26 июля июля 2019 г. премьер-министр Республики Западная Армения Тигран Пашабезян дал интервью главному редактору Информационного агентства «Ноян тапан» в Ереване Гаянэ Аракелян. Приводим частичный, не официальный перевод на русский фрагментов интервью.
Источник — http://parliament-wa.info/hy/archives/10806
Видео на армянском (52 минуты)
1:00 Ведущая Гаянэ Аракелян:
Многие считают Ваши деятельность и планы по возвращению земель Западной Армении утопией, нечто не реальное и не реализуемое, также как и не легитимны созданные структуры Республики Западная Армения и Ваша должность премьер-министра. Давайте разберёмся – что есть миф, а что реальность или возможная реальность в этой теме.
Из ваших заявлений на основе имеющихся и собираемых документов земли Западной Армении должны быть возвращены нам, армянам. Поскольку все правовые и политические основания имеются. Это миф или реальность?
1:44
Тигран Пашабезян: Начну с того, что Западная Армения должна была быть возвращена армянам в 1920 году, после официального подтверждения подписью и печатью 22 ноября 1920 г. Арбитражного решения 28-го президента США Вудро Вильсона. Сразу же после этого 4 области Западной Армении должны были быть демилитаризованы (убраны турецкие военные части) и перейти в состав Государства Армении. Однако это Арбитражное решение не было реализовано, поэтому мы вполне обоснованно считаем, что с того времени эти 4 области незаконно оккупированы, это оккупированные территории. Поскольку Арбитражному решению была изначально придана сила международного закона и должно было исполниться, то ни о какой мифе здесь речи быть не может. Необходимы политические и правовые шаги по исполнению неисполненного решения-закона.
3:00
Вопрос: почему не было исполнено это решение, имеющее силу закона?
Пашабезян: По всей видимости, когда в конце 1920 года состоялась советизация (Восточной) Армении (Армянская ССР была провозглашена 29 ноября 1920 года, 7 дней после подписания Арбитражного решения), когда после решений Парижской мирной конференции были заключены иные договора, которые были вразрез с Севрским договором в отношении прав армянского народа, вразрез с Арбитражным решением Вудро Вильсона, в этих условиях в армянстве было большое разочарование – и в разбросанных по миру общинах, и в самой Армении…
Вопрос: это было разочарование или боязнь?
Пашабезян: Думаю, скорее, разочарование и связанная с ним некая растерянность. Не надо забывать то общее состояние, в котором находилось армянство после Геноцида армян со стороны Турции. Особенно в Диаспоре они не были и могли ещё успеть организоваться, потому первыми задачами были восстановление после пережитого, выживания и становления на ноги в новых местах проживания, задачи объединения в организации в разных странах. С учётом этих факторов и реальности армянам не удалось оперативно продолжить борьбу за свои права. Было потеряно время и возможность вовремя высказать свои законные требования.
4:40 Этот перерыв был в два разнохарактерных этапа. Первый этап был в период 1920-1965 годы. Второй – с 1965 г. до возрождения независимой Республики Армения в 1991 г. В первом периоде больше внимания было на сохранении идентичности армянства, восстановлении и функционировании национальных структур. По большей части эта задача была решена в разных странах: стали успешно развиваться национальные культурные объединения, церкви, школы по сохранению языка и идентичности, общественные организации. Велика в этом роль традиционных армянских партий, которым все мы должны быть благодарны за эту деятельность и результаты. В этом периоде, как уже отметил, была большая растерянность и потеряна вера в возможность возврата оккупированной части Отечества. Но в 1965 году (50-летие пика Геноцида армян) известные события в советской Армении, в т.ч. публичное озвучивание прав и требований, выдвинули также и требования по землям. Карты были на плакатах в Ереване во время митингов 1965 года.
7:00 Вопрос: но позже вопрос возврата земель был заменён на вопрос признания Геноцида армян.
Пашабезян: И этот вопрос признания и осуждения Геноцида армян тоже чрезвычайно важен. Другое дело, что не следовало заменять одно другим. Оба вопроса должны были быть в приоритете и продвигаться параллельно. И сегодня вопрос признания и осуждения Геноцида остаётся приоритетной задачей и эта деятельность должна быть продолжена насколько возможно. Нельзя было игнорировать самостоятельный вопрос требования возврата земель. Это надо делать с интерпретации сущности законных прав армянского народа, а именно – нам были предоставлены права, и мы должны требовать исполнения этих прав. В определённом смысле, и здесь помешал фактор растерянности. Так, во многих аналитических статьях говорилось, что ни Севрский договор, ни Арбитражное решение не имеют юридической силы, мол это просто некие бумажки и только. И как можно такими бумажками осуществлять борьбу за права? Потому наше движение было односторонним – только по вопросу признания Геноцида армян.
9:20 Вопрос: Уже почти 30 лет как Вы искренне и настойчиво занимаетесь этой темой. Вероятно, были ошибки и осознание более правильного в Вашем опыте.
Пашабезян: Я присоединился к освободительному движению в 1980 году и благодарен судьбе за это, за то, что причастен и был частью общей борьбы. Как мы видели пути решения возврата оккупированной части Отечества? Мы рассчитывали на военные и политические средства, а также правовые методы как третье направление. Вооруженная борьба (Википедия про АСАЛА) началась в 1975 году, а первый арест борца АСАЛА был арестован в 1980 году. Возникла задача защиты в суде. Первым арестовали Ара-Александра (Алека) Енигомшяна в Швейцарии. Там же должен был состояться суд. Мы должны были подготовиться к этому суду. И акцент нашей деятельности вынужденно изменился. (Ему присудили условный срок в 18 месяцев и выслали из Швейцарии) Я бы хотел, чтобы многие снова послушали выступление Алека Енигомшяна тогда в суде в Швейцарии, потому что именно в той речи начало более явственно озвучиваться тема прав армянского народа. Он тогда сказал о том, что мир вынудил армян начать именно вооруженную борьбу, поскольку все остальные пути перед армянами были закрыты. Вооруженный путь стал единственным и вынужденным для армян. Однако, повторюсь, очень важно, что именно тогда были озвучены законные права армянского народа на возврат оккупированной Турцией части своего Отечества.
(несколько видеорепортажей 1980-ых годов:
- 1980 г. Бейрут, Алек Енигомшян на французском https://www.youtube.com/watch?v=viafTvOoRLE
Под видео тексты на английском:
- 28 сентября 1981 г. Бейрут https://www.youtube.com/watch?v=EGxm28yuYgM
- 16 декабря 1981 г. на видео пресс-конференции в Бейруте Монте Мелконян, Алек Енигомшян, Акоп Акопян https://www.youtube.com/watch?v=ZVf4bEy2x6U
- 6 мая 1982 г. Бейрут, Алек Енигомшян https://www.youtube.com/watch?v=y8-EDsyOqEE)
Это и есть главный вывод. Что права армянского народа должны быть обстоятельно выражены и представлены миру. К этому мы пришли позже. Потому я часто повторяю, что в новых реальностях пройденный этап героической вооружённой борьбы надо осторожно «перелистнуть», и вперёд вынести приоритет правовой компоненты (повестки дня), политической компоненты. А военная составляющая остаётся, но имеет большое значение, скорее, для защиты, что было реализовано в Арцахе.
13:40 Вопрос: Имеем ли мы базу правовых документов, необходимых и достаточных для осуществления защиты наших прав?
Пашабезян: База имеется. Благодарен людям, юристам – всем, кто помогает с этим. В частности, большую работу дает Ара Папян. Эту работу надо продолжать и углублять.
Вопрос: Ваше правительство Республики Западной Армении делает большую работу, Вы делаете периодически Обращения. Была ли какая-то реакция на эти Ваши Заявления, есть ли в результате некие подвижки?
Пашабезян: Мы не присваиваем себе заслуги в происходящих изменениях, не хотим приписать себе ничего. Но наши заслуги имеются, как основание приписать нам таковые.
Но сперва зададим вопрос: а зачем всё это – парламент Республики западная Армения, зачем президент, премьер? Дело в том, что последние 100 лет показали, что совершенно не достаточно, когда Армянским Вопросом занимаются силами только общественных и религиозных организаций. Требуется заниматься этим на государственном уровне, чтобы лучше быть услышанными. Нам удалось сформировать структуры и исполнительный орган – правительство из тех, кто годами участвовал в общей борьбе. Формирование де факто было раньше, а формально де юре. В 2007 году ООН приняла Декларацию о правах коренных народов https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml В первых статьях Декларации отражено право коренных народов на возвращение на свою Родину (цитаты: «признавая насущную необходимость уважать и поощрять неотъемлемые права коренных народов, основанные на их политических, экономических и социальных структурах, а также на их культуре, духовных традициях, истории и философии, особенно их прав на свои земли, территории и ресурсы», «подтверждают основополагающее значение права на самоопределение всех народов, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие,»
Статья 2 – «Лица, принадлежащие к коренным народам, и коренные народы свободны и равны со всеми другими народами и отдельными лицами из их числа и имеют право быть свободными от какой бы то ни было дискриминации при осуществлении своих прав, в особенности дискриминации на основе их коренного происхождения или самобытности»,
Статья 3 – «Коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие»,
Статья 10 – «Коренные народы не подлежат принудительному перемещению со своих земель или территорий. Никакое перемещение не осуществляется без свободного, предварительного и осознанного согласия соответствующих коренных народов и производится после заключения соглашения, предусматривающего справедливую и честную компенсацию и, где это возможно, вариант возвращения»)
17:20 Это важный документ ООН, который мы должны и используем. Дело в том, что термин «спюрка хай» (армянин Спюрка, Диаспоры) не отражает реальности и не достаточен. Этот термит отражает только разбросанность армян по миру. Но ведь корни всех этих армян – из Западной Армении. В течение трёх десятков лет с 1894 года по 1923 год, в течение всех трёх видов власти в Турции – султана, младотурков и кемалистов) – армянский народ подвергся Геноциду и принудительному изгнанию из Родины. Именно из-за этого они оказались в других странах. В итоге, речь не о каких-то «спюрка хаях», а о бывших гражданах и потомках Западной Армении. В навязанном нам термине «спюрка хай» потерян фактор принадлежности коренной нации Западной Армении. Хоть сами термины не определяют отношение армян к Западной Армении, но притупляют восприятие внешним миром. В любом случае, нам следует использовать корректные термины, которые отражают причину. Термин для армянина, живущего в Спюрке, должен отражать и причину, почему его предки оказались вне Родины, должен отражать преступления против нашего народа.
Вопрос: может, такой термин – изгнанники?
Пашабезян: Сейчас используют и термин «перемещённые лица». Вы правы – речь о насильно изгнанных со своей исторической Родины. Речь о потомках подвергнутых Геноцидом сотнях тысячах людей.
В этом отношении, мы апеллируем к статьям упомянутой Декларации ООН 2007 года. Как к насильно изгнанным, как к имеющим законное право вернуться на историческую Родину, как к имеющим законное право на культуру, самоорганизацию своей общественно-политической жизни вплоть до независимости.
20:00 Вопрос: понятно о правах на возвращение на свои земли, понятно про культуру. Но нигде не сказано о праве на возврат земель.
Пашабезян: Очень важный вопрос. В этом регионе живут разные нации, но именно армянскому народу дано право. Это было в решении Парижской мирной конференции, это было в решении правительства Советской России (декрет 11 января 1918 года о «Турецкой Армении». Цитата: «Образование Временного народного правления «Турецкой Армении» в виде Совета депутатов армянского народа, избранного на демократических началах» http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/17-12-29.htm). Причем этот Декрет никто не отменял. Более того, положение этого Декрета было включено в Первую Конституцию РСФСР (Принята 10 июля 1918 года. Глава 3, статья 6 – «III Всероссийский съезд Советов приветствует политику Совета Народных Комиссаров… объявившего свободу самоопределения Армении» http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm)
То есть, имеем целый комплекс компонент, среди которых и фактор восстановления идентичности. Очень важен факт, что в 1919 году была конференция с участием представителей Республики Армения и Национального совета Западной Армении, на которой была выбрана единая делегация на Парижскую конференцию от армянского народа и со-председатели этой делегации Аветис Агаронян и Погос Нубар. Был также принят Меморандум о требованиях армянского народа, который позже был представлен на Парижской мирной конференции. http://www.genocide.ru/enc/paris-conference.htm
— — — —
— — — —
48:30 Вопрос: Что должно произойти или в каком случае состоится освобождение Западной Армении? Насколько это реалистично?
Пашабезян: Есть разные и полярные мнения по этому вопросу. Первый полюс: это не реально. И вообще, кому это надо? Другая крайность – это будет очень скоро. Не стоит особенно надеяться на расклад в международных отношениях. Мы видели уже, что такие условия случались, но ничего не происходило. Давайте не будем заниматься самообманом. Более важный вопрос – насколько мы сами настроены и готовы для решения этой проблемы? Если мы, нацией, готовы и имеем волю, то получится. Если у нас не будет этой воли, то, естественно, ничего не получится. У нас, в функционирующих структурах Республики Западная Армения, есть воля. Если бы не было этой воли, не было бы критического, протестного Обращения нашего министра культуры Западной Армении в адрес ЮНЕСКО на днях в связи с проведением 43-го заседания ЮНЕСКО в Баку, в стране с многолетней преступной политикой властей против армянского и иных коренных народов и их культурного наследия. Так что мы не спим и действуем. Имеем волю и продолжим борьбу за права армянского народа.