Вторая часть Приложения в книге В. Гуркина «Утелевшие в небеса» (стр. 238-249).
В этой части приводятся воспоминания многих сослуживцев и знавших Нельсона Степаняна. Среди них, в частности (даны ссылки на страницы в Интернете о каждом):
Владимир Дмитриевич Марков, лётчик-штурмовик
Сергей Родионович Лисенков, механик самолёта
Захарий Фадеевич Лазарев, замкомандира полка (1945), после ВОВ командир полка
Юсуп Абдулабекович Акаев (14.8.1922 — 19.11.1949), Герой Советского Союза (1944), майор (1948)
Александр Семёнович Цветнов, лейтенант, командир по разведке полка
Петр Павлович Куц (1922 — ?), воздушный стрелок
Георгий Тимофеевич Попов (1919 — 1947), Герой Советского Союза (1944)
Виктор Яковлевич Глухарёв (9.10.1922 — 28.12.1978), Герой Российской Федерации (посмертно, 1995) (Википедия, Герои страны)
Павел Андреевич Радзиевский, лётчик-штурмовик
Ишхан Мкртичевич Авакян, воздушный стрелок
Дмитрий Иванович Манжосов (23.02.1906 — 21.08.1962), командир 11-й ШАД, полковник в годы ВОВ, генерал-майор авиации (1949)
Владимир Филиппович Трибуц (15[28].7.1900 — 30.8.1977), командующий Балтийским флотом (1939 — 1947), адмирал (1943), доктор исторических наук (1972)
Николай Константинович Смирнов (1902 — 1973), член Военного Совета, вице-адмирал (1944)
Михаил Иванович Самохин (19.1.1902 — 19.8.1998), командующий ВВС КБФ в годы ВОВ, генерал-полковник авиации (1941), Герой Советского Союза (1945)
ПРИЛОЖЕНИЕ. Вторая часть
Марков Владимир Дмитриевич лётчик-штурмовик, прошедший по дороге войны вместе со своим командиром Степаняном Нельсоном, вспоминал:
«… В памяти моей дважды Герой Советского Союза Нельсон Георгиевич Степанян всегда останется смелым, мужественным, молодым воином, героем. Под командованием Нельсона над Чёрным и Балтийским морями летали смелые до безумия лётчики, асы-штурмовики: Герой Советского Союза Ф. Тургенев лётчик-виртуоз, «всевидящее око» в бою; Г. Бусыгин прирождённый наставник; М. Филиппов, не знающий страха и уныния; Юсуп Акаев Герой Советского Союза, сын горного Дагестана, светлейшей души человек; Герой Советского Союза Е. Удальцов, никогда не отворачивающий свой самолёт от зенитного снаряда противника; В. Глухарёв лётчик-штурмовик, снайпер-ювелир; М. Старостин невозмутимый топмачтовик; Н. Чикунов, бредивший полётами, топивший корабли даже во сне; В. Остапенко только у него одного летали за воздушного стрелка девушки; Герой Советского Союза Г. Попов командир, любимец всего личного состава полка; А. Набойченко учётчик боевой работы, воздушный фотограф. Но Нельсона Георгиевича Степаняна, командира полка, буду помнить до последнего дыхания».
Владимир Марков на смерть любимого командира и боевого друга сложил стихотворение:
Холодную храбрость, разумную речь,
Мужество, преданность нужно беречь.
Степанян прославился в борьбе с врагами.
В бронзе отлитый, он будет с нами,
Жизнь свою отдал за Родину нашу,
Чтобы людям жилось и свободно, и краше.
Пусть молодеет старик Эрибуни,
Светит Раздан и в праздник, и в будни,
Пусть хлеб созревает в широкой равнине,
И люди живут в благодатных долинах.
Пусть горы дают нам потоки руды,
А чаше Севана быть полной воды,
Вечно сияет Зангезурский хребет,
Пусть путник отведает кавказский обед,
Отведает чарку вина с Арарата,
Чтоб жил счастливо, красиво, богато!
Вот за какие идеи Нельсон
В балтийской пучине покоится он.
Горный орёл армянского роду,
Сильное сердце он отдал народу».
Рассказывает механик самолёта Лисенков Сергей Родионович:
«Нельсон Георгиевич летал не только ведущим полка. Иногда он возглавлял одну из групп тактического назначения, в то время как ведущим общего боевого порядка являлся кто-либо из командиров эскадрилий. Этим самым он выявлял слабые и сильные стороны своих подчинённых, учил их и учился сам. Однажды он прилетел с боевого задания со снятым шлемофоном. Нельсон Георгиевич, почему вы сняли шлемофон? спрашиваю его. Надоело принимать в полёте предостерегающие команды с земли. Я лётчик и должен летать, последовал его ответ. Из этого я понял, что, по-видимому, на данное задание он летал без разрешения вышестоящего командования. (…) Я был ошеломлен известием о гибели любимого командира. Прошло сорок пять лет, а он и сейчас стоит перед моими глазами с его неизменной доброй улыбкой. Ведь для меня Нельсон Георгиевич был не просто всеобщим любимцем полка, а человеком, проявившим ко мне отцовские чувства, доброту и доверие».
Лазарев Захарий Фадеевич, боевой друг и товарищ Нельсона Степаняна, в статье «Нельсон Степанян» пишет:
«Боевая работа дважды Героя Советского Союза Нельсона Георгиевича Степаняна неразрывно связано с балтийской авиацией. Один из лучших штурмовиков, он прославился метками, беспощадными ударами по противнику. Богатый опыт подполковника Степаняна заслуживает самого тщательного, вдумчивого изучения.
Умение воевать предполагает такие личные качества, как мужество и отвага, решительность и инициатива. Эти черты характера воина-большевика пронизывают каждую штурмовку, каждый воздушный бой, которыми так богата лётная биография Степаняна.
О его отваге свидетельствуют многие факты. Так, например, однажды был дан приказ потопить большой вражеский транспорт, обнаруженный разведчиками. Противник открыл чрезвычайно сильный заградительный зенитный огонь. Но Степанян пошёл в атаку, прорвался сквозь огонь и потопил транспорт.
Лётчики штурмовали аэродром, на котором находилось много немецких самолётов. Налёт был чрезвычайно дерзким. Штурмовики бомбили и вели огонь с малых высот, встречая сильное противодействие противника. Решительнее всех действовал Нельсон Георгиевич Степанян. Он лично уничтожил несколько вражеских машин.
Для победы одной смелости мало. «Смелость города берёт» только тогда, когда она сочетается со знанием дела, с боевым умением.
Нельсон Степанян первым доказал возможность летать на Ил-2 на дальние расстояния. Он первый в своей части разработал и применил бомбардировку с минимально малых высот. Он явился новатором и в применении комбинированного удара при сильном огневом противодействии противника. Подполковник Степанян часто водил на бомбоштурмовой удар три группы штурмовиков: одна из них подавляла зенитные средства противника, вторая бомбила с малых высот, а третья, обеспечивая выход самолётов из атаки, бомбила со средних и малых высот.
В каждом боевом полёте Степанян совершенствовал свое лётное искусство и обогащал тактику штурмовиков.
Как-то выдался туманный день. Над морем плавала дымка, в которой трудно было что-нибудь различить. Но приказ командования гласил: найти караван противника и атаковать его. Подполковник Степанян, определив координаты, разработал план действий и с большой группой самолётов пошел в открытое море на предельный радиус. Когда самолёты пришли в район цели, то ведущий ломаными курсами стал искать противника. Он взял большое упреждение по ходу каравана, нашёл его и нанёс внезапный и мощный удар.
Эта операция была тонко продумана Степаняном. Разрабатывая план поиска, он предвидел уход кораблей в сторону и то, что суда несомненно повысят скорость с шести узлов (скорость, засеченная разведчиком) примерно до десяти узлов. Он знал, что замеченный противник обычно или увеличивает ход, или меняет свой курс.
Знание вражеской техники и тактики предопределило успех бомбоштурмового удара.
Такой же продуманностью отличались его действия по сухопутным целям.
Во время боёв на Карельском перешейке подполковник Степанян получил приказ найти в лесу узел сопротивления немцев. И Степанян, несмотря на большие трудности, нашёл эту цель.
На любой местности ориентировался Нельсон Степанян. Конечно, здесь сказывалось и то, что до войны он долго работал в Гражданском воздушном флоте, налетал там миллион километров и исключительно точно водил свой самолёт при помощи компаса.
Известно, что успех штурмовки зависит от внезапности налёта, от того, насколько правильно определен заход в атаку. Нельсон Степанян прекрасно понимал это и мастерски применял к обстановке, атаковывал врага со стороны солнца или из-под нижней кромки облаков, использовал разрывы облачности (окна) и т. д. Он учитывал в выборе направления удара диспозицию кораблей, стремясь меньше находиться в зоне зенитного огня и занять наиболее выгодную позицию для атаки.
В нужные моменты он применял налёт группы с разных направлений. Когда шли бои за город Таллин, подполковник Степанян осуществил весьма дерзкое нападение на немецкие суда в порту. Лётчики Степаняна летали над облачностью, пикировали в разрывы с разных сторон и ударили так неожиданно, что противник не успел открыть огня.
Степанян часто говорил: «Любишь Родину отправляй немецкие корабли на дно морское!».
Эти слова стали девизом лётчиков нашей части.
Школа Нельсона Степаняна видна в смелых и дерзких атаках балтийских штурмовиков на порт Пиллау. Он учил своих питомцев: если нападает воздушный противник, дерзко контратаковать его, вести активный воздушный бой, используя силу огня самолёта.
Выучку Степаняна мы видим в бою штурмовика Героя Советского Союза Удальцова (одного из питомцев Степаняна), с восемью «фокке-вульфами». В этом бою Удальцов уничтожил три немецких самолёта и вышел победителем.
Многие ученики дважды Героя Нельсона Степаняна сами стали Героями Советского Союза, как, например, капитан Юсуп Акаев.
«Мы ученики дважды Героя Советского Союза Нельсона Георгиевича Степаняна», так с гордостью говорят штурмовики.
Уничтожено: миноносцев — 1, сторожевиков — 2, тральщиков — 1, сторожевых катеров — 2, торпедных катеров — 2, транспортов — 5, танков — 80, автомашин — 600, орудий — 140, пулемётных точек — 130, паровозов — 41, самолётов — 27, солдат и офицеров противника — 5000.
Этот урон врагу нанёс лично Нельсон Степанян. Следуй славному герою, балтийский штурмовик!»
В газетной заметке «Память» Цветнов Александр Семёнович пишет о Н. Степаняне:
«После освобождения Новороссийска наш полк перебазировался на аэродром Анапа, чтобы совершать налёты на корабли врага в Керчи, Феодосии. Готовилась операция по освобождению Крыма. В этой напряженной боевой обстановке весной 1943 года прибыл к нам командиром полка Герой Советского Союза Нельсон Степанян. Начальник штаба майор А. Румынцев представил его офицерам.
Я был офицером в разведке полка, и новый командир обратился ко мне, чтобы я доложил обстановку и места базирования фашистских кораблей. Выслушав мой доклад, Степанян посоветовал: «Больше интересуйтесь авиацией немцев на крымских аэродромах и зенитной защитой портов Керчи, Феодосии».
Через два дня началась боевая операция по уничтожению плавсредств врага в Керчи и Феодосии и обеспечению десанта в Керчь Эльтиген.
Вспоминаю, как командир собрал лётный состав и поставил боевую задачу. Во время первого вылета на боевое задание двух эскадрилий он внимательно следил за взлётом и посадкой самолётов. А во втором вылете ведущим полетел сам. После успешного штурмового удара по береговой обороне противника полк возвратился на свой аэродром без потерь.
Степанян собрал лётчиков и разобрал полёт, указал на лётные и технические ошибки. Особо обратил внимание на слабое прикрытие огнём впереди идущего самолёта от истребителей противника; подсказал, как держать установленную дистанцию в строю, и дал ряд других указаний по тактике штурмового удара.
На самые сложные боевые задания Степанян вылетал сам и личным примером учил лётчиков боевому мастерству и бесстрашию в бою. Он воспитал Героев Советского Союза Ю. Акаева, Г. Попова, А. Гургенидзе, Е. Удальцова, которые учились практическим приёмам и лётному мастерству у своего командира.
Когда корабли немцев покинули Феодосию и от ударов нашей авиации укрылись в Судаке (радиус действия Ил-2 не доставал до этой базы), по предложению Степаняна инженерная служба полка изготовила дополнительные баки для горючего, которые подвешивали под самолёты. И задание было выполнено успешно, потоплено и повреждено несколько кораблей противника, разрушены причалы.
А сколько раз наш командир Нельсон Степанян возвращался с задания и производил посадку с ходу, без положенного круга над аэродромом, потому что часто его самолёт был поврежден и требовалась срочная посадка. Противник сосредоточивал весь зенитный огонь на ведущего, чтобы сбить командира и тем самым расстроить боевой порядок и лишить управления группой самолётов. Так было при нанесении штурмового удара по кораблям противника в Феодосии, Севастополе, на морских коммуникациях, когда Степанян был ведущим не только полка, но и всей дивизии.
Помню Нельсона Степаняна не только как боевого командира, но и как душевного, внимательного человека, умевшего убедить и помочь. Когда 9 мая 1944 года закончилось освобождение Севастополя, я получил письмо от семьи, которое ждал три долгих года (семья была на оккупированной территории, и я о ней ничего не знал), радости моей не было предела. Заметил это и Степанян. И проявил заинтересованность. Я прочитал ему письмо и попросил отпуск, чтобы увидеться с родными. Он внимательно выслушал меня и сказал, что через несколько дней мы перелетаем с Чёрного моря на Балтийское, по прибытии в Ленинград ознакомимся с боевой обстановкой на Балтийском море и в Прибалтике, после этого мне дадут несколько дней. Слово своё он сдержал, отпуск я получил.
Много дел было у командира полка, но всё же Степанян нашёл время и поинтересовался, как и когда еду, с чем еду? Узнав, что я не получил в дорогу, что нужно, предложил сесть в его машину, и мы поехали на базу, где я получил всё, что положено. А потом пожелал мне счастливой дороги, хорошей встречи с семьей и скорого возвращения. Я был тронут вниманием командира, его душевной добротой, чуткостью. За внимательность к подчинённым командира любил весь личный состав полка. Он пользовался уважением и любовью всей дивизии».
В статье «На одном самолёте со Степаняном» воздушный стрелок Петр Куц вспоминал:
«Однажды на утреннем построении мой командир сказал: «Вы, товарищ сержант, будете летать со Степаняном».
Это очень обрадовало меня. «Буду летать со Степаняном», взволнованно повторял я, идя на аэродром. Памятным в моей жизни остался этот день.
Лётчики-штурмовики готовились к выполнению боевого задания, механики и мотористы готовили материальную часть к полёту.
В полдень была объявлена боевая тревога. Степанян собрал всех лётчиков, объяснил им задачу, и, быстро сев в боевую машину, поднялся в воздух. Под нами простиралось тихое и спокойное море.
Вскоре была обнаружена цель. Штурмовики сделали боевой разворот.
«В атаку!» последовал приказ Степаняна по радио, и штурмовики, прорываясь сквозь сильный заградительный огонь зениток, стали выходить на цель. При отлёте от цели немецкие истребители стали
преследовать наши самолёты. Степанян дал команду: «Замкнуть круг!». При этом решении немецкие истребители не могли атаковать нашу группу.
После каждого боевого вылета Степанян собирал лётчиков, делился с ними опытом бомбометания и техники пилотирования. Но он не забывал и нас, воздушных стрелков. Его часто можно было видеть среди личного состава, рассказывающего о боевых делах.
Своей отеческой заботой о подчинённых он привил любовь и уважение к себе всего личного состава…»
Герой Советского Союза Попов Георгий Тимофеевич в заметке «Умение анализировать» писал о Н. Степаняне:
«Меня всегда поражало умение подполковника Степаняна глубоко анализировать обстановку, точно оценивать поведение каждого лётчика и делать правильные выводы.
… Лётчики идут в бой. И вот один отстаёт от группы: перегоняет её или же проходит в стороне. Степанян выясняет, почему человек не держит место, в случае надобности меняет места ведомых.
Он настойчиво тренирует лётчика до тех пор, пока тот не научится ходить в строю, отработав слётанность в группе.
Вдумчивый подход к операции отличает Н. Степаняна. Заход на цель, атака, выход из неё, сбор группы, построение противозенитного манёвра всё это строится с учётом обстановки. Учитывает он всё вплоть до разворота, величины крена и скорости. А главное он обращает исключительное внимание на степень подготовки лётного состава. Например, с молодыми лётчиками он никогда не делал на подходе к цели сложных перестроений; маршрут и самую атаку строил иначе, чем с более опытными штурмовиками. Так он добивался компактности группы при любом её составе. А это и есть искусство ведущего.
Руководя подразделением, я следую примеру Н.Г. Степаняна, анализирую все вылеты, изучаю особенности каждого лётчика и, таким образом, составляю группу для выполнения того или иного задания.
Умению анализировать вот чему научил меня дважды Герой Советского Союза Нельсон Степанян».
Глухарёв Виктор Яковлевич рассказывает в газетной статье о военной хитрости и точном бомбо-штурмовом ударе, который провёл со своей группой Нельсон Степанян:
«На одной коммуникации наши разведчики обнаружили караван противника. Шестёрка подполковника Степаняна вылетела на бомбоштурмовой удар. После непродолжительного полёта цель была найдена и атакована.
Весь манёвр захода на цель был совершен так мастерски, что лётчики до сих пор вспоминают: «Быстро ударили и также быстро собрались и пошли домой».
При отходе нам встретился еще один караван. Что делать? Бомбы у нас израсходованы, боезапаса мало… Слышим по радио спокойный голос командира: «Внимание, приготовиться к атаке!».
Пошли, обстреляли противника пушечно-пулемётным огнём и вернулись без потерь.
Во время разбора полёта был задан вопрос: «Зачем мы пошли на этот караван?» Подполковник ответил: «Нас Родина посылает в бой не любоваться противником, а уничтожать его. И, если у нас кончились бомбы, то были снаряды и пули. Мы их и должны были использовать».
Лётчик-штурмовик, наш однополчанин, Радзиевский Павел Андреевич в заметке «Управлять группой» писал о Степаняне Н.:
«Мне пришлось много раз летать в группах, которые водил дважды Герой Советского Союза Степанян. Компактность строя, массированность удара всегда отличали действия этих групп. Добивался он этих качеств умелым управлением группой в воздухе по радио или эволюциями самолета.
Каждый из нас учился у командира, старался перенимать его опыт.
Во время атаки мои мысли сосредоточены на ведомых. Командую спокойно. Если лётчики чувствуют, что командир спокоен, то и они не нервничают.
Недавно я вёл шестёрку Ил-2 на порт Пиллау. В нашу задачу входило обеспечить выход ударных групп из атаки. Зашли мы вдоль порта с севера на юг, подавили зенитный огонь, и не только обеспечили выход других групп из атаки, но и сами нанесли ущерб противнику: взорвали склад, потопили несколько катеров.
В этом полёте (как и в других) я командовал каждым лётчиком своей шестёрки, и никто не отстал от строя. Эффективности вылета способствовала тщательная предполетная подготовка: каждый заранее знал свое место, где и как действовать».
«Он был для нас родным отцом» так озаглавлена заметка нашего однополчанина, одного из старейших ветеранов полка, не раз летавшего за воздушного стрелка Авакяна Ишхана Мкртичевича о Степаняне Н.:
«… Как сейчас помню, в один из апрельских дней 1944 г. в нашу часть прибыл новый командир гвардии майор Нельсон Георгиевич Степанян. Он сразу же направился к боевым машинам, внимательно и подолгу осматривал каждый самолёт и тут же знакомился с экипажами.
— Кто вы будете? — обратился он ко мне.
— Старший краснофлотец Авакян, механик по вооружению, — ответил я.
— Земляк, значит? — улыбнулся он, и тут же отечески ласково добавил: Берегите машину, на ней много придется поработать.
Осмотрев всё хозяйство, Степанян собрал личный состав части, указал отдельным авиаторам на некоторые недостатки, а затем лично проверил подготовку каждого лётчика. Новый командир остался доволен лётным и техническим составом. Вскоре из штаба был получен боевой приказ.
— По самолётам! — подал команду Степанян и сам сел за штурвал боевой машины.
Он последним поднялся с аэродрома и, набрав скорость, вышел в голову группы «Илов». Мы наблюдали за полётом штурмовиков, и каждый из нас мысленно посылали удачу боевым товарищам. Вскоре самолёты скрылись за горизонтом, мы подошли к репродуктору и услышали знакомый голос командира: Подходим к цели… Ложимся на боевой курс…
Смелее, друзья мои… Бейте наверняка… Атака !… Когда машины вернулись на аэродром, лётчики рассказали нам, что они потопили несколько кораблей противника и сбили трех Ме-109.
Нельсон Георгиевич Степанян был доволен удачно проведённой боевой операцией. Он поблагодарил техников и механиков за хорошую подготовку самолётов и, смеясь, добавил:
— Только не зазнавайтесь. В нашем деле зазнайство самая вредная штука.
С первого дня он стал любимцем для всех. Он был душой личного состава, чутким, отзывчивым товарищем. Его строгая требовательность глубоко сочеталась с любовью к личному составу.
Он обладал способностью в задушевной беседе расположить к себе подчинённого и раскрыть его душу.
Смерть Нельсона Георгиевича Степаняна потрясла личный состав полка, которым он командовал, с которым бесстрашно воевал. Личный состав полка и дивизии клялись отомстить врагу за смерь Степаняна Н. В атаке над целью наши лётчики со словами «За Нельсона, вперёд!» нанесли неотвратимые бобмоштурмовые удары по врагу. На подвешенных бомбах писали: «За Нельсона, смерть фашистам!».
Лётчики-штурмовики клялись еще сильнее, беспощаднее бить фашистских захватчиков. Уже первые боевые вылеты после гибели Степаняна показали, что слова у морских соколов не расходятся с делом. Они сражались по-степаняновски!
«Командиру 11 ШАНДКД КБФ подполковнику Манжосову исх. 0538 от 28.12.44 г.
15.12.44, собравшись на траурный митинг по случаю гибели командира 47 ШАФКП Героя Советского Союза гвардии подполковника Степаняна, личный состав полка просит Вашего ходатайства перед Военным Советом КБФ о присвоении полку имени любимого командира, друга и воспитателя Героя Советского Союза Нельсона Георгиевича Степаняна.
Личный состав поклялся жестоко отомстить немецко-фашистским захватчикам за смерть любимого командира, ещё больше усилить удары по врагу, крепить дисциплину и организованность.
Своими боевыми делами, беззаветной преданностью нашей Родине, мужеством и героизмом Степанян заслужил всеобщую любовь и уважение. Под его руководством полк за период с 12.04.44 по14.12.44 совершил свыше двух тысяч самолёто-вылетов на уничтожение плавсредств, живой силы и техники противника, нанося врагу при этом значительные потери (приводятся данные).
Сам лично Степанян Н.Г. за период Отечественной войны произвел 259 успешных боевых вылетов, при этом лично им уничтожено (приводятся данные).
Боевые успехи полка неразрывно связаны с именем Степаняна. Под его руководством полк громил немецко-фашистские полчища в Крыму, под Севастополем, на Карельском перешейке, в Выборгском и Нарвском заливах, в боях за Таллин, о. Эзель, Либаву.
За боевые успехи, мужество, героизм полк награжден орденом Красного Знамени, и ему присвоено наименование «Феодосийский». Выражая волю личного состава полка, прошу Вашего ходатайства перед Военным Советом КБФ о присвоении полку имени Героя Советского Союза гвардии подполковника Нельсона Георгиевича Степаняна.
За командира 47 ШАФКП ВВС КБФ
начальник штаба АП
майор Румынцев».
В конце декабря 1944 года командир 11-й ШАД полковник Манжосов обратился к командованию КБФ с представлением на преобразование 47 ШАП ВВС КБФ в Гвардейский и штурмовой авиационный Феодосийский Краснознаменный полк. В представлении дается подробная боевая характеристика 47-го ШАП, его успехи и победы с захватчиками нашей Родины. Приводятся данные потерь противника и результате БШУ ударов за весь период боевых действий полка.
Ходатайство на имя народного Комиссара ВМФ СССР подписали командующий КБФ адмирал Трибуц, член Военного Совета вице-адмирал Смирнов, командующий ВВС КБФ генерал-полковник авиации Самохин 03.02.45 № 6-459-С.
«Народному Комиссару ВМФ СССР адмиралу флота т. Кузнецову г. Москва.
Докладываю представление на 47-й штурмовой авиационный Феодосийский Краснознаменный полк Военно-Воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота.
Прошу войти с ходатайством в Президиум Верховного Совета Союза ССР о преобразовании 47 ШАФКП в Гвардейский штурмовой авиационный Феодосийский Краснознаменный полк ВВС КБФ.
Приложение: наградные листы в 2-х экз. на 10 листах».
В ходатайстве было отказано».
Ну что с того, что я там был,
В том грозном быть или не быть?
Я это всё почти забыл.
Я это всё хочу забыть.
Я не участвую в войне —
Она участвует во мне.
И отблеск Вечного огня
Дрожит на скулах у меня.
Уже меня не исключить
Из этих лет, из той войны,
Уже меня не излечить
От тех снегов, от той зимы.
Вдвоём и с той землёй, и с той зимой
Уже меня не разлучить,
До тех снегов, где вам уже
Моих следов не различить.
Ну что с того, что я там был?!
Юрий Левитанский.