Статья В. Гуркина (стр. 154-171) из Сборника материалов Международной конференции «Становление и развитие гражданской авиации в России (1910 – 1940-e гг.)», посвященной 125-летию И.И. Сикорского и 100-летию первого перелета самолета «Илья Муромец» с пассажирами по маршруту Петербург – Киев, г. Ульяновск, 26 – 27 сентября 2014 г.
Нельсону Степаняну посвящено огромное количество исторических
и художественных публикаций, сделано несколько замечательных
фильмов. Наиболее полно представлен его жизненный путь в сборнике документов и материалов о Н.Г. Степаняне, подготовленном в 1968 году, к 55-летию со дня рождения героя, коллективом ереванских историков и архивистов (Е. Халеян, А. Алексанян, Э. Саркисян, А. Саркисян) под руководством А. Арутюняна. [1]
Сегодня, стали доступны новые документы и свидетельства, которые
позволяют увидеть новые детали его биографии. Здесь, я хотел бы
выразить признательность тем людям, кто помогал в поиске документов:
- сотрудникам Национального музея истории Армении и работникам национального архива, особенно его директору Аматуни Вирабяну и заведующей архивом кино-фото-фоно-документов Анаид Галстян;
- родственникам Нельсона Степаняна – сыну Вильсону, племяннику Нельсону Демильевичу и всем членам его замечательной дружной семьи.
Благодаря тому, что удалось найти архивные материалы, касающиеся учебы и работы Нельсона в Батайской авиашколе, мы можем более подробно осветить этот важный период в его жизни.
Несколько слов о самой школе. Нельсону пришлось учиться при двух начальниках авиашколы: сначала это был Август Букан [2], создававший эту школу, начиная с 1930 года, а затем, в январе 1934 г. вступил в командование Александр Ривадин. [3] Именно при А.С. Ривадине развернулось широкое строительство зданий школы, жилого городка, спортплощадок и стадиона, были созданы команды курсантов по футболу, по легкой атлетике и т.д., которые приняли участие в региональных и всесоюзных соревнованиях и стали сразу занимать лидирующие места.
Была развернута и продовольственная база школы, что позволило решить проблему бесперебойного обеспечения питания курсантов и работников этого учебного заведения – 976 га посевных площадей, 7 тракторов, 47 лошадей, 12 верблюдов, 87 ед. рог. скота, свиноферма.
Парк учебных самолетов насчитывал в это время более 500 самолетов, среди которых были: П-5, У-2, Р-1, М-5, М-15, РОН, Либерти, БМВЗА, Л-2, К-5, М-26, А-4, АНТ-9, Г-1, АП-1, Фокер, Н-2, Ш-2, Л-5 и другие самолеты того времени. В школе работало: 121 пилот-инструктор и 52 преподавателя.
В 1933 году, когда Нельсон поступил в авиашколу, было принято 724 чел, из которых 246 было отчислено (по неуспеваемости 81, по здоровью 22, по политико-моральному несоответствию – 48, прочее 93).
Неоднократно школу посещали известные летчики и авиаконструкторы, оставившие в книге посетителей свои отзывы.
Герой Советского Союза М.Н. Громов: «8 – 9. 10.1934 г. Посещение школы дало мне возможность ознакомиться с программой Школы, с работой и полетами инструкторов, с полетами учлетов. [4]
Это ознакомление оставило неизгладимое впечатление. Молодой состав инструкторов поражает качеством, как своих полетов, так и проницательностью и педагогическими способностями. Это Школа, в которой заложен действительно прочный фундамент для дальнейшей работы своих курсантов».
Гл. конструктор НИИ самолетного завода ГВФ инженер Р. Бартини [5]: «25 – 27.02.1934 г. … здоровая жажда знаний, большевистское стремление к овладению техникой и беспредельная преданность делу выковывания социалистического кадра пилотов – представляет Школу как коллектив вполне способный с честью выполнить ответственной и почетное дело, на него возложенное».
25.06.1935 г. Герой Советского Союза М.Водопьянов: «Мне здесь все понравилось, чистота, большие мероприятия по приведению в культурный вид рабочих мест и быта. Из посещенных мною всех школ ГА, нахожу, что лучшей школой является Батайская. Эта школа имеет все основания для того, чтобы выполнить директиву т. Сталина о подготовке высококвалифицированных и преданных нашей Родине авиационных кадров. Желаю всему командно-политическому и курсантскому составу достижения отличных показателей в деле выполнения, возложенных на нее задач».
Личное дело курсанта Степанян сохранилась в фонде Батайской школы в Государственном архиве Ростовской области (ф. 3364, оп.104, д.170). Представляет интерес его полетная книжка:
«Главное управление Гражданского Воздушного Флота при СНК СССР Краснознаменная Авиашкола пилотов и авиатехников им. Т. Баранова
Полетная книжка курсанта Степанянц Нельсон Георгиевич 3 эскад. 2 отряд 2 звено:
Приступил к обучению на учебн. самолете Май 1934
Окончил обучение на учеб самолете 22.10.34 г. Налет на учеб самолете 104 полета, 16 час 43 мин .
Самостоятельных 123 полета 29 час 35 мин
Приступил к обучению на перех. самол. 22.04.1935 Налет 96 полетов 15час 28 мин
Фамилии инструкторов, у которых обучался курсант: инстр. Шаров Л. Т. Принял курсанта 20.07.34 года от инстр. 2-й эск. Васильева А. для обучения на У-2
Качества курсанта, подмеченные инструктором: энергичный, решительный, выявилась незначительная самоуверенность.
На посадке высоковато выровнял, остальное нормально.
На посадке создал скок и исправил. Остальное все нормально.
При разбеге отклонился влево, после отрыва высоко выровнялся 25 м, при 1-м развороте скорость малая перебрал высоту 40 м. При посадке взмыл и ручку не отдал (не придержал) на посадке ручку не добирает».
Первоначально оценки за лето и осень 1934 года – четверки и даже тройки, однако к концу практической подготовки весной 1935 г. все замечания были исправлены и мы видим только отличные оценки:
«20 мая. Ночь.
Самолет У-2. Задача 26 упр.6. Самостоятельные полеты выполнены на отлично. 21 мая. Ночь. Контрольные полеты отлично. 22 мая.
Самостоятельные полеты отлично. 23 — 25 мая. Полеты отлично. Всего сделано 40 посадок. Полетное время 5 час.33 мин.
Инструктор Шаров».
В личном деле курсанта Н.Г. Степаняна внесены благодарности о руководства школы «за добросовестное отношение к полученной работе», «за добросовестное отношение к матчасти» и «за хорошую организацию старта».
Нельсон закончил Батайскую школу в 1936 году и как один из лучших выпускников был оставлен в качестве инструктора. Сохранилось несколько аттестаций и производственных характеристик того времени.
Одна из них была подготовлена его инструктором:
«Степаньян Н.Г. … За период пребывания в школе имеет налет на самолетах: У-2 с мот. М-11 посадок 223, время 46-18. П-5 с мотором М-17 – посадок 213, время 62-22.
Техника пилотирования хорошая, ориентировка хорошая. К летному делу относится с любовью. Теоретическая успеваемость хорошая.
Полученные знания может применить на линейной работе. В полетах настойчив, инициативен до мелочей. Исполнителен. Хороший общественник. Политическое развитие хорошее. Физическое и общее развитие хорошее. Отношение к труду хорошее. Дисциплинирован. Желательно использовать на линейной работе.
13.05.36. Инструктор Л. Шаров».
9 июля 1936 года издается приказ по ГВФ за подписью начальника главного управления Ткачева: «Учлетам, успешно окончившим теоретическое обучение в 1-й Краснознаменной Авиашколе ГВФ имени Баранова и специально прошедшим практическое обучение
ПРИСВАИВАЮ звание «Пилота ГВФ IV класса» и назначаю пилотами:
Степаньян Нельсона Георгиевича в 1-ую Авиашколу ГВФ».
В 1937 году руководство школы было арестовано. В семейном архиве Вильсона Степаняна сохранился диплом отца, на котором вычеркнуты все подписи – начальника школы, начальника политотдела и председателя профкома.
Если до этого Батайская Краснознаменная школа считалась самой престижной в стране, летчикам которой доверялось также как и летчикам Академии Жуковского на первомайском параде формировать из 52 самолетов слово СТАЛИН, то в 1939 году её надо было уже закрывать изза «большой аварийности, катастроф, большого количества поломок и вынужденных посадок, отсутствия оперативного планирования» и т.д. От школы остались только курсы высшей летной подготовки (КВЛП), которые перевели на аэродром в Минводы. Среди инструкторов, которые перешли в КВЛП был и Нельсон Степанян.
Вот несколько документов того времени:
«Автобиография
Я, 6-й категории, пилот-инструктор 3 класса. Родился в 1913 году в городе Шуше Аз. ССР. Отец до 1908 г. был учеником слесаря в гор. Тбилиси. После смерти старшего брата он вынужден был бросить ученическую работу и поступит работать в качестве приказчика сначала в мебельный магазин и через год поступил приказчиком при обществе «Зингер» и проработал до 1914 года, после чего был призван в царскую армию в качестве рядового солдата. В 1917 г. вернулся с фронта в гор. Еревань, где находилась наша семья и некоторое время был безработным, потом поступил в Армянск. каналстрой в качестве старшего рабочего и проработал до 1924 г. и в том же году поступил приказчиком на городскую ж.д. станцию, там же работал кассиром и последнее время счетоводом, а в настоящее время перешел в Союзтранс.
Мать моя из крестьян до Октябрьской революции работала на тканной фабрике, а после Октябрьской революции в основном работала в Госсберкассе в качестве кассира, в настоящее время домохозяйка. Брат младший работает шофером при Наркомздраве. Родители мои проживают с 1914 г. в г. Еревань ул. Екмаляна дом 13.
Жена моя Фира Михайловна Гринштат из семьи крестьян-бедняков. До Октябрьской революции мать и старший брат ее живут все время в Житомирской области Овручевского района село Норинск, с 1928 г. колхозники, мать не трудоспособная, занимается домашним хозяйством, брат работает в колхозе, один из братьев работает в г.. Москве младшим инспектором в аэроклубе, третий брат работает в Мурманске, инженер строитель.
Отец и двое братьев убиты в 1917 г. белополяками. Жена моя работает а Курсах ВЛП, авиатехник по эксплоатации…
Я с 1920 г. по 1922 г. находился на содержании дет. дома, с 1923
поступил учиться и проучился до 8 гр. С 1927 г. по 1928 г. работал чернорабочим Армянск. строительства. 1928 г. поступил Зак. Воен. Подготовит. Школу и проучился до 1930 г., после чего школа расформировалась и в этом же году поступил в г. Баку на Нефтеперегонный завод им. Сталина в качестве рабочего и через 3 месяца сдал на слесаря и работал слесарем до ноября 1933 г. Поступил в 1-ю Авиашколу и учился до 1936 г. где закончил в июне месяце, после чего оставили работать инструктором при 3-й эскадрилии. В 1938 г. меня за безаварийную работу наградили грамотой Аэрофлота и назначили командиром звена. В ноябре 1938 г. по моей личной просьбе перевели на Курсы Высшей Летной Подготовки инструктором, где работаю по настоящее время. В 1-й Авиашколе прошел высшую вневойсковую подготовку и присвоено звание младшего лейтенанта запаса РККА…
Инструктор Курсов ВЛП Н.Степанян.
18/VI – 39 г. г. Мин-Воды».
Здесь же в личном деле есть несколько характеристик и аттестаций:
«Производственная характеристика
На инструктора 2-го отряда курсов ВЛП
Степаняна Нельсон Георгиевича
Год рождения 1913 г., армянин, член ВКП/б/ с 1932 г.
Общее образование – незаконченное среднее /8 гр./
В 1936 году окончил I-ю Авиашколу. В системе ГВФ с 1933 года. В
должности инструктора с 1936 года. На курсах ВЛП работает с 1938 года.
Летает на самолетах У-2, УТ-2, П-5. Имеет налет 1400 час. 39 мин. Из них слепой налет 68 час. 0,6 м., налет по р-маяку 207 час., 38 м., ночной налет 103 час. 20 мин. За время работы на курсах ВЛП в должности инструктора показал себя грамотным инструктором, отлично знающим материальную часть самолета и моторов и имеющим отличную технику пилотирования в открытом полете, в слепом, по радио-маяку и ночью.
Тов. Степанян работает с энтузиазмом. Знания свои передает подчиненным и обучаемым хорошо. Качество обучаемых пилотов отличное и хорошее.
Дисциплинирован. За время работы на курсах за хорошую работу неоднократно поощрялся. В 1939 году имел звание стахановца.
В общественной работе принимает самое активное участие.
Взаимоотношения с товарищами хорошее. Политически и морально устойчив.
27/ III- 40 года
Командир 2-го отряда курсов ВЛП Гришин».
Приказ № 18 от 22.06. 39. Лагерь Минводы.
«Во время ночных учебных полетов 15-го июня на взлете на высоте 140 м обрезал мотор и после стал давать хлопки и сильный запах бензина.
Инструктор Степаняна приказал слушателю закрыть пожарный и бензиновый краны, что он и выполнил. Одновременно инструктор Степанян приступил к развороту на 180 градусов на аэродром. Посадка произведена на посадочную полосу с фарой. Решения инструктора Степаняна совершенно правильны, который обеспечил безопасность посадки при сложных условиях, будучи под городом.
За правильное решение, что обеспечило безопасность, инструктору Степаняну объявляю благодарность».
За высокие показатели и большой безаварийный налет пилотинструктор КВЛП Степанян Нельсон Георгиевич приказом начальника ГУГВФ генерал-майора авиации Молокова в 1940 году был награжден нагрудным знаком ГВФ «За налет 300 000 км». Этот знак был номерной и считался очень почетной наградой, с которой Нельсон никогда не расставался.
Приказ №75 от 20.06. 41 гор. Мин-воды
«Пилоту-инструктору т. Степаняну Н.Г. с 1.07.41 установить надбавку за выслугу лет в системе ГВФ в размере 15% к месячному окладу.
Основание – приказ № 136 по ГУГВФ».
Однако эту надбавку он так и не успел получить, т.к. через два дня начинается война и Нельсона вместе с его друзьями по курсам отправляют в ряды действующей армии.
Приказ по Курсам Высшей летной подготовки №86 от 07.07.41. г. Мин-воды.
«… Командиров отрядов тт. Клименко М.Г., Яремчук С.Л., командиров звена т. Анкудинова А.А., инструкторов-пилотов тт. Румянцев Н.С., Цыганкова Г.Е., Фролова Н.Е., Степаняна Н.Г. их списков личного состава курсов ВЛП исключить с 23.06.1941 г. в связи с мобилизацией их в ряды Красной Армии.
Основание: Отношение Мин-водского райвоенкомата от 10.07.41 г. за №3/1007».
Все они прошли короткую переподготовку в Ейске и через три недели были направлены почти все на Балтику в 57 авиаполк военноморской авиации. С середины июля приступили к боевым вылетам.
Румянцев Николай Семенович и Цыганков Георгий Ефимович – не вернулись с боевого задания 29 августа 1941 года, Яремчук Сергей Леонтьевич не вернулся с боевого задания 13 сентября 1941 г., Анкудинов Алексей Алексеевич погиб 15 февраля 1942 г.
Степанян начинал вместе с Клименко – на Балтике, однако вскоре попал на Черное море. На 20-м вылете Нельсон был ранен осколком зенитного снаряда, после госпиталя в августе 1941 – вновь встретился с Клименко в составе 57-го штурмового авиаполка Балтийского флота,
оборонявшего тогда подступы к Ленинграду. В 1942 году за мужество и героизм, проявленные при обороне Ленинграда, каждый из них был удостоен звания Героя Советского Союза.
Большой опыт инструкторской работы позволил им обоим не только уцелеть в самых сложных ситуациях, но и проводить боевые вылеты с холодным расчетом и дерзостью. Так, лётчик З.Ф. Лазарев вспоминал: «Нельсон Степанян первый в своей части разработал и
применил бомбардировку с минимально малых высот. Он явился новатором и в применении комбинированного удара при сильном огневом противодействии противника. Степанян часто водил на бомбоштурмовой удар три группы штурмовиков: одна из них подавляла зенитные средства противника, вторая бомбила с малых высот, а третья, обеспечивая выход самолетов из атаки, бомбила со средних и малых высот.
На любой местности ориентировался Нельсон Степанян. Конечно, здесь сказывалось и то, что до войны он долго работал в ГВФ, налетал там миллион километров и исключительно точно водил свой самолет при помощи компаса.
Известно, что успех штурмовки зависит от внезапности налета, от того, насколько правильно определен заход в атаку. Нельсон Степанян прекрасно понимал это и мастерски применял к обстановке, атаковывал врага со стороны солнца или из-под нижней кромки облаков, использовал разрывы облачности и т. д. Когда шли бои за город Таллинн, подполковник Степанян осуществил весьма дерзкое нападение на немецкие суда в порту. Летчики Степаняна летали над облачностью, пикировали в разрывы облаков с разных сторон и ударили так неожиданно, что противник не успел открыть огня». [6]
В апреле 1944 года Нельсон Степанян назначается командиром 47-го полка ВВС Черноморского флота. Полк в это время сражался с врагом в небе Крыма. Сначала участвовали в освобождении Феодосии и Судака, а затем в изгнании фашистов из Севастополя. За время Крымской операции полк Степаняна уничтожил 8 транспортов, 12 быстроходных десантных барж, 9 сторожевых катеров, свыше 3000 солдат и офицеров противника.
Оставаясь верным своему принципу – учить подчинённых личным примером – Степанян сам водил свой полк в бой. После одного из вылетов его самолёт был сильно повреждён: оторваны левый элерон и часть стабилизатора. Однако, несмотря на это, Степанян сумел выполнить до конца поставленную боевую задачу и привести свой разбитый «Ил» на аэродром.
После освобождения Крыма полк Степаняна был переведён на Балтику. В августе 1944 года Нельсон был представлен к награждению второй медалью «Золотая Звезда». К этому времени он уже совершил 239 боевых вылетов, потопив при этом целую эскадру: миноносец, два сторожевых корабля, тральщик, 2 торпедных катера и 5 транспортов общим водоизмещением более 80 000 тонн. Кроме этого во время штурмовок уничтожил до 5000 солдат и офицеров врага.
14 декабря 1944 года Нельсон провел свой 259 боевой вылет при нанесении удара по Либавскому (Лиепайскому) порту. Это была очень сложная операция, в которой одновременно должно было участвовать 164 самолета из 5 полков (подробнее описание боя см. в книге: Гиляревский. В.П. Война: морские летчики о боевом пути 47-го штурмового авиаполка ВВС ВМФ. М., 1992. Кн.2. Балтика.).
Первоначально сам Степанян не должен был лететь, но учитывая сложность боевой задачи, решил лично возглавить первую группу, заменив своего ученика Героя Советского Союза Юсупа Акаева. По воспоминаниям техника он полетел не на своем самолете «Мститель», а на готовом тогда к вылету самолете командира 1-й эскадрильи Героя Советского Союза старшего лейтенанта Г.Т. Попова.
Один из участников этого боя, ведомый Н.Г. Степаняна В.Д. Марков вспоминал: «Вдруг встал Степанян и, обращаясь к командиру дивизии, сказал: «полк поведу я. Это самое сложное и ответственное задание. Я настаиваю». Комдив не смог разубедить его и согласился. Сколько летчики полка не отговаривали его от этого полета, ссылаясь на все его заслуги перед народом и огромные боевые подвиги, говорили ему, что он сделал для Родины больше, чем положено человеку, — все же он убедил нас в том, что должен быть вместе с полком в трудную минуту… Командир собрал группы и повел грозные Илы на север вдоль береговой черты с небольшим набором высоты. Время — 14.00 14 декабря 1944 года. Район 15 км северозападнее Либавы, высота полета 1000-1200 метров. Под нами воды серого Балтийского моря. Я нахожусь в левом пеленге на расстоянии 50-ти метров левее командирского самолета на одной высоте. В небе нет истребителей противника. Прикрытие на месте. Шесть истребителей ЛАГГ-3, непосредственное прикрытие нашей головной четверки Илов под руководством капитана Сидорова, на месте. С расстояния полсотни метров вижу сосредоточенное лицо командира, его голова вращается почти на сто восемьдесят градусов, наблюдая за воздушным пространством. Проходим траверс города Либава. Хорошо начал просматриваться порт со множеством пока неразличимых типов кораблей. С северо-западной части мола на расстоянии пары сотен метров полузатопленный транспорт. В северо-восточной части города появилась удлиненная, поднятая над лесом полоса пыли, — это взлетали истребители противника, направляясь в сторону нашей общей группы, которая приближалась к порту Либава. 14 час 06 мин: Нельсон делает правый поворот. Следуя рядом с ним, я обратил внимание на наше непосредственное прикрытие. Между ЛАГГ-3 и ФВ-190 завязался воздушный бой. (Здесь следует добавить, что из-за плохой согласованности действий между разными полками, пикировщики нанесли свой удар по Либаве на 4-5 минут раньше, при этом нарушили радиомолчание. Поэтому немцы успели поднять свой истребительный полк к приходу штурмовиков – В.Г.).
Нельсон, не обращая внимания на воздушный бой, продолжал правый разворот с малым креном, опустив нос своего самолета ниже горизонта для лучшего обзора. Видимо, окончательно выбирал цель для удара. Появились первые черные шапки разрывов зенитных крупнокалиберных снарядов впереди по нашему курсу. Степанян передал по радио: «Приготовиться к атаке!». Переведя свой взгляд с воздушного боя между ФВ-190 и ЛАГГ-3 на самолет Степаняна, я обратил внимание на правую плоскость его самолета, которая прошивалась огненной разноцветной трассой снизу. Как бы догоняя свои снаряды, пара ФВ-190, не прекращая огня из пушек, продолжала сближаться с уже горящим самолетом Нельсона, не обращая никакого внимания на плотный строй оставшейся ведущей тройки Илов. Впереди на нашей высоте эта пара ФВ190 стала разворачиваться вправо, потеряв при вертикальной атаке скорость. Мне даже показалось, что немецкая пара истребителей зависла в воздухе. Вижу отчетливо обрубленные плоскости с белым коком винта, широкие черные кресты на желтом фоне у самолета-ведущего ФВ-190.
Поймал в прицел, а вернее, перенес в перекрестие прицела кабину летчика, открыл огонь из пушек, пулеметов и для надежности выпустил пару «эресов». Ведущий ФВ-190, объятый ярким пламенем с густым черным дымом, стал беспорядочно падать в море. Не досмотрев, куда упадет фашистский стервятник, который только что сбил самолет Степаняна, я перенес огонь на самолет ведомого фашиста, по которому вела огонь наша пара Илов. Втроем добили и этого. Так погибли Нельсон Георгиевич Степанян и воздушный стрелок – штурман 2-й АЭ капитан Алексей Георгиевич Румянцев». [7]
Весной 2013 года мне удалось найти одного из участников тех воздушных сражений из числа асов Люфтваффе. Это известный немецкий летчик Эрик Рудорффер (Erich Rudorffer), который родился в 1917 году и ныне живет в Любеке. В декабре 1944 года он возглавлял группу истребителей JG 54 «Grünherz», стоявших в Либаве. Мой друг, живущий в Берлине, Маттиас Платцер созвонился с ним и попросил ответить на мои вопросы. Конечно, нужно было учесть, что уже прошло много лет и сам Рудорффер никогда не занимался историей. Я был уверен, что наших летчиков, с кем он сражался в те годы, он не знает и хотел уточнить лишь некоторые детали воздушных сражений того времени. Тем удивительнее было узнать, что через семь десятилетий после войны Э. Рудорффер заявил, что имя Нельсона, он помнит. Это говорит о восприятии Степаняна как серьезного и грозного противника, врезавшегося в памяти немецкого аса на всю оставшуюся жизнь.
Прошли годы, и в честь Степаняна были воздвигнуты памятники на его родине – в Шуши, в Ереване, в Степанакерте, в Севастополе, на территории Ульяновского авиационного училища, в Лиепае (после ухода российского военного флота из Латвии памятник был перевезен в Калининград, но на городском кладбище сохраняется мемориал летчикам, погибшим в боях за Лиепаю, на котором есть отдельная плита с именем Нельсона Степаняна); его именем названы улицы в разных городах, в том числе и в Севастополе.
1 Дважды Герой Советского Союза Н. Степанян. Сборник документов и материалов. Отв. Ред. А. Арутюнян. Ереван, 1968.
2 Букан Август Оттович (1897 – 1938) – организатор Ейского авиационного училища и Батайской летной школы, впоследствии начальник учебных заведений Главного управления ГВФ, расстрелян на Бутовском полигоне.
3 Ривадин Александр Сергеевич (1894 — ?) – один из организаторов Дальневосточного филиала общества «Добролет», начальник 2-й авиашколы ГВФ в Тамбове. Арестован и осужден в 1937 г. на 10 лет. Дальнейшая судьба неизвестна.
4 Учлет – употреблявшееся в 30-х гг. название учащегося летной школы.
5 «Роберто Лю́двигович Барти́ни (настоящее имя — Роберто Орос ди Бартини (1897 – 1974) – итальянский аристократ, коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором. Физик, создатель проектов аппаратов на новых принципах (экраноплан).
6 Гиляревский В.П. Война: морские летчики о боевом пути 47-го штурмового авиаполка ВВС ВМФ. М., 1992. Кн.2. Балтика.
7 Гиляревский В.П. Война: морские летчики о боевом пути 47-го штурмового авиаполка ВВС ВМФ. М., 1992. Кн.2. Балтика. См. в Приложении.