Выступление Станислава Николаевича Тарасова во второй части заседания Лазаревского клуба в Ереване 13 декабря 2019 г.
Оно на видео с 1:33:40 по 1:43:30
Текст переложен с видеозаписи редакцией сайта Миабан.
Мы обсуждаем СМИ. В СМИ работают журналисты. Журналисты – люди с общим широким образованием или вообще без образования. Если они талантливые, они великолепно описывают восходы и заходы солнца, первую любовь… А те специальные знания, которые требуются, они ими просто не владеют. Это первое и объективный момент. Вот сейчас Надеин-Раевский презентовал книгу, очень важную книгу. Но я вам хочу сказать – я занимаюсь этой проблемой лет сорок, наверно. Я работал и в закрытых архивах Советского Союза, и в Иране, и в Турции, на Западе. Я вам просто хочу сказать – за последние 50-60 лет и особенно где-то с 1970-ых годов в продвижении проблемы геноцида, в изучении научном отношении не сделано ни на один шаг. Всё выхолощено в пропаганду. Сейчас это нужно изучать не потому, что речь идет о каких-то познавательных моментах, а эта проблема требует практического изучения. Потому что мы сталкиваемся с этими вопросами на Ближнем Востоке, которое, к сожалению, не имеет никакого отношения к Армении.
Я сейчас уточню вам некоторые позиции. Первое. Как вы думаете, кто серьёзно стал впервые обращать внимание на эту договорную череду: это, в первую очередь, Александропольский договор, второе – Севрский договор, третье – как кульминация, Карсский договор. Первый и Севрский, конечно, стали изучать американцы и французы. Вот сейчас у нас товарищ Лавров заявляет, что якобы американцы в Дер-эр-Дзоре, в восточном Евфрате т.н. псевдогосударство. Он. Оказывается, не знает текст договора. К сожалению, русского текста договора в архивах МИДа нет. Имеются две редакции – французская и английская. А во французской редакции три статьи посвящены территории, отводимой будущему мироустройству, в котором предусматривается наряду с Арменией от моря до моря также и Курдское государство. Его столица в Восточном Евфрате.
1:36:00
Значит, география изменилась. Почему это нужно изучать? Потому что они возвращаются к этой теме, к букве и духу этого договора. Это – раз. Второй момент. Я не знаю, кто из вас в последнее время работал в архиве внешней политики. Мне иногда там приходится работать. Вы знаете, по этой тематике я не вижу русских исследователей. Я не видел и армянских исследователей. Сидят сплошные турки. Мы открыли все архивы, пишут массу монографий, причем ссылаясь исключительно на русские и французские архивы. Но от этого научного понимания ни в коей мере не изменилось. Позиция такая: обличительная сторона – Геноцид. Безусловно, это было варварское истребление армянского народа. Это бесспорно. И другая сторона – мол геноцида не было. Но есть очень серьёзные проблемы, с которыми сталкивается практическая политика. Потому что мы плохо знаем историю партии дашнаков. Мы очень плохо знаем об альянсе дашнаков с младотурками – после Джона Киракосяна, пожалуй, никто к этому не возвращался. О том, как младотурки готовили младотурецкое движение, как они финансировали их съезды, как они рассматривали проект Великой Армении. Как это проект трансформировался в проект Большой Армении – Западная Армения плюс «русская» Армения. И почему, именно подписывая Александропольский договор, — кстати говоря, это был первый международный документ, в котором именно Турция, Османская Турция признала Армению как государство в усеченном варианте. Они выполнили своё обещание, которое в своё время давали дашнакам. Но они сыграли на чужом поле.
1:37:30
А теперь о т.н. Карсском договоре, вокруг которого действительно очень много спекуляций. Карсский договор по всем признакам носил ограничительный характер. Потому что Сталин в известное время поднял условно территориальное претензию. А вот мало кто знает, что не опубликовано, о переписке Иненю (президента Турции после Ататюрка 1938-1950 гг.) со Сталиным. Турки стали её озвучивать, а у нас она вообще закрыта. А в каких условиях Сталиным были выставлены требования, которые потом фальсифицировал Хрущёв. Товарищ Иненю готов был подписывать с Советским Союзом соглашение о расширении, изменении территории в Закавказье и готов был выступить в Варшавском пакте. Готов был. Об этом мало кому известно.
Видите – речь идёт о диагностике. Познавательный момент, познавательный уровень у нас очень низкий. Чтобы передать эти знания журналистам, безусловно, они должны общаться со специалистами. К сожалению, у нас специалистов – ноль целых хрен десятых. Аудитория, я вот тоже слежу за этой ситуацией… Назовите мне одну фамилию русскую или армянскую (о турецких не хочу говорит – они пишут баллады и саги о геноциде, а не истории)
А кто у нас этим делом занимается? И вообще, последняя реплика. Вы знаете, всё значительно глубже и трагичнее. Я вот, например, когда занимался в аспирантуре МГУ этой проблемой – националистических партий, меня поразило другое. Оказывается, выяснилось, что с 70-ых годов вузы в крупных городах, в университетах Ленинграда, Москвы, Казани, Ростове, Харькове, Киеве, были лишены права заниматься кавказской тематикой. Вся кавказская тематика ушла на Северный Кавказ и в Закавказье. И когда произошёл развал Советского Союза, у нас не оказалось ни одного специалиста, грамотного кавказоведа, который мог бы достойно дать отпор тем историкам, которые выступали на ниве политики. Мне преподавал Альяров – толковейший, талантливейший исследователь. Кто мог бы противопоставить его пантюркистским концепциям. Это были не лозунги, а аргументы и слова. А Эльчибей – вы что думаете – он читал мне историю средних веков. Вы думаете он просто так, набором лозунгов говорил – нет, он очень убедительно доказывал свою версию и своё видение вариантов событий. А кто у нас? Никто. Никого нет.
Я к чему говорю. Конечно, Лазаревский клуб сделал большой шаг, он начал Библиотеку издавать. Нужно проводить самостоятельные исследования. Они диктуются не нашим познавательным интересом. Они даже не потому что мы хотим завоевать молодёжь. Это диктуется практической политикой, потому что, не поставив грамотно диагностику ситуаций, вы неправильно примите политическое решение. А мы это видим – в заявлениях и фальсификациях Азербайджана, и также в речах армянских руководителей. А в Москве это вообще ёлки-палки, шумел камыш – деревья гнулись, (далее слова в видео зашумлены) что ни фраза, то дремучий лес. Он (Лавров) Ближний Восток, вот этот регион просто не знает. И это нужно признать честно. А в МИДе у него вообще нет людей, которые с охотой бы занимались этой тематикой. Отсюда главный вопрос, на который мы должны найти ответ: в чём дело, почему в силу определённых причин потерян интерес научный, познавательный интерес к этому региону у Москвы к Закавказью – а это факт. И почему, собственно говоря, и почему такой же интерес пропадает со стороны Закавказья, в т.ч. Армении, к России. Все пытаются жить самостоятельной жизнью, а на самом деле, это путь в никуда, тупик. Потому что мышление нео-большевистское, мышление до Аракса – с севера. До севера нормально всё, мы контролируем, ребята, у нас всё схвачено. Всё спокойно. А то, что происходит от вас в 50-60 км южнее ваших границ, вам это до лампочки. Вас это даже не интересует. Оказывается, сейчас эти процессы оказывают серьёзное влияние – и вам припомнят и Александропольский договор, и Карсский договор… Кстати говоря, судьба Карсского договора тоже интересна, потому что… Вы знаете, американцы участвовали в Первой мировой войне. Они не ратифицировали Лозанский договор 1923 г., предопределивший границы современной Турции. Карсский договор касается советско-турецких отношений. Американцы, собственно говоря, это не признали. Есть закрытые документы Европейского союза, которые оговаривали условия принятия Турции в состав интегрированной Европы, в ЕС – при том, что эти границы Турции будут прикрыты Евросоюзом.
Завершая, я хочу сказать, к сожалению, уровень знаний и диагностики у нас очень и очень низкий. За эти 30 лет независимости кроме фальсификаций, фейков, мифов, наука ни российская, ни армянская, ни азербайджанская, ни грузинская не сделали ни одного шага вперёд.
2 thoughts on “Выступление Станислава Тарасова в третьем заседании Лазаревского клуба”