Учебное пособие
Автор: И.П. ДОБАЕВ
Подготовлен:
ЦЕНТР СИСТЕМНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН
160 стр., 2011 г.
Источник: http://antiterrortoday.com/images/docs/ip-2011.pdf
«После краха, постигшего «арабо-исламистский» проект в Чечне, кураторство над оставшимся в регионе бандподпольем постепенно переходит к спецслужбам Запада и Турции, использующим в этих целях другие идеологические основы. Так, туранский проект реализуется Турцией, которая стремится вернуть себе исторически утраченное лидирующее положение в регионе Балкан и на Большом Кавказе и далее – во всем исламском мире, прежде всего, путем использования идеологии и практики пантюркизма, конечной целью которого является создание единого политического образования тюрок под эгидой Турецкой Республики. Современный пантюркизм основывается на идее тюркско-исламского синтеза, а потому, помимо идеологем собственно пантюркизма, учитывает и использует исламский фактор и встраивает панисламизм как вспомогательный фактор для вовлечения в свою орбиту нетюркских народов , но при условии доминирования в создаваемой модели пантюркистских целей. Турцией для реализации поставленных целей также используются различные НРПО, среди которых своим радикализмом и активностью выделяется «Нурджулар».» [с. 118]
«Для отбора перспективной для последующей вербовки молодежи и строились в регионах России турецкие колледжи. Слушатели, находящиеся, как правило, на полном довольствии, пять раз в неделю слушают лекции по вопросам истории и божественного предназначения пантюркизма, «избранности» турецкой версии ортодоксального ислама и его особой роли в жизни человечества. Наиболее прилежные студенты иностранных колледжей получают направление на учебу в Турцию для более фундаментального освоения пантюркистской теории и практики.» [с. 120]
Сравнение панисламизма и пантюркизма
«В качестве учебного пособия радикальные исламисты на своих уроках используют хорошо изданную на многих языках, но пока еще виртуально существующую карту будущего великого «тюркского мира». В центре мироздания, естественно, Турция, которая прирастает северным Кипром, Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном. К этому же «миру» пантюркистские картографы относят многие районы России, Китая, Ирака, Ирана, Монголии, Афганистана и других ныне суверенных государств. Однако деятельность «Нурджулар», которая была решением Верховного суда РФ от 10 апреля 2008 года запрещена на территории России, реально продолжается в некоторых субъектах РФ, в частности в Дагестане. Продолжает существовать и нелегальная сеть, созданная ее адептами и встроенная во все структуры дагестанского общества.
(Кроме учебных заведений той же «Нурджулар» были созданы благотворительное общество «Дружба», инвестиционная компания «Торос» и некоторые другие фонды и культурные центры. В 90-е годы нурсисты инвестировали деньги в партии исламского толка и предвыборные кампании с целью продвижения нужных политиков. В некоторых случаях названия партий и фондов, создававшихся при их участии, повторяли названия партий и фондов, действующих в Турции, о чем их руководители и спонсоры иногда проговаривались в интервью, говоря об одноименных дагестанских фондах и партиях, как о дочерних филиалах. Большинство из них, якобы, отрекшись от своих создателей, или в силу местных особенностей и элитной протекции действуют и поныне.)
И «Нурджулар», и другие исламско-пантюркистские организации, контролируемые из США, Великобритании и других центров, занимающихся координацией подрывной антироссийской деятельности на Юге России, демонстрируют завидную цепкость и устойчивость, легко адаптируются к традиционному российскому исламу, привнося в него элементы «чистого ислама», отторгавшиеся большинством населения в «ваххабистком» варианте, что и обусловило неудачу «арабского» геополитического проекта отторжения Северного Кавказа от России. Новая пантюркистская модель, предлагаемая сегодня этими силами – это «работа над ошибками» в условиях жесткой конкуренции за лидирование в американском проекте Большого Кавказа. Подводя итог, следует подчеркнуть, что реализация вышеуказанных геополитических мегапроектов на Кавказе (арабо-исламистского и туранского) сопровождается на современном этапе обострением конкуренции между этими двумя объединительными тенденциями, которые основываются на противоположно декларируемых задачах. Панисламский фундаментализм, составляющий основу исламистского проекта, апеллирует к межнациональному уровню объединения мусульман, а «мусульманский национализм», составляющий ядро пантюркизма, – собственно к национальному. Сторонники теории исламской солидарности в Саудовской Аравии, Иордании, Иране и в других странах призывают всех мусульман объединиться вне национально-географических рамок, тогда как идеологи пантюркизма в лице, в первую очередь, Турции выступают за обособление мусульман региона на этно-религиозной основе и выделение данной общности в самостоятельное государственно-политическое образование.» [с. 121-122]
Определение
«ПАНТЮРКИЗМ – идеология и политика, основанные на признании всех народов тюркской языковой группы единой нацией и необходимости их политического сплочения под главенством Турции в единое государство «Великий Туран».» [с. 142]