на армянском — https://miaban.ru/info/armenia/border_24-2-2020/
на французском — https://miaban.ru/info/armenia/borders_24-2-2020_fr/
(По случаю 100-летия решения Специальной комиссии Парижской мирной конференции по демаркации границы между Арменией и Республикой Азербайджан)
Сегодня, 24 февраля, исполняется 100 лет с того момента, как в 1920 году на Парижской мирной конференции Специальная Комиссия, определяющая границы государства Армения, представила «Доклад-предложение относительно определения границ Армении», под которым были поставлены подписи полномочных представителей государств-членов Совета Лиги Наций – Франции, Великобритании, Италии и Японии.
Это, по сути, является вторым важным документом, принятым со стороны международного сообщества уже через месяц после того, как 19 января 1920 года Верховный Совет союзных держав принял историческое решение о «де-факто» признания Армянского государства.
В статье «Единственный путь урегулирования карабахского конфликта и армяно-турецких отношений — это правовой путь» (журнал «Ухт Арарати», № 1 (19), март-апрель 2010 г.) мы подробно изложили три варианта урегулирования конфликта, которые не были приняты во внимание Минской группой ОБСЕ. Причиной этого является стремление обязательно дать проблеме политическое решение, из-за чего была искажена сама суть конфликта, и, естественно, было искажено его урегулирование.
Как справедливо отмечает политолог профессор Александр Манасян: «Так как проблема политизирована, то ни в Минской группе ОБСЕ, где переговоры по карабахскому конфликту ведутся уже почти два десятилетия, ни в ООН, ни в какой-либо другой международной компетентной инстанции до сих пор не был представлен «Правовой пакет карабахского конфликта». (Александр Манасян, «Карабахский конфликт. Минимальный пакет политико-правовых фактов и аргументов», изд-во «Тигран Мец», Ереван, 2008, стр. 6.)
Между тем, предвидя вероятность возникновения конфликта, Специальная комиссия Парижской мирной конференции 24 февраля 1920 года представила специальный Доклад-предложение о демаркации границы между государством Армения и Республикой Азербайджан, 100-летие которого исполняется 24 февраля 2020 года.
В этом докладе уточняются принципы демаркации границы, где указано: «Что касается границы государства Армения с Грузией, а также с Азербайджаном, то Комиссия находит, что в настоящее время предпочтительнее ожидать результатов уточнения упомянутых границ, которых три республики сами достигнут в договорах. В том случае, если эти республики не придут к какому-либо согласию относительно своих границ, то этот вопрос должен быть передан в арбитраж Лиги Наций, которая создаст Межсоюзническую Комиссию для определения вышеотмеченных границ на месте – с учетом, в качестве принципа, этнографических данных».
Об этом в статье «Армяно-азербайджанская граница» пишет политолог Ара Папян: «Единственным законным документом об армяно-азербайджанской границе является Доклад-предложение Специальной комиссии Парижской Ассамблеи от 24 февраля 1920 года, согласно которому право демаркации армяно-азербайджанской границы предоставлялось Лиге наций. Поэтому ООН, как преемница Лиги Наций и, в частности, Совет Безопасности ООН, как уполномоченный орган главных союзных сил, обязаны осуществить эту демаркацию границ, приняв за основу данные о национальном распределении на ноябрь-декабрь 1920 года. Нынешнее национальное распределение не может являться основой для демаркации границ, т.к. является следствием преступной азербайджанской политики депортации и этнической чистки, а последствия преступления не могут вызывать права: «Ex injuria non oritur jus». (См. Ара Папян, Армяно-азербайджанская граница. Экспертиза в соответствии с международным правом, «Ухт Арарати», 2 (16), ноябрь-декабрь, 2008, стр. 11).
Более того, этот принцип и решение о демаркации границы между государством Армения и Республикой Азербайджан были включены в Севрский мирный договор в качестве статьи 92, где указано: «Границы Армении с Азербайджаном и Грузией по принадлежности будут определены с общего согласия заинтересованными Государствами. После того, как предусмотренное в статье 89 решение будет вынесено, и после того, если те или иные заинтересованные Государства, с общего согласия, не смогут определить свои границы, последняя будет определена Главными Союзными Державами, которые вместе с тем должны будут позаботиться нанесением ее на месте».
Отмеченный документ был также включен в Полный доклад об Арбитражном решении 28-го Президента США Вудро Вильсона от 22 ноября 1920 года – как 2-й документ 1-го Приложения.
Очень примечательно, что в своём письме Председателю Верховного Совета Союзных Держав, от 22 ноября 1920 года, 28-օй Президент США Вудро Вильсон в связи с принятым им Арбитражным решением подчеркнул, «что необходимо учесть, что новосозданное армянское государство, безусловно, должно включить в себя значительную часть закавказских армянских областей бывшей Российской империи»․
Фактически, в отношении предоставленных прав армянскому народу в течение 1920 года — на Парижской мирной конференции и конференции в Сан-Ремо (заседание Верховного Совета держав-победительниц 19-26 апреля 1920 г.) были приняты решения, которые впоследствии вошли как в Севрский мирный договор, так и в Арбитражное решение 28-го Президента США Вудро Вильсона, а также в другие решения, принятые относительно государства Армения, в том числе, Доклад-предложение Специальной комиссии Парижской мирной конференции «О демаркации между Арменией и Республикой Азербайджан» от 24 февраля 1920 года.
Остается спросить։ Минская группа ОБСЕ не знает обо всех этих решениях? Или же она продолжает следовать неприемлемой практике некоторых акторов международного сообщества, которые с 1920-х годов стараются любой ценой игнорировать и блокировать решение Армянского вопроса.
Иначе как объяснить, что в переговорном пакете по Карабахскому конфликту не содержится Доклад-предложение Специальной комиссии Парижской мирной конференции «О демаркации между Арменией и Республикой Азербайджан» от 24 февраля 1920 года. Вместо этого, однако, в него включены так называемые Мадридские принципы, которые изначально искажают как саму суть конфликта, так и возможность его справедливого и окончательного урегулирования.
Должны подчеркнуть, что все те, которые или не желают мирного урегулирования конфликта, или обходят механизмы правового урегулирования, на самом деле провоцируют новую войну и геноцид.
Это относится как к окончательному и справедливому решению Армянского вопроса на Ближнем Востоке, так и к вопросу демаркации границы между государством Армения и Республикой Азербайджан, в соответствии с Докладом-предложением Специальной комиссии Парижской мирной конференции «О демаркации между Арменией и Республикой Азербайджан» от 24 февраля 1920 года, с обязательным учётом этнографических данных о национальном распределении по состоянию на ноябрь — декабрь 1920 года.
Исходя из вышеизложенных фактов, Республика Западная Армения (Армения) 7 августа 2019 года обратилась к Организации Объединенных Наций с Заявлением «О демаркации границы между государством Армения и Республикой Азербайджан», которое является четвертым Заявлением, направленным в ООН.
Вышеуказанное Заявление на 4 языках прилагается.
Армен Тер-Саркисян
Председатель Национального Собрания (Парламента) Западной Армении
24 февраля 2020 года