Армен Марсубян приехал из Спюрка в сентябре 2022 г. в Армению и посетил небольшое село на севере озера Севан. Внизу копия его заметки в Фейсбуке и перевод на русский от Miaban.ru.
Мы съехали с дороги на вершину горы высоко над озером Севан и армянским селом Цапатах.
Мы были менее чем в 1,5 км от границы с Азербайджаном. Нас предупредили, чтобы мы не шли дальше, потому что «граница не спокойна». Это довольно оригинальный способ описать опасность азербайджанской стрельбы по мирным людям.
Далеко под нами на склоне было старое азербайджанское кладбище. Прогуливаясь по территории кладбища, переживаешь застывшее прошлое.
Большинство дат смерти на могильных плитах приходится на 1970-е годы, некоторые раньше, а другие — на начало 1980-х годов. Только одно из надгробий имеет дату рождения до 1900 года. Однако в этом районе есть и армянское наследие, датируемое многими веками ранее.
На кладбище вперемежку вертикально стоящие и сломанные надгробия. Большинство поломанных плит, по-видимому, являются естественным результатом 34-летнего забвения, но некоторые из них, возможно, были снесены намеренно.
Цапатах был азербайджанонаселенным селом до распада Советского Союза и первой Карабахской войны. Многие армянские беженцы из Азербайджана поменялись домами с азербайджанскими жителями этого села. Многие из этих армянбеженцев прибыли из села Хачакап (Дашкесанский район), но есть и другие жители Азербайджана, включая и Баку.
Некоторые свидетельства армянских беженцев можно услышать в следующей публикации десятилетней давности в журнале «Трансформация конфликтов» — https://caucasusedition.net/constructing-reality-through-memory-of-time-and-space-armenian-refugees/
We went off road to a mountaintop high above Lake Sevan and the Armenian village Tsapatagh. We were less than 1.5 km from the Azerbaijan border. We were warned not to go further because the «border fluctuates.» A rather interesting way to describe the dangers of Azeri live fire. Far below us on a ridge was the old Azeri cemetery. Walking through the cemetery grounds, one experiences a frozen moment in time. Most of the death dates are in the 1970s, with a few before and others as late as the early 1980s. Only one of the headstones had a birth date before 1900. The region has Armenian heritage dating centuries earlier. There is a mix of standing and broken headstones. Most of the ruins appear to be the natural result of 34 years of neglect but some may have been intentionally toppled. Tsapatagh was an Azeri populated village until the break up of the Soviet Union and the first Karabakh War. Many Armenians from Azerbaijan exchanged homes with the Azeri villagers. Many of these Armenians came from the village of Khatchakap (Dashkesan region) but others from elsewhere in Azerbaijan including Baku.
One can hear some of the voices of the Armenian refugees in the following post in The Journal of Conflict Transformation from ten years ago.