3 апреля 2020 г.
11 дней до второго тура на выборах президента Республики Арцах.
Может, и пройдёт сценарий, в поте и со взглядами исподлобья протаскиваемый одними. Может, и объективно пока не готово небольшое, в полублокаде и во многих отношениях уставшее общество в Арцахе выдвинуть со всех сторон достойного лидера — яркого как Азгалдян, умного как Аронян, мудрого как Демирчян, харизматичного как Нжде, справедливого как Лорис-Меликов.
Српазан Паргев в своей книге «Армяне и эсхатология» (посвящена 25-летию новооткрытия Арцахской епархии ААЦ, Санкт-Петербург, 2014. О книге здесь, о презентации в Москве в ИА Регнум здесь. PDF можно скачать здесь, в 68-истраничной книге 28 ссылок, последняя ссылка на книгу Arno Frose «How democracy will elect the Antichrist», SC, USA, 1997) писал:
«Каждый народ, как и любой его представитель в отдельности, приходит в этот мир с особой миссией, которая определяется его духовной сущностью.
… Если мы Гайки, то значит, согласно сути Патриарха Гайка, и мы должны совершать дела, подобно ему, достойные его, оставаясь верными и преданными Его высокой миссии. Мы, как и он, обязаны быть верными Богу, постоянно отвергать коварные программы и храбро воевать против зла, стать злопобеждающими, быть мучениками Бога, даже с малочисленным воинством.
… Мы всенародно проходим через великое горнило многих наших испытаний и трагедий и обязаны помнить, что сатана всё это хорошо знает и всегда будет пытаться мстить нам, не простив Гайку того, что он убил первый прототип Нэра, стал злоодолевающим…. Мы, надеясь на Бога. должны бесстрашно следовать злопобеждающему патриарху Гайку. Да, именно в этом наша миссия. Тот, кто предаст суть свою, природу свою, миссию свою, ослабеет и погибнет.»
Редкие и сильные эти слова от српазана — злопобеждающий, злоодолевающий. Гугл приносит только две ссылки с этими именно слитно, что важно, написанными словами. Внешнее злоодолевание начинается со внутреннего. Сатана может пытаться мстить нам, в том числе, и через соблазны, через наши слабые стороны в нас самих. Мы и сам Арцах достойны лучших лидеров, достойны тех, которыми гордились бы. Но гордимся ли мы ими в Арцахе ныне? Какие качества в них мешают, чтобы мы гордились? Знают ли они об этом? Как идёт их, лидеров, внутреннее злоодолевание, соблазноодолевание? Идёт ли? С другой стороны, гордится ли Арцах нами, обществом в нём, часто поддающимся соблазнам?
К слову, духовный предстоятель Арцахской епархии ровно два месяца назад, 5 февраля сделал важное и резонансное обращение к армянским деятелям, к Армянству и к мировому сообществу. Кто слышал о реакции на это обращение какого-либо из 14 кандидатов в президенты, или кандидата в парламент Арцаха? О чём это говорит?
Во втором туре на выборах в Арцахе два кандидата. Вне зависимости от результата желательно, чтобы оба помнили миссию, присутствие исторических личностей, начиная с Гайка, их взгляды, их ожидания… Желательно, чтобы вне зависимости от своих слабых сторон и шлейфа прошлого — чтобы каждый сделал шаг в сторону Света, в сторону Миссии. При желании и воле это можно сделать и в считанные дни и часы перед 14 апреля.
И, с другой стороны, желательно, чтобы само общество вне зависимости от одних условий перед первым туром 31 марта и своим первым выбором, вне зависимости от одной атмосферы в прошлом, вне зависимости от навязываемого размежевания, в т.ч. по менталитету и мировосприятию, сделало бы тоже шаг в сторону Миабана. Даже если Миацум по разным причинам сразу и сейчас затруднен, то Миабан — жизненно необходим и реален именно здесь и сейчас. Миацум — материален и формален, Миабан — духовный и сущностный. Без Миабана идеологического и в аспекте менталитета — политический Миацум невозможен.
Нельзя скатываться к тому состоянию, когда возможны упрёки в расколе между Арменией и Арцахом, между двумя обществами и властями.
Один из таких упрёков внизу — в эмоциональном посте Анны Мелкум, который я по-своему перевёл на русский — её мнение о сложившейся ситуации. Нельзя давать шанс таким упрёкам и настроениям. Положение требует своевременного исправления, помня и следуя общей Миссии.
— — — —
«Здравствуй,
имеющий паспорт Республики Армения, говорящий по-армянски, защищенный кровью моего солдата, считающий крошки хлеба более значимым, чем жизнь солдата, попрошайка, разделяющий Армению и Арцах, и поэтому НЕ гордый арцахец.
Как твои дела? А если спросишь меня об этом, я отвечу — плохо, очень, очень плохо.
Ты продал всех: и себя, и своего ребёнка, и возделывателя из чёрной земли и камней, и борца против огня и меча, и родителя своего, и предков – так как же мне должно быть после этого?
Мне стыдно, что мои деды жили и сражались в Арцахе, они сражались за вас, за ваше сегодня.
Кстати, сегодня чёрный день 2 апреля, день, когда сто семь армян спасли вас ценой жизни и смерти.
Но слышишь ли ты тот плач матери, надрывный крик женщины или страстную мольбу сироты – от состояния, близкого к помешательству.
Можно сойти с ума, вновь и вновь — для кого всё было сделано: для турок, русских или для той банды, у которой как у лисы из басни О. Туманяна есть вымышленный топор, которым она страшила всех вокруг, говоря: «Хозяин здесь — я, Гора тут моя. Мое и дупло, Гнездо и тепло.»
Ничто не твое, Родина для всех одинакова, есть одно святилище и одна Армения, есть один армянский язык и одно Писание, так чего ж тебе ещё не хватает?
Мы не дорожим и не верны завещанию, оставленному нам предками.
Не пора ли покончить с цинизмом возвысивших себя, со лживыми обещаниями самозванных лидеров?»