Россия, Республика Армения и Республика Арцах (Нагорно-Карабахская Республика) являются системообразующими факторами международной и региональной безопасности.
Для России окончательное признание независимости Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики) явится важнейшим методом возрождения международного права, соблюдения Устава ООН, безопасности и стабильности, укрепления тысячелетнего российско-армянского союза.
Для цивилизованного и международно-правового урегулирования азербайджано-карабахского конфликта необходимо:
- Адресное официальное заявление со стороны России и международного сообщества с однозначным осуждением систематических военных провокаций Азербайджана и срыва им международных соглашений, что ведет к нарушению режима прекращения огня. Высшие официальные лица в Баку заявляют о стремлении стереть с карты земного шара две соседние страны Республику Арцах (Нагорно-Карабахскую Республику) и Республику Армения. Отсутствие надлежащей международной реакции на систематические территориальные претензии президента Азербайджана И.Алиева к Республике Армении и Республике Арцах вдохновляет его с возрастающей частотой делать заявления о претензиях на все новые земли. Мы призываем всех ответственных членов международного сообщества серьезно задуматься над возможными последствиями систематических милитаристких угроз высших официальных лиц Азербайджана в адрес Армении и Республики Арцах и, тем более, действий террористической агрессии.
- Де-факто восстановить трехсторонний формат переговоров Азербайджан — Арцах — Армения, де-юре существующий в соответствии с официальными решениями Будапештского саммита декабря 1994 г. и Пражского Резюме действующего Председателя ОБСЕ от 31 марта 1995 года.
- Подтвердить приверженность исключительно мирному урегулированию конфликта, на основе факта, реализованного народом Арцаха права на самоопределение.
- Признать исключительное право народа Арцаха (Нагорного Карабаха) в определении статуса Республики Арцах (НКР), что было осуществлено на референдуме о независимости 10 декабря 1991 г., конституционных референдумах 10 декабря 2006 г. и 20 февраля 2017 года.
- В соответствии с Уставом ООН и международным правом окончательно признать мировым сообществом государственную независимость Республики Арцах (НКР), что придаст новый импульс переговорам и станет важным фактором в обеспечении необратимости мирного процесса, укреплении безопасности и стабильности в регионе. Зрелость и цивилизованность мира зависит от признания Республики Арцах (НКР).
- Одним из важнейших принципов урегулирования азербайджано-карабахского конфликта является необходимость восстановления территориальной целостности именно Арцаха (Нагорного Карабаха). По международному праву, Арцах (Нагорный Карабах) имеет полное право на восстановление своей территориальной целостности и самоопределение в своих естественных исторических границах, в которых он был противоправно оккупирован и аннексирован Азербайджаном в 1921 году. Основанные на фальсификациях и ничем не обоснованные территориальные претензии Азербайджана к Республике Арцах (НКР) следует рассматривать как неуместные, неприемлемые и несоответствующие поиску взаимоприемлемых решений по вопросу заключения мирного договора.
- Поддержать концепцию мирного сосуществования и сопроцветания на основе взаимного признания Республики Арцах и Азербайджана, призвать подписать мирный договор между ними, что будет отвечать коренным интересам обоих народов и создаст основу для регионального сотрудничества.