении удара по Либаве дивизию вел в бой подполковник Н.Г. Степанян. При подходе к порту Либава противник поднял два полка истребителей «ФВ-190»; четыре вражеских самолета атаковали самолет ИЛ-2 Нельсона Степаняна и сбили его. В этом полете полк потерял 14 экипажей штурмовиков. Огромная утрата тяжело отразилась на личном составе: враг отнял у полка любимого командира Н.Г. Степаняна.
На траурном митинге личного состава 47 ШАП Георгий Николаевич Кибизов сказал, что лучшей памятью Нельсону Георгиевичу Степаняну будет наше завещание бить врага по-степаняновски до полной победы над ним, что полк навсегда сохранит светлую память о любимом командире Нельсоне Степаняне.
Командиром полка был назначен подполковник Фолькин Михаил Антонович. Летный состав полка выполнил свое завещание и воевал так, как учил Н.Г. Степанян.
За годы военных действий летный состав совершил около 5000 самолетовылетов, уничтожил 184 и повредил 128 кораблей различного назначения, уничтожил на земле и в воздушных боях 51 самолет, 153 танка и 14560 фашистов и много другой техники врага.
В полку воспитаны: дважды Герой Советского Союза Нельсон Георгиевич Степанян, Герои Советского Союза: майор Юсуп Абдулабекович Акаев, капитан Удальцов Ефим Григорьевич, капитан Попов Георгий Тимофеевич и лейтенант Воловодов Борис Наумович.
Ритм учебно-боевой подготовки личного состава проводился по-степаняновски: летать, бомбить, стрелять только на отлично.
В июле 1945 года полк перебазировался на постоянное мирное расположение в город Пярну Эстонской ССР. Командиром полка был назначен подполковник Лазарев Захарий Фадеевич. Прибыл новый начальник штаба полка подполковник Куделин Алексей Иванович вместо ушедшего на учебу майора Румынцева Александра Алексеевича. Георгий Николаевич Кибизов оказал большую помощь в освоении штабной работы новому офицеру. Заместитель по политчасти полка разработал план партийно-политической работы по переучиванию личного состава и освоению нового самолета ИЛ-10. Активизировал работу секретаря партийной организации ст. лейтенанта Ветрова Ивана Ивановича и заместителя по комсомольской работе Вербицкого. Освоение нового самолета штурмовика ИЛ-10 летно-техническим составом шло успешно. Примером в этом был политработник майор Кибизов Г.Н. В 1947 г. личный состав успешно выполнял план боевой подготовки с высокими показателями. А в ноябре 1947 года по директиве Генерального Штаба Советской Армии 47 Краснознаменный ордена Ушакова 2-й степени Феодосийский штурмовой полк был расформирован. Полк внес весомый вклад за годы Великой Отечественной войны и приблизил День Победы над немецко-фашистскими оккупантами, оставив незабываемую память о своих боевых делах.
Оставил о себе незабываемую память и сын Осетии Кибизов Георгий Николаевич — политработник, пламенный пропагандист, замечательный организатор, чуткой души человек, исключительно исполнительный, заботливый, человек, дела которого не расходились с практическими делами замечательного полка. Смел и находчив в бою, доступен всему личному составу, правдив — таким останется в моей памяти до конца моей жизни глубокоуважаемый Георгий Николаевич Кибизов.
Полковник в отставке, бывший командир 47 Краснознаменного ордена Ушакова Феодосийского штурмового авиационного полка
Захарий Фадеевич Лазарев