(На примере одного из родоначальников школы иконописи в России Богдана Салтыкова)
Доклад на конференции «Практические аспекты российско-армянских отношений»
в Санкт-Петербурге, 14 мая 2018 года
Добрый день дамы и господа! Я не буду сегодня рассказывать о величайших людях, мирового значения, как Айвазовский, Хачатурян, Бабаджанян…. Сегодня не расскажу о вкладе армян в архитектуру России. Просто приоткрою завесу более раннего исторического периода культурного становления Руси! Я расскажу о гениальном и уникальном человеке, чей творческий вклад оставил глубочайший след в истории иконописи, и не только, в России.
В разные исторические периоды армяне-художники оставили в России глубокий след. Одним из ярких представителей является живописец Богдан Салтыков. Талантливый художник, архитектор, декоратор и торевт. В свое время кн. Анна привезла с собой на Русь ювелиров, золотописцев, камнерезов, а чеканщиков — торевтов пригласил Иван Грозный. В XVI в. чеканщиками на Руси были только армяне. Настоящее имя его Салтанян Аствацатур (Богом Данный). Армянские купцы подарили царю уникальный трон «со ангелы» и др. искусные дары, в том числе и медное блюдо со сложной гравировкой по рисунку Давинчи «Тайной вечери».
Восхитившись царь пригласил Богдана Салтанова. Он приехал в Москву вместе со своим братом Стефаносом (1666 г.), в православном крещении брат Богдана известен как Степан Яковлев, принимает российское гражданство. Биография братьев Салтановых показывает глубину русско-армянских духовно-культурных исторических связей. По высокому указу царя Богдана запишут «во дворяне по Московскому списку». Он положил начало русскому дворянскому роду Салтановых.
Служил в оружейной палате Кремля живописцем и в 1667 году открыл 1-ую казенную школу художников на собственном дворе в Китай-городе …. В русских источниках «живописная изба» Салтанова «учителя русских учеников» Богдан обучил 23 учеников, из которых двое армян — брат Степан и Лазарь Бельский — будущий «лаковых дел мастер», родоначальник московской династии художников Бельских. Богдан стал главным мастером Оружейной палаты Кремля. Богдан Салтанов принес на Русь секрет образца редкого состава специальной олифы для живописи. По источникам того времени, состав олифы «богомазов-армян» по качеству «прежнего лучше» .
Богдан автор левкасных рам и картин по полотну живописным письмом. Рождение царя Александра Македонского, написал портреты 26 царей для книги «Василиологион», миниатюры к «Книге о сивиллах», портеры царя Алексея и царицы Марии, патриарха Никона. Является автором торевто-икон по меди. Он автор множество стягов с изображениями архангелов и святых. А также 25 прапоров с 2-х главыми орлами (древний символ Великой Армении времен Тиграна Великого II (позднее Византии при Палеологах).
Много чего расписал: древки ко св. хоругвям, более 115-ти яиц золотом и красками, ящик со слюдою, мебель и много чего для царицы. Каменная паперть Спасского Собора, потолки в царских покоях, гербы, орнамент, золоченная резьба; проектировал новые формы люстр-паникадил, подсвечники; лично делал уникальные игрушки для царя Петра. Богдан Салтыков автор левкасных и полотняных икон для Русской Православной Церкви .
Ученный секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Рублева Комашко сказал: «Салтанов успешно внедрял технику масляной живописи на холсте в русскую художественную практику. Первый применил живописные приемы письма в иконе, развивая границу между иконописью и живописью. Он автор редкой техники сочетания иконописи с аппликациями шелкового репса, окрашенного в разные цвета. Но Петр I поклонник европейской живописи, иконы его тяготили, упразднив уникальную русскую художественную школу Оружейной палаты, царь позвал европейцев, а русские «богомазы» впав в крайнюю нужду, голодали. Богдан им помогал материально. Багдан продолжал строить. Построил цейх-хаузы, палаты, а также триумфальные ворота «в честь взятия Азова».
В докладе использованы материалы исследований историка-арменоведа Натальи Соболь.
Юлия Гюлоян
Председатель комиссии по вопросам культуры Парламента Западной Армении
14 мая 2018 г.
3 thoughts on “Юлия Гюлоян. Культурное наследие армян в России”