Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел Республики Арцах
Европейский Союз не признает «территориальную целостность Азербайджана»
11 марта 1999 г. в Страсбурге Европарламент принял резолюцию по Нагорному Карабаху «О поддержании мирного процесса на Кавказе», в которой признавался «тот факт, что Нагорно-Карабахская Автономная Область провозгласила свою независимость после аналогичного провозглашения независимости бывшими советскими социалистическими республиками после распада СССР в сентябре 1991 года». (21 июня 1999 года. Официальный журнал Европейских Сообществ, C175/251.https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.C_.1999.175.01.0251.01.ENG). Тем самым была признана международно-правовая обоснованность провозглашения карабахской независимости, аналогичная другим союзным республикам. В Резолюции было отмечено, что «поручает своему президенту направить эту резолюцию в Совет, Комиссию, Совет Европы, Парламентскую ассамблею ОБСЕ, председателям Минской группы ОБСЕ, парламентам Армении и Азербайджана и представителям Нагорного Карабаха».
Резолюция Европарламента оказала влияние на отказ Европейского Союза признать так называемую «территориальную целостность Азербайджана». О территориальной целостности нет упоминания в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Азербайджаном 1 июля 1999 года. В 2017 г. заместитель главы администрации президента, заведующий отделом внешних связей Новруз Мамедов констатирует: «В 2015 году пригласивший Азербайджан подписать Ассоциативное соглашение Евросоюз не признавал в документе территориальную целостность нашей страны». (http://kavkaznews.az/2017/02/predlagayushhij-podpisat-assotsiativnoe-soglashenie-evrosoyuz-ne-priznaval-territorial-nuyu-tselostnost-azerbajdzhana/).
Республика Арцах (НКР) образовалась в результате всенародного референдума о государственной независимости, проведенного в Арцахе (Нагорном Карабахе) 10 декабря 1991 г., в полном соответствии как с международным правом, так и с законодательством еще существовавшего в тот момент СССР (Закон СССР от 3 апреля 1990 года № 1409-I «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР»).
Республика Арцах стала субъектом международного права в силу факта своего появления в качестве суверенного государства. Суверенность нации есть принцип права большинства государств мира.
Принятие данной Резолюции было обусловлено, как сформировавшимся познанием и осмыслением рядом депутатов Европарламента международно-правовой обоснованности, фундированности и аргументированности независимости Республики Арцах (НКР), так и тем фактом, что будущее Европы связано с возрождением Арцаха и Армении, что цивилизованность мира зависит от признания Республики Арцах.
Весьма символично, что концептуальная и фактологическая основа Резолюции была заложена на международной конференции, посвященной развитию традиционной европейской культуры. В конце 1998 г. за полгода до принятия резолюции Европарламента ряд депутатов Европарламента обратились за политическими консультациями по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта к автору этих строк, участвующему в Пятом конгрессе Европейской культуры, и выступившему на пленарном заседании с докладом «Международно-правовой статус Нагорно-Карабахской Республики». Конгресс Европейской культуры (V Конгресс «Cultura Europea», октябрь 1998, Памплона, Испания) был организован Советом Европы, Европарламентом, Парламентской ассамблеей Совета Европы, ЮНЕСКО, католическим орденом «Опус Дэи» (лат. Opus Dei — Дело Божие). В работе конгресса участвовали Председатель Европарламента Хосе Мария Хиль-Роблес Хиль-Дельгадо, Генеральный секретарь Совета Европы Даниэль Тарсис, Генеральный директор ЮНЕСКО Фредерико Майор, Президент Наварры Мигель Санз.
Возрождение независимой, состоявшейся, успешной, ответственной и свободной Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики) – важнейший фактор справедливого поступательного развития современной цивилизации. Недаром французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. Задача цивилизации — обеспечить реализацию нравственного смысла существования мира. Цивилизация невозможна без непрерывного прогресса. Республика Арцах сегодня защищает не только себя, но и систему безопасности в мире, цивилизационные ценности.
25 мая 2010 г. первый спикер Парламента Словакии Фратишек Миклошко сказал: «В Нагорном Карабахе сегодня обсуждается будущее всей Европы». Ф. Миклошко 14 февраля 2012 г. подчеркнул: «В Нагорном Карабахе чудесно сохранены все христианские традиции, о которых уже забыла Европа. В этом плане Карабах является колыбелью новой европейской истории». (http://www.regnum.ru/news/1499069.html).
17 марта 2016 г. член парламента Фландрии, одного из трёх административных регионов Королевства Бельгии, Карим фон Овермейер, констатировал: «Арцах является крепостью не только для армян, но и для Европы». (http://novostink.ru/nkr/148551-arcah-krepost-ne-tolko-dlya-armyan-no-i-dlya-evropy-itogi-vizita-parlamentariev-iz-flandrii-v-nkr.html).
Зрелость и цивилизованность мира зависит от преодоления последствий геноцида армян Турцией и Азербайджаном и окончательного признания Республики Арцах. Ведь важным критерием цивилизованности принято считать наличие и соблюдение права, которое императивно диктует признание Республики Арцах. Этот давно назревший исторический акт несомненно станет основой цивилизационного возрождения и всей Европы и России от Атлантики до Владивостока, а безопасность России и Европы приобретет новое качество. Геноцид был направлен не только против Армении и Арцаха, но и против сердцевины средиземноморско-европейской цивилизации. Интерес России и Европы к вовлечению Армении и Арцаха в современные интеграционные проекты предопределен стремлением России и Европы (нередко на подсознательном уровне) к выходу из системного кризиса современной эпохи постмодернизма, что возможно только на основе возвращения к своим цивилизационным истокам и ценностям, которые зародились на Армянском нагорье. Целый ряд авторитетных ученых, такие как В.Иванов, Т.Гамкрелидзе, Ф. фон Лушан, Э. Мулдашев, Г. Роулинсон, Э. Шульц, Л. Гаупт, И. Орбели, Д. Смит, Л. Вулли, В.Илич-Свитич, П. Кречмер и другие, доказали, что родина индоевропейцев и протоиндоевропейского языка — это Армянское нагорье. Председатель Конституционного суда Чехии Павел Рихетский 3 июня 2015 г. подчеркнул что Армения как колыбель европейской цивилизации вызывает исключительно чувство уважения, и в Чехии готовы к углублению имеющегося сотрудничества с армянскими партнерами. (http://analitikaua.net/2015/pavel-rihetskiy-armeniya-kak-kolyibel-evropeyskoy-tsivilizatsii-vyizyivaet-isklyuchitelno-chuvstvo-uvazheniya/).
Президент Республики Арцах Бако Саакян 25 августа 2016 г. в интервью французским изданиям Journal du Parlement и Comité de l’Europe, говоря об отношениях Арцах – Европа, констатировал: «То, что мы относимся к общей цивилизации, является неоспоримым фактом. Некоторые даже говорят, что Европа заканчивается в Арцахе. Мы считаем, что Европа начинается в Арцахе».(http://www.golosarmenii.am/article/44211/evropa-nachinaetsya-s-arcaxa).
Немецкий историософ Освальд Шпенглер подчеркивал, что цивилизация представляет собой сокровенную борьбу за утверждение идеи против сил хаоса. Затягивание признания независимости Республики Арцах (НКР) – это типичное проявление хаоса в международных отношениях и глобальной безопасности.
Республика Арцах последовательно выступает за укрепление правовых основ в международных отношениях, добросовестно соблюдает международно-правовые обязательства. Международное право четко фиксирует обязанность признания Республики Арцах, которая отвечает всем требованиям состоявшегося и успешного государства.
Мировое сообщество обязано противодействовать попыткам Азербайджана подвергнуть ревизии общепризнанные нормы международного права, отраженные в универсальных документах, в том числе Уставе ООН. Руководство Азербайджана, забыв свои обязательства перед ОБСЕ, Советом Европы, ООН, систематически угрожает новой агрессивной войной, целью которой является захват земель Республики Арцах и Республики Армения и этнические чистки.
Азербайджан должен признать концепцию мирного сосуществования и сопроцветания на основе взаимного признания Республики Арцах (НКР) и Азербайджана. Вместо этого, руководство Азербайджана систематически заявляет о стремлении стереть с карты земного шара две соседние европейские страны — Республику Армения и Республику Арцах (Нагорно-Карабахскую Республику). Конфликт между бакинскими милитаристами, стоящими во главе Азербайджана, и Республикой Арцах (Нагорно-Карабахской Республикой) носит ценностный характер. Попытки подчинить свободный, успешный и демократический Арцах (Нагорный Карабах) тоталитарному и геноцидному Азербайджану являются нонсенсом в XXI веке, попыткой демонтажа европейской культуры, отмены ценностей свободы и справедливости. Признание независимости Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики), как неминуемая и неизбежная парадигма, – это метод возрождения международного права, безопасности и стабильности.
В 1999 г. депутаты Европарламента осознали значимость свободного и независимого Арцаха для всей Европы от Атлантики до Владивостока перед лицом не только геополитических, но и духовных вызовов грядущего столетия. Как констатировала участница Пятого конгресса Европейской культуры российский политический деятель, доктор исторических наук Н.А. Нарочницкая «ибо материя без духа не творит историю».
Эта статья также здесь
One thought on “Рубен Заргарян: Европарламент 20 лет назад признал Нагорно-Карабахскую Республику”