Невидимые линии челочевечких судеб. Они переплетаются, и в этом переплетении есть определённая взаимосвязь…
Из Западной Армении христиане, в т.ч. армяне, вынуждены были эмигрировать ещё за сотню лет до пика Геноцида. Так, из Карина (Эрзрума) армяне целыми сёлами покидали Родину ещё в начале XIX века. К сожалению, понятие геноцид стали всё чаще всуе использовать в политике, в насаждении информационного хаоса, и этим во многом замылили его сущность, девальвировали. Но для армянского народа эта трагедия — часть национального самосознания. 9 декабря 1948 года Генассамблея ООН приняла Конвенцию по геноциду. А несколько лет назад по предложению МИД Армении этот день стал Международным днём памяти жертв геноцидов, и с 2015 года четыре международных с участием советников генсека ООН глобальных форума «Против преступления геноцида» проходили именно в Ереване. Настоящая заметка косвенно связана с этим днём Памяти и посвящена ему.
С XIX века в предгеноцидные десятилетия судьба забрасывала армян из Турции даже в далёкую Туркмению. Как описано в статье Александра Ерканяна, армянская община в Туркмении образовалась в середине XIX века после присоединения Средней Азии к России. Основная причина переселения армян в Среднюю Азию — сложное экономическое положение и тяжелая политическая обстановка, создавшиеся как в Восточной, так и в Западной Армении. Напомним, что геноцидом, согласно определению ООН, является не только убийство групп людей по национальному или религиозному признаку, но и создание неприемлемых для нормальной жизни условий.
Одной из таких армянских семей в Туркмении, в городе Асхабаде Закаспийской области была семья вынужденных эмигрантов Артёма Баласаняна. В ней в 1902 году родился Сергей. Через 20 лет он поступил в консерваторию в Тифлисе, в следующем году переехал в Ленинград, а в 1925 году — в Армению, позже — в Душанбе. С 1943 года Сергей Артёмович, уже видный композитор и педагог, — в Москве.
Его соотечественник и тёзка отца Артём Агажанов родился в 1913 году в Карсе (Западная Армения). В годы Геноцида армян турки вырезали всю его семью. Малыша-сироту спасли русские солдаты. Одна бабушка взяла Артёмчика к себе. Жил он в Ташкенте. А после смерти приёмной бабушки он попал в детский дом Пятигорска, где учился не только общеобразовательным предметам, но и музыке. Спустя 20 лет он был уже видным музыковедом и композитором. Со временем стал заслуженным деятелем искусств Узбекской ССР, женился на ставшей заслуженным работником культуры России. И обоим детям они привили любовь к культуре, к музыке. Оба окончили Московскую консерваторию: дочь Ирина — по классу С.С. Алумяна, а сын Артём — по классу С.А. Баласаняна.
Артём Артёмович Агажанов стал видным композитором, музыковедом, автором книг и педагогом.
Тёмные силы организаторов и исполнителей Геноцида армян в Турции, тёмные силы отрицателей Геноцида армян и тех, кто замалчивает и искажает историю в угоду сиюминутной конъюнктуре, бессильны. Ген культуры, ген созидания сильнее сил разрушения. Даже на примере невидимых линий нескольких упомянутых судеб видно, что вера в Творца и в созидание сильнее потуг тёмных сил.
И вот символично, что в наши дни, в день Памяти 9 декабря в Москве взошла звезда нового гения музыки, ученика Артёма Агажанова — 11-летнего Андрея Гончарова.
Лучше за юного таланта и его педагога скажет исполнение Андреем «Патетической сонаты» Бетховена на Международном конкурсе в эти дни.
Превозмогавший боль от усиливающейся до полной потери слуха Бетховен подарил миру этот шедевр — торжество победы силы духа и жизни над болью, потерями, над разрушительной энергией тёмных сил.
Видеозапись исполнения Андреем Гончаровым «Патетической сонаты» 11 декабря 2022 г.
Андрей Гончаров с мамой и Артёмом Агажановым после исполнения 11 декабря и получения максимальных оценок от жюри. Андрей говорит: «Я также очень люблю сочинять и недавно написал вторую сонату для фортепиано…»