2024 год армянская община Санкт-Петербурга начала также и с отмечания 70-летнего юбилея скульптора Лёвы Бейбутяна. Цифра 7 достаточно символична в его деятельности. Цифра 7 — это число цветов радуги, в честь которой 50 лет назад было переименовано село в Армении: Циацан по-армянски радуга. Лёва Бейбутян, будучи родом из села Циацан, привёз её, солнечную радугу Армении, в Петербург, привёз и как бы утверждает её в своей насыщенной многолетней творческой деятельности по 7 направлениям.
Две сотни скульптурных работ «ложатся» в эти 7 направлений (в скобках для примера два-три из множества работ мастера) :
- духовное (Иисус, Комитас, сестра милосердия Дарья Севастопольская…)
- любовь (материнство, кошка…)
- Армения (Спитак, для музея Сардарапат, бюст Михаила Пападжанова…)
- История (стела Петра I, бюст Петра I…)
- Герои ВОВ (маршал Леонид Говоров, Герой Советского Союза Григорий Кравченко…)
- культура (Аркадий Райкин…)
- наука (Орбели, Тахтаджян, Циолковский…)
Неутомимый в своих творческих исканиях Лёва Бейбутян, разменяв в январе свой «7-кратный» юбилей, продолжает по-прежнему активно работать. Один из его текущих проектов — создание памятника Герою Советского Союза Д.Н. Медведеву, который будет установлен в этом году на Комендантском проспекте в Петербурге.
Хочется, чтобы юбилейная Циацан-радуга Лёвы Бейбутяна, с которой начался год, будучи достойным примером, освещала весь год солнечным теплом созидательные дела членов армянской общины. Примером является также и сам путь, нелёгкий (ради этого пути он работал даже пожарником!), но настойчивый, путь юного сельского мальчишки к всеобщему признанию в многомиллионном мегаполисе. Потому 1,5-миллионная газета «Аргументы и факты» недавно опубликовала большую статью об этом пути Лёвы Амбарцумовича.
Забудьте про деньги. Как уроженец Армении стал скульптором в Петербурге?
Григорий Тимченко, газета «Аргументы и факты», №28.
Лёва Бейбутян приехал в Северную столицу учиться скульптуре и планировал вернуться домой в Ереван, но волею судьбы здесь так и остался. Сегодня работы художника можно увидеть на улицах многих городов России, в том числе в Москве и Петербурге.
Скульптор рассказал в беседе «АиФ-Петербург», как от живописи перешёл к скульптуре, может ли работа с камнем стать профессией и сложно ли быть художником.
Жил в мастерской
Сегодня за плечами Лёвы Бейбутяна более 200 творческих работ. Какие-то можно встретить на улицах в разных точках России, какие-то выставлены в музеях. Но начинал свой творческий путь автор не с камня.
Как вспоминает собеседник издания, ещё в школе он увлёкся рисованием. Создавал любительские наброски, перенося на бумагу образы из различных произведений. Работы были неплохие. Юный художник даже представлял их на персональной выставке в школе.
«К тому времени я уже понял, что хочу стать художником. Тогда в Армении было много слухов о том, что поступить без нужных связей в профильные вузы не получится. Я решил не рисковать и поступил в училище по направлению «Ювелирная обработка камня». Параллельно в свободное время занимался в студии местного художника», – рассказывает Лёва Бейбутян.
Окончив училище, он всё-таки попробовал поступить в институт, но не получилось, отправился в армию. Служил в Ленинграде и, как художник, в основном занимался оформлением агитационных плакатов, а также писал к ним лозунги.
Вернувшись домой, в Армению, Лёва Бейбутян поступил в педагогический институт в Ереване на так называемый нулевой подготовительный курс. Участвовал в студенческих выставках.
«На одной из таких выставок мои работы заметил преподававший в институте академик Гукас Чубарян. У него было своё отделение скульптуры в вузе. Ему понравились мои наброски, и он предложил взять к себе учеником в персональную мастерскую. Конечно, я согласился. Но тогда я не представлял, что такое скульптура вообще, никогда не лепил, ничего не знал. Когда первый раз пришёл в мастерскую, осмотрелся и сразу подумал: «Что это такое вообще? Грязно, гипс, глина повсюду, надо переодеваться… Зачем мне это?». Но всё-таки остался. Начинал обучение с формовки, затем пробовал копировать работы, а потом начал потихоньку помогать выполнять заказы», – делится скульптор.
Так продолжалось, пока однажды Гукас Григорьевич не сказал: «Лёвик, твоё место не здесь. Надо тебе ехать в Ленинград учиться». Тогда Лёва Бебутян как раз завалил вступительный экзамен по математике в Ереванский институт. Предложение учителя принял.
Отправил мастер своего протеже в Мухинское училище, где преподавал его бывший ученик.
Об этом памятнике — https://miaban.ru/beybutyan-10-9-2023/
«Это был 1977 год. Помню, мама отпускать не хотела, переживала, плакала, когда узнала, что я собираюсь уезжать. Но билеты к тому моменту я уже купил. Прилетел в Ленинград осенью. После солнечной Армении всё выглядело серо, мрачно. Было холодно, постоянно шли дожди», – вспоминает Лёва Бейбутян.
Поначалу молодой художник жил в мастерской знакомого учителя, к которому послал мастер. Там же готовился к поступлению. Параллельно пошёл на службу пожарным. Поступить удалось, но лишь с третьего раза.
«Не мог оставить искусство»
К окончанию училища Лёва Бейбутян уже обзавёлся семьёй, у пары родился сын. Молодой отец пошёл работать на скульптурный комбинат. Туда поступали все заказы с Советского Союза.
Молодые супруги собирались переехать в Армению. Но планам помешали внешние факторы – сначала спитакское землетрясение, параллельно начал разгораться Карабахский конфликт.
«Дорога на Родину оказалась закрыта. И так я в Петербурге и остался. Потом уже обзавёлся знакомыми, друзьями, заслужил имя – всё здесь было. Тем не менее до сих пор каждый год я езжу Армению. Связь поддерживаю. Петербург за всё это время, конечно, стал второй Родиной», – добавляет скульптор.
Об этой работе — https://miaban.ru/beibutyan-11-8-2023/
Лёва Бейбутян воспитал двух сыновей и дочь. Сейчас его радуют внуки – два мальчика и две девочки. Из детей по стопам отца никто не пошёл. В шутку собеседник издания вспомнил историю, которая произошла в 1990-х, когда без работы и денег оказались многие.
«В Советском Союзе у художников и скульпторов постоянно была работа, в том числе и у меня. Я тогда и машину, и квартиру купил, и много чего ещё. Когда развалился СССР, заказов резко не стало. Многие талантливые художники не выдержали потрясения: спились, бросили искусство, чтобы кормить семью, искали другую работу, кто-то и вовсе не смог пережить этих перемен. Тяжёлый был период. Но я не мог оставить искусство, ведь столько всего сделал, чтобы оказаться там, где я был, – уехал с Родины, годами готовился, учился, достиг определённого уровня уже к тому моменту. Решил бороться до конца. Приходилось голодать, конечно, денег не было, жить стало намного сложнее.
И однажды в мастерской во время беседы кто-то спросил у меня, будет ли старший сын скульптором, а он рядом стоял. Я сказал, что не знаю и предложил спросить у него. А он ответил: «Нет, я скульптором не буду, не хочу бедным быть». Иронично, конечно, но тогда в его устах правда звучала, он что видел, то и говорил», – рассказывает Лёва Бейбутян.
Последний Ленин Союза
Мастерская Лёвы Бейбутяна располагается в Доме скульптора Союза художников на Заневском проспекте. Персональное рабочее пространство заставлено работами из камня, гипса и дерева, а стены украшают картины. Посетителей скульптор принимает с искренним армянским гостеприимством. Уйти, не выпив кофе и не угостившись абрикосами, едва ли удастся. Добавляют национального колорита виноградные побеги, которые вопреки всему растут над молчаливыми скульптурами мастера.
Сейчас Лёва Бейбутян работает над проектом для Духовной академии Санкт-Петербурга – памятник иерарху Русской православной церкви, митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму (в миру Борис Ротов).
Самой первой работой для Северной столицы стал памятник Константину Циолковскому. Его установили в Петербурге к 200-летию со дня рождения основоположника современной космонавтики.
В шутку Лёва Бейбутян любит говорить, что работал над последним в Советском Союзе памятником Ленину. Как вспоминает скульптор, он получил гонорар, работа была почти готова, трёхметрового вождя уже готовили к установке, когда развалился СССР. В итоге Владимира Ильича поставить и не успели.
Сегодня мастер сам учит и занимается с молодыми скульпторами: Лёва Бейбутян – профессор кафедры монументально-декоративной скульптуры в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица. Он отмечает, что молодое поколение не так, как раньше, заинтересовано в таких специальностях, и чаще всё-таки поступают на более «перспективные» с точки зрения заработка направления. Однако и скульптор может превратить своё искусство в ремесло, зарабатывая на нём, уверен художник.
«Когда я учился, профессора повторяли нам, студентам, – забудьте о деньгах, не надо только ради денег что-то делать. Но в некоторых случаях художник вынужден своим творчеством зарабатывать на еду. И в этом нет ничего такого, работы хуже из-за этого не становятся. Но часто такие проекты называют халтурами. Я это слово не принимаю. Хороший честный художник всегда добросовестно делает свою работу, не имеет значения что это и для кого. Это зависит от самого автора», – заключил Лёва Бейбутян.
КСТАТИ
В Петербурге установлены 10 работ мастера: памятник Константину Циолковскому на набережной Обводного канала, памятник «Спитак» перед Армянской церковью Святого Воскресения, памятник «Трагедия» на Охтинском кладбище, памятник «Вахтанг» на кладбище при Армянской церкви, памятник Иосифу Орбели во дворе филологического факультета СПбГУ, бюст академика Армена Тахтаджяна в Ботаническом институте, памятник композитору Комитасу в Камском саду, бюст Петра I в Академия генпрокуратуры, бюст Михаила Пападжанова в Таврическом дворце и лик Христа на кладбище при Армянской церкви. Остальные скульптуры украшают музеи, площади и улицы других городов России, в том числе Москвы.
Эта статья в других веб ресурсах: