Настоящий материал — презентация доклада Вагана Бабаханяна «Ваграм Папазян – гордость Ленинграда» на мероприятии в Музее обороны и блокады Ленинграда 29 января 2025 г. https://armenians-spb.ru/29-1-2025/
Видеозапись выступления — https://miaban.ru/papazyan-29-01-2025/
Внизу это же в двух форматах: ПДФ и веб.
ПДФ
Свет побеждает тьму
Добро побеждает зло
Правда побеждает ложь
Созидание побеждает разрушение
Воля к жизни побеждает блокады и геноциды
Культура побеждает человеконенавистничество
Благодарю за возможность выступить в этом храме памяти и стойкости советского народа.
Приятно отметить, что приглашения организаторами были посланы также и тем организациям, фондами которых мы с благодарностью пользуемся по разным темам, в т.ч. и по теме Ваграма Папазяна и других, сохраняя память воевавших, невинно пострадавших и причастных к обороне Ленинграда и победе над фашистской блокадой.
Ваграм Камерович Папазян – яркая фигура традиции армянского театра, которому более 2000 лет, артист мировой известности. Родившись в Турции и пережив трагедию Геноцида армян, после множества выступлений в странах Европы, осознав, что именно культурой надо противостоять человеконенавистническим идеологиям и практикам, он избрал с начала 1920-ых годов Советский Союз и внёс большую лепту в советскую и мировую культуру.
Помимо фактов биографии видного публичного деятеля мы всегда ставим три вопроса:
- становление личности фигуры, корни, скрытые факторы, мотивы, формировавшие энергетику и поведение,
- среда, круг конкретных лиц, друзей, коллег среди которых жил человек, связь времён,
- уровень и качество сохранения памяти с тем, чтобы подобные личности появлялись вновь и вновь.
В течение нескольких минут кратко коснусь этих пунктов, разделив на периоды: до блокады, годы блокады и наше время.
Папазян родился в 1888 в Константинополе, в котором в 2020 г. собор Св. Софии переделали в мечеть. Его крестили именем одного из двух апостолов, пришедших на землю Армении, — Варфоломеем. И хотя мы называем его Ваграмом, в первом его имени было заложено нести по жизни свой крест, что он и сделал.
В последние годы мы с опозданием на десятилетия, но совершенно верно квалифицируя, говорим о Геноциде советского народа со стороны фашистской Германии. Да, для правды и для корректной квалификации событий часто требуется время длиной в десятилетия. Становление личности Папазяна непосредственно связано с Геноцидом армян и других христианских народов в Турции, первая кровавая фаза которого началась, когда ему было 6 лет.
До своих 25 лет, до 1913 года он учился и играл в спектаклях в нескольких странах Европы. До Папазяна в Европе имели признание и другие армяне, к примеру, артист, шекспировед и автор книги о Шекспире Петрос Адамян (1849–1891)
Высшее публичное признание молодой Папазян получил в самом Лондоне – на него после исполнения роли Гамлета прямо на сцене надели плащ самого Шекспира, взяв его на время из музея.
В 1913-15 годах Папазян играл и в Закавказье. В 1915 году был пик, апогей Геноцида армян в Турции. Апогей, потому что в Турции тогда уничтожили сотни представителей армянской интеллигенции, «обезглавили» древний народ.
10 лет назад к 100-летию пика Геноцида в Европе вышла капитальная книга-альбом ленинградца с 1960-ых годов, философа, культуролога, эссеиста, заслуженного деятеля культуры Армении (с 2011 г.) Рубена Ангаладяна «Ереван-Париж».
В ней сотни документов, фотографий и иллюстраций.
Автор говорил: «Турция запланировано попыталась стереть с лица земли армянскую культуру! Но это им не удалось.» Десятилетия спустя союзник Турции Германия также пыталась именно уничтожить Советский Союз и его народы.
Одна из фотографий начала 20 века. Это цвет армянской нации. Двоих слева – Варужана и Севака — убили в 1915, четвертый (Комитас) от увиденного потерял рассудок, третий (О. Туманян), живя в Тифлисе, усыновил нескольких детей сирот-беженцев из Западной Армении, одна из них позже стала матерью первого секретаря Армении Карена Демирчяна. Крайний справа – Ваграм Папазян.
Папазян переезжает в Тифлис, в котором тогда было много жителей армян и среди них видных деятелей культуры, в т.ч. Ованес Туманян. Жена была актрисой, она уехала из Турции в Америку с сыном.
Около 1918 г. Папазян женится на актрисе, крымчанке Валентине Федоровне Кауровой, в 1919 г. у них родится дочь Мария.
В 1922 г. Папазян делает окончательный выбор и принимает Советский Союз, активно гастролирует по многим городам. В 1932 переезжает с семьей жить в Ленинград.
За этими сухими фактами и за описаниями спектаклей и ролей есть важные смыслы, которые остаются за кадром.
Народная артистка СССР Елена Николаевна Гоголева, игравшая Дездемону, в своей книге воспоминаний “На сцене и в жизни”, изданной через 20 лет после кончины Ваграма Камеровича, говоря о Папазяне как «гордости и славе армянского театра», «артисте не только особого дарования, но и особой эпохи», «удивительно обаятельном, красивом и стройном человеке» писала:
«Училась я (у Папазяна) и понимать душевные переживания людей в предлагаемых обстоятельствах и основывать на этом понимании меру и размах своих переживаний. Все это очень существенно. Это гимнастика ума: ведь надо не просто увидеть и пройти мимо, надо осмысливать эти наблюдения.» https://armenians-spb.ru/papazyan-gogoleva/
Одно из наблюдений и осмыслений. Отелло, роль которого Папазян сыграл тысячи раз на нескольких языках, — вовсе не случаен. Это отнюдь не бытовая история безумного ревнивца, описанная великим Шекспиром. Это очень глубокое произведение, которое переводили на русский более 10 писателей, в т.ч. Борис Пастернак.
Напомню только одну деталь из пьесы, поскольку, как говорится, дьявол — в деталях. В концовке пьесы звучат как аккорд последние слова генерала венецианской армии Отелло, где он говорит об отношении кровожадного последователя пантурецкой идеологии против христианина в сирийском городе Алеппо. Шекспир ничего случайного и просто так не писал, тем более, в финале пьесы. Создавая её в начале 17 века, Шекспир, взял сюжет и историю из периода, когда была венецианско-турецкая война.
Налицо связь времён: 400 лет после Шекспира, Турция уже в наши дни способствовала созданию и преступлениям запрещенной террористической ИГИЛ. Напомню, что в 2014 г. (с 22 марта) тысячи боевиков именно из Турции перешли в Сирию (в Кесаб) как бы в ответ на подписание президентом России закона о Крыме (16 марта 2014 – был референдум, 21 марта подписание В. Путиным закона о включении Крыма и Севастополя в состав России).
В июне 1942 г. театровед А. Сизов писал в газете, что Отелло Папазяна — это борец против мракобесия и человеконенавистничества. https://miaban.ru/papazyan-sizov/
Говоря сегодня о Геноциде советского народа в годы ВОВ, замалчивается также часть корней германского фашизма. Ранний Гитлер, ещё не будучи во власти, часто повторял, что турецкий опыт является для него сияющей звездой https://miaban.ru/turkey-germany-1/ А став фюрером при отдаче приказа убивать евреев, он говорил, мол кто ныне помнит резню армян в Турции. Основатель и директор Института Холокоста Израэль Чарни называл Геноцид армян предтечей, «репетицией» Холокоста. https://genocide.ru/lib/barseghov/responsibility/v1/607-626.htm#626
Говоря о Турции, речь о пантюркизме и пантуранизме, а не о народе и не об исламе. Наоборот, одна из ярких и любимых ролей Папазяна — роль Шамиля, которую он сыграл десятки раз. https://miaban.ru/papazyan-shamil/ https://armenians-spb.ru/papazyan-1-404/
Отдельная глава в мемуарах Папазяна — об Иране. https://armenians-spb.ru/papazyan-1-398/ Во время блокады он специально писал театральным деятелям Ирана. https://miaban.ru/papazyan-aug-1942/ Один шейх даже подарил ему настоящий кинжал, критикуя бутафорский. https://miaban.ru/papazyan-sizov/
Не учитывая сказанное (хотя сказано вкратце), трудно понять феномен Папазяна, его смыслы и ставшей нарицательной энергетику великого трагика. Валерий Фокин, имея в виду эту энергетику, говорит иногда артистам: «Включи Папазяна» или «Выключи Папазяна». Важно знать откуда она, эта энергетика, бралась. Речь не только о Папазяне, но и многих десятках деятелях культуры, сынах и дочерях армянского народа.
Папазян мог уехать в 1941 году в эвакуацию, но сознательно решил остаться как патриот.
Только в декабре 1941 г. Папазян сыграл более 20 ролей на разных площадках Ленинграда, в т.ч. 19 декабря 1941 в Театре музкомедии («Семья преступника»). https://miaban.ru/papazyan-book-2/
Кстати, Театр музкомедии нам, армянам, близок и по фильму 2020 г. светлой памяти Ксении Закружных «Блокадное рондо» по мотивам известной книги А.В. Королькевича https://armenians-spb.ru/blokadnoe-rondo/ Ксения была студенткой режиссера Карена Геворкяна и сделала фильм по его идее.
В апреле 1942 г. от бомбежки погибает жена Папазяна в их доме в Ольгино. Сам артист получает три десятка осколков и две недели лежит без сознания в больнице в Лисьем носу. Но это не умалило энергетику Папазяна, и он продолжил нести свой крест, выступая часто в виде т.н. «Ансамбля драмы» Пушкинского общества. На ряде афиш он фигурирует и как постановщик, и как худрук https://armenians-spb.ru/papazyan-theater-1/ https://miaban.ru/papazyan-1941-2/
В письме 31 декабря 1942 от Ленинградского Пушкинского общества Папазяну написано: «Коллектив общества с восхищением отмечает Ваш самоотверженный героический труд в условиях осажденного города. Гордились, гордимся и будем гордиться тем, что Вы с нами в самые трудные дни тяжёлых испытаний, выпавших на долю нашей Родины» https://miaban.ru/papazyan-book-2/
Певица Валентина Васильевна Папазян-Рейх писала в воспоминаниях в 1970 г.: «Нередко, бывало, я принималась советовать ему, мы оба увлекались, вспыхивали споры. И никто из нас не обращал внимания на то, что уже начался очередной обстрел.»
Он выступал и в Филармонии (получили афишу от них), и в БДТ — опубликовали афиши на сайте, причем в 1942 г. в газете в списке пяти десятков артистов только он указан как народный артист. Он был народным артистом трех закавказских республик уже к 1935 году, а в 1956 стал народным артистом СССР.
Напомним важный эпизод, о котором почему-то не говорится.
В своей книге он пишет: «В период блокады меня дважды возили в Москву на военном самолете, над линиями немцев, оказав мне высокую честь, — я выступал с речами по радио для итальянского и французского народов, изнывавших под гнетом фашизма и нацизма. Помимо вдохновенных речей я читал отрывки из национального эпоса и произведений любимых поэтов этих народов. И я счастлив, что в дни великих бедствий уста мои говорили словами Данте и Петрарки, Гюго и Корнеля.» https://armenians-spb.ru/papazyan-1-412/ Нам пока не удается найти эти радиозаписи в архивах, но поиск продолжаем.
Говоря о годах блокады, с сожалением отмечу, что в объемной книге 1948 г. «Ленинградские театры в годы ВОВ» в разделе Пушкинского театра на 67 страницах написано, в основном, только о его эвакуации в Новосибирск. А о том, что несколько артистов, включая Папазяна, остались в блокаду и продолжали работать, не сказано. Почти нет о Папазяне и в других книгах, нет упоминаний в статьях о блокаде. В книге «Русское актерское искусство» 2018 года около 900 страниц, около 1000 имён в Именном списке, на 48 страницах сказано о Шекспире, а имени Папазяна нет.
Дочь Папазяна, заслуженная артистка РСФСР, Мария Ваграмовна была с ним в блокаду, скончалась в Петербурге в 1992, внучка инвалид — в 1998. Здесь нет ни одной памятной доски спустя 56 лет после его кончины. Хотя ещё в советское время обсуждалась эта тема. Нет изданной в 1978 г. книги дочери в библиотеках. Папазян, гордость Ленинграда и России, предан забвению. Пришла пора, хоть и с опозданием, исправить это положение.
10 дней назад, 18 января этого года в день рождения (по новому стилю) великого мастера сцены и истового патриота сил света несколько человек посетили могилу членов его семьи на Армянском кладбище Петербурга.
В эти дни у соседей Музея в Академии имени Штиглица выставка по теме блокады. Там представлена скульптура с образом Папазяна работы 1985 года Левы Бейбутяна, тогда студента, а ныне профессора этой Академии https://miaban.ru/papazyan-beybutyan/
С другой стороны, мало кто знает, что в августе 2024 года был очередной вандализм с памятником прошлого, на этот раз в отношении бюста Ваграма Папазяна.
Планируем скоро организовать круглый стол по сохранению памяти Папазяна и приглашаем всех заинтересованных лиц и организации к участию.
Мы постараемся продолжить чтить память Ваграма Камеровича и его коллег. Надеемся это делать вместе с вами, вместе с Музеем обороны и блокады Ленинграда. Чтобы и в сфере культуры у нас появлялись новые Папазяны. Новые подлинные патриоты, чтобы никто не смел зариться на государство Российское. Чтобы Победа всегда была за нами, победа света над тьмой, воли к жизни над геноцидами, каковой была и героическая победа Ленинграда над фашистской блокадой 81 год назад!