С 1944 года Е.Г. Удальцов (род. в 1922 г. в Армении) воевал с Нельсоном Степаняном в 47-ом штурмовом авиаполку. В годы войны он многократно был на волоске от смерти, но каждый раз выживал. После окончания войны работал пилотом в гражданской авиации и погиб при странных обстоятельствах в 1973 году. Внизу версия, изложенная его знакомым пилотом Юрием Семеновичем. Источник.
Версия Юрия Семёновича
1
В те далёкие шестидесятые годы, когда я работал в Грузинском Управлении ГА в качестве командира воздушного судна, через некоторое время после авиакатастрофы самолёта Ту-104 управляемого экипажем Героя Советского Союза Удальцова Ефима Григорьевича, в разговорах между пилотами я слышал такую версию о происшедшей трагедии в которую трудно не поверить.
Удальцов Е.Г. считался одним из самых опытных командиров Грузинского управления. По этой причине ему и прикрепили вторым пилотом взрослого будущего пенсионера Капанадзе Захария Давыдовича, которого лётчики называли «вечный второй пилот».
Перед вылетом после прохождения стартового врача он часто заходил в буфет и выпивал, о чём свидетельствовали кассиры, кассы которых находились напротив буфета . Старый аэровокзал был очень маленький и всё там было в тесном одном зале. Да и экипаж замечал, но не реагировал. Каждый наверное думал, что он работает последние месяцы и скоро ему всё равно на пенсию.
На взлёте и при наборе высоты второй пилот, как правило, легко держится за управление. Набрав заданную высоту, командир включал автопилот и второй мог спокойно дремать до самой посадки. В те годы на Ту-104 экипаж состоял из пяти человек. Второй пилот был как стажёр предполагаемый на должность командира, но учитывая, что он ни по возрасту и не по способностям не подходил на эту роль, ни кто на него внимания не обращал. Летал себе потихонечку, получая свою зарплату.
В этот злополучный день, 7 декабря 1973 года, экипаж Удальцова Е.Г. выполнял рейс на Москву из Кутаиси. После вылета по метеоусловиям Москвы вынуждены были вернуться и произвести посадку на запасной аэропорт в Минеральные Воды.
Наконец в 20.43 им дали разрешения на вылет .
В Домодедово заход на посадку производили ночью и в сложных метеоусловиях.
Самолёт Ту-104 был очень строгий в управлении, особенно на малых скоростях после четвёртого разворота с выпущенными шасси и со скудной механизацией крыла. Грубое управление категорически не допускалось. Выполняя схему захода они с небольшим уклонением не вписались в глиссаду, возможно и диспетчер был не точен. Исправить положение самолёта относительно глиссады такому опытному командиру не составляло больших проблем.
Забегу вперёд, как рассказывал нам пилотам после завершения расследования катастрофы сам Капанадзе, которому повезло остаться в живых, что он видя по приборам уклонения вмешался в управление самолёта и стал помогать командиру, а в то время диспетчер дал команду уходить на второй круг. Тем самым, произошёл недопустимый крен. Как в народе говорят «лебедь, рак да щука». Такая несогласованность привела к печальному результату.
А самое главное, о чём я лично слышал от коллег, когда в Московской больнице Капанадзе пришёл в себя, то к нему были допущены члены комиссии по расследованию лётного происшествия, среди которых был представитель Грузинского Управления ГА.
Как только земляки встретились глазами, вошедший тихо сказал два слова по-грузински «все погибли» — он имел ввиду членов экипажа!
После чего флаг был у него в руках и расследование естественно пошло по словам единственного свидетеля. Комиссия сделала вывод причины катастрофы «ошибка техники пилотирования». А за исход полёта отвечает командир! Правильно в народе говорят «свяжешься с дураком…» Так было омрачено имя опытного лётчика и хорошего человека, Героя Советского Союза Удальцова Е.Г. Очень обидно за него, человек который из этой страшной войны, где смерть его преследовала в каждом полёте, вышел победителем! А погиб в такой несуразной обстановке и опять взвалив всё горе на свои плечи! Светлая память Герою и низкий поклон!
2
Мне повезло работать в одном управлении ГА. Профессиональный и опытный пилот о котором все говорили с большим уважением.
Как то мне надо было лететь пассажиром в Москву. Пилоты и работники аэропорта в те годы как правило летали «зайцем» правда в форме.
Я спросил у диспетчера, кто стоит в наряде на ближайший рейс? Он прочёл командир самолёта Удальцов Е.Г.
Я решил,что неудобно подходить к Герою Советского Союза с такой «шкурной» просьбой! Хотел дожидаться след. рейса, а диспетчер мне говорит, не стесняйся ,подойди, он хороший мужик, не откажет!
Так мне посчастливилось лететь в кабине самолёта с Героем Удальцовым Е Г. Спасибо ему большое и низкий поклон!