Христианство как государственная религия было принято в 301 году. Но христиане на территории Армении были с самых первых дней. Так, среди разных версий есть такие, которые говорят, что волхвы, шедшие к Младенцу были армянами или представителями родственных армянам народов. Во-первых, об этом говорят «латинизированные» имена: Гаспар (от Каспар), Мельхиор (от Мелкон) и Валтасар (от Багдасар). Один из источников- на английском https://www.peopleofar.com/2012/01/07/magi-in-armenia/
на русском http://vstrokax.net/istoriya/istoriya-volhvov-v-armenii/
Об этом есть много упоминаний. Например, в 2006 г. http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=52364&order=desc&fullview=&pg=&user_id=10888
Во-вторых, волхвы шли по звезде (по звёздам). Но известно, что родоначальниками астрономии и первыми астрономами и астрологами были халдеи, родственные армянам и искусственно некорректно относимые в разных публикациях к семитам.
В-третьих, как считает историк и автор капитального трёхтомника по Летописи времён до и после Рождения Иисуса, Константин Захарян, «одним из пришедших на Поклонение в Вифлеем царей-волхвов был малоизвестный на закате династии Арташесидов армянский царь Артавазд III. Более того, берясь в 1998 г. за работу над книгой, я еще не знал, что основоположник нашего летоисчисления монах Дионисий Малый был, согласно части немецких и французских источников, армянином по происхождению». http://www.bvahan.com/Zakharyan/roza1.asp На том же сайте нами размещены полные тексты его двух томов.
При земной жизни Иисуса с Ним в переписке был уверовавший в Него царь Абгар. После Распятия и Вознесения, а также после смерти царя Абгара его вдова переехала в Иерусалим, дружила годами с Богоматерью, строила церкви. Об этом в книге Вардапета Гевонда и его статье в 2009 г. http://www.aniv.ru/archive/9/nashe-dostojanie-na-svjatoj-zemle-ogevond-oganesjan/
Первыми епископами в Армении были Апостолы Фаддей и Варфоломей.
Однако и после них христианская жизнь в Армении развивалась непрерывно.
Католикос Арам I в своей книге «The Armenian Church» (книга, презентация) на стр.226 приводит список первых епископов до Св. Григора Лусаворича.
Св. Фаддей(43-66)
Св. Варфоломей (60-68)
Закария (68-72)
Зементус (72-76)
Адрнерсех (77-92)
Муше (93-123)
Шаген (124-150)
Шаварш (151-171)
Гевонтиус (172-190)
Меружан (240-270)
И с 301 года по 325 г. – Св. Григор Лусаворич
Примечательно, что за полвека до официального принятия христианства в Армении из Египта александрийский епископ Дионисий I написал Послание в 254 году епископу Армении Меружану https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C
Среди первых трудов, переведённых на армянский язык, были и труды Кирилла Александрийского, почитаемого в Армянской церкви. Более того, в частности, также и на учении Кирилла Александрийского основывается догматическое богословие ААЦ.
Армянская Апостольская церковь и Коптская Апостольская (учреждена евангелистом Марком) церковь — дружественные. Они входят в Ориентальную группу Древневосточных (нехалкидонских) церквей:
- Армянская
- Коптская (Александрийская)
- Маланкарская (Индийская)
- Сиро-Яковитская (Антиохийская)
- Эритрейская
- Эфиопская
К слову, церкви Старого Каира украшают иконы художника армянина Юханны Аль-Армани http://www.aniv.ru/archive/18/koptskie-ikony-armyanskogo-hudozhnika/
В Египте сегодня:
· Церковь Сурб Григор Лусаворич , г. Каир
· Армянский Католический Патриархат, г. Каир
· Церковь Католическая Святой Терезы, г. Каир
· Церковь Евангелистская, г. Александрия
· Церковь Сурб Погос, г. Александрия
· Армянский патриархат, г. Александрия
На фото: 20 марта 2001 года состоялось первое заседание координационного комитета по диалогу Русской Православной Церкви с Коптской, Сирийской и Армянской Апостольской (Киликийской) Церквами.