Общественность неоднократно информировалась об открытии фотовыставки об Армении в Петербурге. 11 декабря о ней написали и в главной газете Санкт-Петербурга, материал — внизу.
Но сперва небольшой неформальный комментарий. Выставка о сегодяшней Армении — редкое событие в Петербурге, и несмотря на небольшие помещения, посещение данной выставки очень важно. Несколько десятков фоторабот, но каждая вызывает много впечатлений, ассоциаций. Картины с образами Армении нуждаются в комментариях. Потому важно, чтобы члены армянской общины не просто «пришли, заглянули и ушли», а привели знакомых, которые не были или давно не были в Армении. Уже не является секретом уровень активности… Но ведь «первая линия обороны» проходит здесь, а потери там — от вроде бы незаметного дезертирства здесь. Потому откровенный саботаж (иного слова нет), в т.ч. таких культурных мероприятий с просвещением общественности на нашей первой линии — это просто удар самим себе и нашим в Армении в спину…
Вход на выставку в самом центре города бесплатный! Невский пр., 70, Дом журналиста. Заодно можно ознакомиться с обновленными залами исторического особняка и подняться наверх на первом в Петербурге лифте.
На выставке работы двух «разноракурсных» авторов: юной Марии Шерих и отмечающего в этом году два солидных юбилея Юрия Молодковца. Это 60-летие и 30-летие работы в Эрмитаже. Причем, второй юбилей именно 11 декабря. На своей странице вконтакте он написал: «11 декабря 1993 года я пришел работать в Эрмитаж. Конечно, с расстояния тридцати лет, я могу сказать, никакая это не работа, а Служение и Счастье…» Ежедневные работы Юрия — в Телеграм канале «HERMITAGE daily» (Дневник Эрмитажа). Из 20,5 тыс. подписчиков только несколько из армянской общины. Символично, что в этом дневнике Эрмитажа 2023 год начинался с сообщения о сольном концерте Армена Пучиняна, а в конце года — с видеорассказа о. Тимофея о «Холме чести» в Гюмри, мемориальном комплексе, захоронении офицеров Российской Императорской армии, павших в Русско-турецких войнах.
Газета «Санкт-Петербургске ведомости» 11 декабря опубликовала подробную статью о выставке на Невском 70. Приводим её внизу. Напоминаем о видеозаписи выступлений на открытии 6 декабря с информацией о планах развития общего российско-армянского проекта «У подножья Арарата» — https://miaban.ru/photo-6-12-2023/
Армения открылась нам на Невском
Газета «Санкт-Петербургске ведомости»
У выставки, начавшей на днях работу в петербургском Доме журналиста, название нарочито будничное и несколько даже технологичное: «50×70. Армения». И оно еще больше оттеняет общее впечатление от фотокартин — не по-северному теплых и солнечных, ярких и эмоциональных, мощных и поэтичных, до краев насыщенных настроениями и смыслами этой древней, почти уже незнакомой, но (как оказалось) такой близкой нам по духу страны.
Полсотни работ двух авторов — зрелого и известного в Петербурге мэтра, главного фотографа-художника Государственного Эрмитажа Юрия Молодковца и молодого — нештатного фотокора «Санкт-Петербургских ведомостей», члена союза журналистов России и аспирантки СПбГУ Марии Шерих. Осенью этого года они принимали участие в Медиа-ассамблее «У подножия Арарата. Партнерство во имя будущего», проходившей в Армении и организованной Медиаконгрессом «Содружество журналистов» (при поддержке Фонда президентских грантов и Союза журналистов России).
В Армению с недельным визитом отправились 35 молодых журналистов из российских регионов — Москвы, Петербурга, Краснодара, Калмыкии, Ростова, Крыма, Донецка… Гостей возили по стране, знакомили с людьми разных профессий и представителями творческой интеллигенции, с сокровищами архитектуры, истории и культуры. Россиян повсюду сопровождали их молодые коллеги из Армении — они помогали гостям открывать для себя эту страну.
— Было очень интересно познакомиться с Арменией не как туристу, а иметь возможность пообщаться с многими людьми, — рассказывает Мария Шерих. — Девушки-армянки, которые с нами ездили, очень интересно и рассказвали обо всем — о традициях, культуре, истории… Мне хотелось в фотографиях передать жизнь Армении и ее людей, природу и удивительную красоту этого края.
И Марии это удалось. Сюжеты и образы на ее снимках разнообразны. Тут есть жанровые фото — например, из мастерской известного скульптора Богдана Оганисяна, создающего армянские каменные кресты хачкары, из музея национальных музыкальных инструментов или с рынка, где продают восточные лакомства. Есть завораживающие пейзажи — мятежные воды Севана в ветреный день, умиротворенные предгорья под мягким октябрьским солнцем. Городские зарисовки — осенний курортный Дилижан, темноликие древние христианские храмы, уютно притулившийся к склону жилой дом из розоватого туфа и даже кошка, разнежившаяся на согретых солнцем плитах возле устремленного ввысь современного здания. Но дольше всего хочется разглядывать на снимках Марии лица людей — они неизменно прекрасны и будто подсвечены чем-то изнутри. Вот музыкант с дудуком в саду под наполовину облетевшим деревом, старик-хитрован, выглядывающий из своей «крепости»-гаража, серьезные девчушки-художницы на пленэре, известный в Армении шеф-повар Юра Саргсян с ослепительной улыбкой и очередным своим аппетитным творением в руках…
На трех десятках фотографий Юрия Молодковца запечатлены исключительно храмы — как древние, так и современные. Здесь можно увидеть соборы, церкви, часовни Еревана, Вагаршапата, ереванскую Голубую мечеть и часовню Святого Архистратига Михаила на «Холме чести»… Все их объединяет одно — игра света, красок и теней в преломлении солнечных лучей, проникающих через узкие стрельчатые окна храмовых сооружений и пронизывающих их внутренние пространства.
Эти работы — часть большого творческого проекта Молодковца «Солнце в храме».
— Я снимаю храмы и в Петербурге, и во всех своих экспедициях и путешествиях, — рассказывает мастер. — Это очень важное пространство, потому что в нем каждый день произносится много важных слов: люди молятся, исповедуются — что-то более содержательное трудно себе представить… Когда в это пространство проникает солнце, для меня это прямое доказательство существования Бога — нужно лишь поймать эти световые и смысловые эффекты…
Побывавший впервые в Армении фотограф не скрывает своего восхищения:
— Я был поражен и древними церквями VII века, и фантастически красивой новой храмовой архитектурой Армении XX-XXI веков, ее преемственностью древней истории, — признается Юрий Молодковец. — Я был поражен красотой Армении во всех отношениях — прекрасные города, архитектура, природа и, конечно же, люди. За час-два общения с новыми знакомыми мы не только узнавали о них многое, но и по-настоящему роднились с этими людьми.
Об этом же говорит и секретарь Союза журналистов России Ашот Джазоян:
— Наши коллеги-журналисты пообщались с большим количеством обычных армян, увидели, почувствовали их теплоту и саму эту по-настоящему добрую, трудолюбивую страну. На этой выставке я увидел их взгляд на Армению — очень искренний, открытый. Эти фотоработы передают всю гамму чувств, которые сегодня так необходимы в отношениях между Россией и Арменией.
По словам Джазояна, похожее впечатление на армянских зрителей произвела и итоговая выставка российских фотографов в Ереване, организованная по итогам поездки.
— А выставка в Петербурге подсказала нам хорошую идею — делать такие же в других регионах, — сообщил Ашот Джазоян. — Планируем открыть такие экспозиции на медиаплощадках в Краснодаре, Ростове-на-Дону, в Крыму и Калуге. Времена нынче непростые. И именно в непростые времена, как мне кажется, диалог важно продолжать. Тем более, что Россия и Армения – это такая метафизика, которую ничем не разрушишь…
В экспозицию Дома журналистов вошла только часть кадров, сделанных во время этой поездки, много других работ журналисты представят в мае 2024 года в Эрмитаже (Главном штабе) на XVIII международном медиафоруме «Диалог культур», где будет открыта отдельная страница «У подножия Арарата». Кроме того, сейчас создается совместный российско-армянский документальный фильм, который так и будет называться — «У подножия Арарата».
Выставка в Доме журналиста продлится до 6 января.
Возрастное ограничение 6+