Григорьян Э.Р.,
доктор философских наук, профессор социологии
Ереван, ноябрь 2016 г.
Помещенные почти подряд три интересных материала в «Юсисапайле», посвященных кардинальной смене выродившейся государственной конструкции Армении
(Спюрк ищет формат «нации-государства» 27.10.2016,
Будущее армянской нации решается сейчас 28.10.2016,
Глобальное государство — проект для диаспоры 20.10.2016),
отводят диаспоре важнейшую роль в построении нового государства. Эта благая мысль начала претворяться в жизнь еще в 2008 г., с введением двойного гражданства и созданием Министерства диаспоры. Но болезни чахоточной государственной конструкции оказались гораздо глубже поверхностного макияжа. Чтобы снова не родить, уже с помощью диаспоры, неспособную к жизни конструкцию, следовало бы обсудить проект нового государства. Но пока его нет, выскажем несколько мыслей, связанных с нашим видением будущего Армении.
В отличие от поэтов, спасение Армении мы видим не в единстве, а в высококвалифицированных и патриотичных специалистах. Даже один такой стоит больше, чем манипулируемая толпа. Подобный государственный строй называется номократией, т.е., правлением ученых, которые в свою очередь опираются не на свои интересы, а исключительно на познанные закономерности общественного развития. А эти закономерности являются продолжением естественных законов и никаким общественным волеизъявлением их нарушить невозможно. Один из таких законов – энергосберегающий принцип: если что-то можно сделать на минимуме энергии, то природа выберет этот путь. В этой связи можно поставить под сомнение обязательность в государственной конструкции многих министерств и министерства как такового. Если все ведущие организации в этой области, например, образования, руководствуются спроецированными на эту область естественными законами, то что может добавить министерство? Требовать их нарушения? По-видимому, да.
Поэтому уже не только в школах, но и в вузах вводится инклюзивное образование, которое резко противоречит законам природы. А это означает в условиях Армении очередное голосование «ногами». Инклюзивное образование противоречит естественному закону минимальных относительных сопротивлений, гласящему, что структурная устойчивость целого определяется наименьшей его частичной устойчивостью.Это означает, что устойчивостьцелого — школы, вуза, класса, государства — зависит от наименьших относительных сопротивлений всех его частей во всякий момент. Это — закономерность громадного жизненного и научного значения. Пользуясь этим законом, люди могут достигать наибольшей устойчивости своих собственных организаций, своих технических и идейных построений, освобождаясь от вечной угрозы стихийных сил.
Например, известный специалист по социологии и организационной теории А. Богданов приводит пример партии, два крыла которой образованы двумя общественными слоями — более передовым и более отсталым. Какой из двух окажется на деле определяющим для программы и тактики партии, спрашивает он? По схеме наименее благоприятных условий — более отсталый, отвечает он. Решение это кажется нам непривычным и даже неожиданным, потому что, по-видимому, нас приучили, что передовой класс или слой «ведет» за собой отсталый, по преимуществу вырабатывая лозунги, выдвигая руководителей и проч. Да, но реальным пределом лозунгов и руководства является именно то, на что еще может соглашаться отсталая часть целого; при попытках же идти дальше блоковая связь начнет последовательно разрываться, как разрывалась бы в походе связь отряда, состоящего из пехоты и танков, если бы танки не ограничивали себя скоростью пехоты. Такова, в общем, цель внедрения псевдо-демократических режимов в неоколониальных странах – предоставить невежественной массе роль минимального сопротивления внешнему воздействию, т.е., создать уязвимые для внешнего вторжения точки.
Посмотрите на европейские страны, большинство из них – это королевства, где правит аристократия, сегодня значительно потесненная финансовой плутократией. Революции для того и делаются, чтобы из маленькой щели, угрожающей устойчивости целого,создать широкий коридор беспрепятственного отъема всего и вся.
Следующий вопрос: как законы энергосбережения совмещаются с принятой в Армении схемой экономических отношений? Например, представьте сотню предприятий малого бизнеса, создающих и продающих однородную продукцию. В них задействованы сотни бухгалтеров, кассиров, снабженцев, вахтеров и др., выполняющих ту же самую работу и находящихся во взаимной вражде друг с другом (именуемой конкуренцией). Логично, что более экономичным способом использования людской энергии будет монополизация всего бизнеса, которая обойдется при воспроизводстве тех же благ в значительно меньшую рабочую энергию бухгалтеров и др., что и происходит, в конечном счете. Другое дело, что монополист получает диктаторские полномочия, которых должен быть лишен, а управление монополией должно быть передано государству.
Армения сегодня находится в условиях тотальной войны за выживание. Иногда возникает впечатление, что теперь значительная часть мира подчинилась звероподобным импульсам продолжателей геноцида армян. Что творится в сфере культуры и истории – особая наша боль. Понятно, что строящаяся конструкция армянского государства должна все это учесть. Допустим, что мы согласились с созданием в парламенте верхней палаты, которая будет состоять из депутатов диаспоры. Но, кто гарантирует, что очередной депутат из диаспоры не будет спецагентом иностранного государства, да еще и проникнутого негативизмом по отношению к РА? Поэтому, прежде надо развернуть работу против центра этой мировой политической линии на дискриминацию армян.
Как распознать благотворную или деструктивную цель тех или иных очередных преобразований в РА? А ведь так мило улыбаются эти европейские или австралийские парламентарии, пожимают руки, даже по плечам похлопывают. Ну как не согласиться с таким интересным предложением,ведь еще и немалые деньги предлагают за его реализацию? Критерий здесь тот же: законы науки определяют правильность или неправильность нововведения, а не люди как таковые. (Это и есть номократия.)
Такие вопросы о смысле общественных преобразований ставят люди уже в возрасте, приходящие к пониманию важности роли науки как субъекта в системах образования. Но опережающая, превентивная ликвидация таких вопросов у населения, которые могут угрожать стабильности и благополучию наследников награбленного в результате геноцида армян имущества, уже настигла Армению. Теперь ставятся и громко прокламируются призывы к возрастному ограничению ученых, преподавателей и научных работников. Один из проповедников массового увольнения ученых, — Татул Манасерян, экономист, главный идеолог нынешних «рыночных отношений», всегда совмещающий свои взгляды с руководящей линией. Понятно, что, как и всегда, мы не можем полагаться на людей, даже на ученых, которые так же слабы, как и люди вообще. Но можно посоветоваться с Конфуцием, который говорил, что только в 70 лет он пришел к своему учению, которое держится неизменным уже 2,5 тысячи лет. Но чтобы население Армении так и не дождалось своего Конфуция, в 60 лет предлагают увольнять профессоров и ученых.
А тем временем, падение общества в разверзнутую пропасть невежества усиливает крики о модернизации образования путем «заимствования лучших иностранных образцов», как будто костюм с чужого плеча идеально подходит любому покупателю.
Подход с точки зрения науки должен распространяться на формулировки Конституции, на все юридические кодексы, на делопроизводство и тысячи подобных важных государственных функций. Нелегкая и чреватая конфликтами задача, особенно, когда под учеными будут подразумевать лакейную прислугу.
Первоначальное воздействие мер, соотносимых с основополагающими естественными законами, будет отрицательным для той части общества, которая ведет страну к краху. Будет происходить разрушение тех элементов, связей, группировок, которые наименее устойчивы и жизнеспособны, которые в наибольшей мере нарушают внутреннюю организованность целого. Например, разрушение многочисленных мафиозных группировок, коррупционных связей и др., может только положительно повлиять на общую эффективность системы. Произойдет и упрощение системы, и возрастание ее стройности: поэтому, когданаучная чистка системы, не произведя полного или глубокого разрушения системы, вновь сменится положительным ее тонусом, то дальнейший рост и развитие системы приобретают характер большей организованности; жизнеспособность общества возрастает подобно тому, как это бывает в аналогичных случаях с жизнеспособностью организма, выздоравливающего после болезни.