В 2012 г. в Ереване вышла большая книга на армянском о Ваграме Папазяне.
Благодарим
- Шушану Жабко за указание на эту книгу в РНБ
- Рафаэля Галстяна за перевод части фрагмента книги.
Книга в РНБ — ОНЛ Арм./3-16260
Հարությունյան Բ. Բ. Վահրամ Փափազյան [կյանքի և ստեղծագործության տարեգրություն 1888-1968] / Բաբկեն Հարությունյան. — Երևան : ԵՊՀ հրատ, 2012. — 872,[8]էջ, [9] թ. նկ. ; 21 см.. — (Հայկական մատենաշար Գալուստ Կիւլպէնկեան հիմնարկութեան). — Библиогр.։ с. 811-840. — Указ.։ с. 841-869
Перевод заглавия: Ваграм Папазян : летопись жизни и творчества 1888-1968
Первичные наброски о книге были в конце страницы https://armenians-spb.ru/papazyan-blokada/ и (копии страниц на армянском) https://miaban.ru/papazyan-book-1/
Страницы 492-515 книги о периоде 1941-1945 гг.
Внизу частичный перевод с армянского: основная часть перевода Р. Галстяна, корректура В. Бабаханяна. Приведены даты с «…» тех абзацев, которые не переведены. Жирным шрифтом выделены даты, абзацы которых частично или полностью переведены.
На 23 января 2025 г. в хронологической последовательности приведены сведения по 57 датам, в том числе 42 с начала блокады до её прорыва в январе 1943 г. Наши комментарии даны в скобках и начинаются со слова Миабан голубого цвета.
Планируем продолжение как дополнительным переводом, так и более подробной информацией по указанным в книге источникам. Например, нашли статью Сизова в газете, о которой сказано 12 июня 1942 г., и поместили её копию рядом.

1941
с. 492
19 июня 1941 г. в Москве в своём слове после выступления театра им. Сундукяна Д.Л. Тальников высоко оценил исполнение Папазяном роли Отелло.
22 июня 1941 г. выступление с ансамблем драмы Москвы («Дон Жуан» Мольера) в Доме народов Ленинграда
1 июля — Всем писателям, драматургам Ленинграда, которые не хотели или не могли покинуть город, власти предоставили здание Пушкинского общества (Пушкинское общество в дни войны, газета «Вечерняя Москва», 27 апреля 1943 г.) (Миабан: в данном номере газеты этой информации не нашли. История Российского Пушкинского общества. Справка https://ria.ru/20100214/208912125.html)
20 августа 1941 г. — В. Папазян вместе с ансамблем драмы Пушкинского общества были приглашены на выступления на Северном Кавказе и в Закавказье, но это не состоялось.
1 сентября – зять В. Папазяна Ян Вутирас (муж Марии Папазян) эвакуирован из Ленинграда в Свердловск, где начал работать в местном Театре оперы и балета.
5 сентября – заместитель Управления культуры Ленинграда П.Н. Рачинский предложил В. Папазяну эвакуироваться из Ленинграда, но получил отказ.
с. 493
8 сентября (Миабан: началась блокада Ленинграда, начало прорыва которой было только 18 января 1943 г., а полное снятие 27 января 1944 г.)
В. Папазян написал в своей автобиографии (…) («Советское искусство» (на арм.), 1969, №11, с. 47)
Мария Папазян рассказывала про первые месяцы блокады …. («На крыльях памяти», с. 92-93)
с. 494
15 сентября – Папазяну дана справка в том, что он художественный руководитель «Ансамбля драмы» Пушкинского общества Ленинграда и должен постоянно находиться в Ленинграде (Фонд Папазяна, №1098-6).
18 сентября – Папазян обращается к сельсовету Ольгино, чтобы ему дали разрешение зарегистрировать и разместить в своем летнем домике пятерых артистов из «Ансамбля драмы», которым он руководил (ГАТ, Фонд Папазяна, №970-6).
4 ноября – Творческий вечер Папазян в Большом зале Ленинградской Филармонии. Там он исполнил монологи из своих ролей (ГАТ, Фонд Папазяна, №47-18).
2 декабря – Папазян посылает письмо из Ленинграда Андранику Шаамиряну в Ереван, сообщая о своем решении остаться в городе. Письмо не сохранилось. О его содержании Папазян сказал в письме Г. Агбаляну в 1943 г… («Искусство», 1990, №3, с. 12-13).
4-30 декабря
Выступления труппы Пушкинского театра (в армянском тексте — «Ансамбля драмы» Пушкинского общества) под руководством и при участии Папазяна:
4 и 6 декабря вечером — в ДК им. В. Капранова спектакль «Семья преступника»,
6 и 27 декабря – там же «Отелло»,
5 вечером – в Большом зале Консерватории спектакль «Семья преступника»,
6 и 7 декабря — там же «Отелло»,
8 декабря — в ДК им. В. Володарского «Отелло»,
9 – там же «Семья преступника»,
10, 29 и 30 вечером – в ДК им. Первой пятилетки «Отелло»,
30 — «Семья преступника»,
11, 20, 23 декабря — в ДК им. Ленина «Отелло»,
14 – там же «Семья преступника»,
15 декабря — в ДК им. Профкооперации «Отелло»,
18 декабря – в ДК им. Хлебопекарей «Отелло»,
19 декабря — в Театре музкомедии «Семья преступника»,
28 декабря — в ДК им. Горького «Отелло».
(Фонд Папазяна, №1100-6)
с. 495
1942
14 апреля – В саду летнего домика в Ольгино от взрыва бомбы погибла супруга Папазяна – Валентина Фёдоровна. Её останки, завернутые в плащ Отелло в исполнении артиста, в этом месте и похоронены. По сей день могила остается без надгробия («Советская Армения» 1986, 27 ноября, 1987, 8 января). Мария Папазян вспоминает: «Несколько снарядов упали на наш район и один из них убил мою маму. Осколок снаряда попал прямо в сердце. Больше тридцати мелких осколков вонзились в тело отца. Вот так мы оказались на передовой линии. Стекла окон разбились, а осколки снарядов оторвали голову статуэтки, которая представляла моего отца в роли Венецианского мавра (Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова, автор Наталья Данко. Один экземпляр статуэтки — в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства). Грустный и опечаленный папа взял в руки фарфоровое тело, поднял с пола оторванную голову и сказал, что с уходом Тины (Валентины) я обезглавлен, как эта игрушка. Приехали врачи, достали осколки из тела отца, перевязали и срочно отправили в Москву» («Крылья памяти» стр. 93-94). Но М. Папазян путает. На самом деле, Папазяна отвезли в знаменитую военную больницу в (соседний поселок в Ленобласти) Лисий нос, где его лечили месяц. Об этом уже выздоровевший Папазян из Москвы писал Андранику Шаиняну 4 июля: «14 апреля во время обстрела одна большая бомба упала в наш сад и взорвалась очень близко от нас с женой, находящимся в это время в саду. В одно мгновение убило мою бедную супругу, а меня ранило, оставив более сорока мелких осколков на моем теле». Благодаря председателю Ленсовета и заботе военного госпиталя, после месяца тяжелых операций я выздоровел, оставив на правой руке следы наиболее глубоких ран. В конце письма Папазян изъявил желание с дочерью и внучкой переехать в Ереван и работать в Театре имени Сундукяна. Этот план, к сожалению, не осуществился (ГАТ, фонд Папазяна, №41-18).
с. 496
14 апреля…
14 мая – Папазян получает справку о том, что он «с 14 апреля до 14 мая лечился в Ленинградском 88-ом полевом госпитале (руководитель – Юрий Пайкус) от множественных осколочных ранений» (ГАТ, фонд Папазяна, №1077-6).
16 мая…
с. 497
18 мая…
25 мая – Папазян стал членом Ленинградского представительства Пушкинского общества. Председателем был выдающийся писатель А.Н. Толстой (ГАТ, фонд Папазяна, №47-18).
2 июня – Начальник Ленинградского Департамента по делам искусств Б. Загурский, основываясь на обращениях (призывах) Департаментов по делам искусства Армении и СССР, командировал Папазяна в Москву, чтобы оттуда он уехал в Ереван, но этот план не удалось осуществить (ГАТ, фонд Папазяна, №1076-6).
12 июня – Творческий вечер Папазяна в Доме актера в Москве. Со вступительной речью выступил заместитель председателя Всероссийского театрального общества театровед Геворг Гоян. Папязян исполнил сцены из «Отелло» (на русском), «Гамлета» (на итальянском), «Макбет» (на армянском).
По случаю того вечера (12 июня) А. Сизов в статье (17 июня) с заголовком «Папазян-Отелло» написал, что Папазян «один из величайших советских мастеров шекспировского репертуара на мировой сцене. Отелло – это роль-шедевр Папазяна. В нем он выступает в роли воина, борющегося против средневекового расизма. Отелло для Папазяна в первую очередь человек, который борется за свое место под солнцем, во имя своего права на жизнь и любовь, ради своего счастья и счастья всех людей, безотносительно к их национальности. Роль Отелло Папазян сыграл более 2000 раз. От это роль не только не потеряла своих красок, а, слово старая скрипка, приобрела новые, глубокие ноты. В дни освободительной борьбы против гитлеровской Германии, проповедь шекспировского гуманизма из уст Папазяна звучит особенно убедительно. Папазян истинный хранитель традиций героико-романтического театра. И его искусство, актерское мастерство, как никогда созвучно нашим героическим временам. Чтобы было возможным изобразить на сцене наших геров с такой силой, чтобы их могли сравнить с героями «Манаса», «Джангры», «Давида Сасунского», необходимо высокая точность героического эпоса, необходимы краски героического театра. Папазян дает нам эти краски, и именно в этом огромное значение произведения, которое в своей вступительной речи на вечере в Доме актёра описал Геворг Гоян» («Вечерняя Москва», 17 июня).
(Миабан: копия статьи и оцифровка http://miaban.ru/papazyan-sizov/)

с. 498
21 июня…
5 июля…
с. 499
8 июля…
12 июля…
15 июля – Москва-Ереван, в письме, адресованном председателю Департамента по делам искусства Армении Гарегину Агбаляну, Папазян пишет: «Со мной случилась большая трагедия – немецкая бомба упала на мой сад, когда там находились мы с супругой, которая скончалась на месте, а я получил множественные тяжелые ранения, в результате чего 15 дней был без признаков жизни, но, благодаря настойчивой заботе врачей военного госпиталя, я выздоровел и сумел улететь в Москву, где надеялся получить надлежащую помощь, для поездки в Ереван». В гостинице «Метрополь» в Москве он встретил Вагарша Вагаршяна, прибывшего для участия в заседании Верховного Совета, который, по его словам, Папазяну не протянул руку помощи.
После двухмесячного пребывания в Москве он возвращается в Ленинград, с твердым решением уехать оттуда в Ереван. Руководитель театра им. Сундукяна Казар Казарян сообщат Папазяну, что приглашает его на работу. В выше помянутом письме Папазян продолжает: «Не известно, что для меня уготовлено в окруженном вторую зиму городе. Но мне не страшно остаться радом с этим великим народом, у которого я научился мудрости проходить все испытания смело и стойко. Этот народ с большим сердцем всегда высказывал мне свое восхищение и любовь. На протяжении долгих лет он давал мне дом и еще долго оставит у себя и закроет мои глаза с глубоким чувством любви не меньше, чем это сделал бы мой народ. И люблю я его так же сильно, как люблю родивший меня народ. Его судьбу я считаю своей собственной судьбой. Но, тем ни менее, хочу сказать Ва, что я очень скучаю по своему народу, языку и по солнцу родной страны» (ГАТ, фонд Папазяна, №1162-6).
с. 500
10 августа…
20 августа – Членам клуба театрального общества «Гаррик» Великобритании Папазян направил открытое письмо, где было сказано: «Россия стала моей второй родиной по выбору моего сердца и души. Меня поглотили возвышенные национальные черты, неуклонное стремление к свободолюбию, неописуемое трудолюбие. Однажды меня спросили, в чем смысл мой жизни, и я ответил – играть Шекспира. Какая у меня судьба? Я ответил: «Играл Шекспира». Роль Отелло исполнил более 2000 раз на шести языках: Советский Союз; Англия; Франция; Польша (перепутано с Прибалтикой); Италия, Турция и т.д.» («Советское искусство» (на арм.), 1975, №5, стр. 14: Публикация Л. Халатяна).
(Миабан: Предисловие Л. Халатяна. Полностью два письма — https://miaban.ru/papazyan-aug-1942/)
с. 501
2 октября…
16 октября…
5-15 ноября…
17 ноября…
31 декабря – В письме от Ленинградского Пушкинского общества Папазяну написано: «Коллектив общества с восхищением отмечает Ваш самоотверженный героический труд в условиях осажденного города. Гордились, гордимся и будем гордиться тем, что Вы с нами в самые трудные дни тяжёлых испытаний, выпавших на долю нашей Родины» (ГАТ, фонд Папазяна, №1109-6).
31 декабря…
с. 502
1943
15 января – Творческий вечер Папазяна в Большом зале Ленинградской Филармонии. Исполнены отрывки из шекспирского репертуара. Инициатором этого и других подобных вечеров было Пушкинское общество, а непосредственный организатор – певица Валентина Васильевна Рейх, которая весной 1943 года вышла замуж за Папазян и стала носить фамилию Папазян-Рейх. В воспоминаниях, написанных спустя 30 лет, она писала: «Наши голодны, уставшие соотечественники страшно-морозной зимой 1941 года набивались в неотапливаемый зал Филармонии , чтобы посмотреть отрывки из «Отелло», «Макбет», и мольеровского «Дом Жуана» в исполнении Ваграма Папазяна. Однажды во время сцены невероятной встречи Макбет — Папазян и Леди Макбет – Е.В. Соболевская (Народная артистка России), начались сильные артиллерийские залпы. Под обстрелом был центральный район города. Звуки взрывов доносились из ближайших мест. Администрация Филармонии попросила всех спуститься в бомбоубежище» (В.В. Папазян-Рейх, «Фронтовыми дорогами», сб. «Без антракта», Ленинздат, 1970, стр.184-185).
Присутствующая в зале М. Папазян, как будто продолжая рассказ Папазян-Рейха, пишет: «Папа остановился в ожидании. Ни один зритель не встал с места. Люди, казалось, не слышали свист снарядов. После короткого перерыва снова прозвучал голос отца. Концерт продолжился. Это не была показная смелость или храбрость. Это был законный протест искусства против войны. С удивлением и глубоким уважением я смотрела на своего отца. Он привстал предо мной с совершенно новыми качествами. У настолько капризного, знаменитого артиста, у человека, который себя считал успешным, везучим, откуда-то появились по сей день незнакомые мне черты характера. С какой стойкостью он вынес неудачи тяжелых дней блокады (осады), в те сложные времена с какой мудростью и заботой вырастил нашу маленькую девочку и какую вдохновляющую творческую работу выполнял» («Крылья памяти», стр. 97-99).
с. 503
18 января…
7 марта – Папазян награжден медалью «За оборону Ленинграда».
(Миабан: В книге не указан источник информации. Решение Ленсовета было в конце года 22.11.1943 — https://miaban.ru/papazyan-nagrada/)
20 апреля…
с. 504
13 мая…
8 июня…
9 июня…
с. 505
1 июля – По приглашению главного режиссера и художественного руководителя Ленинградского Большого драматического театра им. Горького Льва Сергеевича Рудника (1906-1987), Папазян начал работать в труппе. Готовились роли Труффальдино или Короля Лир. «Вечерняя Москва», 7 июля, «В спорах о театре» (сборник), СПб, 1992, стр. 141-142.
(Миабан: внизу вырезка из газеты «Вечерняя Москва», 7 июля 1943 г., с. 3)

20 июля…
29 августа…
с. 506
1 ноября…
3 декабря…
с. 507
1944
7 января – В Ленинградском Большом драматическом театре им. Горького начались репетиции трагедии Шекспира «Король Лир» с участием Папазяна, которые проводил Л.С.Рудник.
27 января – Окончательное снятие блокады Ленинграда. Ленсовет удостоил Папазяна звания «Почетный гражданин Ленинграда».
«Советское искусство» (на арм.), 1969, №11, стр. 47.
(Миабан: Это ошибка — https://miaban.ru/papazyan-nagrada/)
17 марта…
с. 508
22-30 апреля – В Ереване, в честь 380-летия Шекспира, состоялась Всесоюзная шестая конференция и обзор шекспировских представлений, в котором Папазян, по непонятным причинам, не участвовал.
22 апреля – В Ереванском театре им Сундукяна открылась выставка «Шекспир и армянский театр», где на групповом фото Армена Чилингаряна «Армянские актеры в шекспировских ролях» центральное место занял Отелло-Папазян («Советская Армения», 23 апреля).
24 апреля…
с. 510
30 апреля — В Ереванском театре им Сундукяна, во время шекспироведческой конференции опубликовали телеграмму Папазяна из Ленинграда, где была представлена огромная роль, которую играет драматургия Шекспира в армянском сценическом искусстве. Телеграмма была приняла полным залом бурными овациями. Текст телеграммы, к сожалению, не сохранился.
Р. Зарян, «Мемориальная доска», г. 2, стр. 266.
Р. Зарян, «Перед закатом», г.2, Ереван, «Наири», 1990, стр. 359-360
17 мая…
13 июня – Шекспир «Король Лир». Ленинградский Большой драматический театр им. Горького.
В этом театре Папазян в роли Лира выступил 40 раз.
В конце года был приглашен в Театр им Пушкина, художественный руководитель Л.С. Вивьен. (ГАТ, Фонд Папазяна, 76-11).
с. 511
28 июня…
30 июня…
16 июля…
25 июля…
с. 512
3 августа…
1 сентября…
3 сентября…
7 октября…
с. 513
5 ноября…
10 ноября…
2 декабря…
2 декабря…
с. 514
1945
25 января – Шекспир, «Отелло», Ленинградский Академический театр им. Пушкина, с участием Папазяна (Отелло). Перевод П.И. Вайнберг. (Премьера состоялась 24 апреля 1944 года в Новосибирске, в гл. роли Ю.М. Юрьев).
Отелло должен был сыграть Ю.М. Юрьев, но он сломал руку, и Папазяну, который уже начал репетиции роли с Г.М. Козинцевым, пришлось раньше времени заменить Юрьева.
Папазян сыграл роль Отелло в Кронштадте. За год он выступил с этой ролью 60 раз.
с. 515
29 января…
26 апреля…
16 сентября – Творческий утренник Папазяна в Новосибирском Театре им Пушкина. Продемонстрировал три фрагмента с исполнением роли Отелло («Советская Сибирь», Новосибирск, 16 сентября).