in English — http://miaban.ru/info/armenia/parl_12-6-2020_en/
Источник — веб сайт Национального Собрания Республики Армения
Перевод неофициальный редакцией «Миабан».
Мы, нижеподписавшиеся члены Комитета парламентского партнерства (КПП) Армения-ЕС, выражаем глубокое разочарование деструктивной и предвзятой позицией, а также вредным и вводящим в заблуждение, заявлением, сделанным тремя членами Европейского парламента, а именно г-жой Мариной Кальюранд, сопредседателем КПП, постоянным докладчиком по Армении г-ном Траяном Бесеску и постоянным докладчиком по Азербайджану г-жой Зеляной Зовко, заявлением, которое, несомненно, окажет разрушительное влияние на наше взаимное сотрудничество.
Мы всегда рассматривали Комитет парламентского партнерства (КПП) между ЕС и Арменией за его значимость, а именно как платформу, где истинные партнеры могут обсуждать все вопросы, вызывающие озабоченность. Статья 365 Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве, которая является руководящей правовой основой наших отношений с ЕС, четко предусматривает, что Комитет парламентского партнерства ЕС-Армения «должен быть форумом… для встреч и обмена мнениями». Двусторонние парламентские комитеты не являются платформами для разрешения конфликтов или посреднических форматов и направлены на развитие взаимовыгодного и эффективного парламентского партнерства и сотрудничества, с одной стороны, между ЕС и Арменией, а с другой — между ЕС и Азербайджаном на двусторонней основе, а не в пользу одного за счет другого.
Это заявление, опубликованное вышеупомянутыми авторами, вызывает серьезную обеспокоенность по поводу доверия к авторам, их адекватности занимаемых должностей и компетентности.
Распространяя такое заявление, они злоупотребили важной платформой для сотрудничества и дискуссий, а также злоупотребили своими официальными должностями сопредседателя и докладчиков.
С одной стороны, в заявлении вновь подтверждается «непоколебимая поддержка усилий сопредседателей Минской группы ОБСЕ и их Основных принципов 2009 года», а с другой стороны, позорно искажается сама суть основных принципов.
Дважды в заявлении термины «оккупированный» и «оккупация» используются для обозначения территории Нагорного Карабаха. Однако авторам следовало бы знать, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ не считают Нагорный Карабах или любую другую территорию в этом отношении оккупированной территорией. Ни в одном из их заявлений, в том числе на уровне глав государств, Нагорный Карабах не определен как «оккупированный». Таким образом, называние Нагорного Карабаха «оккупированным» ни в коей мере не соответствует посредническим усилиям сопредседателей Минской группы ОБСЕ, и это не является позицией Европейского парламента, Европейского союза и общеевропейских организаций.
Мы хотели бы подчеркнуть тот факт, что самая последняя фраза их заявления также является позицией, которую пропагандирует только азербайджанская сторона, которая любит повторять, что разрешение конфликта должно быть «в рамках международно признанных границ Азербайджана». Само по себе эта нелепая мысль противоречит самой логике мирного процесса, продолжающегося три десятилетия. Основные принципы и элементы, изложенные сопредседателями Минской группы ОБСЕ в 2009 году, не предопределяют результаты переговоров (что однозначно подразумевается в заявлении трёх депутатов). Совершенно наоборот, из Основных принципов, на которые ссылаются авторы, вытекает что окончательный статус Нагорного Карабаха будет определяться посредством юридически обязывающего свободного выражения воли народа Нагорного Карабаха.
В этом свете такое их выражение, как «непоколебимая поддержка» сопредседателям и основным принципам является крайне лживым и само-противоречивым.
Мы также приняли к сведению последующее объяснение, предоставленное г-жой Кальюранд армянской стороне КПП, согласно которому фраза «мирное разрешение конфликта в рамках международно признанных границ Азербайджана», использованная в заявлении, «не относится к нынешним международно признанным границам Азербайджана, но относится к любым другим будущим границам Азербайджана, которые могут быть международно признаны после достижения соглашения».
Для нас суть предоставленного данного объяснения относительно заявления ясно указывает на то, что авторы заявления не в состоянии дать компетентные комментарии об этом сложном мирном процессе и его основных принципах.
Что делает это заявление еще более неприемлемым, так это время его инициирования и тот факт, что оно было опубликовано на фоне недавних воинственных заявлений президента и министра обороны Азербайджана, угрожающих развязать новую войну. Важно отметить, что такие заявления могут использоваться антидемократическими и воинствующими должностными лицами Азербайджана в качестве разрешения и прикрытия для применения силы и развязывания военной агрессии против народа Нагорного Карабаха. Те, кто поддерживает претензии Азербайджана на дегуманизацию народа Нагорного Карабаха, разделяют ответственность за подрыв региональной безопасности и будут сопричастны к любой будущей агрессии в регионе.
Мы также считаем весьма сомнительной тему, которая была авторам названа в качестве предлога для публикации этого заявления. Мы считаем, что подлинная цель авторов заявления состояла в том, чтобы ввести одностороннюю позицию в отношении урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Это то, что Азербайджан всегда пробовал сделать, но каждый раз терпел неудачу в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ.
Мы также хотели бы отметить, что, прежде чем беспокоиться о строительстве автомагистрали, есть много вопросов, которые требуют реакции со стороны наших партнеров и потенциально могут спасти жизни людей. Строительство дороги, о которой переживают докладчики Парламентской ассамблеи Совета Европы, эта дорога направлена на обеспечение базовой инфраструктуры для людей, которые имеют права человека независимо от политического статуса своей территории, и эта дорога не может считаться более опасной, чем угрозы лидера автократического режима начать неминуемую войну в регионе или чем продолжающиеся репрессии, попирающие права человека в самом Азербайджане во время пандемии. Стремление народа Нагорного Карабаха к обычным коммуникациям связано с основными правами человека и не может представлять опасности для региональной и международной безопасности.
Позиция г-на Траяна Бесеску, постоянного докладчика по Армении, который известен очень близкими и неплохо оценёнными за службу связями с высшим руководством Азербайджана и который также известен своими предыдущими неоднозначными замечаниями об армянах в Румынии, очень тревожна, поскольку свидетельствует о том, что г-н Траян Бэсеску не в состоянии встать выше своих прежних обязательств (за награды), чтобы добросовестно и честно подходить к своим нынешним обязанностям.
Принимая во внимание вышесказанное, мы повторяем наш четкое и недвусмысленное осуждение заявления, сделанного г-жой Мариной Кальюранд, г-ном Траяном Басеску и г-жой Зеляной Зовко, и выражаем глубокую обеспокоенность в связи с практикой односторонних и предвзятых заявлений с неприемлемыми формулировками, а также в связи с злоупотреблением их соответствующих должностей для отображения личных представлений.
В связи с этим, армянская делегация в Комитете парламентского партнерства оставляет за собой право переоценить и пересмотреть, соответственно, любое будущее взаимодействие и служебное сотрудничество с г-жой Мариной Кальюранд, г-ном Траяном Бесеску и г-жой Зеляной Зовко.
В то же время мы хотим подтвердить важность нашего партнерства и продолжения взаимодействия с ЕС в сфере парламентского сотрудничества.
Члены Комитета парламентского партнерства ЕС-Армения
Арман Енгоян фракция «Мой шаг»
(руководитель)
Арман Абовян фракция «Процветающая Армения»
Gabrielyan Sisak «My step» faction
Galstyan Meri«My step» faction
Grigoryan Hripsime «My step» faction
Khachatryan Arkadi «Bright Armenia» faction
Khandanyan Sargis «My step» faction
Rubinyan Ruben «My step» faction
Tonoyan Iveta «Prosperous Armenia» faction
Yengibaryan Viktor «My step» faction