Наследие Маркаряна и Армянство
(Круглый стол «Культурология и глобальные вызовы современности. К 90-летию со дня рождения Э.С. Маркаряна» состоялся 25 мая 2019 г. в Санкт-Петербурге)
Спасибо за многолетнее внимание и уважение к имени Э.С. Маркаряна, за участие в нашем круглом столе. Анонсированные и обсуждаемые темы очень широкого диапазона. Мы планировали участие также учёных из Армении удалённо по скайпу, но решили в этот раз это не делать. Тем не менее, настоящая инициатива поддерживается рядом организаций, в т.ч. Педагогический университет им. Х. Абовяна, Российско-Армянский (Славянский) университет Армении, Институт философии НАН Армении, Ереванский государственный университет и др. Приведу пример одного важного доклада «Этническая культура как базис для строительства ЕврАзЭС», сделанного доктором философских наук, профессором Эрнестом Рубеновичем Григорьяном в развитие задач, ставившимися Маркаряном. Доклад на 8 страницах, и полностью его зачитать нет возможности. Но нам нужна площадка и возможность для непрерывного обмена мнениями и обсуждения. Для бОльшей продуктивности предлагаю структурировать и выделить приоритетные тематики и сформировать, соответственно, несколько секций как площадок для непрерывных обсуждений. Недостаточно проводить только дискретные круглые столы 1-2 раза в год со смешением всех тем в течение 2-3 часов.
Моё краткое выступление будет по 3 пунктам анонсированных тем, а именно: пунктам 11, 12 и 6, связанным с Армянством.
Говоря о наследии Маркаряна и его развитии, важно отмечать также и следующие вопросы:
— как могла Армения дать такого учёного: был ли он эпизодом, или Армения есть исторический инкубатор, генерирующий таких, как Давид Анахт, Мовсес Хоренаци, Месроп Маштоц, Мхитар Гош, Нарекаци, Лазаревы, Суворов, Айвазовский, Лорис-Меликов, Комитас, Туманян, Орбели, Мергелян, Маркарян на протяжении тысяч лет?
— почему Маркарян оставался в Армении в тяжелейшие годы – экономически отсталой в этот период, в блокаде и НЕ будучи признанным пророком в своем Отечестве? И как изменился вектор и акценты его поиска после анализа им геноцидных преступлений против армянского народа в конце существования СССР и в победоносной отечественной войне народа Карабаха в начале 1990-ых
— что имело место нового (после кончины Маркаряна) в мире, в Евразийском пространстве и Армении и как бы он осмыслял и анализировал эти факты и тенденции?
— какие зоны его исследований так и остались вне внимания мира учёных, да и общественности? Какие задачи он ставил как актуальные и что мы можем сделать для их развития и решения?
— каков образ Армении в глазах академической, политической, общественной элит России? Насколько он соответствует реальности, нет ли «белых зон», несмотря на расхожее отношение?
По каждому пункту имею развёрнутую информацию, но назову кратко ТРИ тезиса и предложения.
- Армянство это не только Армения. Армянская община в России и странах СНГ по многим показателям качественно отличается от армянских общин в других странах. Армянство имеет 4 компоненты: Армения, Республика Арцах (с опытом независимого прогрессивного развития 28 лет – там уже внуки тех молодых героев в 1990-ых, кто отстоял свободу и справедливость, уже ходят в школу), армянская диаспора (вне стран СНГ) вдвое больше, чем в этих странах и чем в самой Армении, а также — восстанавливаемая де факто и де юре Республика Западная Армения (первые выборы в её парламент состоялись спустя 2 года после кончины Маркаряна). Для сотрудничества с потенциалом Армянства необходимо сотрудничать со всеми 4 его компонентами, с представителями всех компонент.
Предложение: при продолжении инициативы настоящего круглого стола привлечь представителей всех 4 компонент Армянства.
- Образ Армянства. К сожалению, он недостаточен и «сбивается» привычным трафаретом.
Армянство и Армения – исторический первопроходец по многим аспектам, перекрёсток и коммуникатор в регионе и мире. Отмечу, что в конце жизни Маркаряна произошла революция – реинтерпретация комплекса Гёбекле-тепе (мы в Армении его называем Портасар) на Армянском Нагорье возрастом 12 тысяч лет назад. Эта цивилизация была старше Шумера на ШЕСТЬ тысяч лет. Основные открытия были после кончины Маркаряна – он бы непременно переосмыслил многое. К слову, символично, что этот комплекс находится недалеко от города Эдесса (в Малой Армении), армянский царь которой Абгар (в России именуют Авгарь) имел переписку с Иисусом при Его земной жизни, первым из земных царей уверовал в Христа и предлагал Ему заступничество и поселиться в Эдессе. Супруга Абгара благочестивая царица Хегине (в России называют Еленой) после смерти мужа переехала в Иерусалим, построила храмы, дружила с Богоматерью, спасала еврейский народ от засухи, продавая царское золото и покупая пшеницу в Египте и Кипре… (Об этом – у настоятеля монастыря Святых Архангелов в Иерусалиме Вардапета Гевонда (стр. 36 книги «Армянское достояние на Святой Земле» или кратко на видео)
Это было за 260 лет до принятия Арменией христианства как государственной религии — первой на планете Земля и за 9 веков до требования со-правителей Византии императора Василия II (Барсега) и его брата Константина, имевших армянские корни, к князю Владимиру – принять христианство. Это было условием, чтобы отдать Владимиру в жены их сестру Анну. Этот факт причастности представителей Армянства и Анны Армянской к Крещению в Руси замалчивается и поныне. Во многих отношениях, мы – Иваны и Ваганы, не помнящие родства. В т.ч. – и родства взаимного.
Общественная организация Хачмерук (Перекрёсток), со-организатор настоящего круглого стола совместно с лидером армянских общин России – армянской автономией Санкт-Петербурга – готова предоставить информацию и презентацию потенциала для расширения связей с Россией (к слову, через три недели начинаются Дни Еревана в Петербурге).
Предложение: подготовить аналитическую справку по роли фактора российско-армянского сотрудничества, его комплексности и динамики в развитии Большого Евразийского партнёрства
- По «белым зонам» наследия Маркаряна и развитию наследия. Мы начали новый веб сайт, посвящённый только наследию Маркаряна – пока на двух языках: русском и английском.
Предложение: Принять Программу по сохранению и развитию наследия Маркаряна, в т.ч.
— Обсудить возможность создания Евразийского культурологического Фонда им. Э.С. Маркаряна
— Организовать Маркаряновские чтения
— Организовать в рамках Маркаряновских чтений в июне семинар-обсуждение (с удаленным участием) в подсекции по проблематике геноцида — отталкиваясь от работы Маркаряна «Глобальные аспекты Геноцида армян. Опыт социокультурного анализа», 2005 г. https://aga-tribunal.info/markaryan_2/
— Продолжить сбор публикаций Маркаряна, о Маркаряне, включая воспоминания о нем.
— Определить список изданий, где можно отражать наследие Маркаряна и последовательно осуществлять публикации.
— Учредить ежегодные премии им. Маркаряна (медали Маркаряна)
— Подготовить документальный фильм о Маркаряне
— подготовить популярные видеопрезентации идей Маркаряна
— определить работы Маркаряна, рекомендуемые для частичного перевода на английский язык.
Сегодня политические элиты, бизнес и общественность в России, теряя уровень партнёрства в странах СНГ (Прибалтика, Грузия, Украина…), ищут партнёрство то в далёкой Венесуэле, то в Индии, в Китае, я не говорю о заядлом друге Турции, туризм в которую зашкаливает, дехристианизируя потомков от растущих смешанных браков россиянок. К Армении и Армянству отношение, к сожалению, на не достаточном, не адекватном значимости для нас, обоих и для Евразийского пространства, роли. Невольно вспоминается образ Ивана Андреевича Крылова: а армянского слона-то в Евразийском пространстве не замечаем в дОлжной мере. Хотя светлой памяти Эдуард Саркисович Маркарян сегодня бы всё делал и для развития российско-армянского сотрудничества по всем четырём компонентам Армянства, и для оценки именно фундаментальной роли этого сотрудничества на пространстве Евразии.
Спасибо за внимание.
One thought on “Выступление В. Бабаханяна на круглом столе 25 мая 2019 г.”