В 2018 году в ютубе было опубликовано 6-минутное видео «Поездка к месту крушения рейса 109 Москва — Чита. 18 мая 1973 г.»
В видео слов мало. Причем 10 тысяч человек, просмотревших видео на май 2021 года, поняли, что это — крушение самолёта по «техническим причинам». На деле это был первый теракт на пассажирском авиарейсе в СССР, о чём ещё в 2018 году под видео было написано в комментарии со ссылкой на публикацию в Фейсбуке. Фейсбук почему-то удалил эту публикацию. Потому ниже приводим статью Арама Хачатряна и предлагаем её распространить, чтобы правда не была заглушена по чьей-то прихоти.
18 мая — 48-ая годовщина страшного преступления, которое совершил уроженец Азербайджана Чингиз Юнус-оглы Рзаев, убив около сотни людей.
Это преступление было названо самым кровавым терактом времён СССР.
Первый и наиболее крупный в истории СССР теракт на воздушном судне был совершён 18 мая 1973 года уроженцем Азербайджана Чингизом Юнус-оглы Рзаевым. Был взорван самолёт Ту-104А с 81 пассажиром на борту, летевшего по маршруту Москва – Чита.
Информация об этом страшном террористическом акте долгое время была под запретом, а после распада СССР определенные силы, особенно Азербайджан и проазербайджанское лобби в России, предпринимали последовательные действия, чтобы о нём не вспоминали.
18 мая 1973 года самолет Ту-104А с регистрационным номером СССР-42379 выполнял рейс Москва – Челябинск – Новосибирск – Иркутск – Чита. На борту находились 72 пассажира и девять членов экипажа. В 03:36 по московскому времени командир воздушного судна Николай Ободянский сообщил на землю, что один из пассажиров требует изменить курс. С борта также поступил кодированный сигнал опасности. В этот момент машина находилась на высоте 6600 метров. Спустя две минуты связь с экипажем прервалась, отметка самолёта на экране радара распалась на несколько частей и исчезла. В 10:55 по местному времени обломки машины, разбросанные на площади в 10 гектаров примерно в 100 километрах от Читы, обнаружил поисковый вертолёт Ми-8.
Этот террористический акт на борту воздушного судна 18 мая 1973 года совершил азербайджанец Чингиз Юнус-оглы Рзаев. Угрожая огнестрельным оружием и бомбой, он попытался направить самолёт в сторону Китая. Находившийся на борту сотрудник милиции решил обезвредить преступника, но тот привёл бомбу в действие. Взорванный самолёт унёс жизни 81 человека.
Из общедоступных источников известно, что Рзаев родился в 1941 году и был уроженцем Кировабада (ныне – Гянджа, по-армянски – Гандзак) – второго по численности населения города Азербайджанской ССР.
У Рзаева родился дерзкий план бежать из СССР в Китай. Он почему-то считал, что Мао Цзэдун уж точно оценит его таланты по достоинству. Правда Китай в то время находился в крайне враждебных отношениях с СССР – всего за четыре года до того произошёл вооружённый конфликт на острове Даманский.
Будущий воздушный террорист начал серьезно готовиться к побегу. В армии Рзаев обучился на сапёра, и кое-что понимал во взрывном деле. После службы в армии он работал на строительстве дорог и оттуда понемногу приносил взрывчатку домой.
Утром 18 мая 1973 года пять рабочих лесосеки в районе речки Арша, что находится в 97 километрах западнее Читы, услышали над собой взрыв. Это было около 10 утра по местному времени. Подняв голову, они увидели обломки падающего самолёта и летящие вниз тела.
В ходе расследования этого страшного террористического преступления следователям пришлось самостоятельно восстанавливать картину произошедшего на борту самолёта. Характер повреждений самолёта говорил о том, что он буквально развалился на части, на высоте 6500 метров в результате взрыва. Это означало, что кто-то из пассажиров пронёс на борт самолёта бомбу, мощность которой составляла около 6 килограммов в тротиловом эквиваленте.
В изуродованной кабине, к которой поисковый отряд солдат под руководством Валерия Зикановова прибыл утром следующего дня, трупы лётчиков находились в своих креслах. Вскоре на вершине ели поисковики увидели тело офицера. Далее – женщину с ребёнком. На склоне сопки нашли и других пассажиров, среди которых был человек с огнестрельным ранением спины в области 8-го межреберья слева.
После обнаружения всех тел погибших была проведена экспертиза. У одного из погибших было обнаружено пулевое ранение, а также некоторые характерные для взрыва повреждения. Лицо этого человека было обезображено до неузнаваемости. По его черепу в Читинском мединституте восстановили примерный облик и сделали фотографию.
Билетный кассир, которой показали снимок, сразу же опознала молодого человека с восточной внешностью. Им был некий Рзаев Чингиз Юнус-оглы, 1941 года рождения, который сел на этот борт в Иркутске. При более подробном изучении его личности выяснилось, что он обладал достаточными познаниями во взрывном деле, поскольку служил сапёром, а также имел доступ к взрывчатке, трудясь на дорожных работах.
Следователи из КГБ тщательно изучили дело каждого пассажира, в том числе и тех, кто по счастливой случайности не попал на борт. Среди тех, кому повезло, было пятеро. Это пьяный подполковник, который не смог взобраться по трапу, группа из трех молодых людей, прозевавших объявление о посадке, и майор, который уступил свой билет другу. Среди тех, кто сел в самолёт в последнюю минуту, причем уже после основной посадки пассажиров, к несчастью, была команда боксеров Забайкальского военного округа и демобилизованный солдат.
Следствием было установлено, что Рзаев за день до полёта приехал в Иркутск и купил билет на рейс до Читы. 18 мая 1973 года самолёт вылетел из Иркутска, на борту находились 72 пассажира и 9 членов экипажа (Николай Ободянский – командир воздушного судна; Юрий Пономарёв – второй пилот; Владислав Барышников – штурман; Георгий Кузенков – бортмеханик; Николай Ефимцев – бортрадист; и три бортпроводника: Татьяна Евстигнеева, Ольга Корицко и Геннадий Грачёв). Через некоторое время после взлёта Рзаев через стюардессу передал пилотам, что он требует изменить курс.
Об этом стало известно благодаря переговорам пилотов с диспетчером. Они сообщили, что неизвестный мужчина в салоне потребовал смены курса, но, куда конкретно лететь, пока не сказал, пообещав подойти в кабину и лично озвучить требования. Практически тут же с самолёта поступил сигнал опасности, и через несколько секунд связь с ним прервалась, а самолёт исчез с радара. Между захватом самолёта и его исчезновением прошло около двух с половиной минут.
Стюардесса известила о происходящем экипаж и милиционера. Сопровождавший самолёт милиционер Владимир Ёжиков, или сам увидел террориста или услышал его слова. Инструкция предписывала ему принять все меры по обезвреживанию преступника. Согласно инструкциям МВД СССР стрелять милиционер мог только в самом крайнем случае. Скорее всего Владимир Ёжиков попытался отнять у террориста Рзаева взрывчатку, но тот, оттолкнув милиционера, бросился к пилотской кабине.
Экипаж успел передать диспетчеру сигнал бедствия, и через несколько секунд милиционер застрелил Рзаева, но тот, умирая, успел активировать взрывное устройство, что и стало причиной катастрофы.
Эта попытка захвата самолёта оказалась самой трагической за всю историю советской авиации. Взрыв Ту-104А стал крупнейшим по количеству жертв терактом в советской истории – погиб 81 человек. Он привёл к серьёзному пересмотру систем безопасности в советских аэропортах.
В Советском Союзе было табу на распространение информации о таких преступлениях и террористических актах. Запрет имел как политическое, так и идеологическое направление: считалось, что в социалистическом обществе террористические акты не совершаются. Тогда также не сообщали сведения о национальности террористов.
Жертвами коварного преступления Чингиза Рзаева в подавляющем большинстве стали жители РСФСР. В результате этого подлого террористического акта многие потеряли своих родных и близких. Думаю, что боль от той трагедии до сих пор жива в памяти людей.
Именем погибшего милиционера Владимира Ёжикова в посёлке Куйтуне Иркутской области названа школа. В здании Восточносибирского УВД, где на гранитной плите высечены фамилии сотрудников милиции, погибших при исполнении служебного долга, есть также и его фамилия.
Через два года будет печальный юбилей – 50-летие этого жуткого преступления.
Считаю необходимым сохранение народной памяти об этой трагедии с целью исключения подобных злодеяний в будущем. И, отдавая дань памяти безвинным жертвам подлого преступления террориста Чингиза Рзаева, необходимо установить в Москве или Чите ПАМЯТНИК НАРОДНОЙ ПАМЯТИ.
Призываю российские общественные организации поддержать этот призыв.
Арам ХАЧАТРЯН, публицист, независимый журналист, член Союза журналистов Москвы
P.S. К написанию данной статьи меня побудили спланированные и организованные действия азербайджанской агитпропаганды во главе с Фуадом Ахундовым. Для искусственного раздувания армянофобия в России официальный Баку уже долгое время использует факты взрыва в московском метро в 1977 году. В результате этого преступления погибли и пострадали невинные люди. Организаторы и непосредственные исполнители взрыва – уроженцы Советской Армении, были арестованы и решением Верховного Суда СССР расстреляны.
Но по мнению некоторых советских правозащитников, в том числе академика Андрея Сахарова, проведение суда в тайном режиме и беспрецедентная для 1970-х годов спешка с приведением смертного приговора в исполнение (через три дня после решения суда), связана с полной фальсификацией данного дела. Материалы уголовного дела о взрыве в метро в 1977 году до сих пор остаются секретными.
За последние 25 лет в Российской Федерации имело место примерно 172 теракта. Рассмотрим те преступления, которые совершались в метро. В Москве их было немало:
11 июня 1996 года в поезде между станциями «Тульская» и «Нагатинская» взорвалось самодельное взрывное устройство, 4 человека погибли, 14 получили различные ранения. От взрыва один вагон был разрушен, другие повреждены. Пассажирам пришлось пешком добираться до ближайшей станции. Взрывное устройство фугасного типа, эквивалентное по мощности одному килограмму тротила, было заложено под сиденье вагона, где находилось техническое оборудование состава.
7 декабря 1997 года были задержаны 2 подозреваемых в совершении теракта, имена которых не разглашались.
1 января 1998 года – взрыв на станции метро «Третьяковская»: 3 раненых.
8 августа 2000 года в подземном переходе на Пушкинской площади сработало взрывное устройство: погибли 13 человек, 118 получили ранения.
5 февраля 2001 года в 18:50 произошёл взрыв на станции метро «Белорусская-кольцевая». В результате взрыва пострадали 20 человек, в том числе 2 детей, погибших нет.
6 февраля 2004 года на Замоскворецкой линии метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» был взорван вагон. Смертоносное устройство привёл в действие террорист-смертник. В результате 41 человек погиб, около 250 были ранены.
31 августа 2004 года смертница взорвала себя у метро «Рижская»: погибли 10 человек, 50 были ранены.
29 марта 2010 года две террористки-смертницы устроили взрывы на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры». Погиб 41 человек, пострадали более 90. Ответственность за теракт взял на себя Доку Умаров (ликвидирован в 2013 году).
3 апреля 2017 года имел место теракт в Петербургском метрополитене, унёсший жизни 16 пассажиров, пострадало 87 человек. Это преступление совершил террорист-смертник – 22-летний уроженец Киргизии, этнический узбек, гражданин РФ Акбаржон Джалилов.
Как видно из вышеизложенного печального списка, теракты в метро в Российской Федерации совершались как минимум 9 раз. Но власти России, ЕСТЕСТВЕННО, никогда не пытались обвинить целый народ (народы) за преступления террористического характера, которые совершали представители тех или иных национальностей. И сейчас никто не обвиняет весь узбекский народ за преступление совершённое Акбаржоном Джалиловым в Петербургском метро 3 апреля 2017 года…
Почему я привёл всё это? Хочу, чтобы сами читатели и здравомыслящие люди смогли сделать объективные выводы.
Как я указал выше, государственный аппарат пропаганды Азербайджанской Республики длительное время использует в своих узкополитических целях факты взрыва в московском метро 1977 года уроженцами Армянской ССР. Регулярно в азербайджанских, а также в некоторых проазербайджанских СМИ России активно размещаются материалы об этой трагической странице истории в различных ракурсах.
Азербайджанские «радетели» и некоторые их российские продажные приспешники, типа Олега Кузнецова, с пеной у рта постоянно на примере этой трагедии
доказывают «коварство армян». Но почему они не вспоминают остальные террористические акты в московском и петербургском метро, которые были совершены за последние 24 года? Неужели, их не интересуют боль и страдания невинных жертв? Не возникают вопросы о конкретных исполнителях? И почему они не исследуют национальный состав организаторов и исполнителей этих преступлений? Почему не причисляют эти народы к «террористическим нациям»? Почему не вспоминают и не осуждают исполнителей вышеперечисленных терактов? И почему их «научные» труды и статьи определенно имеют отношение только к армянам и Армении?..
Авторов и их заказчиков из Азербайджана, мало интересует, что участники теракта в московском метро 1977 года, давно были расстреляны. У них другая задача – очернить армянский народ, обвиняя его в терроризме, точнее таким образом распространять армянофобию в России. Это все делается из-за политической близорукости и бессилия официального Баку насильно решить карабахский вопрос в пользу Азербайджана.
Выскажу рекомендации Фуаду Ахундову и всем приспешникам азерагитпропа, чтобы при очередном случае распространения в СМИ информации об «армянском терроризме», не забывали и об «азербайджанском терроризме» в ракурсе чудовищного преступления, которое совершил уроженец Азербайджана Чингиз Рзаев, взорвав в воздухе самолёт с 81-м пассажиром 18 мая 1973 года.
А мы будем помнить и регулярно напоминать об этом злодеянии!
Видео: Поездка к месту крушения рейса 109 Москва — Чита. 18 мая 1973 г.