Так называемая политическая программа Запада «Большой Ближний Восток» задействована на протяжении уже почти 30 лет. Публикации, карты и статьи по этому вопросу дают возможность составить представление о том, что в ходе реализации этой программы в перспективе ожидается дробление существующих в регионе государств и возникновение новых национальных, религиозных и государственных образований.
При этом, понятное дело, много говорят о правах коренных народов и этноконфессиональных меньшинств. Более того — предпринимаются шаги для претворения в жизнь этих прав, а также для обеспечения их легитимности. Один из подобных шагов – организация и проведение 25 сентября 2017 года референдума о независимости курдов Северного Ирака.
Этот референдум, а также права коренных народов и этноконфессиональных меньшинств региона не являются вопросами чисто локального значения. Они касаются всех.
Поэтому возникает естественный вопрос — как сложится будущее армян, курдов, ассирийцев, алевитов, турок и других народов в контексте вышеупомянутой программы и окончательного урегулирования проблем региона, если таковое ключевое решение вообще возможно отыскать в обозримом будущем?
В этом аспекте непосредственно видимым представляется запуск двух процессов:
а) формулирование прав и придание им легитимности — для некоторых народов региона;
б) обход, игнорирование прав, предоставленных армянскому народу.
Здесь, думается, уместно напомнить, что права армянского народа были признаны еще в 1918-1920 гг., однако по сей день они так и не реализованы. Поэтому было бы естественно, если бы параллельно с темами, вбрасываемыми сегодня в обращение, предметом обсуждения стал и вопрос прав, предоставленных армянскому народу.
Нелишне сказать, что по решению Армянского Вопроса в 1918-20 годах уже приняты соответствующие резолюции, в том числе: Декрет Правительства России (СНК) «О Турецкой Армении» («О Западной Армении», 11 января 1918 г.); подписание Севрского мирного договора (10 августа 1920 г.); Арбитражное решение 28-го Президента США Вудро Вильсона относительно границ между Арменией и Турцией (22 ноября 1920 г.).
Севрский мирный договор предусмотрел автономию для Курдистана, и определил границы автономии, о чем говорится в статье 62 договора: «Комиссия, заседающая в Константинополе и состоящая из трех членов, назначаемых правительствами Великобритании, Франции и Италии, соответственно, в течение шести месяцев с момента вступления в силу настоящего Договора составляет проект местной автономии для преимущественно курдских районов, расположенных к востоку от Евфрата, к югу от южной границы Армении, … и к северу от границы Турции с Сирией и Месопотамией. … Этот проект должен содержать полные гарантии защиты ассиро-халдейских и других расовых или религиозных меньшинств в этих районах…».
Между прочим, на этот аспект указывается в статье, опубликованной недавно в одной из ведущих турецких газет — «Cumhuriyet» В этой статье, в частности, отмечается: «В долгосрочной перспективе у Анкары нет другой альтернативы, кроме как признать независимый Курдистан, выйти на решение Армянского Вопроса, а Азербайджану идти на признание независимости Нагорного Карабаха».
Следовательно, можно констатировать, что будущее армянского народа связано с окончательным и полным урегулированием Армянского Вопроса, в том числе, с созданием в Западной Армении — Республики Западная Армения. Будущее курдов кроется в окончательном урегулировании курдского вопроса, в соответствии со статьями Севрского мирного договора. Будущее современной Турции напрямую связано с окончательным урегулированием вышеупомянутых двух проблем. Для Турции процесс решения Армянского Вопроса и реализации прав курдов в соответствии со статьями Севрского мирного договора, является бесспорным, и эти цивилизованные процессы, несомненно, благотворно скажутся на всех народах, проживающих в регионе.
С момента своего создания Турция пережила некоторое развитие, когда кемалисты с 1920-х годов выбрали для государства экономический и политический демократический вариант. Однако этот вариант больше не может самодостаточно работать и развиваться, поскольку, с одной стороны, он напрямую связан с новыми политическими и гражданскими процессами в турецком государстве, а с другой стороны – с Армянским Вопросом, уже несколько столетий не решаемым в стране и в регионе, а также параллельно — и с курдским вопросом.
Получается, что Турция даже при наисильнейшем желании с обеих сторон, не может подключиться ни к европейским, ни к евразийским интеграционным процессам, поскольку в обоих случаях решающим фактором станут вышеупомянутые два неурегулированных вопроса. Так что стремление обойти эти две проблемы и программы такого обхода в действительности являются программами препятствования развитию Ближнего Востока и Турции. Как мы уже отмечали, Конституционный суд Франции поступил именно таким образом, когда воспрепятствовал утверждению законопроекта о криминализации отрицания Геноцида армян в Османской Турции, тем самым блокировав еще одну возможность для развития Турции.
Альтернативы цивилизационному развитию нет и быть не может.
Это касается и Армении, и курдов, и Турции, и всего Ближнего Востока в целом. Чем раньше противоположная сторона поймет и воспримет суть проблемы, тем меньше пострадают народы региона.
Армен Тер-Саркисян,
Председатель Национального Собрания (Парламент) Западной Армении
3 thoughts on “Армен Тер-Саркисян. «Новые тенденции и реалии в программе «Большой Ближний Восток» Курдский референдум в Ираке и Армянский Вопрос»”