В апреле 2021 года в первом номере журнала «Вестник общественных наук» Академии наук Армении вышла большая (стр. 114-143) статья Владимира Ружанского (Российско-армянский университет, кафедра Всемирной истории и зарубежного регионоведения).
Перед полным текстом статьи приводим интервью с автором на ютуб канале ИА HAYASA, опубликованное также перед международным днём Памяти жертв Геноцида армян в Турции 24 апреля.
АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ЛОББИ ИЗРАИЛЯ: ГЕНЕЗИС, РЕСУРСЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Владимир Ружанский
Вступление
Тема этнических лобби в Израиле и, в частности, азербайджанского, до настоящего времени не стала предметом специального исследования.
Между тем без фундаментального исследования вопросов, связанных с местом и влиянием этнических лобби на социум и политическую систему Израиля, невозможно составить целостное представление об этой стране.
Настоящая статья призвана в какой-то мере восполнить этот пробел.
В соответствии с поставленной целью данная работа направлена на решение следующих задач:
- выявление основных факторов в формировании азербайджанского лобби Израиля;
- рассмотрение структуры и принципов деятельности азербайджанского лобби Израиля;
- определение целей и степени влияния азербайджанского лобби Израиля.
В качестве методологической базы для написания данной статьи использованы методы мир-системного анализа, в частности, для исследования взаимоотношений центра и периферии, когда центром являются политические элиты, а периферией – этническое лобби. На основе мир-системного анализа рассматриваются и отношения между репатриантами и израильскими элитами – в соответствии с триадой: дивергенты, конвергенты и инсургенты.
Особое внимание уделено, во-первых, феномену выделения горских евреев в первые два десятилетия двадцать первого века в могущественную финансовую элиту современной России и, во-вторых, месту и влиянию этой общины как в еврейских диаспорах, так и в азербайджанско-израильских отношениях.
Генезис этнических лобби в Израиле
Организационно этническое лобби в форме репатриантских партий строилось на основе неправительственных общественных организаций, прежде всего – многочисленных землячеств, например, выходцев с Украины или объединения бухарских и горских евреев.
Главное предназначение подобных объединений заключается в обеспечении постоянной связи этнополитического лобби с электоратом в период между выборами и его мобилизация непосредственно уже в ходе выборов. В качестве инструмента политики такие объединения очень удобны и эффективны для руководства этнического лобби по целому ряду причин.
Во-первых, данная форма организации позволяет этническому лобби в форме репатриантской партии не только постоянно поддерживать связь с потенциальным электоратом в период между выборами, но также контролировать и влиять на репатриантскую массу путем оказания определенной поддержки в бытовых и в административных вопросах, например, раздачей недорогих подарков к праздникам и организацией бесплатных мероприятий типа концертов и встреч с известными политиками.
Во-вторых, подобные объединения позволяют руководству лобби без особых усилий создать у членов репатриантских организаций ощущение сопричастности к общественным и политическим процессам в стране, уверенность в поддержке землячества, а также ощущение собственной значимости за счет общения с политической элитой в лице партийных функционеров в центре и на местах.
В-третьих, землячества не требовали и не требуют серьезного финансирования, их руководство довольствуется в основном подарками к праздникам, а рядовые участники довольствуются бесплатными мероприятиями в рамках общинной жизни.
Безусловно, нельзя рассматривать вышеупомянутые репатриантские объединения как безликую массу: эти организации и ассоциации отличаются друг от друга по многим параметрам, прежде всего масштабностью, степенью влияния и статусом в репатриантской среде.
Однако из всех репатриантских объединений, пожалуй, только одно можно вполне определенно назвать кланом внутриэтнического лобби и это – «АзИз» (Ассоциация Израиль – Азербайджан).
Среди многочисленных общинных и этнических организаций Израиля АзИз занимает особое место как по ресурсам и возможностям, так и в соответствии со своим влиянием на местную политику.
Факторы формирования азербайджанского лобби в Израиле
Международная ассоциация Израиль – Азербайджан: «АзИз», была создана довольно поздно, если сравнивать её с другими репатриантскими объединениями – лишь в 2007 году или спустя восемнадцать лет после начала «Большой Алии» [1]. Тому есть ряд причин.
Во-первых, представители азербайджанской диаспоры нуждались в защите своих интересов меньше, чем репатрианты из других частей бывшего СССР, поскольку весьма успешно адаптировались в Израиле к новым условиям жизни. Это выразилось, прежде всего, в быстрой или даже стремительной интеграции азербайджанских евреев на местном рынке труда в качестве квалифицированной рабочей силы.
Выходцы из Азербайджана заявили о себе прежде всего в местных русскоязычных СМИ.
Например, уроженцы Баку доминировали на русскоязычном канале израильского радио «Кол Исраэль» – «РЭКА» и позднее на телеканале «Израиль плюс» для новых репатриантов из СССР – СНГ.
Наиболее известные представители азербайджанских евреев – Йосеф Шагал и Давид Кон, о которых речь пойдёт ниже, помимо работы на телевидении в начале девяностых годов прошлого века редактировали в Израиле целый ряд русскоязычных газет. Успех и влияние выходцев из Азербайджана в русскоязычных СМИ Израиля обеспечил этой группе репатриантов заметное место и влияние в репатриантской среде в целом.
Во-вторых, степень взаимоподдержки как среди ашкеназов, так и среди горских евреев, выходцев из Азербайджана, всегда была достаточно высокой.
Горские евреи, уроженцы Азербайджана, всегда были одной из самых сплочённых еврейских общин на территории советского и пост-советского пространства. Интересно в этом отношении высказывание на сайте горских евреев «Горские точка ру»:
«Кто они ‒ горские евреи – мощная финансово-экономическая и политическая группировка? Жители Кавказа считают их евреями, евреи относят их скорее к кавказцам, но в среде тех и других они стали мощной группировкой как на Кавказе, Ближнем Востоке, так и во многих уголках мира: экономическая власть (ряд представителей общины входит в 100 ведущих миллиардеров «Форбс»), политическое влияние, жёсткая корпоративность и поддержка друг друга – непременные атрибуты современного клана, почитающего, с одной стороны Тору, с другой – считающего Кавказ своею Родиной, – это симбиоз народности, называющей себя жугьури, что означает «горский еврей» [2].
Роль горских евреев в формировании азербайджанского лобби Израиля будет рассмотрена ниже.
А здесь следует отметить следующее: азербайджанская община Израиля являет собою пример весьма успешной адаптации репатриантов к новым реалиям, а ресурсы азербайджанских евреев уже изначально позволяли им создать нечто гораздо большее, нежели просто землячество.
Однако для создания лобби нужны были два других не менее важных фактора: политический и финансовый.
Оба этих фактора окончательно сформировались во второй половине 2000-х годов.
Политический фактор
Говоря о политическом факторе в формировании азербайджанского лобби, отметим прежде всего его главные составляющие.
Во-первых, это стратегия Израиля по созданию периферийных альянсов с неарабскими мусульманскими государствами, которые не граничат непосредственно с Израилем, но при этом имеют общую границу с его потенциальными противниками.
Данная концепция начала реализовываться сразу же после провозглашения независимости государства Израиль [3].
Первоначально стратегическим союзником Израиля в рамках концепции периферийного альянса были Иран и Турция.
Однако Исламская Революция в Иране в 1979 году и резкое ухудшение отношений с Турецкой республикой в начале девяностых годов прошлого века вынудили Израиль искать замену прежним стратегическим союзникам.
С другой стороны, распад СССР открыл перед Израилем новые перспективы в формировании периферийных альянсов.
Наиболее успешным для Израиля направлением в этом стало строительство стратегического партнерства с Азербайджаном.
Как раз в середине двухтысячных годов Азербайджан смог полностью оправиться от последствий войны в Арцахе и резко усилил свои финансовые и политические возможности за счёт высоких в то время цен на нефть. Усилившийся Азербайджан заинтересовал Израиль, прежде всего, как крупный покупатель израильского вооружения и экспортёр нефти. В свою очередь для Азербайджана Израиль является не только поставщиком вооружения и покупателем азербайджанской нефти, но и мостом в налаживании благоприятных отношений с США. Однако серьёзным препятствием для установления официальных дипломатических каналов между двумя странами являлось нежелание Азербайджана портить отношения со своими соседями: Ираном и Турцией. Руководство Азербайджана решило эту проблему за счёт специально созданной в Израиле структуры: Азербайджанского конгресса — по аналогии с Всероссийским азербайджанским конгрессом. Эта неправительственная организация была создана двадцать седьмого августа 2007 года [4].
Здесь следует отметить, что идея использовать азербайджанскую диаспору в качестве инструмента влияния была популярна среди руководства Азербайджана ещё в начале девяностых годов прошлого века, то есть сразу же после обретения Азербайджаном независимости. Однако реализовываться эта идея начала лишь в начале 2000-х годов с созданием в 2001 году Координационного совета азербайджанцев мира под председательством Гейдара Алиева, президента Азербайджана в те годы. Целью этой организации является объединение, контроль и использование азербайджанской диаспоры в интересах Азербайджана.
Всеми вопросами, связанными с азербайджанской диаспорой, занимается специально созданный для этого государственный комитет. Решение о создании государственного комитета было принято на первом съезде Азербайджанского конгресса. И хотя Азербайджанский конгресс официально является общественной организацией, его деятельностью руководит президент страны, возглавляющий Координационный совет азербайджанцев мира. В основе деятельности этой структуры положен принцип «азербайджанизма», о котором речь пойдёт ниже.
Первым председателем Координационного совета азербайджанцев мира был бывший президент Азербайджана Гейдар Алиев. В настоящее время обязанности председателя исполняет нынешний президент Азербайджана – Ильхам Алиев. Азербайджанский конгресс в Израиле является филиалом Конгресса азербайджанцев мира.
При Азербайджанском конгрессе был открыт азербайджанский культурный центр. Вышеописанные азербайджанские организации далеко не единственные из действующих в Израиле.
Для эффективной деятельности всем этим организациям нужен был официальный статус и общая платформа для продвижения азербайджано-израильского стратегического партнерства. Такой платформой для азербайджанских структур в Израиле стала Ассоциация Израиль – Азербайджан, «АзИз». Таков был политический фактор создания «АзИз».
Экономический фактор создания азербайджанского лобби
В качестве экономической причины для создания азербайджанского лобби в Израиле следует считать стремительное усиление в это же время, то есть, в первое десятилетие XXI века, кланов горских евреев в Москве.
Это прежде всего кланы Я.М. Якубова (Яков Мелик-Садыкович Якубов, он же Якум Мелик Садых-оглы Якубов и он же Якуб Мелин Сарль-оглы Якубов), Зараха Илиева, Геннадия-Романа Манаширова, Года Нисанова и Германа Захарьяева.
Участие в деятельности «АзИз» позволяет вышеупомянутым миллиардерам из числа горских евреев, уроженцев Азербайджана, расширить как свои финансовые возможности, так и повысить свой социальный статус сразу в трёх странах: в России, в Израиле и в Азербайджане.
С другой стороны, именно эта группа наиболее богатых горских евреев способствует укреплению стратегического союза не только между Азербайджаном и Израилем, но также и Азербайджаном и Россией, с одной стороны, и Россией и Израилем – с другой.
Отметим, однако, что социальный статус и финансовое могущество глав вышеперечисленных кланов целиком зависят от политических изменений в Москве. Эта ситуация обусловлена прежде всего тем, что именно в Москве находятся основные владения и источники дохода глав вышеупомянутых кланов. Поэтому усиление или, наоборот, ослабление позиций лидеров горских евреев в Москве всегда связано со сменой руководства в высших эшелонах власти российской столицы.
Так, пик могущества Тельмана Исмаилова и Романа Манаширова из бакинского клана горских евреев приходится на годы правления в Москве Юрия Лужкова. И наоборот, крах вышеупомянутых персон и возвышение горских евреев из клана Красной Слободы – Якова Якубова, Года Нисанова, Германа Захарьяева и Зараха Илиева – приходится на годы правления Сергея Собянина, с которым у Нисанова и Захарьяева есть общий бизнес.
Роль горских евреев отнюдь не ограничивается одним только экономическим аспектом в формировании и укреплении израильско-азербайджанского альянса. Не менее значимая роль принадлежит горским евреям также в идеологическом и пропагандистском аспекте израильско-азербайджанского стратегического сотрудничества, поскольку идеологическим фундаментом для действующих в Израиле азербайджанских объединений является «азербайджанизм» – калька с турецкой идеологии пантуркизма, приспособленная под азербайджанские интересы и реалии.
Суть этой концепции заключается в том, что под азербайджанской диаспорой подразумеваются не только этнические азербайджанцы, но и представители других национальностей и конфессий кроме армян.
Что касается «азербайджанизма» в отношении евреев, то здесь основной акцент делается как раз на историю еврейской общины в Азербайджане, которая, в соответствии с официальной азербайджанской трактовкой, не была омрачена враждой, а наоборот, характеризовалась дружественными отношениями между двумя народами.
Так, например, посёлок Красная Слобода в Кубинском районе Азербайджана представлен в азербайджанском агитпропе как единственное на всём постсоветском пространстве и даже во всей Европе место, где всегда жили и продолжают компактно проживать евреи (Еврейское население Красной Слободы составляет сегодня, по разным оценкам, от трёх до пяти тысяч человек).
Данный факт позволяет азербайджанскому агитпропу позиционировать Азербайджан как страну мультикультурную и толерантную к другим религиям и этносам, где мирно, без противостояния на национальной или конфессиональной почве сосуществовали и сосуществуют разные по религии и происхождению народы.
Что касается конкретно евреев, то азербайджанский агитпроп в этом направлении строит свою деятельность на двух главных тезисах: в Азербайджане всегда дружественно относились к евреям и в республике никогда не было антисемитизма [5].
Не менее важным фактором горские евреи Азербайджана стали и в израильской пропаганде.
«…в Израиле, где всё ещё идёт непримиримое противостояние еврейской и палестинской общин, которое иногда истолковывается как религиозная нетерпимость, большинству стали несколько непривычны сведения о нормальном совместном проживании мусульман и евреев в Азербайджане. Это, во-первых, послужило основанием того, что израильский конфликт стали всё более истолковывать не как религиозный, а как межэтнический» [6].
В связи с вышесказанным следует отметить важный факт: не только азербайджанский агитпроп, но и Академия наук Азербайджана всерьёз занимается темой горских евреев непосредственно с момента установления дипломатических отношений между Израилем и Азербайджаном.
Так, уже в феврале 1992 года Академией наук Азербайджана совместно с Международной Ассоциацией иудаики и еврейской культуры был организован Международный коллоквиум на тему «Горские евреи: история и современность».
С этого времени такого рода научные мероприятия в Баку проводились регулярно.
Так, например, с 24 по 26 апреля 2001 года под эгидой Азербайджанской Академии наук в Баку прошёл международный научный симпозиум «Горские евреи Кавказа», в котором помимо азербайджанских историков приняли участие исследователи России, Израиля и США.
С этого времени научные мероприятия по теме горских евреев проводятся уже не только в Баку, но и в Израиле.
Так, в январе 2004 года Российским Фондом сохранения и развития еврейской культуры совместно с Всемирным Конгрессом горских евреев была организована международная конференция под названием «Современные проблемы самоидентификации и сохранения традиций горских евреев» (Тель-Авив, Университет им. М. Бар-Илана, 22 января 2004 г.), которая завершилась частичным изданием её трудов.
Интерес к горским евреям со стороны как Израиля, так и Азербайджана определяется, в первую очередь, головокружительным финансовым успехом и влиянием, которых добились представители этой общины в первые два десятилетия двадцать первого века.
Этот феномен и его влияние как на внутреннюю политику России, Израиля и Азербайджана, так и на взаимоотношения этих стран становятся предметом исследования со стороны научных кругов только в последние годы уходящего десятилетия.
Однако в данной статье рассматривается только участие горских евреев в деятельности азербайджанского лобби Израиля.
Главным ресурсом, как финансовым, так и политическим, для современной элиты горских евреев была и остаётся Российская Федерация со штаб-квартирой в Москве, где находится львиная доля принадлежащих горским евреям компаний и фондов.
Возвышение горских евреев началось в последние годы советской эпохи и было связано прежде всего с уроженцем Баку Тельманом Исмаиловым, Черкизовский рынок которого стал стартовой площадкой для других кланов общины: братьев Манашировых, Акифа Гилалова, сегодняшних королей российской недвижимости Года Нисанова, Зараха Илиева и Германа Захарьяева.
Финансовое могущество вышеперечисленных семейных кланов сделало находившуюся на задворках диаспоры общину горских евреев привилегированной группой мирового еврейства.
Представители диаспоры горских евреев тесно связаны между собой не только происхождением и азербайджанскими корнями, но и общим бизнесом.
Так, например, братья Манашировы долгое время имели общий бизнес с Акифом Гилаловым, партнерами в бизнесе являются также Год Нисанов и Зарах Илиев.
В рейтинге «Короли российской недвижимости», ежегодно публикуемом экспертами журнала Forbes, первую позицию этого списка в седьмой раз заняли Зарах Илиев и Год Нисанов ‒ владельцы компания «Киевская площадь». В 2018 году их годовой арендный доход впервые превысил $1,5 миллиардов, что сделало компаньонов самыми богатыми рантье России.
Однако одной финансовой деятельностью активность самых богатых горских евреев не ограничивается. Одновременно с финансовым успехом представители горских элит заняли ключевые позиции, в частности, в структурах еврейской диаспоры, прежде всего российской. Так, Год Нисанов с сентября 2014 года является вице-президентом Всемирного еврейского конгресса. Его деятельность, как финансовая, так и благотворительная, отмечена правительственными наградами РФ, а в июне 2016 года Год Нисанов был награждён президентом Азербайджана орденом «За службу Отечеству» 3-й степени «за заслуги в области укрепления дружбы между народами».
Своё влияние семейные кланы горских евреев осуществляют прежде всего через благотворительность. Так, например, в настоящее время отбывающий срок в карельской ФСИН Роман Манаширов и его брат Соломон являлись одними из главных спонсоров еврейского общинного центра в Москве. [7]
В данной публикации благотворительная деятельность горских евреев анализируется лишь в аспекте, непосредственно касающемся азербайджанского лобби Израиля.
Однако раскрывая эту тему, не можем обойти вниманием благотворительную деятельность миллиардеров из числа горских евреев в диаспоре, которая выражается прежде всего в строительстве синагог и центров изучения Торы как в России, так и в Израиле, а в Азербайджане – в реставрации еврейской части посёлка Красная Слобода.
К примеру, миллиардер, владелец группы компаний «ЗАР» и президент Всемирного конгресса горских евреев Акиф Гилалов построил в Подмосковье крупнейший в Европе центр изучения Торы, а в Израиле осуществил строительство синагог в Тират Кармеле и в Иерусалиме.
Что касается непосредственно азербайджанского лобби Израиля, то здесь можно отметить следующий примечательный факт: помимо братьев Манашировых, Романа и Соломона, в правление «АзИз» входили и другие известные представители общины горских евреев из Азербайджана.
Это, например, Яков Якубов ‒ владелец казино «Корона» и «Golden Palace», ресторана «Прага», гастронома «Елисеевский» в центре Москвы, торгового дома «Москвичка» на Новом Арбате, офшорной компании «Краунлайн лимитед», зарегистрированной на Кипре, и строительной фирмы ООО «Ливардис» (последней из перечисленных компаний Якубов владеет вместе с Шоломо Кайковым). До недавнего времени входил в правление «АзИз» вместе со своим братом Соломоном и Геннадий-Роман Манаширов.
Однако наиболее важная роль в деятельности азербайджанского лобби Израиля принадлежит «Общественному благотворительному фонду горских евреев» СТМЭГИ, который был учреждён в августе 2001 года семьёй известного российского миллиардера из еврейской части посёлка Красная Слобода Германа Захарьяева.
Фонд Захарьяева занимается издательской деятельностью, публикуя брошюры и книги о горских евреях, издаёт газеты «Бирлик-Юнити» в Азербайджане, «Новую границу» в США, «Кавказскую газету» в Израиле, специальное приложение к Международной еврейской газете (Россия) «Страницы истории и культуры горских евреев».
СТМЭГИ также организует праздничные мероприятия, выдает стипендии студентам и оказывает материальную помощь нуждающимся из числа членов общины.
Фонд Захарьяева является крупнейшей в мире организацией горских евреев. Его штаб-квартира находится в России, а филиалы действуют в Израиле, в Азербайджане и в США.
Фонд СТМЭГИ официально зарегистрирован как в РФ, так и в Израиле.
Согласно финансовому отчёту, опубликованному на сайте израильского министерства юстиции, «Денежные средства и их эквиваленты» СТМЭГИ в 2016 году составляли сто десять тысяч новых израильских шекелей, в 2017 ‒ сто шестьдесят пять тысяч, эквивалентных сорока семи тысячам долларов США.
Для сравнения, в России за 2018 год денежный оборот СТМЭГИ составил один миллион восемьсот тысяч рублей или около двадцати девяти тысяч долларов США. Также для сравнения можно привести пример объединения выходцев из Черкасс, денежный оборот которого в 2018 году составил сто шестьдесят пять тысяч шекелей.
Однако приведенные выше данные не должны вводить в заблуждение исследователей, поскольку, во-первых, возможности фонда СТМЭГИ и его владельца несопоставимы с официальными затратами.
Во-вторых, из приведенных выше данных можно сделать заключение о том, что фонд СТМЭГИ предназначен скорее для пропагандистских эффектов, нежели для серьёзных мероприятий.
И, наконец, в-третьих, более чем скромный денежный оборот СТМЭГИ, возможно, является выражением нежелания его владельца быть обвиненным в финансовом давлении на неправительственные организации.
Что касается связей СТМЭГИ с про-азербайджанским лобби Израиля, то здесь примечательны откровения самого основателя и президента этого фонда, а также вице-президента Российского еврейского конгресса Германа Захарьяева.
В обращении-приветствии к делегатам Третьего съезда международной ассоциации Израиль-Азербайджан Г. Захарьяев отметил дату начала сотрудничества Фонда СТМЭГИ с «АзИз» 2008 годом, «когда ко мне с предложением о поддержке обратилась инициативная группа, создавшая неправительственную Ассоциацию дружбы Азербайджана и
Израиля «Азиз». Я с радостью согласился, так как понимал, что это очень важно для поддержки и продвижения культурных, экономических и политических интересов обоих государств. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что не ошибся» [8].
В чём выразилась эта поддержка, можно только предполагать.
В своём выступлении Г. Захарьяев отметил, что «Её («АзИз») деятельность и успехи широко известны во многих странах, а роль в развитии межгосударственных связей с каждым годом усиливается», подчеркнув, что основным направлением деятельности ассоциации является «сохранение и популяризация культуры Азербайджана в Израиле и в местах проживания еврейской диаспоры».
Г. Захарьяев также назвал «АзИз» «соединительным звеном для наших народов», а Израиль и Азербайджан – братскими странами [9].
Фонд СТМЭГИ активно сотрудничает не только с Ассоциацией Азербайджан – Израиль, но также с Фондом Гейдара Алиева.
К примеру, при поддержке Фонда Гейдара Алиева проводятся ремонтно-восстановительные работы на территории еврейского кладбища в селе Муджи Исмаиллинского района Азербайджана [10].
Данная акция удачно вписывается в израильскую стратегию периферийных альянсов и позволяет как Израилю, так и Азербайджану не только использовать еврейскую диаспору обеих стран для укрепления политических связей между ними, но и создать гуманитарное прикрытие для тесного азербайджано-израильского сотрудничества в военной сфере.
Что касается бюджета Центра выходцев из Азербайджана АзИз» ‒ под таким названием официально зарегистрирована Ассоциация «Израиль ‒ Азербайджан» на сайте министерства юстиции Израиля, то в 2017 году он составил шестьсот пятнадцать тысяч новых израильских шекелей, что равнозначно, приблизительно, ста семидесяти шести тысячам долларов США.
В следующем, 2018 году бюджет «АзИз» составил уже восемьсот пятнадцать тысяч новых израильских шекелей или приблизительно двести тридцать три тысячи американских долларов [11].
Для сравнения, оборот старейшего объединения репатриантов из СССР ‒ СНГ «Всеизраильская федерация русскоязычных израильтян» в 2018 году составил один миллион семь тысяч новых израильских шекелей, а у объединения выходцев с Украины, зарегистрированного в 1988 году, оборот в 2017 году составил 550 тысяч шекелей; у Товарищества по содействию развитию взаимодействия между Израилем и Украиной оборот составил всего 12,820 шекелей.
При этом такой показатель финансового отчёта как «Денежные средства и их эквиваленты», подразумевающий собственность и имущество «АзИз», увеличился в 2018 году по сравнению с предыдущими годами, прежде всего с 2017 годом, с девяти тысяч четырехсот двух новых израильских шекелей до ста семидесяти шести тысяч НИШ [12].
Из этой суммы двести пятьдесят пять тысяч (255,136) шекелей были получены «АзИз» в качестве «поддержки от местных органов власти». Остальную часть бюджета «АзИз» в 2018 году составили «пожертвования» из Израиля. В графе отчёта о пожертвованиях из-за границы фигурирует цифра ноль.
Анализируя бюджет «АзИз», важно отметить, что официально организация состоит из семи человек. Все остальные члены этой организации, начиная от правления и заканчивая волонтёрами, участвуют в деятельности ассоциации на общественных началах, то есть без оплаты.
Официально основные расходы «АзИз» составляют организация мероприятий типа съездов и концертов, а также поездки за границу и приём гостей из-за рубежа. Едва ли, однако, все расходы покрываются только за счёт вышеуказанных оборотных средств ассоциации. Учитывая заинтересованность как Израиля, так и Азербайджана в развитии стратегического альянса между двумя странами, «АзИз» может рассчитывать на дополнительные ассигнования с обеих сторон.
Людские ресурсы азербайджанского лобби
Азербайджанское лобби Израиля обладает самыми большими среди прочих репатриантских организаций и объединений не только финансовыми ресурсами, но и профессиональными кадрами. Достаточно лишь перечислить имена известных не только в Израиле, но и за его пределами журналистов, политиков, общественных деятелей, связанных с азербайджанским лобби, чтобы в этом убедиться.
Это, например, известный телеведущий, писатель и сценарист Давид Кон, в послужном списке которого работа в качестве специального корреспондента и главного выпускающего редактора в азербайджанском отделении ТАСС, должность главного редактора целой серии израильских газет на русском языке: «Наша страна», «24 часа», «Меридиан» и «Русский израильтянин» и, наконец, работа постоянного ведущего и редактора на русскоязычном канале израильского телевидения.
Дебют Д. Кона в политике в 2012 году был неудачным ‒ партия «Хаисраэлим» (израильтяне), сооснователем и лидером которой он был, не прошла электоральный барьер. Тем не менее, Д. Кон был и остаётся одним из самых влиятельных русскоязычных журналистов Израиля.
Написанные Д. Коном книги и сценарии издаются не только в Израиле, но и в России. Давид Кон входит в правление Ассоциации Израиль – Азербайджан.
Ещё более влиятельным представителем азербайджанского лобби Израиля является также журналист, писатель, сценарист и политик Йосеф Шагал, прославившийся в России своим знаменитым романом «КГБ в смокинге».
Свою карьеру Й. Шагал начал в СССР в качестве заведующего отделом республиканской газеты «Молодёжь Азербайджана», а затем ‒ заместителя главного редактора в Государственном комитете по телевидению и радиовещанию Азербайджанской ССР «Дружба».
После репатриации, как и Д. Кон, Й. Шагал занимался журналистской деятельностью, был главным редактором нескольких израильских газет на русском языке, постоянным ведущим и редактором на русскоязычном канале израильского телевидения «Израиль плюс».
Й. Шагал сыграл одну из ключевых ролей как в формировании, так и в усилении азербайджанского лобби Израиля и в целом в укреплении израильско-азербайджанского альянса.
После избрания в Кнессет в 2006 году Й. Шагал в течение всей своей каденции был председателем межпарламентской группы «Израиль – Азербайджан», а в 2007 году создал международную ассоциацию с тем же названием, известную сегодня как «АзИз», и стал её первым президентом.
Й. Шагал известен в Израиле и за его пределами как наиболее активный лоббист израильско-тюркского стратегического альянса ‒ дважды, в 2007 и в 2009 годах он сопровождал министра иностранных дел Израиля А. Либермана в ходе его официальных визитов в Азербайджан и участвовал в подписании договоров о стратегическом партнёрстве между двумя странами.
В 2011 году за особые заслуги в укреплении азербайджано-израильских отношений Й. Шагал был награждён президентом Азербайджана И.Алиевым Орденом «Достлуг».
Й. Шагал известен также своей антиармянской позицией, в частности, по вопросу о признании Геноцида армян [13].
В директорат «АзИз» в качестве пресс-секретаря этой организации входит Виктория Долинская – уроженка Баку, выпускница факультета журналистики Московского государственного университета.
В Израиль В. Долинская приехала, уже имея достаточный опыт журналистской работы в качестве редактора отдела общественно-политических программ Азербайджанского радио.
Вскоре после репатриации В. Долинская начала работать на русскоязычном канале государственной радиостанции «Голос Израиля», «Радио РЭКА» и в дальнейшем заняла пост заместителя главного редактора.
В конце 2016 года В. Долинская стала редактором и ведущей программ новой корпорации телерадиовещания ‒ «Ха-Таагид-Кан». Входит в совет директоров Союза журналистов Израиля, в совет по прессе («Моэцэт ха-итонут»), является одним из директоров фонда «Керен Еда», объединяющего сотрудников израильского государственного телерадиовещания. С 2012 года Виктория Долинская является также пресс-секретарем «АзИз».
Помимо создателя и первого президента «АзИз» Йосефа Шагала и популярного у русскоязычной массы телеведущего Давида Кона, заметная роль в деятельности азербайджанского лобби принадлежит Арье Гуту, уроженцу Баку, выпускнику Бакинского государственного университета. Гут закончил факультет международных отношений БГУ, где по окончании и преподавал.
В Израиле Арье Гут с двухтысячного года. Здесь он является «экспертом по международным отношениям», главой неправительственной организации «Международные проекты», представительства международного центра мультикультуризма в Израиле, проектным менеджером в области высоких технологий, а также политическим комментатором двух израильских телеканалов ‒ русскоязычного «Израиль плюс» и «Десятки», а также влиятельной англоязычной газеты «The Jerusalem Post».
Именно в его трактовке русскоязычные и англоязычные читатели и зрители в Израиле получают информацию об армяно-азербайджанском конфликте и Ходжалинской трагедии.
Обилие титулов и разнообразная деятельность Гута, его далекие от научных требований «экспертные оценки» (в частности, его безапелляционные обвинения в адрес Армении по поводу антисемитизма), да и сама фамилия «эксперта» заставляют усомниться в реальности данного человека.
Вполне возможно, что за образом Арье Гута скрываются израильские, а также и азербайджанские спецслужбы.
В правление «АзИз» входят также ведущие русскоязычные журналисты: Алена Горелова-Левински, известная на канале «Рэка» израильского радио «Кол Исраэль» как Алона Бреннер, и Фрида Юсуфова – заместитель председателя Всемирного Союза писателей-горских евреев. Она также является членом Союза писателей, журналистов и художников Израиля.
Жизненно важным ресурсом азербайджанского лобби являются израильские политики.
Это прежде всего Авигдор Либерман, влиятельный израильский политик, занимавший в разные годы ключевые посты в правительстве Израиля. В Баку и в Тель-Авиве его называют «архитектором израильско-азербайджанских отношений» [14].
В азербайджанское лобби входит также депутат Кнессета от партии НДИ Авигдора Либермана в течение трёх каденций, бухарский еврей Роберт Илатов, награждённый президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым «Орденом Дружбы» за заслуги перед Азербайджаном.
В целом же партию НДИ, занимающую непримиримую позицию в вопросе признания геноцида армян и лоббирующую израильско-азербайджанский альянс, со всем основанием можно назвать главной структурой азербайджанского лобби Израиля, поскольку к ангажированным Азербайджаном политикам можно отнести не только всех членов Кнессета от этой партии, но и политиков НДИ муниципального уровня из городов израильской периферии, где высок процент репатриантов из СССР – СНГ.
Один только перечень политиков местного уровня, представляющих НДИ и тесно сотрудничающих с «АзИз», уже даёт чёткое представление о степени влияния азербайджанского лобби как в высших эшелонах власти Израиля, так и на периферии страны.
Это мэр города Маалот-Таршиха Аркадий Померанц [15], первый вице-мэр Йокнеама Роман Перес, заместители мэров в городах Кирьят-Ям, Тират-Кармель, Нешер, Афулы, Акко, Кирьят-Гата, Сдерота и Кирьят-Бялика Адам Амилов, Михаэль Коэн (Тират Кармель ‒ город, являющийся побратимом Шемахы в Азербайджане), Эмиль Чайковский, Михаил Баркан (этот политик за поддержку «АзИз» был назначен первым секретарем посольства Израиля в Азербайджане), бывший заместитель мэра Сдерота, а ныне депутат Кнессета Марк Ифраимов.
Во всех этих городах при поддержке вышеуказанных муниципальных политиков действуют отделения «АзИз» либо филиалы Азербайджанского культурного центра в Израиле.
На основании вышеприведенного списка заместителей мэров в городах Израиля можно сделать однозначный вывод о том, что позиции азербайджанского лобби сильны прежде всего на израильской периферии, в городах с высоким процентом репатриантов из СССР – СНГ.
Вместе с тем со всей определённостью можно констатировать, что без поддержки со стороны партии НДИ «АзИз» едва ли достиг бы такой степени влияния на фоне прочих репатриантских организаций.
Поскольку все вышеперечисленные политики муниципального уровня баллотировались на свои посты в качестве кандидатов от НДИ, можно с уверенностью сказать, что «АзИз» является мобилизационным ресурсом для партии НДИ.
Данная ситуация объясняется тем фактом, что именно на периферии сконцентрирована как основная масса русскоязычного населения Израиля, так и выходцев из Азербайджана. По словам генерального директора «АзИз» Льва Спивака, в городах израильской периферии численность русскоязычного электората составляет от пятнадцати до тридцати пяти процентов от общего количества населения. [16]
Поэтому не случайно депутаты и заместители мэров городов израильской периферии от партии НДИ входят в Совет депутатов при президенте «АзИз».
Следует также отметить, что НДИ оказывает всестороннюю поддержку этой организации не только как своему мобилизационному ресурсу, но и как важному инструменту в укреплении израильско-азербайджанского альянса.
Поскольку в укреплении альянса между двумя странами особая роль принадлежит выходцам из Азербайджана, партия НДИ делает всё возможное для того, чтобы монополизировать данный ресурс. Это делается не только путём всесторонней поддержки азербайджанских культурных центров, но и через укрепление связей между городами Израиля и Азербайджана.
Так, например, израильский город Кирьят-Бялик на севере Израиля стал городом-побратимом Исмаиллов в Азербайджане. И ещё один красноречивый факт: в съездах «АзИз» участвуют практически все русскоязычные депутаты Кнессета [17].
Тесное сотрудничество между «АзИз» и НДИ обеспечивается не только общими интересами обеих структур, но и общностью бескомпромиссной позиции руководства партии НДИ и основной массой репатриантов по израильско-палестинскому конфликту. Процент голосов, отдаваемых на выборах в Кнессет за НДИ, когда основную массу электората этой партии составляют репатрианты, говорит сам за себя. В результате такого тесного взаимодействия представительство «АзИз» есть сегодня во всех крупных городах Израиля, а также в населённых пунктах периферии, где русскоязычные составляют значительный процент населения.
Структура лобби
В Израиле «АзИз» выполняет функции организации, собравшей под своей крышей все азербайджанские и про-азербайджанские объединения в этой стране. И хотя структуры азербайджанского лобби Израиля официально считаются неполитическими организациями, в действительности «АзИз» является неотъемлемой частью политической партии НДИ, позиционирующей себя в качестве главного лоббиста интересов репатриантов из бывшего СССР.
Здесь важно отметить следующее: основателем и первым президентом «АзИз» был депутат Кнессета от партии «Наш Дом Израиль» Йосеф Шагал. И именно члены фракции «Наш дом Израиль» в Кнессете торпедировали в 2011 году обсуждение инициативы о признании государством Израиль геноцида армян. Особое усердие в срыве обсуждения данной инициативы проявили уже вышеупомянутый Йосеф Шагал и председатель комиссии Кнессета по образованию на тот момент, депутат от партии НДИ Алекс Миллер.
Одна из главных особенностей «АзИз» заключается в том, что эта ассоциация сумела вовлечь в орбиту своего влияния наиболее известных и влиятельных израильских политиков, прежде всего Авигдора Либермана и его партию «Наш дом Израиль».
Иными словами, «АзИз», с одной стороны, является ассоциацией, объединяющей все азербайджанские организации на территории Израиля, а с другой – одним из кланов в структуре партии «Наш дом Израиль». Как уже было отмечено выше, израильские политики, члены «АзИз», обычно баллотируются в местные органы власти по списку НДИ. Но и те политики, которые не являются выходцами из Азербайджана и официально не входят в состав «АзИз», тесно сотрудничают с этой организацией.
«АзИз» обеспечивает НДИ электорат во время выборов, и вообще мы можем со всем основанием констатировать: «АзИз» – это люди НДИ, а люди НДИ – это «АзИз». Анализируя место «АзИз» в политической системе Израиля и её организационную структуру, следует прежде всего отметить следующее.
«АзИз» позиционирует себя как «Общественную, непартийную и некоммерческую организацию, объединяющую выходцев из республики Азербайджан и из организаций и объединений в Израиле и в Азербайджане, которые вступают в ассоциацию «АзИз» по правилам устава организации, утверждённого на втором съезде ассоциации в июне 2012 года».
Среди официально декларируемых целей «АзИз» содействиует «объединению выходцев из Азербайджана и их успешной интеграции в израильское общество и мировое сообщество, развитие и укрепление политических и экономических связей между республикой Азербайджан и государством Израиль» [18].
Из этого заявления следует, что членами «АзИз», являющейся официально зарегистрированной в Израиле и, следовательно, израильской организацией по определению (регистрационный номер 58053 3586) могут быть не только иностранные граждане, но и организации других государств. Данное положение реализуется и на практике: в состав директората и правления «АзИз» входят руководители филиалов азербайджанских организаций. Например, в директорат «АзИз» входит Рауф Агаларов – директор общеизраильской «международной молодёжной общественной организации Азербайджанская молодёжь Израиля». Эта организация является филиалом основанного 12 марта 2012 года в Баку Всемирного союза азербайджанской молодёжи.
Цели Всемирного союза азербайджанской молодёжи сформулированы на сайте этой организации следующим образом: «Обеспечение защиты национальных интересов Азербайджанской Республики, пропаганда богатого культурного наследив азербайджанского народа, формирование деятельности граждан Азербайджана, обучающихся в зарубежных странах, базы молодёжных кадров, играющих активную роль в формировании сети азербайджанской молодёжи, живущих за пределами страны, интеграция азербайджанской молодёжи в общество, в котором они живут».
Эта организация не фигурирует в реестре общественных организаций (амутот) на сайте министерства юстиции Израиля, однако входит в «АзИз» и действует под крышей этой организации. Вице-председателем ВСАМ в Израиле является некто Шимон Шагал, по всей вероятности, родственник известного израильского политика и журналиста, входящего в азербайджанское лобби Израиля [19].
Также в директорат «АзИз» входит Егяна Сальман – директор азербайджанского культурного центра в Израиле, получающего поддержку непосредственно от Фонда Гейдара Алиева, и Мехман Гулиев, являющийся директором Комитета азербайджанцев Израиля [20].
Другим членом директората «АзИз» является Этибар Ахундов – руководитель объединения этнических азербайджанцев в Израиле, носящего название «Азербайджанская диаспора Израиля».
Информация о вышеперечисленных организациях на сайте министерства юстиции Израиля, в разделе, где перечисляются товарищества, официально зарегистрированные в еврейском государстве, отсутствует, что предполагает неформальный статус АДИ, АМИ и прочих азербайджанских групп, сообществ и организаций, действующих на территории страны.
Однако эти организации проводят в Израиле различные мероприятия, в частности, Дни солидарности азербайджанцев мира.
У организации есть свой интернет-сайт: «Страницы Баку – Международное сообщество бакинцев». О целях этой виртуальной организации на сайте говорится следующее:
«Целью сайта «Бакинские страницы» (Baku Pages) является объединение бакинцев, независимо от их местонахождения, религии, национальности и других различий. Мы пропагандируем бакинскую культуру в англоязычной и русскоязычной аудиториях и делаем всё возможное для объединения бакинцев, проживающих за пределами Азербайджана». При этом подчеркивается, что сайт является «частным неполитическим проектом» и «не имеет отношение к политическими и правительственным организациям и не поддерживается ими» [21].
На основании всего описанного выше можно выделить следующие основные характеристики азербайджанского лобби в Израиле.
- Азербайджанское лобби в Израиле обладает самыми значительными ресурсами как в плане профессиональных кадров, так и в финансовом и политическом отношении. Перечисленные выше имена известных не только в Израиле, но и за его пределами журналистов, политиков, общественных деятелей и финансовых магнатов, поддерживающих тесные связи с Азербайджаном, свидетельствуют о высокой степени влияния азербайджанского лобби прежде всего на израильскую политику и общественное мнение, не говоря уже о влиянии в среде иммигрантов из СССР-СНГ.
- Другой особенностью азербайджанского лобби в Израиле является тот факт, что в его состав входят влиятельные израильские политики, не являющиеся выходцами из Азербайджана и вообще каким-либо образом не связанные с этой страной в прошлом.
- В связи с отмеченным выше раскладом отметим ещё одну особенность азербайджанского лобби в Израиле: ашкеназские и горские евреи представлены неравномерно в различных сферах деятельности этой структуры. Так, в сфере политики и СМИ доминируют ашкеназы, а в сфере финансов – горские евреи, что было продемонстрировано на примерах выше.
- Важной характеристикой азербайджанского лобби в Израиле является его международный характер. Причем благодаря магнатам из числа горских евреев влияние азербайджанского лобби распространяется не только на Израиль, но и на Россию.
- Пятой особенностью азербайджанского лобби в Израиле является его радикальная, крайне правая позиция в вопросе израильско-палестинского конфликта и ярко выраженная антиармянская или даже откровенно армянофобская позиция. Так, в своих выступлениях Йосеф Шагал и Авигдор Либерман не только открыто отрицали геноцид армян, но и постоянно лоббируют в Кнессете отрицательный исход голосования по вопросу признания геноцида. Ярко выраженная антиармянская позиция и риторика выражены и в выступлениях президента «АзИз» Льва Спивака [22].
- Среди характеристик азербайджанского лобби Израиля следует отметить и зависимость расстановки сил внутри лобби не столько от Азербайджана или Израиля, сколько от России. Доказательством тому является судьба некогда могущественных представителей московской общины горских евреев, миллиардеров и меценатов Тельмана Исмаилова и Геннадия Манаширова.
- Отличительной особенностью азербайджанского лобби является также тесное сотрудничество внутри азербайджанской общины между горскими и ашкеназскими евреями, особенно на фоне существующих этнических конфликтов между различными группами евреев в Израиле. Можно также отметить полиэтнический характер азербайджанского лобби: в него входят не только евреи-ашкеназы, горские и бухарские евреи, но и этнические азербайджанцы. Главным приоритетом, определяющим членство и положение в лобби, являются место и влияние того или иного политика, журналиста или общественного деятеля в общественно-политическом раскладе Израиля.
Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что в Израиле открыто существует и активно действует влиятельное азербайджанское лобби.
В заключение данной статьи несколько строк по вопросу антиармянской позиции азербайджанского лобби Израиля.
Как бы ни пытались позиционировать себя в качестве неполитических и занимающихся исключительно вопросами культуры, образования и науки такие организации, как «АзИз» или СТМЭГИ, антиармянская составляющая в деятельности азербайджанского лобби была и есть. Эта составляющая выражается прежде всего в искажённом представлении трагедии в Ходжалы израильскому читателю.
Так например, рупор антиармянской пропаганды в русско- и англоязычных СМИ Израиля Арье Гут в интервью азербайджанскому Агентству международной информации сделал следующее заявление: «Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана этнические чистки, самое бесчеловечное из которых они устроили в городе Ходжалы» [23].
Ежегодно азербайджанское лобби в Израиле проводит митинг в День Ходжалинской трагедии, возлагая при этом всю ответственность на армян.
Усилиями того же Арье Гута Армения представлена в зарубежных СМИ как самая антисемитская страна на постсоветском пространстве.
Так, популярный еврейский сайт Jewish News Service (JNS) опубликовал статью Арье Гута с откровенно провокационным названием и клеветническим содержанием «Антисемитизм в Армении: прямая и явная угроза» [24].
Армении явно не под силу противодействовать подобной деятельности в Израиле в силу объективных причин, таких как отсутствие собственного лобби в Израиле и несопоставимых с Азербайджаном политического влияния и финансовых ресурсов.
Тем не менее, нейтрализация армянофобии и создание реального, благоприятного образа Армении в Израиле и в мире не только возможны, но и необходимы.
Прежде всего, это юридический аспект армянофобии. Любые публикации и высказывания против армян и Армении должны преследоваться по закону так же, как любые высказывания или действия против евреев и любого другого народа.
Если же официальный протест со стороны Армении на публикации в израильских и других зарубежных СМИ антиармянских материалов отсутствует, то это даёт авторам подобных материалов уверенность в собственной безнаказанности и поощряет их новые армянофобские акции.
Здесь следует отметить, что Израиль весьма дорожит своим имиджем страны демократической, мультикультурной и соблюдающей права человека, и поэтому едва ли заинтересован в скандалах, связанных с публикацией в израильских СМИ ксенофобских материалов.
С другой стороны, армяно-еврейские отношения имеют гораздо более древнюю историю, чем азербайджано-еврейские связи.
И поэтому установлению более дружественных отношений не только между Израилем и Арменией, но и еврейской и армянской диаспорами могли бы способствовать научные исследования, посвящённые истории евреев Армении.
Например, история взаимоотношений армян и евреев знает пример, когда армянские священники спасали евреев во время Холокоста в Западной Украине.
Едва ли нечто подобное известно в истории евреев Азербайджана. Это лишь один пример.
Заключение
История евреев в Армении и армян на территории современного Израиля насчитывает не одно тысячелетие, и её изучение могло бы способствовать сближению народов двух стран, объединенных также и пережитыми трагедиями Холокоста и геноцида.
Литература
- Дубсон Б.И. 2014, Современный Израиль. Социально-экономические очерки, Москва, Международные отношения, 376 с.
- Хен Брэм. Этническая и мультикультурная категоризация — «взгляд с окраины»: евреи Кавказа между Европой и Азией. Исследование на соискание степени доктора философии. Представлено в Еврейском университете в Иерусалиме, апрель 2014 года. 517 с. Издательство неизвестно. Впервые опубликовано в 2008 году (на иврите).
- Аветисян Р.Г. 2008, Еврейская община Азербайджана: история развития и её место во внешнеполитической деятельности Государства Израиль.
- «Нижегородский журнал международных исследований», весна-лето, с. 210-216.
- Костенко Ю.И. 2017, «Новая периферийная стратегия Израиля». Вестник МГИМО-Университета, N 1(52), с. 101-118.
- Shamkhal Abilov 2009, The Azerbaijan-Israel Relations: A Non-Diplomatic, but Strategic Partnership OAKA Cilt:4, Sayı:8, ss. 138-156, http://www.acarindex.com/ dosyalar/makale/acarindex-1423910554.pdf (верифицировано 21.01.2020).
- «Гайдстар» — Сайт министерства юстиции Израиля, раздел зарегистрированных неправительственных товариществ (организаций):https://www. guidestar.org.il/home (верифицировано 22.01.2020) (иврите).
- Фонд «СТМЭГИ» ‒ официальный сайт https://stmegi.com/fund/about/ (верифицировано 22.01.2020).
- Информация о филиале фонда «Стмэги» в Израиле на сайте министерства юстиции Израиля, раздел зарегистрированных товариществ (Амутот) https://www.guidestar.org.il/organization/580544880 (верифицировано 22.01.2020).
- Состав общественных структур «АзИз» 2012 год. Опубликован на странице АзИз в социальной сети фэйсбук: https://www.facebook.com/notes (верифицировано 22.01.2020).
- Информация о третьем съезде «АзИз» на сайте этой организации (ноябрь 2019 года). http://aziznews.ru/news/aziz/5502-iii-sezd-associacii-aziz.html (верифицировано 22.01.2020).
- Еврейский информационный центр Gorskie.ru (верифицировано 21.01.2020).
- Агарунов М.Я. По следам монографии «История и культура горских евреев» https://gorskie.ru/juhuro/history/item/43979-po-sledam-monografii-istori ya-i-kultura-gorskikh-evreev (верифицировано 21.01.2020).
- Информационное агентство «Тренд» Азербайджан https://www.trend.az (верифицировано 21.01.2020).
- «Спутник» Азербайджан, Информационное агентство https://az.sputniknews.ru/ (верифицировано 21.01.2020).
- Страницы Баку -Международное сообщество бакинцев https://www.baku-pages. com/pages/baku/bakupages_ru.php (верифицировано 21.01.2020).
- Anti-Semitism in Armenia: a clear and present danger by Arye Gut Jewish news Syndi-cate https://www.jns.org/anti-semitism-in-armenia-a-clear-and-present-danger/ (верифицировано 21.01.2020).
- Новостной портал day.az. (Азербайджан) (верифицировано 22.01.2020).
- Центр выходцев из Азербайджана в Израиле «Азиз» — информация об «АзИз» на сайте министерства юстиции Израиля, раздел зарегистрированных товариществ (Амутот) https://www.guidestar.org.il/organization/580599033 (верифицировано 22.01.2020) (на иврите).
ԻՍՐԱՅԵԼԻ ԱԴՐԲԵՋԱՆԱԿԱՆ ԼՈԲԲԻՆ. ԾԱԳՈՒՄՆԱԲԱՆՈՒԹՅՈՒՆԸ, ՌԵՍՈՒՐՍՆԵՐԸ ԵՎ ԳՈՐԾՈՒՆԵՈՒԹՅԱՆ ՀԻՄՆԱԿԱՆ ՈՒՂՂՈՒԹՅՈՒՆՆԵՐԸ
Վլադիմիր Ռուժանսկի
2007 թ. հիմնադրված Իսրայել-Ադրբեջան միջազգային ասոցիացիան (AzIz) կարևորագույն գործիք է երկու երկրների միջև ռազմավարական դաշինքի ամրապնդման և զարգացման համար` մի շարք պատճառներով:
Առաջին հերթին, Իսրայելը շահագրգռված է ծայրամասային դաշինքներ ստեղծելու ոչ արաբական մահմեդական պետությունների, հատկապես նավթով հարուստ Ադրբեջանի հետ: Իսկ Ադրբեջանի համար Իսրայելը ժամանակակից զենքի և ռազմական տեխնոլոգիաների մատակարար է:
XXI դ. առաջին տասնամյակի վերջին նավթի գների արագ աճը Ադրբեջանին թույլ տվեց զգալիորեն ամրապնդել իր դիրքերը աշխարհում, նաև Իսրայելում: Միևնույն ժամանակ, աշխարհի տարբեր երկրներում ադրբեջանական սփյուռքը Ադրբեջանի իշխանությունների համար դարձել է կարևոր և արդյունավետ գործիք՝ իրենց ազդեցությունը ամրապնդելու արտասահմանում, ներառյալ Իսրայելում, որտեղ Ադրբեջանից ներգաղթյալների համայնք սկսեց ձևավորվել դեռևս անցյալ դարի 90-ականների սկզբին:
Այս համայնքը ունի մեծ թվով բարձրակարգ մասնագետներ, հատկապես լրագրողներ: Այս գործոններին պետք է գումարել Ադրբեջանի հետ սերտորեն կապված լեռնային հրեաների ֆինանսական հզորության արագ աճը XXI դ. առաջին երկու տասնամյակների ընթացքում, միևնույն ժամանակ, Բաքվի իշխանությունների կողմից նշանակալի դրամական միջոցների կուտակումը: Հաշվի առնելով Ադրբեջանի շահագրգռությունը Իսրայելի հետ ռազմավարական դաշինքի հարցում՝ այս գործոնները կարող են որակավորվել որպես հրեական պետությունում ադրբեջանական լոբբիի ձևավորման իդեալական պայմաններ:
Այդ լոբբիի գործունեության հիմնական ոլորտներից մեկը իսրայելական հասարակական կարծիքի ձևավորումն էր հօգուտ Ադրբեջանի և ընդդեմ Հայաստանի, մասնավորապես, Կնեսետի կողմից Հայոց ցեղասպանության ճանաչման հարցում:
Բանալի բառեր՝ Իսրայել, Ադրբեջան, իսրայելա-ադրբեջանական, «Ազիզ», ադրբեջանական լոբբի, լեռնային հրեաներ, Յոսեֆ Շագալ, Ավիգդոր Լիբերման, Հայաստան, հայատյացություն:
АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ЛОББИ ИЗРАИЛЯ: ГЕНЕЗИС, РЕСУРСЫ И
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Владимир Ружанский
Созданная в 2007 году международная ассоциация Израиль – Азербайджан («АзИз») является важным инструментом в укреплении и развитии стратегического альянса между двумя странами по целому ряду причин. Прежде всего ‒ это заинтересованность Израиля в создании периферийных альянсов с неарабскими мусульманскими государствами, особенно ‒ с богатым нефтью Азербайджаном. В свою очередь для Азербайджана Израиль является поставщиком современных вооружений и военных технологий.
Стремительный рост цен на нефть в конце первого десятилетия XXI века позволил Азербайджану значительно упрочить свои позиции в мире и в Израиле в том числе. В это же время азербайджанская диаспора в разных странах мира стала важным и эффективным средством для властей Азербайджана в усилении своего влияния за рубежом, в том числе и в Израиле, где в начале 90-х годов прошлого века начала формироваться община выходцев из Азербайджана.
Эта община характеризуется прежде всего наличием значительного количества высококвалифицированных специалистов, в первую очередь журналистов. К этим факторам следует добавить стремительный рост финансового могущества тесно связанных с Азербайджаном горских евреев в первые два десятилетия XXI века и накопление значительных денежных средств властями Баку в это же время. А учитывая заинтересованность Азербайджана в стратегическом альянсе с Израилем, все эти факторы можно классифицировать как идеальные условия для формирования азербайджанского лобби в еврейском государстве.
Одним из основных направлений деятельности этого лобби стало формирование израильского общественного мнения в пользу Азербайджана и против Армении, в частности, в вопросе о признании Геноцида армян Кнессетом.
Ключевые слова ‒ «АзИз», азербайджанское лобби, горские евреи, Йосеф Шагал, Авигдор Либерман, Армения, армянофобия.
AZERI LOBBI OF ISRAEL: ORIGIN, RESOURCES AND THE MAIN DIRECTION OF ACTIVITIES
Vladimir Ruzhansky
The Israel-Azerbaijani International Association (AzIz), established in 2007, is an important tool in strengthening and developing a strategic alliance between the two countries for a number of reasons.
First of all, this is Israel’s interest in creating peripheral alliances with non-Arab Muslim states, especially with oil-rich Azerbaijan. In turn, for Azerbaijan, Israel is a supplier of modern weapons and military technology. The rapid increase in oil prices at the end of the first decade of the XXI century allowed Azerbaijan to significantly strengthen its position in the world and in Israel as well. At the same time, the Azerbaijani diaspora in different countries of the world has become an important and effective tool for the Azerbaijani authorities in strengthening their influence abroad, including in Israel, where a community of immigrants from Azerbaijan began to form in the early 90s of the last century.
This community is characterized primarily by the presence of a significant number of highly qualified specialists, primarily journalists. These factors should be added to the rapid growth of the financial power of mountain Jews closely associated with Azerbaijan in the first two decades of the XXI century and the accumulation of significant funds by the Baku authorities at the same time. And given the interest of Azerbaijan in a strategic alliance with Israel, all these factors can be classified as ideal conditions for the formation of the Azerbaijani lobby in the Jewish state.
One of the main areas of activity of this lobby was the formation of Israeli public opinion in favor of Azerbaijan and against Armenia, in particular, on the recognition of the Armenian Genocide by the Knesset.
Key words ‒ Israel, Azerbaijan, Israeli-Azerbaijani, «AzIz», Azerbaijani lobby, Mountain Jews, Yosef Shagal, Avigdor Liberman, Armenia, armenophobia.
Ссылки
1 Имеется в виду массовая репатриация советских евреев в Израиль в период с 1989 по 1991 годы.
2 Кто они горские евреи — мощная финансово-экономическая группировка? https:// gorskie.ru/juhuro/community/item/4082-kto-oni-gorskie-evrei-moshchnaya-finansovo-ekono micheskaya-gruppirovka Орфография и стилистика оригинала сохранены. 12.02.2014 (верифицировано 21.01.2020).
3 Подробнее о периферийной стратегии Израиля см., например, статью Костенко 2017, N 1(52), 101-118.
4 Abilov Shamkhal 2009, 138-156.
5 Аветисян, 211. https://web.archive.org/web/20090617162113/http://www.unn.ru/rus/f mo/Archive/ngmi/ngmi_2.pdf (верифицировано 22.01.2020).
6 Агарунов, https:// gorskie.ru/juhuro/history/item/43979-po-sledam-monografii-istoriya-i-kultura-gorskikh-evreev (верифицировано 22.01.2020).
7 Роман Манаширов и его бизнес. Личное дело https://www.kommersant.ru/doc/2861 107 (верифицировано 22.01.2020).
8 III съезд ассоциации «АзИз» http://aziznews.ru/news/aziz/5502-iii-sezd-associacii-aziz.html (верифицировано 21.01.2020).
9 II съезд ассоциации «АзИз» http://aziznews.ru/news/aziz/5502-iii-sezd-associacii-aziz.html (верифицировано 21.01.2020).
10 Фонд Гейдара Алиева восстанавливает еврейское кладбище в Азербайджане https://stmegi.com/posts/73087/fond-geydara-alieva-vosstanavlivaet-evreyskoe-kladbishche-v-azerbaydzhane/(верифицировано 21.01.2020).
11 Данные приводятся на основе информации «Гайдстар» — сайта товариществ, зарегистрированных в министерстве юстиции Израиля: https://www.guidestar.org.il/organi zation/580599033/finances (верифицировано 21.01.2020).
12 Данные приводятся на основе информации «Гайдстар» — сайта товариществ, зарегистрированных в министерстве юстиции Израиля: https://www.guidestar.org.il/organi zation/580599033/finances (верифицировано 21.01.2020).
13 Арье Гут «Йосеф Шагал: «Вопрос т.н. «геноцида армян» единственная возможность израильским политикам-маргиналам напомнить о своем существовании» https:// 1news.az/news/yosef-shagal-vopros-t-n-genocida-armyan-edinstvennaya-vozmozhnost-izrail-s kim-politikam-marginalam-napomnit-o-svoem-suschestvovanii (верифицировано 21.01.2020).
14 Феномен Либермана в политике Азербайджана и Израиля — мнения экспертов-Спутник Азербайджан Источник: https://az.sputniknews.ru/expert/20190415/42004 6073/ israel-azerbaijan-election-liberman.html (верифицировано 21.01.2020).
15 Маалот-Таршиха — город на севере Израиля со смешанным еврейским и арабским населением, общая численность которого составляет чуть более двадцати тысяч человек. Является побратимом азербайджанского города Губа – единственного города в Азербайджане, где до сих пор сохранился еврейский квартал.
16 Фикрет Долуханов. Редактор: Ирина Парфёнова, Лев Спивак: «АзИз» поддерживает всех выходцев из Азербайджана на муниципальных выборах в Израиле (интервью) Информационное агентство «Тренд» Азербайджан. https://www.trend.az/world/israel/296 6846.html (верифицировано 21.01.2020).
17 Фикрет Долуханов. Редактор: Ирина Парфёнова, Лев Спивак: «АзИз» поддерживает всех выходцев из Азербайджана на муниципальных выборах в Израиле (интервью) Информационное агентство «Тренд» Азербайджан https://www.trend.az/world/israel/29 66846.html (верифицировано 21.01.2020).
18 Международная ассоциация Израиль-Азербайджан «AzIz» Источник: http://aziznews. ru/aziz.html (верифицировано 21.01.2020).
19 Страницы Баку — Международное сообщество бакинцев https://www.bakupages. com/pages/baku/bakupages_ru.php.
20 Международная ассоциация Израиль-Азербайджан «АзИз» Страницы Баку — Международное сообщество бакинцев https://www.bakupages.com/pages/baku/bakupages_ ru.php.
21 Страницы Баку — Международное сообщество бакинцев. https://www.bakupages.com /pages/baku/bakupages_ ru.php.
22«Лев Спивак: Pew Research Center не удивил — армяне всегда были антисемитами» https://news.day.az/politics/990822.html (верифицировано 22.01.2020).
23 Арье Гут и его любовь к Азербайджану: «Считаю это своей жизненной миссией» «Новости-Азербайджан Агентство международной информации» https://novosti.az/politi cs/60730.html (верифицировано 21.01.2020).
24 Anti-Semitism in Armenia: a clear and present danger by Arye Gut, Источник: https://www. jns.org/anti-semitism-in-armenia-a-clear-and-present-danger/ (верифицировано 22.01.2020).