Более 60 видео свидетельств очевидцев, канал KarabakhRecords в ютубе
27-я годовщина Геноцида армян в Баку и «20 января»: о чем следует помнить сегодня, Панорама.ам, 20 января 2017 г.
13-19 января 1990 года в Баку был совершен масштабный погром армянского населения, ставший кульминацией Геноцида армян в Азербайджане в 1988-1990 гг.
… Точное число жертв Геноцида армян в Баку до сих пор неизвестно – по разным данным, было убито от 150 до 400 человек, сотни искалечены.
Роман Сергеевич Арутюнов, март 2013 г.
Геноцид в Азербайджане планировался с 1987 г.
Пандухт: Аллея шехидов или сатанинский скотомогильник? 20 января 2017 г.
… Сегодня, спустя годы после совершения акта геноцида против бакинских армян, Азербайджан всячески замалчивает эту трагедию, выпячивая на первый план возмездие, нежданно свалившееся на головы погромщиков и убийц, представляя запоздалый ввод советских войск в Баку как акт «подавления демократических устремлений свободолюбивого азербайджанского народа».
…очевидцев и свидетельств геноцидальных событий в Баку было, на самом деле, такое огромное количество, что перевирать суть происходившего тогда можно разве только на страницах подконтрольных закавказским туркам СМИ.
Грант Мелик-Шахназарян: «Армяне, внесшие серьезный вклад в строительство Баку, подвергались в этом городе Геноциду минимум три раза – в 1905, 1918 и 1990 году», (с презентации новых книг), 20 января 2017 г.
Это все было следствием последовательной политики. К сожалению, нужно отметить, что исследователи и СМИ раньше не обращали серьезного внимания на погромы армян в Баку, теперь, спустя годы у нас уже есть столько свидетельств, что можно говорить о создании документальных материалов, которые станут серьезной основой для разоблачения антиармянской политики», — отметил политолог.
Он подчеркнул, что эта работа также поможет основываться на конкретных фактах в переговорном процессе по карабахскому урегулированию.
Леонид Мартиросян: «Баку» — звено в геноцидальной цепи, 13 января 2017 г.
… власти Азербайджана до сих пор не принесли покаяния за массовые убийства и депортацию армянского населения, которые однозначно квалифицируются международным правом как геноцид. А в том, что акты насилия, совершенные в Азербайджане в отношении армянского населения как этноса, были геноцидом, сомневаться не приходится. На это указывает, в первую очередь, организованный и спланированный характер преступлений, совершенных исключительно по национальному признаку.
… Имеются неоспоримые факты для того, чтобы с полным правом утверждать, что Азербайджан является геноцидальным государством. Январские погромы и резня армян Баку стали апофеозом многолетней антиармянской политики, проводимой азербайджанским руководством. Независимо от того, кто в тот или иной исторический период находится у власти — мусаватисты, коммунисты, так называемые демократы Народного фронта, которые были одними из главных организаторов и исполнителей армянских погромов, или представители нынешнего откровенно расистского режима, развязавшего войну против Нагорного Карабаха и не отказывающегося от силового решения карабахской проблемы. В основе этой политики — национализм радикального толка, который на протяжении века так и не претерпел никаких изменений, а в наши дни вырос до откровенного фашизма. «Трагическая и горькая реальность состоит в том, что еще в советские годы в Нагорном Карабахе осуществлялась политика дискриминации в отношении армян, а в последние годы существования СССР, на фоне национально-освободительной борьбы карабахцев, власти Азербайджана прибегли уже к геноцидальной политике», — отмечал профессор Гамбургского университета доктор Отто Люхтенхардт. По его словам, государственная политика Азербайджана подразумевала формирование и глубокое укоренение у населения ненависти к армянам, проявлением которой стали ужасающие события в Сумгаите, Баку и других местах.
«Спланированный и осуществлённый Турцией геноцид против армянского народа в Западной Армении имел своё продолжение в Восточной Армении и в других районах Закавказья, населённых армянами. Турецкое нашествие преследовало несколько целей: завладеть бакинской нефтью, вытеснить Россию из Кавказа, соединиться с мусульманами Закавказья и Северного Кавказа, открыть дорогу к Туранскому миру и уничтожить армянский элемент, являющийся преградой к осуществлению пантюркистской программы.»
Сайт Баку.ам (Музей-Институт Геноцида армян)
Арут Сасунян: Проазербайджанские и протурецкие авторы дискредитируют Армению и Диаспору. Пора создавать Антидиффамационный комитет, 16 декабря 2016 г.
Омбудсмен Армении Рубен Меликян обвиняет Азербайджан, в Международный день против геноцидов, 9 декабря 2016 г.
Пандухт: Гандзак. Ноябрь 1988-го, 27 ноября 2016 г.
22 ноября 1988 года, словно по приказу невидимого координационного центра, волна насилия захватывает всю Азербайджанскую ССР, все ее населенные пункты, где проживал хотя бы один армянин. Наиболее жестокие нападения на армян фиксируются в Ханларе (Еленендорф), Шамхоре (Шамкор), Дашкесане (Караат), Мингечауре, Казахе (Халхал), Шеки, Имишли, Шемахе, Исмаиллы и других городах Азербайджана. Убедившиеся в своей полной безнаказанности толпы бандитов громят, убивают, насилуют и грабят, совершенно никого не таясь. В погромах армян принимают активное участие и работники правоохранительных органов Азербайджанской ССР.
Давид Бабаян: «Свидетель Нахичеван, у которого 70 лет была автономия и где Баку осуществил белый геноцид. Еще одним свидетелем является именно НКАО, где были реализованы давления, попытки демографического изменения этнических армян, чистки и, в конце концов, исчезновение армян из Северного Арцаха и широкомасштабная война против Нагорного Карабаха… Там (в Нахичеване) был реализован белый геноцид, армян прогнали оттуда», 18 октября 2016 г.
Вартан Хачатрян: Создать Форум народов, пострадавших от геноцидов, 7 июля 2016 г.
Аргам Айвазян: О вредительском отношении властей Армении к культурному Геноциду в Нахичеване, 29 мая 2016 г.
«После Арцахского движения и по сей день в государственной политике Армении не существует вопроса Нахичевана.»
…Аргам Айвазян заявил, что с этой проблемой он обращается в государственные структуры с 2008 года, однако напрасно: «Более того, в те годы, когда армянские памятники подвергались в Нахичеване культурному геноциду, в Ереване, в 2006 году оставшийся в Ереванской типографии цветной печати мой объемный труд – 26.000 экземпляров на трех языках, был уничтожен… Таково отношение нашего государства к Нахичевану и нашим историческим территориям».
Шаварш Кочарян: По сути то, что Азербайджан пытается делать сегодня, — не что иное, как продолжение геноцидальной политики Турции, политики Османской империи, (с глобального форума «Против преступления геноцида»), 25 апреля 2016 г.
Мы должны констатировать, что, к сожалению, преступления против человечности, и в частности геноцид, — это вовсе не прошлое. Мы видим проявления геноцида на Ближнем Востоке. И очевидно: если не признаются, более того, отрицаются преступления, совершенные в прошлом, это становится благодатной почвой для совершения новых преступлений. Обратимся к борьбе Арцаха за свободу и независимость. Почему весь армянский народ встал на ноги? Потому что мы сразу столкнулись с варварством Азербайджана в отношении армян. Зверства азербайджанцев в Сумгаите, Баку, Кировабаде и т.д. — все это моментально пробудило в армянах историческую память о Геноциде. И в этом причина того, что армянский народ в едином порыве поднялся в борьбе и сумел отстоять Арцах. По сути то, что Азербайджан пытается делать сегодня, — не что иное, как продолжение геноцидальной политики Турции, политики Османской империи. Понятно, что ему, Азербайджану, никогда не удастся достичь своих целей, и именно в этом суть борьбы арцахского народа. Вот почему независимости Нагорного Карабаха альтернативы не существует…»
Геноцид в Сумгаите (ссылки на разные статьи), 2 марта 2016 г.
Парламент Нагорного Карабаха призвал международное сообщество осудить события января 1990 года в Баку, 20 января 2016 г.
«постоянная комиссия Национального собрания НКР по внешним сношениям, -подтверждает, что погромы армян в Баку полностью соответствуют юридической формулировке преступления геноцида, установленной принятой ООН 9 декабря 1948 года Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него; -утверждает, что Нагорно-Карабахская Республика будет последовательна в привлечении организаторов и исполнителей геноцида армян Азербайджана к ответственности согласно международным нормам»
Вице-председатель Госдумы РФ Николай Левичев: Азербайджанцы (в России) должны признать Геноцид армян в Турции, 15 декабря 2015 г.
Арис Казирян: «Священный джихад» против армян обломился в Карабахе, 30 ноября 2015 г.
Из выступлений на форуме «Против преступления геноцида», 23 апреля 2015 г.
Баронесса Кокс обратила внимание на то, что действия Азербайджана в отношении армян Арцаха … также были попыткой геноцида
Альберт Налчаджян: О Монографии «Этническая виктимология и психоистория этноцида», 23 апреля 2015 г.
Основные науки, занимающиеся исследованием жизни и конфликтов этносов, — этнология, этническая психология, этноцидология и социальная психология. Сегодня они динамично развиваются, и появляется необходимость в уточнении определенных понятий, в том числе и понятия этноцидологии. Когда в 40-х гг. ХХ века Рафаэль Лемкин предложил понятие «геноцид», научная этнопсихология делала свои первые шаги. Слово «геноцид» можно понять по-разному: как истребление какого-либо рода людей или истребление генов и т. д. Я исхожу из того, что слово «этнос» обозначает любой вид этнической общности — рода, племени, племенного союза, народности или нации. И в реальности истреблялись этносы каждого из этих видов. Этноцид армян — это истребление нации, арменоцид. Кроме того, слово «этноцид» охватывает все аспекты истребления этноса — его членов, их истории и культуры. Нередко утверждают, что словом «этноцид» правильнее обозначить уничтожение культуры этноса. Но для этого существует термин деэтнизация (или дезэтнизация) — процесс, имеющий место при ассимиляции этноса. Так что целесообразнее для обозначения того явления, которое в Конвенции ООН 1948 года называется геноцидом, в научных публикациях назвать этноцидом. Конечно, поскольку слово «геноцид» широко используется во многих политических документах и опубликованных трудах, я не предлагаю немедленно заменить его словом этноцид. Но в науке это, по-моему убеждению, необходимо — здесь нужна точность понятий.
Министр Миндиаспоры Грануш Акопян: Февральские погромы-Геноцид в Сумгаите по сей день не удостоились соответствующей политической и правовой оценки со стороны мирового сообщества, («круглый стол»-обсуждение по проблемам армян-беженцев из Азербайджана), 19 февраля 2015 г.
то же на сайте Миндиаспоры
В этом году исполняется 27-я годовщина Сумгаитской трагедии. Насилие, этнические чистки в Азербайджане в отношении наших соотечественников применялось по той лишь причине, что они были армянами и христианами. И сегодня, с расстояния в 27 лет, мы должны вспомнить и склониться перед памятью тех невинных жертв. Несмотря на то, что после трагедии погромов и депортации армян в Баку, Мараге, Шаумяне минуло 27 лет, февральские погромы-геноцид в Сумгаите, по сей день не удостоились соответствующей политической и правовой оценки со стороны мирового сообщества. В итоге в Армению было депортировано свыше 400 тысяч человек, часть из которых впоследствии переехали в страны СНГ, на Запад.
25 лет назад: погромы армян в столице Азербайджана, КС РАО, Москва, 17 января 2015 г.
Татьяна Минасян: Антиармянский вандализм властей Азербайджана в 1969 г. в селе Бананц Дашкесанского района, 5 июля 2014 г.
Геноцид русских в Азербайджане
Геворг Язычян: Мы свои арменоведческие задачи должны решать на уровне службы нацбезопасности, 11 декабря 2013 г.
Тема Геноцида армян — это особое направление, требующее особого внимания и предполагающее тесное взаимодействие с геноцидоведами по всему миру. Опять же такого взаимодействия либо нет, либо его недостаточно. Например, в Ливане историком Арутюном Искахадяном опубликован уже 5-й том собранных свидетельств о Геноциде — «Вкайаран Айкакан Цехаспанутян». На подходе уже 6-й том, и автор лично передал опубликованные экземпляры во все арменоведческие центры в Армении. Отсюда же ни одна книга не была переслана Искахадяну. Ведь это определенное отношение, не так ли?
Другой автор — Катия Пелтекян, тоже из Ливана, опубликовал несколько лет назад книгу «Материалы о Геноциде армян в канадской и британской прессе». Кто в курсе? Кто должен способствовать тому, чтобы подобные книги оказались в Армении? Авторы готовы дарить десятки экземпляров библиотекам, арменоведческим центрам, научным институтам в Армении. Но им еще и говорят: так привезите и подарите. Где же поддержка государства? Посольства заявляют, что это не их задача. А чья?
Там же — комментарий под заметкой:
Рагиб Зараколу (турецкий издатель и правозащитник): Борьба карабахцев за свободу, за свои права, противостояние новому геноциду и депортации армянского населения, этноциду достойна всяческого уважения. Я верю в то, что карабахский вопрос получит (уже получает) адекватную оценку и поддержку международного сообщества, 5 апреля 2013 г.
Генерал Роман Арутюнов: Геноцид армян в Сумгаите готовился в Азербайджне с 1987 г., («Ноев Ковчег», № 4 (210)), март 2013 г.
Эдуард Полатов: Геноцид армян в Баку начался еще в 1918 году… Но наш МИД молчит, 27 февраля 2013 г.
Эдуард Полатов: Факт осуществления на территории Азербайджана Геноцида армян в 1988-1992 гг. и молчание МИДа Армении, 12 марта 2013 г.
«если МИД не использует имеющуюся информацию, значит там сидят преступники… может ли быть бескорыстным подобное молчание?»
Роман Севанский: Как замалчивается история массовой резни русских солдат под Шамхором в 1918 году, 25 января 2013 г.
Роман Севанский: Азербайджанские мифы о «геноциде»
Левон Тер-Петросян о «ловушке геноцида», (мол есть опасности при озвучивании темы геноцида. Речь о Турции и о протоколах, от которых позже отказались власти Армении), 24 июня 2011 г.
— Как влияет на армяно-турецкие отношения вопрос геноцида армян 1915 года?
— В наше время этого вопроса не было. Вопрос геноцида ни мы, ни они не затрагивали, нормально шли переговоры. После неосторожного шага Роберта Кочаряна, который поднял вопрос геноцида с трибуны ООН, Турция пошла на контрпредложение: раз ты поднимаешь этот вопрос, давай создадим комиссию историков, пусть изучат этот вопрос. И Кочарян попал в ловушку. Кочарян ушел, Серж Саргсян остается в этой ловушке. Наши позиции с Сержем Саргсяном в том отношении, что необходимо восстанавливать отношения с Турцией совпадают полностью, кроме этой проблемы. Они включили в протоколы о возобновлении отношений пункт о создании комиссии историков. Мы категорически против этого пункта. Потому что создание комиссии означает, что ставится под сомнение факт геноцида.
Шамхорская трагедия, Пандухт, 27 мая 2009 г.
Сос Гюлумян: Мадридские принципы без вердикта ООН о Геноциде армян не могут быть справедливыми, в книге «Армения, не побежденная судьбой», стр. 315-317.
«…Азербайджан целиком является продуктом Геноцида армян и октябрьского переворота.
… Без признания Геноцида армян в международно-правовом аспекте не может быть и речи о международных гарантиях безопасности… Первый пункт [Мадридских принципов] противоправен ровно настолько, насколько противоправно непризнание Геноцида армян.»
Эдуард Полатов: “абсолютно непонятно почему геноцид армян в 88-90-х годах прошлого века стали называть Карабахским конфликтом”, 10 декабря 2010 г.
Артем Меликян: К 90-летию Геноцида армян в Баку, сентябрь 2008 г.
… в сентябре 1918 г., армянское население Баку подверглось очередному геноциду, когда командующий турецкими войсками генерал Нури паша отдал армян захваченного города на растерзание азеровским и турецким убийцам. В течение трех дней – с 15 сентября – в городе было вырезано или бесследно исчезло, по самым скромным подсчетам, свыше 15 тыс. армян. В это число не входит много армянских мужчин, которых оккупационные власти регулярно отлавливали на улицах города, затем они бесследно исчезали.
Валентин Оскоцкий. Чего мы не знаем о Нагорном Карабахе…, (журнал «Журналист» № 11 1991), ноябрь 1991 г.
«Предостерегая от повторения катастроф на советских атомных станциях, ученые-физики допускают возможность новых Чернобылей. Перенесем трагический символ на национальные отношения в СССР: справедливо признать, что в этой сфере своего рода Чернобылей было уже немало. И первым среди них стал Сумгаит с его кровавой резней, воскресившей трагедию геноцида, пережитую армянским народом в первую мировую войну. Судили уличную шпану, хулиганье — мелкую сошку. Погромщики-убийцы ушли от ответственности. И учинили новое побоище в Баку, где также остались безнаказанными. Так началась цепная реакция насилия. В его эскалации Нагорный Карабах уподобился чернобыльскому реактору, который находится в неизменно взрывоопасном состоянии. Но почему в таком случае так робко и глухо пишет об этом печать? Почему так эпизодически и неглубоко отзывается на эти кровоточащие проблемы общественное мнение? (Само собой понятно, что, ставя свои отнюдь не риторические вопросы, я имею в виду не официальную, а оппозиционную печать, не охранительское, а демократическое общественное мнение.) Видимо, потому, что, не одолев косной инерции благодушия, не были готовы к восприятию неидеализированной действительности, чудовищной реальностью которой стал противоармянский геноцид в Сумгаите и Баку. И продолжаемый ныне в Нагорном Карабахе. Ведь геноцид — это не обязательно повальная резня сразу, имеющая целью физическое истребление народа. Сначала — противоестественные условия, созданные для численно преобладающего армянского населения (на 1979 год — 75,9 процента; в последующие годы стараниями Гейдара Алиева эта цифра унизилась на 10 процентов, что некогда всесильный азербайджанский владыка не преминул поставить себе в личную заслугу) и рассчитанные на то, чтобы выжить людей из родных мест, принудить их к массовому переселению. Когда это не дало желаемых результатов, заговорило оружие, обращенное против мирных жителей. И то, и другое санкционировало азербайджанское правительство, чьи противоправные действия со стороны центра встретили если не прямое одобрение, то поощряющее равнодушие…
… совсем не случайно не проникла туда даже куцая информация о двукратной поездке в Нагорный Карабах, Азербайджан и Армению группы экспертов Международного конгресса памяти Андрея Сахарова «Мир, прогресс, права человека», их пресс-конференциях и отчетах. Первый раз они побывали на местах событий в конце мая, сразу по завершении конгресса в Москве. Как ни стесняли азербайджанские власти свободу передвижения делегации, почерпнутых впечатлений оказалось достаточно, чтобы прийти к неопровержимому заключению: все, что происходит в Нагорном Карабахе и вокруг него, является не чем иным, как противоармянским геноцидом…»
Лорэтта Тер-Мкртичян: Армяне дважды в XX веке подверглись геноциду, Армянский Вестник № 11-12(25-26), август 1991 г.
Обращение председателя Верховного совета Армянской ССР Левона Тер-Петросяна, (ПДФ, стр. 332), 4 мая 1991 г.
«Против армянского народа в эти дни совершено еще одно чудовищное преступление. К истории убийств и погромов в Сумгаите, Кировабаде, Баку добавлена еще одна зловещая страница – откровенный геноцид, осуществляемый в армянонаселенных селах Геташен (Чайкенд) и Мартунашен Азербайджанской ССР. С 30 апреля в результате армейской операции совместными действиями подразделений Советской Армии, внутренних войск и частей азербайджанского ОМОНа погибло по предварительным данным 36 мирных граждан армянской национальности, имеются десятки раненых. При этом попытки населения осуществить самооборону представляются как действия боевиков. Однако если в Сумгаите, Кировабаде, Баку кровавые действия осуществлялись озверевшей неуправляемой толпой, то сегодня преступления творят государственные вооруженные формирования, выполняющие приказы высшего командования. Налицо качественно новое явление: задействованы все рычаги государственной машины. Следовательно, речь идет о государственном терроре против собственных граждан. Создается опасный прецедент, когда терроризм возводится в ранг государственной политики. Я считаю своим долгом, политическим и нравственным, призвать общественность СССР, все мировое сообщество предпринять решительные шаги для немедленного пресечения этого явления, которое может распространиться также на другие регионы страны.»
Андрей Нуйкин: мы уравняли того, кто творит геноцид, и того, кто ему подвергается, Республика Армения № 55–57-(98–99), 19 марта 1991г.
Сумгаит — означает геноцид, Советский Карабах № 40(2752), 27 февраля 1991 г.
Ирина Мосесова: Конференция в Москве, посвященная годовщине бакинского геноцида армян, Республика Армения № (025-067), 5 февраля 1991 г.
Режиссеры и исполнители бакинского Геноцида армян предприняли целый комплекс мер для полного сокрытия или фальсификации истины.
Из пресс-конференции писателей, пытавшихся посетить Нагорный Карабах (Армянский Вестник № 4(18), февраль 1991 г.
Валентин Оскоцкий: печально известный Г. Алиев с гордостью заявил, что за время его правления, армянское население в НКАО уменьшилось, а азербайджанское — увеличилось. Я расцениваю слова, сказанные Поляничко и Алиевым, как признание в осуществлении геноцида, поскольку геноцид — это не только крайне кровавые формы насилия, но и создание невыносимых условий жизни. Если в Азербайджане действуют советские законы, то и Поляничко, и Алиев должны быть привлечены к ответственности.
Андрей Нуйкин: Боюсь, что мы уже четыре года переосторожничали. И именно заняв такую осторожную необоснованную позицию невмешательства, мы невольно способствовали не свободе и справедливости, а угнетателям и геноциду. Положение в Нагорном Карабахе — это суровый урок для тех, кто полагает, что невмешательстве — самая удобная позиция. Нет, равнодушие по отношению к преступлению — это тоже преступление, и за него рано или поздно придется нести ответственность перед будущим страны, так как ничто не проходит бесследно.
Р. Рштуни: До 18 сентября 1988 г. мы говорили о геноциде армян в Сумгаите. 18 сентября 1988 г. произошел очередной геноцид армян. На сей раз в пос. Ходжалы Аскеранского района НКАО, (из пресс-конференции в Доме архитекторов в Ереване), 23 сентября 1989 г.
… Вот некоторые выдержки из историй болезни потерпевших (далее — имена армян и описание зверств) … Т. е. действия азербайджанского населения в с.Ходжалы Аскеранского района НКАО полностью подпадают под предусмотренные ст. 11 Конвенции признаки геноцида.
Можно было бы привести и другие факты учинения геноцида со стороны азербайджанцев в отношении армян
One thought on “Разные материалы по теме Геноцида армян в Азербайджане”