Памяти жертв Геноцида армян в Турции
Большое внимание мы уделяем речам и словам и значительно меньше — действиям, поступкам и невербальному поведению. Если послушать молодежь разных стран или почитать их высказывания в сети, то не найдем почти никакой национально выраженной специфики, но если представить их в одном переполненном автобусе, то национальные отличия сразу же проявятся. Уступят места пожилым представители одной нации, а представители другой — даже не подумают это сделать.
Между тем, содержание каналов ТВ и ведущих сайтов в мире — почти одно и тоже, везде потребительство и пропаганда материального успеха. Значит, невербальное поведение молодежи не так уж и формируется самоуверенными СМИ, его корни значительно глубже и они уходят далеко в десятки сменявших друг друга поколений. Сегодня многие страны, особенно постсоветские, представляют собой идеальный научный «полигон» для исследования динамики национального менталитета, его реакции на внедряемый «западный» стиль жизни. Так же и в Армении, особенно учитывая гомогенность армянского общества и специфические константы взаимоотношений с соседями. В то же время, для армян подобные интервенции не новы. Почти во все периоды своей истории армяне непременно оказывались перед необходимостью уточнять перед самими собой особенности своей самоидентификации и заново ее возрождать. Будь это во времена отторжения от своей многотысячелетней халдейской традиции, или во времена нашествий и очередного принуждения к отказу от своей идентичности, а также и в новейшие времена, включая советский и рыночно-уголовный. И каждый раз это происходило в периоды «интернационализации», которые сопровождались давлением чужих ценностных систем на традиционные нормативные системы армян, побуждая их определять, кто «Мы», а кто – «Они». Каждая из многочисленных «перестроек» сознания сопровождалась мощной социально-ценностной волной реакции, рождавшей выдающиеся художественные произведения и широкие протестные социальные движения.
И все же в народном сознании армян, несмотря на все «перевоплощения», сохранилось базовое «ядро» – смысложизненные установки, имеющие глубокие социальные корни, которые в совокупности создают тип армянина, обладающего самостоятельностью мышления, незаурядными адаптационными способностями к культурным интервенциям и поворотам судьбы, сохраняя при этом преимущественно «неэкономический» характер социального взаимодействия. Даже «вестернизация» институциональной системы не столь уж сместила традиционные установки. Более того, выяснилось, что века сопротивления выработали у армян охотничью страсть к отпору. Они тут же пробуждаются, когда кто-то пытается навязать им что-то чуждое. Многократно в веках армяне показывали яркий пример отпора любой навязываемой институциональной структуре, и в то же время проявляли фантастическую способность “переварить” инновации.
Проходящая на наших глазах очередная«интернационализация-глобализация» Армении стартовала в конце минувшего века. Ее особенностью является то, что страна оказалась одновременно в ситуации экономического кризиса и перед необходимостью противостоять вызовам глобализации, к которым она была не готова. В очередной раз перед армянами встала проблема приспособления к проникновению иных, теперь западных, ценностей и сохранения своей самоидентификации.
И снова наиболее мощным заслоном и средством сохранения идентичности выступают не записные ораторы, не крикливые глашатаи власти, не снующие всюду словоохотливые наставники, а немногословные, но крепкие в своей убежденности и правоте родители, бабушки и дедушки. Они воспитывают не столько словом, сколько своим поведением, самим поступком, который врезается в память как скульптурное изваяние, как отчеканенный образ, который годами стоит перед глазами, и в самые тяжелые моменты жизни является во снах и грезах, уводя нас от греха и ошибки. Что же такого особенно несут в себе наши родители, что отличает их от других родителей? Почему даже сотни каналов ТВ, изрыгивающих на нас тонны нечистот, не способны сбить с толку наших детей, которые сами отказываются от подобных мультфильмов?
Понятно, что родители своим примером задают планку добра, пытаются воссоздать тот же поступок уже в следующем поколении. В чем же он состоит? Поступок — правильный, если он справедлив, и даже по отношению к тем, кто и не подозревает, что их благо учтено в воспитании детей. Родитель, который призывал бы детей к эгоизму, потерял бы свой авторитет.
Вульгарные культурологи непременно упомянут взаимные интересы, выгоду от будущей помощи повзрослевших детей и прочую чепуху, так близкую сердцу многих непросвещенных наций. Но критерий армян иной. Доброе, значит справедливое, а если поступок приносит выгоду только тебе, то он неправильный, в нем отсутствует внимание и к другим, чтобы и другие не были обделены эти поступком. Ты должен гордиться своим поступком, а не извлекать из него выгоду.
В своей основе это постоянное созидание социальных отношений, имеющих долговременный характер, эмоционально окрашенную тональность и асимметричные следствия, т.е. такие, которые напрямую обоюдными не являются. Например, один может попросить другого об одолжении. Если другой сумеет оказать требуемую услугу, то будет оскорблением тут же оказать ему ответную услугу непосредственным образом, как это бывает при симметричных торговых отношениях. Оказавший услугу, потеряет ощущение гордости за свой поступок, и тем самым будет чувствовать себя униженным. В свой черёд, получивший услугу, признаёт, что данное лицо сделало ему добро, и тем самым поднимает репутацию этого лица в глазах других, повышает его социальный статус. Армянская поговорка гласит: «Сделай добро и брось в воду» (забудь об этом).
Армяне рассматривают взаимопонимание как цель, поскольку оно является неотъемлемым компонентом их мироощущения, пребывания в «социально растворенной среде обитания». Выигрышем является уже само взаимодействие между индивидами, которое рассматривается ими как взаимная цель, достигаемая принятием другого в его целостности, а не как нужное средство. Но есть еще более важная цель, которая подспудно кроется в любом акте общения, – армянин ищет соратника в великом деле реализации Высшей Идеи, которая, наконец, установит царство Божие на грешной земле (Рубен Баренц). Именно через этот прицел он выбирает вас в друзья или отказывает в этом. Именно в этом и призвание и высшая миссия армян в истории.
Конечно, многие тут же приведут массу примеров уголовного поведения у армян, но даже культивируемый извне криминальный фон дал рост противоположным настроениям. Резко выросла значимость честного поведения, люди уже не столько слушают, сколько внимательно присматриваются к вам, анализируют исходящие от вас импульсы, мимику, интонацию, походку… И уходят от вас, если обнаружат фальшь, нечестность. Конечно, можно выделить разные типы армян. И наши новые «лидеры» не преминули это тут же обнародовать.(Арег Галстян. Типология армянских элитарных кланов в России, 19.04.2017, Юсисапайл).
Но архетип не истлел. Внимательно посмотрите на человека, который говорит по-армянски, имеет армянскую фамилию, даже гордится своим армянством. Но его походка, его внешний вид, манера реагировать на события, покажут, что это не армянин, или он пропустил важные элементы армянства. А они не даются внешним образованием. Никакая литература в мире не научит вас испытывать страдание при виде несовершенств этого мира. Один пример павликиан с их полуторатысячелетней историей (они есть и сегодня!) перекрывает все сравнения с другими нациями.
Наши дети сами отвергают рычащие мультфильмы, потому что несдержанное поведение героев резко контрастирует с достойным поведением отца или с полным обожания нежным голосом матери. Так, сами того не подозревая, армяне на протяжении веков выставляли мощный заслон тлену и разрушению. И как бы ни старались армян переформатировать, какие бы тексты ни запускали в рыхлые мозги молодежи, в сознании армян намертво закреплены образы отца, матери, дедушки, бабушки. Именно они – созидатели и вдохновители армянской нации.
Если отец вел честную жизнь, то у детей это запечатлевается в физических движениях. Любой взрослый легко отличит повадки нечистоплотного в делах человека от осанки честного человека. Людей притягивает честность, искренность, преданность, а подростки и молодежь бессознательно отличают таких людей, своих будущих лидеров. Такие люди рядом с нами. Даже если они становятся торговцами, они не изменяют своим принципам. И таких продавцов или таксистов легко отличить, они готовы все продать себе в убыток, только бы увидеть счастливую улыбку покупателя, просто человека, от радости которого светится и его собственная душа.
Иногда наши люди слишком открыты, переносят на других свои ценности, делают акцент на этической стороне дела, и ожидают от партнеров если не сочувственного, то понимающего отношения, но, как правило, испытывают психологический дискомфорт от прагматического и эгоистического подхода других народов. Носителям иной социокультурной традиции трудно понимать этический уровень коммуникации, поэтому при переговорах необходимо учитывать подобные нюансы разных мировоззрений, обусловленные этнокультурными различиями.
Обрушившийся на армян Геноцид, физическое уничтожение этого культурного народа ослабили и его высшую миссию – обезумевшее человечество лишилось нравственных опор, что повлекло его падение в небывалый по жестокости и злодеяниям ХХ век.
Григорьян Э.Р.
23 апреля 2017 г.