(это пилотный проект для разных общин, с учетом их особенностей)
После потери государственности в Киликии, раздела Армении между Османской, Персидской и Российской империй и Мец Егерна армяне стали диаспоральной нацией. Идея, проект и программа восстановления армянской государственности и механизм ее осуществления могли возникнуть в Спюрке.
Такая возможность появилась после развала Российской империи и поражения Турции в Первой мировой войне. Армянская диаспора в России провела свой общероссийский съезд в августе – сентябре 1917 году в Тифлисе и создала Национальный Совет Российских армян (НСРА). Первоначальной целью этой организации было представление интересов и прав армян России в предстоящем Учредительном собрании, созданном после Февральской революции для преобразования Российской империи в Федеративное демократическое государство.
Однако Октябрьский контрреволюционный переворот большевиков разрушил русскую государственность, и на месте российских губерний возникли независимые национальные государства. В Закавказье кавказские татары (азербайджанцы) и грузины с помощью турок и немцев разделили край между собой, оставив армянам 12 т.кв.км территории.
НСРА вынужден был переехать из Тифлиса в Эриванъ (Ереван) и провозгласить независимость Республики Армения (РА). За два с половиной года независимости властям РА удалось создать атрибуты государственности, в первую очередь армию и контролировать областями части Восточной Армении — Карса, Нахиджевана, Зангезура, Еревана, Арцаха. Севрский договор от 10 августа 1920 года де-юре дал шанс для создания Свободной Независимой Объединенной Армении с предполагаемой столицей в Карине (Эрзерум) путем присоединения РА к четырем областям Турецкой (Западной) Армении — Эрзерумской, Ванской, Битлисской и Трапезундской, — которые по этому договору Турция уступила армянам.
Однако Мировое Армянство, в первую очередь диаспора, не сумело обеспечить достаточную силу для сохранения независимости и территориальной целостности государства. В результате РА потерпела поражение от совместной советско-кемалистской агрессии, была насильственно советизирована, потеряла суверенитет, большую часть территорий, и семьдесят лет просуществовала как Армянская ССР, с известными достижениями и потерями.trailer movie Spider-Man: Homecoming
Крах СССР предоставил второй шанс армянам восстановить государственность. Однако, процесс восстановления суверенного, безопасного и перспективного, динамичного развития сильного, прогрессивного государства невозможно без соответствующего своей миссии участия Спюрка, где находится 2/3 нации с соответствующими ресурсами.
Необходимым образом организованный Спюрк, с соответствующей своей миссии бюджетом, вместе с РА и Арцахом будут в состоянии разработать и осуществить такие крупномасштабные общенациональные программы и проекты, которые позволят формировать Самостоятельный Мощный Армянский Фактор (СМАФ) в международной жизни, который позволит нации стать хозяином свой судьбы. Диаспора является в основном результатом МецЕгерна, (Геноцида армян) и преимущественно состоит из потомков бывших граждан Османской империи, спасшихся от геноцида Западных армян.
Для такой организации диаспоры был учрежден Национальный Конгресс Западных Армян (НКЗА), который находится в процессе формирования как Полномочный Представительный Орган Западных армян – потомков армян бывших граждан Османской империи, разбросанных по всему миру, для защиты их отвергнутых интересов и восстановления попранных прав, для разработки и представления властям Турции своих требований о возмещении нанесенного морального, человеческого, материального и территориального ущерба в результате Геноцида армян 1915-1923 гг. НКЗА зарегистрирован в Париже как Международная некоммерческая организация в соответствии с законодательством Франции и получил статус наблюдателя в Экономической и Социальной Комиссии ООН (ECOSOC).
Инициатором создания НКЗА явилась учрежденная в Москве 17 октября 2007 года общественная организация Землячество Западных Армян Москвы (ЗЗАМ).
Условием полномочий, представительности, состоятельности, влиятельности, авторитетности НКЗА, его способности полноправного и эффективного взаимодействия с РА с Арцахом, с Турцией и другими государствами и международными организациями, — является наличие именно такого качества и значимости его отделений в армянских общинах мира, которые делегируют своих представителей на Съезды НКЗА и обеспечивают отчисления из своих бюджетов в общедиаспорный бюджет НКЗА.
План действий Землячества Западных Армян Москвы (как пример)