Эизм — эссенциалистское учение, сочетание древных конвергентных систем, различных течений религиозно-философской или классической философии, различных метафизических или эзотерических школ, научных теорий и космологических гипотез. По принципу тезис-антитезис-синтеза Гегеля, сочетается также материализм с идеализмом, в гармонии решая спор всех времен, «основную проблему философии». Материализм — философия материального (материя, энергия, физические или биологические образования и т.д.), а идеализм — философия нематериальных состояний (мысли, информация, сущность и т.д.). Одним словом, Эизм это «Не теизм, не атеизм, а просто эизм», их общий знаменатель. И так, если философия считается наукой наук, то эссенциализм, и в особенности эизм — философия философий.
В целом, иное мировоззрение, иное восприятие всего, как целое расмотрение universum-а (всленной). Точнее, если философия- просто умозре́ние, основанное на природе и жизненном опыте, то эизм- мировосприятие сущностей, абстрактированных из общечеловеческого познания и современных наук, особенно космологии. По определению Аристотеля: «И поскольку мудрость признана наиболее заслуживающим знанием по определению для понимания «первоначала», то мудрость должна восприниматься как учение о СУЩНОСТИ» (Аристотель, Метафизика, Книга 3, Глава 2).
В другом контексте: «Нет высшей религии, чем истина» (теософийский девиз), по эизму- «Нет высшей истины,чем Сущность», поскольку Сущность, сама по себе высшая истина (см. эссе «Истина» на армянском языке, www.eutyun.org/S/E/Verite/V_090224_Verite.htm ), но и закон и закономерность ( «основы всех явлений», «Философский словарь», М. М. Розенталь, П. Ф. Юдин, Изд-во полит. лит-ры, Москва 1963 г., ст.«Закон»). Вместе со всем этим, Платоновская eydos-идея, основная категория Аристотеля — «Сущность и явление», античный quintessence-пятисущность, в индуизме Брахма,в даосихме-Дао, causa sui- самопричина Б.Спинозы, «вещь в себе» Канта, «воля в себе» А.Шопенгауера, так же в учениях философа 20-го века Э.Гусерла «Эйдетика», понятие «чистая сущность абстрагированная из явлений», а намного раньше, в шумеро-аккадских мифиологиях, Эа-Айа морской Бог мудрости, и древние, неизвестные обществу глубины…
И если согласно Ф. Энгельсу «Бытие определяет сознание», который подходит для слаборазвитых, то согласно Эизму и для зрелых, это «Сознание определяет бытие».
Эизм представляет собой открытую систему, способную расширяться, углубляться, дополняться или разъясняться постоянно развивающейся наукой и космологией. Автором Эизма является французско-армянский архитектор, театральный деятель, писатель, в основном этнолог и эссенциалист Александр Варпетян. Он также является автором многочисленных работ (18 томов и нескольких неопубликованных монографий), в том числе труд «Сущность»-эизм , числящееся только 5-ым (Ереван, 1995). Еще одно из серии необычных открытий, освещение таинственного археологического памятника Гебекли Тепе, сделанное им на основе Эизма.
Остается только добавить, что нет более всеобъемлющей концепции для представления общечеловеческого высшего создания, чем Сущность, которая, в отличии от таких понятий как Бог, Недоступный, Невыразимый, субстанция или других выше упомянутых определений, содержит в себе как все это, так и высшую духовность, мудрость и общекосмическую чтойность, в том числе научные, философские и даже такие строго человеческие понятия, как душа-внутренний мир-микрокосмос…