Сегодня, в наше непростое время, когда мир стоит на грани третьей мировой войны, Пакт о защите культурных ценностей, известный во всем мире под именем своего автора – как Пакт Рериха, – занимает особое место.
Фрагмент выступления на Конференции (8 мин)
Весь просвещенный мир нашего времени знает Николая Рериха не только как художника, но и как мыслителя, писателя, поэта, многопланового ученого, археолога, путешественника, общественного деятеля и величайшего гуманиста ХХ века. Но особо надо отметить, что Николай Константинович Рерих – это единственный человек за всю историю человечества, чье ЛИЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ легло в основу Международного Закона, который назван сегодня его именем. А личное мировоззрение Рериха было окрашено далеко не личностными интересами, а высокими нравственными принципами, глубокими философскими идеями во имя Общего Блага, во имя эволюции и процветания всего человечества.
Месяц назад, 15 апреля 2018 года исполнилось 83 года с тех пор, как в Вашингтоне в Белом доме во главе с 32-м президентом США Франклином Рузвельтом был подписан уникальный международный документ – Пакт о защите культурных ценностей. Таким образом, 15 апреля 1935 года начался новый этап в истории всего человечества – Культура была провозглашена главной ценностью жизни.
Первоначально Пакт был ратифицирован 21 государством и одобрен 36 странами. После Второй мировой войны Пакт Рериха лег в основу принятого Заключительного акта «Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». В 1955 году Пакт был ратифицирован 39 странами, подписавшими Заключительный акт в Гааге, среди них был и Советский Союз.
Проект Пакта, предложенный Рерихом, организационно напоминает проект Красного Креста. Главная цель этого проекта – защищать ценности культуры, искусства и науки всего мира от разрушений и варварства, которые проявляются не только во время войны, но зачастую и в мирное время.
Согласно этому охранительному плану, все музеи, соборы, библиотеки, университеты, памятники, общественные и частные художественные и научные коллекции, памятники природы, красивейшие места планеты и прочие культурные центры следует считать нейтральными объектами, и их должны защищать и уважать государства, присоединившиеся к договору.
Выступая с инициативой подписания этого уникального Международного юридического документа, Николай Рерих ставил задачу не только введения в международное право специальных норм по охране культурных ценностей, но, прежде всего, создания широкого общественного движения за утверждение в массовом сознании безусловной и непреходящей ценности достижений человеческой культуры. Президент Рузвельт
сказал, что духовное значение этого документа далеко превышает значимость его юридической стороны. Прошедшие с тех пор годы подтвердили его правоту.
Очевидно, что все народы живут среди своего культурного наследия, и цивилизованный человек должен относиться к этому с уважением. Как можно разрушать исторические памятники и поднимать оружие против тех, чью культуру мы уважаем? Мир процветает там, где утверждается любовь, уважение и красота. Любовь и Красота обладают огромной силой и все, что мы делаем во имя Любви и Красоты, является нашим служением человечеству и планете.
Призывая к охране памятников истории и культуры, Рерих рассматривал их, прежде всего, как один из главных факторов, способствующих духовному развитию человека. Он убедительно доказывал, что великие произведения творцов всех времен и народов несут в себе особую энергетику Красоты, способную влиять на внутренний мир человека, пробуждая и проявляя в нём лучшие его качества и устремления.
Общеизвестно изречение Достоевского о том, что «красота спасёт мир». Но Николай Константинович Рерих сделал существенную поправку к этому изречению, сказав, что лишь «сознание Красоты спасёт». Сама по себе Красота не может спасти мир. Мир может быть спасён только при условии, что миллионы людей пожелают наполнить сознание не безобразием, не ненавистью, не насилием, а прекрасными устремлениями. Красота, введённая в сознание, осмысленная Красота – это божественная энергия Мироздания, могучая космическая энергия, синтезирующая в себе все высшие, т.е. все духовные, энергии.
Именно Красота, в ее высшем аспекте, и есть та истинная сила, которая поддерживает равновесие во Вселенной и в мире тех, кто населяет ее. Любой акт войны, вандализма, насилия нарушает этот баланс. Пакт Рериха является, пожалуй, самой серьезной попыткой научить людей сохранять это равновесие.
Для того чтобы обозначить памятники культуры как нейтральные объекты, по эскизу Рериха было создано Знамя Мира, которое предполагалось водружать над всеми выдающимися учреждениями культуры, искусства и науки. Подобно тому, как предложенное швейцарцем Анри Дюнаном Знамя Красного Креста является символом великого человеколюбия и защищает больных и страждущих всего человечества, заботясь об их физическом здоровье, точно так же Знамя Мира Рериха призвано защищать духовное и культурное здоровье человечества, охраняя культуру и красоту.
Николай Рерих писал: «Если Знамя Красного Креста не всегда доставляло полную безопасность, то все же оно ввело в сознание человеческое огромный стимул человеколюбия. То же и Знамя, нами предложенное для охраны культурных сокровищ, если оно и не всегда спасет драгоценные памятники, то все же оно постоянно напомнит о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения».
Знамя Мира является отличительным символом Пакта Рериха, которое имеет своей целью стать совестью человечества, напоминающей людям о священной неприкосновенности сокровищ культуры и духа и о том, что подходить к ним надо с огромным уважением и бережностью, и не только в общественной, но и в частной жизни каждого человека.
На предложенном Рерихом Знамени Мира изображён очень древний символ человечества, который встречается с древнейших времён в культурах многих народов планеты – Знак Триединства (Знак Триединости) – это три соприкасающихся амарантовых (красных) круга в Большом Круге на белом полотнище. Рерих писал: «…для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях…» («Знамя Мира»).
Предложенный Рерихом символ знака Триединства на Знамени Мира выражен в простой, четкой, лаконичной и запоминающейся форме, как и подобает символу, которому суждено ясно и убедительно войти в жизнь…
Сегодня жизнь стремительно меняется. Люди покоряют вершины: и земные, и космические. Но, к сожалению, все так же продолжается разрушение памятников культуры, оно стало даже более масштабным. Разрушение культурных памятников буддизма религиозными фанатиками в Афганистане, уничтожение памятников древнейшей культуры в Сирии, военные действия на территории бывшей Югославии, в Ираке и Ливии. За этими зверствами наблюдал весь мир, об этом говорится широко и открыто. Другое дело – систематическое и планомерное уничтожение азербайджанцами созданных за многие тысячелетия памятников культурного наследия армянского народа на подконтрольных Азербайджану территориях исторической Армении. Уничтожение армянских культурных ценностей (древних армянских святыней – храмов, монастырей, хачкаров) является ничем иным, как цивилизационной катастрофой мирового значения. Однако, эта информация замалчиваются СМИ, общественность мало знает как о самом культурном наследии Армении, его историческом значении, так и о существующих проблемах вокруг ценностей армянской культуры.
В связи с этим хочется отметить острую актуальность Пакта Рериха, которая нарастала на протяжении всего XX века и достигла своего апогея в веке XXI. Сегодня, как никогда, значение этого Международного договора невозможно переоценить. Идеи Рериха обогнали время, и в наши дни его Пакт о защите культурных ценностей и Знамя Мира являются тем спасительным маяком, огонь которого никогда не гаснет и дает человечеству надежду на спасение, на счастье, на лучшее будущее.
Для того чтобы охрана древнейших памятников культуры человечества стала по-настоящему эффективной, необходимо:
1. вернуться к принципам Пакта Рериха на международном уровне, поднимать тему защиты культурных ценностей в мировом сообществе;
2. продвигать идеи Рериха во все структуры государственного аппарата;
3. поднимать вопросы утверждения идей Рериха о защите культурных ценностей через национальное конституционное законодательство;
4. пропагандировать фундаментальное сходство мировых религий;
5. разработать программу действий, направленную на достижение действительного мирного сосуществования стран, народов, религий;
6. активно популяризировать рериховские идеи среди подрастающего поколения – учащихся школ, ВУЗов с помощью уроков, лекций, познавательных бесед.
7. знакомить граждан с идеями Рериха через публикации в СМИ, интернет-пространстве и т.д.
Хотелось бы, что именно в этом ключе размышляли как главы государств, деятели культуры и науки, представители общественных организаций, так простые граждане, неравнодушные к ценностям культурного наследия человечества, ведь и сердце, и ум человека вновь ищут способы спасти красоту, а значит, саму планету и жизнь. Великий вождь Культуры Рерих предвидел нужду человечества в создании прекрасного и в его надежном охранении.
Бродацкая Ксения Евгеньевна,
заведующая библиотекой-филиалом №10 СПб ГБУК «ЦБС Калининского района»
One thought on “Ксения Бродацкая. Идея Пакта Рериха (Пакта Культуры, Пакта Мира) в поддержку армянских культурных ценностей мирового значения”