О ГЕНОЦИДЕ, ПАТРИЦИДЕ И ЭТНОЦИДЕ АРМЯН В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Елена Хачатрян, Альфред Андреасян
Именно территория Нагорного Карабаха является рубежом нашей христианской цивилизации.
Георгий Иванов–Коларов, болгарский политолог
Арцах не только остров христианства, но и корень истории христианства.
Монсеррат Кабалье, испанская оперная певица
Армянский народ создал на святой земле Арцаха линию соприкосновения Свободы и Веры.
Мы, живущие в свободе, мы, называющие себя христианами, обязаны ему за сохранение
этой линии соприкосновения.
Керолайн Кокс, Член Палаты лордов СКВ и СИ
Христианские ценности в Европе с каждым днем тускнеют. Будущее христианства под угрозой.
Европа обязана защитить свою веру. Для этого надо начать с Карабаха, который является оплотом христианства.
Карабах – это врата мирового христианства, он в одиночку борется с мусульманским прессингом.
Расцвет христианства начнется с Карабаха…
Достаточно лишь на один день Нагорный Карабах включить в состав Азербайджана, и 160 тысяч
граждан этой республики будут убиты, а остальные европейские страны закроют глаза, благодаря нефтедолларам.
Франтишек Миклошко, первый председатель Национального Совета Словакии
После того, как во время этой войны права армян были растоптаны,
никто не смеет обвинить их в том, что они всем народом это право презрят.
Кардинал Мерсье
Нефть перевесила армянскую кровь.
Лорд Керзон, министр иностранных дел Великобритании
Армения является той страной, судьба которой в разные эпохи фильтровала совесть человечества.
Леонид Азгалдян, прославленный командир Освободительной Армии Арцаха
Если мы потеряем Арцах, то перевернем последнюю страницу армянской истории.
Монте Мелконян, Национальный Герой Армении
Но слово “Победа” мне кто-то успел на Кресте начертать.
Седа Вермишева
С тех пор, как в 11 веке нога турка ступила на Армянское нагорье, с тех пор и начался Геноцид армян, а апогеем геноцидальной политики турок стали 1894 – 1923 годы.
Сегодня принято считать, что Геноцид армян был на территории Османской Турции, забывая о не менее страшных преступлениях по отношению к армянскому народу в 1918 – 1920 годах на территории созданной Турцией искусственного образования под названием Азербайджанская Демократическая Республика (АДР) и на прилегающих к ней территориях.
Так, потери армянского народа на этих территориях в процентном отношении превосходили потери в Османской Турции. За неполных два года на подконтрольной этому образованию территории были убиты свыше 250 тысяч армян, в частности, армянское население целых регионов, как, например, Нухи-Арешский или Джебраильский (Джракан) район, было практически полностью вырезано (65 тысяч человек), в Баку погибло 30 тысяч, в Шуши – от 30 до 40 тысяч человек. Не отстали от армян и другие автохтоны, за это время погибли до 40 тысяч талышей, более 50 тысяч лезгин, аварцев, цахуров, более 20 тысяч удин… Не были забыты также русские и евреи.
Как правило, в прессе пишется только о резне армян в Баку в сентябре 1918 года, и в Шуши – в марте 1920 года, тогда как схожие, а нередко и более кровавые, акты имели место во многих других регионах.
Геноцид армян на территории Азербайджана продолжался все годы советской власти.
8 февраля 2018 года, выступая на съезде партии «Ени Азербайджан», Ильхам Алиев в очередной раз заявил: «Мы никогда не позволим, чтобы на нашей земле было создано второе армянское государство. Мы не должны забывать и не забываем наши исторические земли… Наши исторические земли — Иреванское ханство, Зангезур, Гейча… Иреван — наша историческая земля, и мы …должны вернуться на эти исторические земли. Это — наша политическая и стратегическая цель, и мы должны постепенно приближаться к ней».
Вот так, пришел кочевник, увидел и объявил себя хозяином.
А что мешает этому?
Многовековое присутствие на этой земле его истинных автохтонных хозяев – армян. Там еще были другие автохтонные народы: талыши, лезгины, аварцы и др., но с ними вопросы решались относительно проще. Только вот армяне…
Сказать, что свою пришлость закавказские турки и неопантюркисты не понимают, было бы ошибочно. Просто необходимо в очередной раз обмануть мировое сообщество и подвести «историческую основу» для окончательного осуществления своей вековой мечты – искоренения армянского клина.
Президент Турции Сулейман Демирель, посетив еще в советское время Азербайджан, назвал Мегри «проклятым клином», который не позволяет связать Нахиджеван с Азербайджаном.
А этот «проклятый» армянский клин намертво застрял в горле серого турецкого волка. Потому и для искоренения «проклятого» клина необходим геноцид аборигенов — армянского народа. Цель оправдывает средства.
Не потому ли Алиев-старший цинично заявил: «Автономия Нахиджевана – очень серьезный фактор, могущий помочь решению вопроса о возвращении других потерянных земель, служащий этой цели. Автономия Нахиджевана – это историческое событие с точки зрения создания границы Нахиджевана и Азербайджана с Турцией».
Подвергая армян геноциду в Западной и Восточной Армении, создавая Азербайджан и заигрывая с большевистской Россией, Турции показалось, что вопрос с этими упрямыми армянами-христианами решен.
16 марта 1921 года Московским российско–турецким договором по настоянию турецкой стороны под протекторат Азербайджана был передан Нахиджеван. Таким образом, в этом акте две договаривающиеся стороны – Россия и Турция – приняли решение о передаче под протекторат третьего государства – Советского Азербайджана – неотъемлемой части четвертого государства — Советской Армении, хотя ни один из фигурантов не являлся субъектом международного права.
В 1923 году решением III съезда Нахиджеванской краевой организации и последовавшим за ним V съездом Азербайджанской Компартии Нахиджеван был включен в состав Азербайджана на правах автономии. Последнее красноречиво свидетельствует о том, что до 1923 года Нахиджеван не считался частью Азербайджанской ССР.
Вопрос же Нагорного Карабаха был решен еще проще — 5 июля 1921 года на пленуме Кавбюро РКП(б ) без обсуждения и голосования представителем Москвы Сталиным было навязано решение в пользу Азербайджана, где говорилось:
«а) Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами… Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию…
б) Поручить ЦК Азербайджана определить границы автономной области…
г) Объем автономии Нагорного Карабаха определить ЦК Азербайджана…»
Таким образом, решением партийного органа третьей страны армянский край окончательно был передан Азербайджану, что обернулось страшными для армян Карабаха последствиями, а именно — азербайджанские власти отрезали от Нагорного Карабаха большую часть Арцаха и весь Утик и не включили в состав автономной области
- Дашкесанский, Шамхорский, Ханлар-Геташенский, Шаумянский районы на северо-западе,
- Кельбаджарский и Лачинский районы на западе,
- все ныне освобожденные Армией обороны НКР южные районы вдоль реки Аракс.
Все просто. Казалось бы, что Турция с Азербайджаном добились многого в вопросе искоренения армянского клина. Однако, ранее турки так и не смогли завоевать Зангезур (Сюник), тот кусок Армении, который неимоверным героическим трудом защитили отряды легендарного Гарегина Нжде. Там армянской резни не было.
К слову, сейчас стараниями таких как сергеймарков, козлова, крашенинникова и др. прихлебателей азербайджанской кормушки в России идет компания обвинения Нжде в нацизме. Слишком мелки вы, господа, перед таким патриотом как Нжде, несравнимы с титаном. Таким тявканием вы хотите показать своим кормильцам, что знать Моська сильна, что лает на Слона. Пожалуйста, не позорьте себя. Не надо быть настолько примитивно неграмотным, ведь история такая же точная наука, как математика. Топорная ложь пока никого не украшала. А где чьи памятники ставить, чьим именем называть площади, улицы, станции метро, школы оставьте, пожалуйста, на наше усмотрение и не лезьте в чужой дом со своим уставом. Мы знаем, что и как делаем, и в ваших командах не нуждаемся. Нжде был, есть и останется Величайшим Национальным Героем, которому Армения обязана армянским клином в 46 километров – Зангезуром. Обращайтесь хоть в Международный суд ООН, хоть к черту.
Нжде уберег весь Зангезур от геноцида, что предотвратило создание исламской дуги в южном подбрюшье России. И не забудьте, что единственным верным союзником России всегда была, есть и остается Армения, которую она так часто подставляла. А потеряв Армению, господа прихлебатели, Россия потеряет не только Закавказье, Кавказ и выход на Ближний Восток, но и …
Ведь не случайно премьер-министр Турции Исмет Иненю и глава МИД Шюкрю Сараджоглу одним из условий союза с Третьим рейхом ставили именно решение Армянского вопроса, который их предшественники так и не смогли «успешно» решить на Кавказе в предшествующий период, потому и был приказ Геринга от 1941г. германским войскам «учитывать вражду армян».
Получив Нахиджеван, Арцах и Утик в подарок, Советский Азербайджан приступил к планомерному уничтожению и выселению армянского населения, осуществляя процесс вялого ползучего геноцида. Наличие на этой территории армянского населения мешало претворению проекта пантюркизма.
В первые десятилетия советской власти упор был сделан на Нахиджеван, имеющим общую границу с Турцией.
Задачa выживания армян из Нахиджевана была относительно простой, чему способствовало:
- в годы турецкой экспансии (1918 -1920 г.г., 1921 г.) и в период большевистской «чистки» население края сократилось более чем наполовину,
- объявив Нахиджеван «приграничным регионом» максимально была затруднена связь края с Арменией.
Армянское автономное образование было объявлено пограничной зоной со строгим въездным и выездным режимом, запрещавшим на протяжении почти семидесяти лет армянам посещать не только свои дома, но даже могилы предков. Пограничный режим позволял бесконтрольно создавать для аборигенного армянского населения такие невыносимые условия жизни, при которых хозяева своей исторической родины вынуждены были оставлять родные края. В результате в Нахиджеване, где в 1917 году армяне составляли 52% населения, не осталось ни одного армянина.
Политическое руководство Азербайджана, освободившись от армян как свидетелей государственного преступления, приступили к уничтожению бесценных памятников истории и культуры армянского народа. Были стерты с лица земли целые города и села, тысячи храмов, церквей, хачкаров, десятки тысяч курганов, могильников, надгробных камней в Джуге, Нахиджеване, Агулисе, Знаберде, Кзнуте и многих других населенных пунктах армянской автономии.
Создатель армянского алфавита святой Месроп Маштоц повез свои 36 букв, названных народом солдатами, в нахиджеванский город Агулис, где на протяжении веков были воздвигнуты двенадцать величественных армянских христианских храмов и церквей от которых теперь… О них мужественно написал в своей книге «Каменные сны» азербайджанский писатель Акрам Айлисли. Маштоц как будто предвидел, что варвары разрушат Агулис. В V веке он открыл свою первую школу в карабахском Амарасе.
Геноцид в Нахиджеване осуществлялся на глазах всех поколений после Октябрьской революции. Последние нахиджеванские армяне были выдворены в 1991 году. А последние тысячи священных хачкаров раздроблены бульдозерами на куски частями азербайджанской армии в начале уже XXI века, что было заснято с иранской стороны границы. На этом священном для армян месте варвары создали военный полигон, боевое стрельбище.
Хачкары — это не только шедевры малой архитектуры, но и в первую очередь надгробные камни, под которыми лежит прах предков армян. Предков гения Арама Хачатуряна и многих тысяч талантливых нахиджеванцев.
Подружка Мехрибан ханум Алиевой — генеральный секретарь ЮНЕСКО Бокова тогда только глазками хлопала.
А почему? Да очень просто, сегодя идет расследование коррупционных сделок Азербайджана с европейскими чиновниками, среди которых и супруг госпожи Боковой… Это только видимая часть айсберга. Слишком вкусна каспийская икра и приятен шорох зеленых купюр.
Поэтому неудивительно, что Алиев-старший в 1998 году, уверенный, что из 150 тысяч армянских исторических и архитектурных памятников в Нахиджеване осталось всего четыре тысячи, уже думал о территории за пределами самой армянской автономии.
С высокой трибуны ООН министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, подробно рассказав о варварстве и вандализме в армянском Нахиджеване, заявил: «Сейчас, когда на исторической армянской территории не осталось коренных нахиджеванцев-армян, почему-то кое-кто считает, что уже нет смысла предпринимать какие-то меры в вопросе наказания варваров». На реплику азербайджанцев о том, что все разрушения в Нахиджеване происходили во время многих войн, Осканян ответил: «В 1922 году не было войны, однако были варварски разрушены в Нахиджеване древние хачкары и церкви. В 1998 и 2002 годах не было войны, однако в то время были стерты с лица земли тысячи и тысячи армянских шедевров большой и малой архитектуры. В 1975 году не было войны, когда в самом городе Нахиджеване были уничтожены архитектурные памятники седьмого века».
На 36-й генеральной конференции ЮНЕСКО (29 октября 2011 года) в своем выступлении нынешний министр иностранных дел Эдвард Налбандян, говоря о Нахиджеване и, в частности, об уничтоженных тысячах хачкаров Джуги, подчеркнул: «Это наследие, которое еще недавно занимало свое историческое место во всемирной сокровищнице. Сегодня скажем с болью, что мы уже не можем передать шедевры культуры поколениям не только армян».
10 февраля 2010 года в Британском королевском институте международных отношений Чатем-Хаус президент Армении Серж Саргсян заявил: «Азербайджан потерял кредит доверия не только по отношению к Арцаху (Карабаху), но и к другой армянской автономии — Нахиджевану. Азербайджан оправдывает эти бесчинства тем, чтo в советские времена он был «одним», а сейчас стал «другим». В этом самом «другом» Азербайджане за последние годы было уничтожено больше армянских христианских памятников, чем за предыдущие семьдесят советских лет. И здесь нельзя не подчеркнуть тот непростительный факт, что все международные организации, призванные охранять мировое культурное наследие, просто не смогли ничего сделать».
Сделаю небольшое отступление. Когда в середине 80-ых годов моя сестра вместе с мужем в составе группы архитекторов посетили Нахиджеван для определения состояния армянских христианских храмов, они были потрясены увиденным. Храмы были превращены в хлева, а из-за метрового слоя навоза даже коровы не могли заходить туда.
Еще что-то другое можно ожидать от страны, где глава исполнительной власти (город Шемахи) заявляет, что возведенный в городе памятник ослу – это дань древности азербайджанского народа.
С Арцахом и Утиком было немного по другому. В горных частях сохранилась компактность армянского населения, а у Азербайджана не было возможности изолировать этот большой регион, потому и была применена разноплановая тактика выживания армян. В результате, если в 1923 году армян там было 95%, то в 1989 году их стало уже 77%.
Еще в 1930 году предстоятель Арцахской епархии епископ Вртанес отправил телеграмму в Эчмиадзин: «Нам сначала сказали, что в программе государственного атеизма будут разрушать только каждую вторую церковь, а разрушили почти все. Благодаря настоятельной просьбе руководителей Карабаха сохранили всего несколько полуразрушенных храмов, и среди них: Амарас -IV век, Дадиванк — IX век, Гандзасар — ХII век, Христа Спасителя в Шуши — XIX век. Итак, уничтожено 112 церквей и 17 храмов».
Властями Советского Азербайджана неоднократно менялись границы районов с целью увеличения процента азербайджанского населения. Кроме того, в процессе этих территориальных манипуляций Карабах лишился общей границы с Арменией. Азербайджан вел в отношении Нагорного Карабаха планомерную политику выживания коренного армянского населения и заселения края мигрантами из Азербайджана, используя в этих целях различные формы этно-религиозной, демографической и экономической дискриминации, в том числе полный разрыв связей с Арменией, искусственное торможение социально-экономического развития, уничтожение и присвоение памятников армянской культуры и т.д.
Армянское население было искусственно лишено возможности получать образование на армянском языке. Для получения высшего и среднего специального образования лица с армянским образованием выезжали в Армению и оставались там за неимением соответствующей работы в Азербайджане, где вопреки конституции армянский язык находился под запретом. Похожая ситуация была и для лиц с русским образованием. Это приводило к вытеснению грамотной части армянского населения, что лишало оставшуюся часть грамотных лидеров.
Другой способ вытеснения армян и региона носил коммуникационный характер, который начался еще с середины двадцатых годов. Дороги в армянском крае были проложены так, что для проезда из любого райцентра в другой необходимо было выехать за пределы автономной области проехать населенный закавказскими турками населенный пункт и только вновь въехать в область. Например из села Талыш Мардакертского района до ближайшего Карачинара Шаумянского района расстоянием в 5 километров необходимо было сделать крюк около 70 километров. Аналогичная ситуация была и в Утике.
В этих условиях все крупные армянские села были не только отрезаны друг от друга, но и от рынков, что лишало их возможности реализовать произведенную продукцию.
Излишне говорить уже о том, что план по аресту и высылке мусаватистов в 1948 – 1949 годах выполнялся в основном за счет армян, а процент мобилизации на фронта Великой Отечественной Войны по всей Азербайджанской ССР был в три раза меньше, чем из армянских регионов Арцаха и Утика. План Азербайджана по призыву выполняли в основном армяне, талыши, лезгины, аварцы и другие автохтонные народы.
О правовом отношении к армянам говорить уже не имеет смысла. Достаточно привести один пример, чтоб реально оценить условия жизни армянского населения.
Директор школы села Куропаткино Мартунинского района НКАО Аршад Мамедов и двое его родственников в 1967 году зверски, чисто турецком стиле убили восьмилетнего армянского школьника Нельсона Мовсесяна: мальчика изнасиловали, выкололи глаза, вбили гвозди в голову, а затем распяли на дереве. Когда советский суд оправдал этих нелюдей, двое молодых ребят — армян не сдержались и после провозглашения приговора прямо в зале суда убили изверга. Мстители были приговорены к расстрелу, а Аршад Мамедов с почестями захоронен в Баку на аллее славы… Это не единичный пример, а закономерность.
Однако армяне Нагорного Карабаха не смирились с таким положением вещей, и борьба за воссоединение с Родиной — Арменией продолжалась даже в советский период. Армяне НКАО и власти Армянской ССР неоднократно обращались к центральным союзным властям с просьбой о пересмотре решения о принадлежности Карабаха, но эти обращения или оставались без ответа, или не удовлетворялись. В частности, подобные обращения имели место в 1945, 1959, 1962, 1963, 1965 (более 45 тыс. подписей карабахцев), 1977 годах.
Помимо этого, на территории НКАО из-за произвола азербайджанских властей неоднократно вспыхивали массовые протесты населения, межнациональные столкновения и стычки армян с азербайджанской милицией.
20 февраля 1988 года внеочередная сессия Совета народных депутатов НКАО приняла ходатайство к Верховным советам Азербайджанской ССР и Армянской ССР с просьбой рассмотреть возможность выхода области из состава Азербайджана и присоединении ее к Армении. Ответ Азербайджана на мирное волеизъявление населения Карабаха оказался вполне в духе турецких палачей начала ХХ века.
Спустя всего 2 дня, 22 февраля, огромная толпа азербайджанцев из Агдама, вооруженных арматурой, булыжниками и холодным оружием, напала на карабахский райцентр Аскеран, но получила отпор. А спустя еще несколько дней азербайджанскими властями была организована резня армянского населения города Сумгаита. Не удостоившись правовой оценки и наказания виновных, этот акт геноцида стал стартом этнических чисток против армян на всей территории Азербайджанской ССР.
Продолжавшиеся без малого два года (с конца февраля 1988 года и до конца января 1990 года) погромы и убийства армян в Азербайджанской ССР, имели два апогея: конец ноября 1988 года и январь 1990 года.
21 ноября 1988 года в одночасье, по приказу из одного и того же центра, начались погромы и убийства в Гандзаке, Мингечауре, Казахе, Ханларе, Шамхоре, Ахсу и других населенных пунктах Азербайджанской республики. Погибло множество безвинных людей.
Вакханалия кровавой недели закавказских турок в Баку в январе 1990 года мало чем отличалась от геноцида сентября 1918 года, разве только тем, что не было случаев каннибализма. Все остальное: сжигание людей заживо, выбрасывание младенцев из окон разграбляемых квартир, групповые изнасилования и расчленение несчастных жертв, словно было списано с картины начала века. Азербайджанский фактор – фактор убийцы-толпы, фактор кровавого топора, был продемонстрирован миру во всех его ужасающих подробностях. К этому прибавился еще и каннибализм, когда погромщики с пробудившимся инстинктом кочевника – турка поедали плоть своих жертв.
В геноциде армян имеет свою немалую долю и советское руководство. Именно по распоряжению Горбачева в апреле 1991 года силами советских воинских частей и азербайджанского ОМОН была осуществлена операция «Кольцо», в результате чего были опустошены 24 армянских села, депортировано все население, убито 149 жителей сел, в подавляющем большинстве люди престарелого возраста, женщины, дети, а судьба многих заложников неизвестна.
Из Азербайджана было депортировано полмиллиона армян, большая часть которых проживала на исторически армянской земле. Сегодня они как будто испарились, улетели на другую планету. В переговорах о них никто и словом не молвится, только и знают, что говорят о вымышленном «миллионе азербайджанских беженцев да о 20% оккупированных азербайджанских земель». А куда делось имущество, дома, квартиры, банковские счета армянских беженцев? Кому достались?
Героическая борьба 150-ти тысячного Карабаха в 1991 – 1994 годах против семимиллионного Азербайджана завершилась блестящей победой и позором агрессора, вымолившего перемирие. Но даже после этого ничего не изменилось.
Достаточно сказать, что первым национальным героем Азербайджана стал Шаин Тагиев, командир батальона «Гуртулуш», устроившего массовую резню мирных жителей армянской деревни Марага. Другой национальный герой Азербайджана – Ширин Мирзоев – убийца престарелых арцахских сельчан в деревнях Фарух, Караглух и Храморт Аскеранского района Республики Арцах, в которых его солдаты убили всех не успевших покинуть дома мирных жителей.
Президент этой страны Ильхам Алиев лично награждал зарубившего топором спящего армянского офицера в Будапеште Рамиля Сафарова, а страна возвела его в ранг национального героя, требуя от молодежи брать с него пример.
Получил награду из рук президента и Ибад Гусейнов, который не таясь разъезжал по деревням и позировал с отрубленной головой армянского солдата езидского происхождения Кярама Слояна.
В апреле 2016 года бравые азербайджанские солдаты в селе Талыш не только убили трех стариков 86-и и 92-х лет, но и отрезали их уши для последующей демонстрации «героического» трофея.
Что можно сказать об азербайджанской «матери», которая вырезала сердце у тяжело раненного армянского воина, замариновала его в банке из-под джема и возложила на могилу своего сына, убитого соплеменниками и похороненного на аллее шехидов. А туда обязаны ходить все высокие гости этого образования под названием Азербайджан.
Остается только сожалеть страну, у которой такие «герои», а славу ей приносят такие нелюди.
В Азербайджане совершались и продолжают совершаться преступления, которые не поддаются восприятию нормальным человеком. Начиная с середины девяностых годов пущены под нож бульдозера все христианские кладбища. Полностью уничтожено в Баку крупнейшее в Закавказье христианское (русско-армянское и с отдельным еврейским участком) кладбище, известное как Монтинское. Земля с уничтоженных христианских кладбищ продается зажиточным жителям Азербайджана в качестве богатой «биоудобрениями» почвы. А под ногами жителей поселка Рамана Сабунчинского района Баку оказались человеческие кости и черепа. Водитель грузового автомобиля дал показание, что земля с человеческими останками вывозятся с территории кладбища во всех направлениях города, откуда следуют заказы. Богатый «удобрениями» кладбищенский «чернозем» восполняет все недостатки бакинского солончака и пользуется особым спросом для особняков бакинских нуворышей. Дорога в Баку вымощена надгробными плитами из Монтинского кладбища, на многих из них сохранились выгравированные кресты и портреты умерших людей, эпитафии на армянском и русском языках.
У нормального человека, приведенные лишь несколько примеров этой страшной средневековой чумы, могут вызвать потрясение, а ведь таких великое множество, перечисление которых заполнило бы не одну книгу.
Сегодня Азербайджан создает геноцидальные условия и для жителей пограничных сел уже Армении.
Об этом свидетельствует судьба молодого Манвела Сарибекяна, которого выкрали и по свидетельству родственников «глаза Манвела были выколоты, губы сожжены, шея перерезана, тело все в синяках, ноги перебиты». Все это, к сожалению, уже привычно, но на этот раз столкнулись с рецидивом звериной сущности закавказских турок: у Манвела были вырезаны сердце и легкие. Его 75-летнего родственника вернули, но в кровь заранее ввели дизельное топливо, в результате чего он скончался через несколько дней после возвращения. Два года назад при обстреле азерб военщиной села Бердаван Тавушского марза погибли местные жительницы: 41-летняя Сона Ревазян и Шушан Асатрян. Бабушка Шушан. Ей было 94 года. Обе погибли в бою, не бросив своих очагов, не оставив свою землю. Приведенные примеры не единичны.
Эти мученики безмолвны, как безмолвны мученики Сумгаита, Баку и Мараги. Немногословные крестьяне приграничья, живущие и выживающие под вражескими пулями, побеждают врага ежедневно.
Сегодня армянофобия, ложь и фашизм являются стержнем государственной политики Азербайджана, где не скрывая, открыто заявляют, что они выгонят всех армян, им нужна только территория Карабаха.
На это один из великих армян – Сос Саркисян ответил: «Для вас Карабах – это территория, а для нас – Святая Родина». Вот потому и обломал себе зубы «широко шагающий» Азербайджан.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявляет, что главным врагом являются всемирное армянство, и находящиеся под их влиянием «грязные деятели». Не удивляет и заявление директора Института радиационных проблем НАНА Адиля Гарибова, предложившего организовать в Армении 9-балльное землетрясение для проверки сейсмостойкости Армянской Атомной Электростанции.
Детский сайт AzeriChild.info вот как «воспитывает» детей: «Наступили новые времена. Евреи уже не одни в мире. Есть еще более чудовищные и грязные армяне».
Вопли о «миллионе беженцев, 20% оккупированных территорий и геноциде Ходжалу» это воплощение в жизнь геббельсовского тезиса о том, что ложь, повторенная тысячекратно, становится правдой.
По отношению к автохтонному армянскому народу на своей действительно исконной земле — на территории нынешнего Азербайджана, был совершен не только физический Геноцид, но и Патрицид – лишение Родины, и Этноцид – уничтожение богатейшего культурного наследия. И все это на глазах у «цивилизованного» мирового сообщества.
Оценивая сегодняшнее состояние Азербайджана, азербайджанский журналист Зейнал Ибрагимов в аннотации к книге «35 писем сыну» пишет:
«Написать эту повесть меня заставил стыд.
За то, что я видел своими глазами.
За то, что я наблюдал в стране, скатившейся до фашистской идеологии и деградации всех человеческих ценностей.
За ложь, которая три десятилетия преподносится миру.
И за мир. который молча глотает эту ложь, запивая ее миллионами баррелей нефти».
Российский политолог Арег Галстян задается вопросом:
- Не является ли фашизмом лоббирование интересов государства, виновного в этнических чистках, которые признаны и осуждены?
- Не является ли фашизмом защита интересов государства, первые лица которого официально заявляют, что их враги — армяне по всему миру (к этому мы добавим слова президента Ильхама Алиева: «Наши исторические земли — Иреванское ханство, Зангезур, Гейча… Иреван — наша историческая земля, и мы …должны вернуться на эти исторические земли. Это — наша политическая и стратегическая цель»)?
- Не является ли фашизмом продвижение интересов государства, которое делает из убийцы Рамиля Сафарова (мы добавим также и Шаина Тагиева, Ширина Мирзоева, Ибада Гусейнова) национального героя?
- Не является ли фашизмом незаконная депортация из Баку гражданина России, маленького мальчика из-за его армянской фамилии? (1)
«Республике Арцах сегодня предлагают подарить Азербайджану те самые районы, на территории которых армяне были вырезаны и депортированы в 1918 году. Приводимое для этих требований основание: армяне там до конфликта не жили.
То есть нам предлагают юридически закрепить результаты геноцида и вернуть в армянские районы ближайших потомков заселившихся в армянские дома убийц и насильников.
Геноцид армян в Азербайджане явился продолжением Геноцида армян в Османской Турции, и об этом мы просто обязаны помнить… Это был единый геноцидальный акт, и деление этого преступления против человечества на отдельные составляющие является стратегической ошибкой. Оба турецких образования повинны в равной степени, оба должны понести равное наказание, в том числе и в виде территориальной компенсации.
Иное развитие событий является насмешкой над логикой, истиной и историей. Собственно говоря, это происходит уже сегодня. Напомним еще раз: Азербайджан, контролируя значительную часть Арцаха и весь Утик, требует от Республики Арцах районы, исконное население которых было вырезано закавказскими и анатолийскими турками».(2)
Поэтому сегодня мы:
- не имеем права предать забвению память невинных жертв геноцида в обоих турецких государствах;
- не имеем права забыть про находящиеся у врага обширные территории нашей Родины, веками пропитанные потом наших предков;
- не имеем права вернуть государству – агрессору ни пяди освобожденной родной земли, пропитанной кровью Армянского Воина;
- не имеем права повторять ошибки прошлого, когда Армянский Воин побеждал на поле боя, а дипломаты за столом переговоров сдавали родные земли врагу;
- не имеем права поставить армянского воина в заведомо невыгодные для него позиции;
- не имеем права возвращением освобожденных исконных армянских земель и выдуманного «миллиона» азербайджанских беженцев поставить под вопрос судьбу не только Арцаха, но и Армении;
- не имеем права забывать о правах полмиллиона армянских беженцев, об их потерянном имуществе;
- не имеем права создавать такие условия, при которых Азербайджан – племена Черных и Белых баранов*, считая уже Арцах своим, предъявлял бы территориальные требования ко всей Армении;
- не имеем права на кого-то надеяться.
Поэтому сегодня мы
- обязаны помнить, что «существующий между Азербайджаном и Турцией армянский клин с раствором 160 километров является залогом существования армянского государства и непреодолимой преградой для осуществления идеи пантюркизма – создания единого сверхмощного туркоязычного государства, простирающегося от Балкан до Китайской стены»; (3)
- обязаны помнить, что всегда должны вести наступательную политику, ибо защита это удел слабых, а все законы и международное право на нашей стороне;
- обязаны помнить, что только единство армянского народа, уже неоднократно продемонстрированное миру, является необходимым условием нашего выживания в столь враждебном — геноцидальном турецком окружении;
- обязаны помнить, что у нас есть только один преданный и надежный союзник – АРМЯНСКАЯ АРМИЯ.
Геноцид армян, этноцид и патрицид был осуществлен обоими турецкими государствами.
Что нам остается в этой ситуации? Наверное, только одно — око за око, зуб за зуб.
… Нам нужна стратегическая цель. Пусть и маленькая, но достигающая хотя бы Куры, цель. И это то, что в современной лексике называется реальной политикой (4).
Нюрнбергский процесс над Баку и Анкарой еще впереди.
* Кара-коюн — дословно черный баран, (тюрк. от „кара“ — черный и „коюн“ — баран), объединение тюркских кочевых племён
Ак-Коюн — дословно белый баран, (тюрк. от „ак“ — белый и „коюн“ — баран), объединение туркоманских кочевых племен
1. Памятник Нжде как средство политического шантажа? Гаяне Мовсесян http://www.ra.am/archives/10076
2. О войне и победе. Левон Мелик-Шахназарян, том 1, Ереван, 2015 г. https://miaban.ru/info/russia/o_voyne/
3. Азбука статус-кво. Ленсер Агаловян. В сборнике «Армения – не побежденная судьбой», Ереван, 2013 г. http://www.diplomat.am/load/public/5-1-0-128
4. Стратегическая цель Ильхама Алиева. Грант Мелик-Шахназарян, http://times.am/?p=236604&l=ru
One thought on “Е. Хачатрян, А. Андреасян. О Геноциде, патрициде и этноциде армян в Азербайджане”