Зять Ваграма Папазяна Валентин Вальт в 1980-ых годах был главным режиссером ленинградского «Цирка на сцене». Музей циркового искусства любезно предоставил один из материалов того времени — его интервью. Мы оцифровали текст из копии пожелтевшей газетной вырезки 40-летней давности.
Из ленинградской газеты «Слава труду»
6 ноября 1987 г., №44 (370)
Редактор газеты С. Н. Целикова.
Беседу вела Т. Никитина.
С ленинградским «Цирком на сцене» у нашего предприятия давние и дружеские связи, а два года назад мы их узаконили официально, заключив договор о содружестве. Артисты «Цирка на сцене» — постоянные и частые гости на многих вечерах отдыха трудящихся, предприятие же со своей стороны помогает им в изготовлении реквизита, некоторые наши рабочие являются членами жюри цирковых конкурсов. В сегодняшнем интервью с главным режиссером ленинградского «Цирка на сцене» Валентином Владимировичем ВАЛЬТОМ мы расскажем об этом творческом коллективе, о его репертуаре и планах на будущее, о развитии жанров этого вида искусства.
— Валентин Владимирович, поскольку наша газета впервые знакомит. читателей с вашим творческим коллективом, то первый вопрос вообще по истории рождения «Цирка на сцене», его задачах.
— «Цирк на сцене» как самостоятельная организация зародился в 1950 году. Почему именно «Цирк на сцене» и именно самостоятельная организация? Как известно, цирковое искусство у нас в стране — одно из самых массовых, его любят все. И тем не менее только в 70 городах есть стационарные цирки, плюс к ним существуют еще 16 так называемых передвижек типа «Шапито». Поэтому и было принято решение: для того, чтобы цирковое искусство стало общедоступным, чтобы с ним могли познакомиться в любом уголке нашей Родины и взрослые, и дети, создать отдельную цирковую организацию «Цирк на сцене», артисты которого в состоянии были бы выступать со своими номерами в самых неприспособленных помещениях — в домах и дворцах культуры, на сценических площадках и даже в спортивных комплексах. У нас в стране сейчас существуют 6 дирекций «Цирка на сцене» — московская, ленинградская, украинская, новосибирская, ростовская и ташкентская; и вся зрительская аудитория поделена между ними на регионы. Но однако это не означает, что мы не можем обмениваться коллективами артистов.
В ленинградском «Цирке на сцене» есть 8 цирковых коллективов, в программе которых представлены практически все цирковые жанры — воздушные гимнасты, гимнасты на турнике, акробаты с подкидной доской, клоуны, номера с дрессированными животными, вело-фигуристы, Однако не только творчество наших коллективов характеризуют отдельные жанровые номера, нами сделано немало крупномасштабных работ. К примеру, к 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне мы создали тематическое представление «Цирк вспоминая фронтовой», а сейчас, к 70-летию Великого Октября афиши наших коллективов приглашают на премьеру-представление «В афишах значатся». В основе этого представления заложена такая идея — языком циркового искусства рассказать о при ходе в революцию лучших представителей русского цирка. Причем, говоря о таких знаменитых артистах, как Владимир Дуров, Виталий Лазаренков, Вильямс Труцци, мы не пытались копировать или воспроизвести их номера, нет, мы больше пытались оценить их искусство с наших, сегодняшних знаний и представлений.
— Валентин Владимирович, мы сейчас коснулись в разговоре знаменитых имен. Да, тогда их было много, и именно эти имена стали основателями целых цирковых артистических династий, которые продолжают традиции и живут в творчестве младших поколений. Наверняка такие династии есть и в ваших коллективах?
— Безусловно, они есть. Не хочу утверждать, что в цирковых коллективах все артистические пары — обязательно семейные, однако не секрет, что условия существования семьи именно из-за специфики кочевого образа жизни и заставляют многих артистов-супругов делить не только быт, но и профессию. Бывали частенько и такие случаи, когда жена, имея нормальную, «оседлую» профессию, выйдя замуж за циркового артиста, тут же начинала переквалифицироваться, срочно училась ходить по проволоке, жонглировать, заниматься акробатикой. И надо сказать, что не все такие попытки оказывались неудачными, многие подобное перевоплощение осваивали с честью. Ну а семейных династий могу назвать много. Были у нас известные артисты Мария и Аркадий Геккель, работали эквилибристами, ставили иллюзионные номера. Так вот, их дети, Виолетта и Борис, тоже стали цирковыми артистами, причем работают они в номерах вместе со своими мужьями. А сын Виолетты, так же, как и мать, окончив институт физкультуры имени Лесгафта, тоже пришел в цирк, стал гимнастом на турнике. Была такая семейная пара артистов — Вера и Михаил Максимовы, так вот, их дочь Валя вместе с мужем Александром работают номера на проволоке и иллюзионный.
— Валентин Владимирович, вы упомянули о том, что в программах цирковых коллективов много номеров с дрессированными животными, расскажите о них поподробнее…
— Думаю, что этот факт вполне естественный, ведь цирк без зверей существовать не может. Дрессировкой медведей занимаются Владимир Кириллов и Владимир Суслов, Татьяна Заседателева и Наталья Архипова, собак — Кирилл и Светлана Волковы, голубей — Анна Маслова и Любовь Рукина. Есть у нас даже и номер с удавами, их дрессировкой занимается Татьяна Заседателева. Честно говоря, даже я, хотя привык видеть множество номеров и с различ: животными, как-то немного побаиваюсь за судьбу этой дрессировщицы. И когда я вижу такой трюк Татьяны Заседателевой, когда она закручивает своего четырехметрового удава вокруг шеи, невольно про себя ужасаюсь: ну а вдруг этому удаву придет в голову в этот момент сжать свое кольцо? Как-то раз задал даже такой вопрос самой артистке. Она пожала плечами и ответила: «Не знаю, но пока ему в голову это не приходило». Наверное, надо действительно очень любить свои работу, животных, которых дрессируешь, чтобы, презрев все эти вполне реальные опасности, отдаваться своему любимому делу до конца, ежедневно подвергать себя риску. А Татьяна даже и дома не расстается со своими питомцами — удав живет в ее квартире, здесь же она его и дрессирует и возит с собой на гастроли в отдельном саквояжике в купе.
— И последний, Валентин Владимирович, вопрос. Сейчас идет перестройка не только в производственной сфере, перестраивают свою работу и творческие коллективы. Какие в этом смысле планы у «Цирка на сцене»?
— Если говорить о хозрасчетных началах, то здесь нам перестраиваться не нужно. Дело в том, что мы всегда существовали как хозрасчетная организацию, имеющая доход около двух миллионов рублей, из них пятьсот тысяч чистой прибыли. А если говорить о качестве номеров, то и здесь у нас вроде оно не подводит, это показала прошедшая недавно среди артистов аттестация, отсев был незначительным, а ряд номеров были даже признаны как не имеющие аналогов в мире. Однако это не означает, что нам не над чем работать, к примеру, считаю, что клоунада как жанр циркового искусства сейчас находится в некотором упадке, здесь, видимо, необходимо кардинально изменить подход, но это, пожалуй, уже тема для отдельного разговора. Есть у нас еще нерешенные вопросы в чисто организационном плане, мы испытываем недостаток в репетиционных помещениях, в общежитиях для артистов. Но думается, что эти вопросы со временем разрешимы.
Беседу вела Т. НИКИТИНА