Интервью председателя парламента Республики Западная Армения Армена Тер-Саркисяна 25 октября 2018 г. информационному агентству «Ноян тапан» (Ереван). Стать гражданином Республики Западная Армения можно, заполнив простую онлайн форму
Видео (55 минут, на 1 ноября 2018 г. — 1800 просмотров).
Ведущая Гаяне Аракелян предложила Армену Тер-Саркисяну рассказать на русском языке, имея в виду русскоязычную аудиторию и 4 миллиона армян, живущих в странах СНГ вне Армении, в т.ч. 3 миллиона в России.
Очередные вторые выборы депутатов парламента Республики Западной Армении проходили в соответствии с 21 статьей Всеобщей Декларации прав человека и Законом Республики Западная Армения (ЗА) о государственном устройстве, о праве и регламенте депутатов ЗА и решением 7-ой сессии парламента ЗА в мае 2018 г.
Первые выборы прошли с 22 ноября до 1 декабря 2013 г. путём тайного прямого голосования. 17837 граждан ЗА избрали 64 депутата из 41 страны. Пять лет развития привели к качественно новому уровню. В выборах 1-5 сентября 2018 г. приняло участие уже 51505 избирателей из 47 стран. Была сформирована Центральная Избирательная комиссия провела всю подготовительную работу с мая по сентябрь 2018 г. Были зарегистрированы и проверены списки избирателей, кандидатов в депутаты. За указанный период было 19 заседаний этой комиссии. Из 112 кандидатов в депутаты были утверждены 101. Отказано было тем, кто не предоставил достоверные сведения или не было всех требуемых Законом ЗА документов. Основное количество голосование прошло посредством Интернета, но были и локальные участки для голосования в Армении, Ливане, России, США. Было создано два специальных веб сайта для получения гражданства и для голосования и отображением информации на 6 языках: армянском, западно-армянском, русском, английском, турецком, арабском. На сайтах была информация о кандидатах, об условиях выборов, итогах выборов.
Гражданами могут стать все лица, кто заявляют, что они потомки граждан ЗА или кто спаслись от Геноцида со стороны в Турции. При этом достаточно словесного заявления о корнях в ЗА. Заявитель после регистрации и заполнения сведений о себе становится гражданином Указом президента ЗА. Все граждане имеют равные права.
В 2018 году участвовали люди из Армении, Арцаха, России, Франции, США, Канады, Бразилии, Боливии, Франции, Швеции, Германии, Швейцарии, всех стран бывшего СССР, из стран Ближнего Востока – практически из всех стран, где сформированы традиционные армянские общины. Из стран бывшего СССР – около 40% граждан ЗА. Увеличилось число граждан, проживающих на временно оккупированной Турцией территории Западной Армении. Были активно использованы соцсети. В отличие от 2013 г. печатные и электронные СМИ по непонятным причинам слабо освещали выборы.
Депутаты были избраны из 11 стран, в т.ч. из Республики Армения, России, США, Франции, Ливана, Сирии, Швейцарии, Швеции. Корни депутатов были из 27 регионов ЗА: Битлис, Сасун, Муш, Киликия, Урфа, Эрзрум, Ван, Тигранакерт, Карс, Амшен и др.
Среди избранных депутатов – пять представителей коренных народов и национальных меньшинств ЗА: греки, ассирийцы, езиды. 19 женщин. Из предыдущего состава депутатов 48 переизбрались, сохранили мандаты, а 53 избраны заново. Это означает преемственность поколений. Представлены все возрастные группы: больше половины депутатов возраста от 40 и выше, но есть и 25-30-летние, в т.ч. молодые юристы. Молодежь очень активно участвовала в выборах – более 30% избирателей были до 30 лет. Отрадно, что молодёжь всё активнее интересуется корнями, правовыми аспектами, связанными с Западной Арменией…
Люди, солидарные с Республикой Западная Армения, также могут стать гражданами, не имея корней из этой земли. Стать гражданином можно с 16 лет, а участвовать в выборах – с 18-ти.
В соответствии с Законом, итоги выборов решение Центральной избирательной комиссии должно быть утверждено первой сессией парламента. Эта сессия состоялась 26-30 сентября в гостинице «Париж». 26 сентября прошло рабочее заседание с согласованием повестки дня сессии, предварительного обсуждения кандидатур, комиссий. 27 и 28 сентября прошли пленарные заседания. 29-30 сентября работа продолжалась в постоянных комиссиях.
Первым делом сессия утвердила решение Центральной избирательной комиссии об итогах выборов, утвердила мандаты депутатов и повестку дня. Были избраны руководящие органы парламента: председатель и два заместителя председателя, были утверждены постоянные комиссии и их председатели и члены. После этого в соответствии с Законом состоялись выборы президента Республики Западная Армения. Единогласно был избран Радик Хамоян. По предложению президента была представлена кандидатура премьер-министра Тиграна Пашабезяна, и парламент утвердил его в этой должности.
Одним из важнейших решений, который принял парламент за всё время работы, было согласование на последней 7-ой сессии первого созыва 29 мая с.г. подготовлпенного правительством Обращения к ООН и главам государств постоянным членам Совета безопасности ООН «О претворении в жизнь и реализации установления Республики Западная Армения (Государство Армения) в пределах территории, установленной Арбитражным решением 28-ым президентом США Вудро Вильсона». Это было самое серьёзное решение парламента и правительства ЗА по претворению в жизнь и исполнению наших основных целей. Были на сессии и вопросы Конституции, а именно рассмотрен в третьем чтении проект Конституции, который планируем утвердить новым составом парламента и вынести на всеобщее народное обсуждение (референдум) и утвердить. Это будет первая Конституция Республики Западная Армения.
Факт Обращения в ООН означает переход на качественно новый уровень. Вместе с тем, новый состав парламента улучшился не только количественно, но и качественно: избраны 9 видных и заслуженных деятелей культуры (гусаны, руководители ансамблей), учёные (академики, профессора, сотрудники университетов), усилено представительство ветеранов войны (генералы, полковники, военнослужащие, ветераны органов безопасности), 12 руководителей СМИ (в России, Армении, Франции, Израиле, США), спортсмены (многократные чемпионы мира по разным видам спорта), видные деятели общин (Европы, Ближнего Востока).
Одним из важных решений первой сессии второго созыва в сентябре – это третье Обращение в ООН по предложению правительства (после второго в мае) – «О деоккупации территории Западной Армении». Это очень серьёзный документ. Над ним работали наши юристы, дипломаты, военные
Перед указанными Обращениями для правовой базы мы присоединились и ратифицировали парламентом наиболее значимые международные договора, конвенции и декларации. Документальная же база для признания Республики Западная Армения это, в первую очередь, договора и решения, принятые международным сообществом в 1920-ых годах. Мы, как государство-продолжатель (не правопреемник) Республики Западная Армения (Государство Армения), взяли на себя все права и обязанности Государства Армения. Из правовых документальных основ это:
— решение Верховного Совета Союзных государств от 19 января 1920 г., когда де-факто было признано Государство Армения,
— 11 мая 1920 г., когда было признано де-юре,
— Декрет Совнаркома России «О Турецкой Армении» (О Западной Армении) в январе 1918 г.,
— Севрский мирный договор 10 августа 1920 г.,
— Декларация о независимости Армянской Киликии 4 августа 1920 г.,
— Арбитражное решение 28-го президента США Вудро Вильсона 22 ноября 1920 г.
и другие международные акты, в которых указаны права армянского народа на территорию Западной Армении.
Конечно, есть разные скептики, по-разному интерпретирующие исторические документы, но мы тверды в своей позиции.
Помимо блока исторических документов по Западной Армении есть и иной блок, в частности:
— Всеобщая Декларация прав человека (в т.ч. статья 21),
— Декларация прав коренных народов, на основании которой мы создали институт идентичности и гражданства.
После присоединения и ратификации нашим парламентом десятков международных договоров, конвенций и деклараций мы передали соответствующие ратификационные грамоты в установленном порядке странам-депозитариям. Важнейшей основой и стратегией нашей Республики Западная Армения является наша Декларация о постоянном вооружённом нейтралитете – в соответствии с Конвенцией 1907 года. Мы формируем наши структуры на основе этой стратегии.
Таким образом, наша деятельность и, в частности, Обращения в ООН имеют серьёзную правовую документальную базу.
Обычно говорят о триединстве: Армения-Арцах-Диаспора. Мы считаем, что необходимо дополнить это четвёртой составляющей – Республикой Западная Армения (точнее, армяне Западной Армении и Ближнего Востока). Исходя из этого, мы уверены, что мир на Большом Ближнем Востоке может наступить только после справедливого решения Армянского Вопроса, после претворения в жизнь пунктов Севрского договора, после т.н. Севр-2. Справедливое решение Армянского Вопроса – гарантия установления и залог мира на Большом Ближнем Востоке.
В мире есть разные общественные организации с именем Западная Армения, но мы представляем Государство – Республику Западная Армения. Например, в США есть организация, занимающаяся страховыми выплатами потомкам Западной Армении. Это важный, но частный вопрос или направление деятельности. И они используют название Западная Армения и символику. Есть общественные организации, которые имеют своё видение и, например, призывают стать гражданами Турции и так в судах Турции пытаться решать вопросы и защищать свои права. Государственность и государство может быть только одно, и именно мы его представляем.
В нашей Республике Западная Армения идёт постоянный процесс самоочищения. Так, в 2014 году несколько человек за свои грубейшие ошибки и деяния были решением парламента освобождены от занимаемых должностей. Однако вместо признания ошибок один провозгласил себя премьер-министром правительства в изгнании в каком-то городе. Бывшему президенту Западной Армении за совершённые преступления (попытка узурпации власти и т.д.) был парламентом высказан вотум недоверия и он был освобождён от должности. Однако он продолжает выступать, не имея на то полномочий, и использовать атрибутику, флаг, причем изменили герб. Всё это вторично.
Единственное, что на сегодня есть, — это легитимные структуры Республики Западная Армения. Это парламент, вторые выборы которого прошли в сентябре. Это вотум доверия нашего народа – 51505 избирателей. Это правительство, которое сформировано во главе с Тиграном Пашабезяном. Это институт президента во главе с Радиком Хамояном. Это институт гражданства. Всё это – работающие механизмы.
Есть один легитимный избранный орган – парламент. Разные структуры вне этого это реализация амбиций отдельных людей, которым парламент выразил вотум недоверия.
Поэтому надо быть точными в формулировках — нет речи о расколе. С 2004 года, когда сперва сформировался Национальный совет в Шуши, группа наших патриотов, ополченцев, представителей интеллигенции сделала первый шаг, и мы благодарны им за это. Однако за последние 14 лет было определённое развитие – так, в 2014 году движение из структуры Национального совета перешло в форму парламента и госструктур. При этом самоочищение в развитии – нормальный процесс. Цель, надеюсь, и у других организаций та же, что и у нас – справедливое решение Армянского Вопроса. Наши следующие шаги будут направлены также на защиту и реализацию всех прав, имеющиеся у армян Западной Армении, потомков жертв Геноцида – как коренному народу. Также – установление Республики .западная Армения на территории ЗА. Это и установление независимости Армянской Киликии, окончательное уточнение и установление границ Республики ЗА, в частности, с учётом статьи 92 Севрского договора. Это и полная компенсация ущерба, нанесённого нашему народу в годы Геноцида армян и в результате геноцидальной политики. В связи с этим, важно отметить следующее. В парламенте ЗА сформированы 15 постоянных комиссий: по правовым вопросам, по вопросам образования, культуры, международных отношений и другие. Раньше их было 13. Во время сентябрьской первой сессии второго созыва, учитывая задачи, стоящие перед нами, депутаты решили добавить две комиссии: комиссия по вопросам признания, осуждения Геноцида армян и возмещения ущерба за него и комиссия по вопросам коренных народов и национальных меньшинств.
Легитимность Государства Армения (Республики Западная Армения) подтверждается также Конвенцией Монтевидео, в которой артибутами государства названы: территория, население, институты власти и отношения с другими государствами. Разве территория перестаёт быть территорией государства, если она оккупирована другим государством? Часть населения ЗА была уничтожена во время Геноцида, другая была вынуждена покинуть Родину, третья часть была вынуждена исламизироваться – эти люди разве прекратили быть населением? У нас были прекращены институты государственной власти, но они восстановлены в соответствии со статьей 21 Всеобщей Декларации прав человека и Декларацией о правах коренных народов 2007 года. Уже во второй раз прошли прямые тайные выборы, сформированы правительство и другие институты власти. После утверждения премьер-министра у него месяц для формирования правительства. Однако некоторые члены правительства уже прямо во время сессии были предложены премьер-министром и согласованы парламентом, как того требует Закон ЗА. Из них назову несколько имён: министр образования Вреж Кесоян, министр культуры Юлия Гилоян (ранее была председателем комиссии по культуре парламента), вице-премьер Петрос Кешишоглян, министр по особым поручениям в США Бедрос Аджиян. Это значимые фигуры с большим многолетним опытом ежедневной практической работы. Это атрибуты государства. В рамках развития международных связей важная цель – связи с ООН, куда мы направили три Обращения, о двух из которых было сказано выше. Первое Обращение было заявлением с просьбой о вступлении в ООН. Для этого парламент полностью признал Устав ООН. В этом отношении у Республики Западная Армения есть прямой и косвенный диалог. Процессуальные вопросы сложны и решаются не за один день, это долгий процесс – многие страны годами ждут решения о членстве в ООН. Но весь пакет необходимых по требованиям Устава ООН документов сдан. Так. Второе Обращение по уставновлению Республики Западная Армения это пакет документов на 120 листах. Мы уверены в положительном решении нашего заявления в ООН, поскольку всем людям доброй воли в мире нужен только мир. А установление мира в регионе Большого Ближнего Востока невозможно без справедливого решения Армянского Вопроса. Все страны это понимают. Около века наш Армянский Вопрос был затенён и замалчиваем в повестке дня. Мы, как государство-продолжатель, вернули его в активную повестку дня, заявляем и боремся за свои абсолютно законные права. Эти права требуют своего решения, и я уверен, что мы и наши дети должны и будем жить в мире на нашей Родине – Западной Армении. Конечно, она сейчас временно оккупирована, но надеюсь, скоро добрая воля и справедливость восторжествует, наша страна, государство возродится на своей исторической территории, которая для нас, коренного многотысячелетнего народа, является Родиной. Это даёт нам основания быть настроенными решительно в достижении цели. Временные политические разногласия между сверхдержавами в какой-то момент найдут точки соприкосновения, взаимопонимания и это отразится в решении Армянского Вопроса. Потому что это «добрый» вопрос, «хороший», требующий справедливого решения. Процесс продолжается, Республика Западной Армении развивается – только за месяц после выборов 2700 армян подали заявления о приёме в гражданство. Гражданами могут стать любые люди, в первую очередь, чьи корни из Западной Армении или чьи предки спаслись от Геноцида. Но и другие армяне тоже имеют это право.
Гражданство Республики Западная Армения бесплатно, форма простая (на 6 языках) — http://citizenship-western-armenia.info/ru/ch-3
Сайт парламента Республики Западная Армения (на 6 языках) — http://parliament-wa.info/ru/
2 thoughts on “Армен Тер-Саркисян. Справедливое решение Армянского Вопроса — залог мира на Большом Ближнем Востоке”