Источник: сайт Россия-Арцах.ру
На международном сообществе государств лежат неукоснительные правовые императивные обязательствапризнать независимость Республики Арцах во исполнении норм Устава ООН и в качестве эффективной меры по прекращению развязанной Тройственным террористическим союзом Турции-Азербайджана-Аль-Каеды и «Исламского государства» (организации запрещены в РФ) террористической военной агрессии, а также установлению прочного мира в регионе. В этой связи редакция считает важным и актуальным напечатать статью, опубликованную в 2019 году.
Иррациональное затягивание окончательного признания Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики), продиктованное откровенно конъюнктурными и политическими соображениями и игнорирующее международное право, реальности международной жизни, стало фактором кризиса и девальвации международных норм, серьезно осложняющим межгосударственные отношения и дестабилизирующим международную безопасность.
Ничем не объяснима и не оправдана политика затягивания, потому что краеугольным камнем урегулирования азербайджано-карабахского конфликта является признание неотъемлемого права на жизнь и свободу народа Арцаха, то есть окончательное признание независимости Республики Арцах, которая находится под неоднократно объявленной властями Азербайджана угрозой очередного геноцида.
Попытки кем-либо не признавать независимость Республики Арцах также нелепы, как и заключение группы британских юристов в октябре 2011 г. признать Декларацию независимости США 4 июля 1776 г. незаконной, а независимость США нелегитимной (http://lenta.ru/news/2011/10/20/declaration/)или абсурдное заявление МИД Азербайджана от 31 января 2019 г. о якобы «оккупированных территориях Азербайджана».
В мире распространено заблуждение, что признание целиком зависит от желания признающего государства. Вместе с тем, согласно международному праву, у международного сообщества государств существует именно обязанность признать новое государство, если оно удовлетворяет необходимым требованиям.
Республика Арцах последовательно выступает за укрепление правовых основ в международных отношениях, добросовестно соблюдает международно-правовые обязательства. Международное право четко фиксирует обязанность признания Республики Арцах, которая отвечает всем требованиям состоявшегося и успешного государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, которая принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 г. зафиксирован следующий принцип: «Обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом. Государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, основанной на таких различиях».
Там же констатирован «Принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом. Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права». (http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles).
Таким образом, принцип «Обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом» налагает императивные обязательства по признанию Республики Арцах, а затягивание этого и непризнание нового возрожденного государства является нарушением данного принципа, а также такого положения, как «принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом». В юридической обязанности признания Республики Арцах не может быть никакого двойного толкования. Подписав Хельсинкский Заключительный акт в 1975 г., государства-участники также обязались добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву.
Затягивание признания Республики Арцах противоречит Уставу ООН. В Уставе ООН, в Главе I: цели и принципы, Статья 1 гласит: «Организация Объединенных Наций преследует Цели: 1.Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; 2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;». (http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html). Из содержания Устава ООН вытекает обязанность государств уважать и признавать самоопределение Республики Арцах.
Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. в статье 1, пункт 3 подчеркивает: «Все участвующие в настоящем Пакте Государства (…) должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».(http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol).
Обязанность признания, вытекающая из принципа сотрудничества государств, констатируется рядом авторитетных юристов-международников. (Кофман Б.И., Курдюков Г.И., Мингазов Л.Х., Фельдман Д.И., Под общ. ред.: Фельдман Д.И.: Признание в современном международном праве. Признание новых государств и правительств. Москва. 1975). Д.И. Фельдман подчеркивал: «Нельзя говорить о государствах законных и незаконных. Все государства, вышедшие на международную арену в результате осуществления принципа самоопределения, законны с точки зрения международного права». (Фельдман Д.И. О некоторых формах и способах международно-правового признания новых государств // Советский ежегодник международного права. 1963. М., 1965. С. 130).
Видный юрист-международник Чен (Ti-chiang Chen) пишет об обязанности признания новых государств. (Chen, Ti-chiang «The international law of recognition, with special reference to practice in Great Britain and the United States». New York. 1951. (https://archive.org/details/cu31924016945770).
Авторитетный юрист-международник, ведущий научный сотрудник СОПС Министерства экономического развития Российской Федерации Джантаев Х.М. свидетельствует: «Новое государство, с момента своего появления на международной арене, имеет право на полное и окончательное признание (признание де-юре)». (Формы и виды признания в современном международном праве // Вестник РУДН, серия Юридические науки, 2011, № 4. С.157).
В США в 1792 г. была сформулирована доктрина первого государственного секретаря США Томаса Джефферсона, суть которой состоит в том, что если государство создано в соответствии с «волей нации» (то есть, говоря современным языком, на основе референдума), то оно должно получить признание Соединенных Штатов. Это принцип провозглашался в качестве «самоочевидной истины». Критерий Джефферсона исключал какие-либо конъюнктурные соображения, которые могли бы тормозить признание вновь возникших государств. Согласно этой доктрине были признаны страны Латинской Америки.
Республика Арцах (Нагорно-Карабахская Республика) образовалась в результате всенародного референдума о государственной независимости, проведенного в Арцахе (Нагорном Карабахе) 10 декабря 1991 г., в полном соответствии как с международным правом, так и с законодательством еще существовавшего в тот момент СССР. В Республике Арцах уже прошли три референдума: о независимости 1991 г. и конституционные референдумы 2006 г. и 2017 г., которые подтвердили независимость Арцаха. Проведение референдумов в Республике Арцах (НКР) имеет необратимые международно-правовые последствия.
В международной практике есть прецеденты обязывающих решений СБ ООН по признанию других государств. Так в резолюции №833 от 27 мая 1993 г. Совет Безопасности потребовал, чтобы Ирак уважал нерушимость международной границы с Кувейтом, то есть признал независимость Кувейта, которую он ранее не признал. (https://undocs.org/ru/S/RES/833(1993)). Багдад официально признал резолюцию №833 в 1994 году. 22 сентября 2003 г. действующий председатель Временного управляющего совета Ирака Ахмед Чаляби заявил, что Ирак признает международные границы, проведенные в соответствии с резолюцией СБ ООН номер №833 от 1993 г., и признает Государство Кувейт (https://ria.ru/politics/20030922/437344.html)
14 ноября 2018 г. министр иностранных дел Республики Арцах Масис Маилян констатировал: «Урегулирование, в свою очередь, должно быть основано на признании факта реализации народом Арцаха права на самоопределение. В связи с этим считаю необходимым подтвердить готовность властей Арцаха де-юре взять на себя свою часть ответственности за обеспечение стабильности и мира в регионе». (http://www.artsakhtert.com/rus/politics/item/13121).
Очевидно, что окончательное признание давным-давно состоявшейся Республики Арцах окажет благотворное влияние на нормализацию международных отношений в целом, будет способствовать укреплению мира и безопасности, установлению добрососедских отношений в регионе, преодолению кризиса международных институтов и кризиса путей развития цивилизации.
Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел Республики Арцах
«Карабахский курьер». №1[64] Февраль 2019.
Эта информация в других ресурсах
One thought on “Международно-правовая обязанность признания Республики Арцах”