Конечная цель социальной работы – способствовать более справедливому распределению социальных благ и, тем самым, повысить уровень справедливости в обществе. Однако, как деятельность, опирающаяся на науку, социальная работа должна учитывать социальные законы и закономерности, имеющие природный, космический характер, и пронизывающие все социальные взаимоотношения. Один из этих законов – гармонический характер Вселенной, гармоничность космоса и природных явлений, подчиненных математическим законам, и в частности, золотым пропорциям, закону филлотаксиса, принципу наименьшего действия и др. Общество не может быть свободным от этих законов, но может отклоняться ввиду свободной воли человека от идеального воплощения этих законов. Состояния патологии, в которые впадает отклонившееся от этих законов общество, могут длиться достаточно долго, если нет активного сопротивления заболевшего социального организма. Вот здесь социальная работа и обнаруживает свою, более широкую задачу, к которой она, так или иначе, приближалась. Это – гармонизация общественной жизни, помощь в создании гармоничной цивилизации, к которой стремится общественная эволюция.
Вправе ли мы сегодня вести речь о том, что именно такое состояние, эволюционно достигаемое современным обществом, становится явью? И что оно есть не фантом и не пустая выдумка кабинетных ученых? Отнюдь нет! Налицо множество объективных признаков, указывающих на то, что прежние способы социальной организации жизни людей и государственного устройства в основном уже исчерпали себя. Общество вполне созрело для того, чтобы перейти в эту принципиально новую для него фазу, которая, единственная, способна системно гарантировать полноценную безопасность, открывая ему путь в устойчивое будущее. В действительности, это переход от множества отделенных друг от друга локальных обществ к состоянию единого планетарного социального организма, именуемого Гармоничной Цивилизацией, которое напоминает музыкальный ансамбль разных народов и культур. С каждым годом оно заявляет о себе все настоятельней. Социальные сообщества постепенно утрачивают жесткую социальную иерархию, переходя на самоуправляемые основы социального бытия.
Поэтому пришла пора ставить вопрос об этом состоянии основательно, в максимально всеобъемлющем масштабе. И наилучшим институтом, готовым к выполнению этой задачи оказывается институт социальной работы.
Социальный мир, как и космический, разнообразен во всех своих проявлениях, он эволюционно стремится обрести гармоничное состояние в рамках ограничения разнообразия. Строя социальное бытие с приоритетом творческого потенциала человека, важно довести в нем удельный вес дисгармонии по отношению к гармонии до взвешенного золотого соотношения, чтобы социальная коэволюция обрела динамическую устойчивость, создав надежные гарантии для будущего, которого в противном случае для человечества может и не быть. Поэтому сущность гармонии составляет мера, научное понимание которой требует не только определения ее качественных элементов, но и математических и статистических инструментов.
Одновременно видоизменяется и методологический инструментарий исследования социальных проблем. Надо научиться «органическому анализу», то есть научиться исследовать частности, составляющие целое, без его расчленения, воспринимая явление во всём его объёме, принимая во внимание все сложные тонкие взаимосвязи частей (индивидов, групп, сообществ, системных объектов и элементов) единого социального целого. А затем научиться «органическому синтезу», когда познание будет соответствовать всей сложной гармонии живых организмов и социальных систем без утраты приобретенных ими уникальных смыслов. Традиционно преподаваемая методология идёт от разделения объекта наблюдения на отдельные части, а затем пытается воссоздать разрушенную целостность, что может быть сравнительно успешно выполнено лишь в отношении косной природы. Как известно, после того как лягушку расчленили и затем сшили, она почему-то уже не прыгает. То есть настоящий полный синтез живых объектов в данном случае невозможен. Органичный анализ учитывает, что каждый предмет анализа в результате нарушения его естественной связи с другими предметами меняет свое бытие. Без выяснения отношений, которые существуют между частями и определения функции части в целом, её связи с целым, выявление строения целого невозможно.
Инвариантный аспект любой социальной системы – ее структура, которая всегда имеет определенный уровень разнообразия и определенный уровень социальной энергии. Посредством гармонизации этой структуры и, соответственно, излучаемой ею энергии, социальная система получает неравновесное состояние, необходимое для более эффективной своей жизнедеятельности. Тем самым она обретает оптимальный режим существования, отличающийся более высоким функциональным качеством. Например, изменение принципов работы некоторых организаций (деятельность в рамках социальной инженерии) может значительно улучшить их социальный климат, который немедленно скажется на самочувствии общества. Ведь организации — один из мощных институтов воспитания и формирования человека. Например, небольшое изменение в правилах работы банков, может высвободить из-под кабального подчинения массу граждан, и особенно, сельчан, вынужденных бежать в города за дополнительным заработком. Социальным работникам, помимо чистой исполнительности, вменяется также обязанность следить за социальными напряжениями и извращениями, готовить социальные записки и предложения по устранению разного рода социальных заболеваний.
Похожую роль исполняли в древнем Риме народные (плебейские) трибуны — должностные лица, представлявшие интересы плебса. Первоначально их было, по-видимому, двое (в противовес двум консулам), затем число их возросло: в 471 г. до пяти (II, 58, 1) и в 457 г. до десяти (III, 30, 7). Основным правом народного трибуна было «право помощи», осуществлявшееся посредством запрещения конкретных распоряжений или действий консула или сената. Из этого развилось право трибунского «вмешательства» (интерцессии) во все действия должностных лиц, включая других трибунов. Народные трибуны обладали сакральной неприкосновенностью (была ли она гарантирована только священной клятвой плебеев на Священной горе или специальным «священным законом»). Народные трибуны первое время не были должностными лицами всей гражданской общины, но только плебейскими, однако их права предоставляли им (и плебейским собраниям) большую роль в политической жизни общины.
Для подготовки к такой деятельности, социальные работники должны будут овладеть дополнительно навыками социальной инженерии, изучить ряд организационных форм, их становление и укрепление, посредством которых идеи гармонии и гармоничной культуры должны овладевать общественным сознанием. Во-вторых, это дисциплины и курсы, раскрывающие социальную гармонию с научных позиций, и в ориентации на практику, учитывающие конкретные очертания того или иного общества и адекватные ему средства и методы подобной социальной работы. В-третьих, эта реорганизация образовательного пространства и образовательного процесса подготовки социальных работников приобретет более широкий, глобальный характер. Социальные работники могут готовиться не только для своей страны, но и для зарубежных стран. Для этого необходимо насыщение их знаниями о гармонии, ее законах и процессах становления, ее универсальном характере и формах осуществления в мире природы и общества. Одновременно, это повлечет создание академий, школ и других учреждений гармоничного образования, в частности, создание сети консультационных центров Гармонии для населения. В-пятых, – это социологические исследования динамики трансформации слоев и классов населения под влиянием процесса гармонизации. Наконец, в-шестых, – развитие гармоничной демократии, сопряженное с развитием политического сопровождения глобализации гармонии через государственные институты и национальные политические центры Гармоничного Мира, что должно способствовать гармонизации всего мирового сообщества на началах взаимосодействия и взаимоподдержки.
Э.Р.Григорьян, социолог