Из книги Климента Амасяевича Арутюняна «Участие сынов Армянского народа в битве за Ленинград».
Часть 1 Главы 2 (стр. 23-57)
Часть 2 — здесь
В этой части повествуется, в частности, о следующих славных Воинах:
- Лазарь Сергеевич Чапчахов
- Нельсон Георгиевич Степанян
- Ефим Григорьевич Удальцов (род. в с. Фиолетово Гугаркского района Армении)
- Александр Сидорович Мнацаканов
- Иван Степанович Исаков
- Борис Александрович Владимиров (род. в г. Гюмри, Армения, мать – армянка)
- Григорий Михайлович Айрапетян
- Ашот Вагаршакович Казарьян
- Бениамин Оганесович Галстян
- Гайк Оганесович Мелконян
- Варшам Мкртычевич Патваканян
- Борис Константинович Саламбеков
- Николай Артемьевич Наринян
- Анастас Иванович Микоян
- Хачатур Николаевич Мамян
- Арташес Енокович Арутюнян
- Ваган Семенович Акопов
- Геворг Шагинян
- Арменак Аванесович Акопов
- Иван Лазаревич Аруцев
- Сурен Седракович Айлоян
- Андрей Зорикович Давтян
- Михаил Данилович Мирзоян
Фотографии взяты из вставки с фотографиями в книге
В героической обороне Ленинграда вместе с русскими, украинцами, белорусами и другими представителями народов Советского Союза, свою достойную лепту внесли также воины–армяне. По нашим расчетам в различное время в войсках Ленинградского, Северо–Западного, Волховского, Карельского, 2–го Прибалтийского фронтов насчитывалось более 30 000 воинов–армян, из них более 10 000 погибли в боях за Ленинград и за освобождение Ленинградской области. Более половины воинов–армян, участников Ленинградской битвы, за подвиги, совершенные в боях, было награждено орденами и медалями, а пятеро стали Героями Советского Союза, из них 3 – армяне, 2 русские – уроженцы Армении, 4 – Герои Социалистического Труда. Солдат Красной Армии, который первым был награжден орденом Славы 3–й степени, был армянином. По нашим расчетам в героической обороне Ленинграда участвовали: 1 – будущий Адмирал флота Советского Союза, 1 – будущий маршал инженерных войск, 1 – контр–адмирал, 12 генералов–армян и т.д.
Из армян первым Героем Советского Союза в Великой Отечественной войне стал военный комиссар авиаэскадрильи 38–го истребительного авиационного полка 57–й смешанной авиадивизии Военно–воздушных сил Северо–Западного фронта батальонный комиссар Лазарь Сергеевич Чапчахов (родился в 1911 г. в армянском селе Большие Салы Ростовской области). Выпускник Харьковского авиаучилища, он с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г. активно участвовал в Советско–финляндской войне и был удостоен ордена Красной Звезды. С 22 июня 1941 г. он участвовал в боях в небе Западной Украины, Белоруссии и Прибалтики и до 23 сентября совершил 130 боевых вылетов. В этих воздушных боях он лично сбил 4 самолета противника, а 4 – сбил в групповом воздушном бою. За личный героизм и отвагу отважный летчик приказом командующего Северо–Западным фронтом генерал–лейтенанта П. А. Курочкина за № 0931/н от 27 ноября 1941 г. был награжден орденом Ленина. До конца года он летал на самолете “И–153”, а с января по апрель 1942 г. – на самолете “ЛаГГ–3”. В небе Ленинградской, Псковской и Новгородской областей бесстрашный летчик–истребитель с 8 января по 5 апреля 1942 г. совершил 138 боевых вылетов, где лично сбил 4 и в составе группы – 15 самолетов противника. 5 апреля 1942 г. батальонный комиссар Лазарь Чапчахов назначается командиром 416–го истребительного полка. 13 апреля при исполнении служебных обязаностей на аэродроме Крестцы Ленинградской области (ныне в Новгородской области), при попытке предотвратить аварию самолета, самоотверженный летчик погиб, где и был похоронен. За проявленный героизм в борьбе с германским фашизмом, за совершенные 268 боевых вылетов, за лично сбитых 8 и в составе групп 19 самолетов противника Л. С. Чапчахову указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 г. присвоено звание Героя Советского Союза.
В героической обороне Ленинграда активное участие принимал легендарный летчик–штурмовик Нельсон Георгиевич Степанян (родился в 1913 г. в г. Шуши Елизаветпольской губернии России – ныне в Нагорно–Карабахской Республике), который стал вторым Героем Советского Союза армянином в Великой Отечественной войне. Этого высокого звания командир авиазвена 3–й авиаэскадрильи 8–й авиабригады Военно–воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота младший лейтенант Нельсон Степанян был удостоен указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 г. за совершенные с 28 июля по 28 декабря 1941 г. 58 боевых вылетов, из них 20 вылетов на Южном фронте и 38 – на подступах к г. Ленинграду на Северо–Западном направлении. В этих боях на самолете “Ил–2” Нельсон Степанян вместе с группой уничтожил 8 танков, 88 автомашин, 3 бронемашины, 32 зенитных орудия, 33 зенитных автомата, 10 повозок, 8 фургонов, 1 паровоз, 1 боесклад, 2 цистерны, 4 зенитных пулемета, много живой силы противника. Бесстрашный сокол с 28 июля по 10 сентября 1941 г. отличился также в тяжелых, кровопролитных боях на подступах к Одессе и Николаеву, где был ранен. Вскоре он вновь в строю и с 28 сентября 1941 г. опять на Ленинградском фронте.
За отличное выполнение боевых заданий, командованием на Ленинградском и Южном фронтах, бесстрашный сокол 24 ноября 1941 г. был награжден орденом Красного Знамени. Это была первая боевая награда героя.
“Я защищал Одессу, теперь дерусь за город Ленинград. Знаю: сражаясь здесь, я защищаю свой Кавказ, всю свою Родину и буду истреблять врага до конца и без пощады”, – сказал Нельсон Степанян перед вылетом на очередное боевое задание на Ленинградском фронте.
Нельсон с честью выполнил свою клятву в боях за Ленинград. 16 октября 1941 г. ежедневная краснофлотская газета Краснознаменного Балтийского флота “Красный Балтийский флот” опубликовала статью “Буревестник”, где впервые был описан боевой подвиг бесстрашного штурмовика–балтийца, который сочетал в себе стремительность истребителя с грозностью бомбардировщика. Вскоре Н. Г. Степаняну присваивается звание лейтенанта, его выдвигают на должность командира звена. В этой должности лейтенант Н. Г. Степанян с 28 февраля по 30 мая 1942 г. в небе Ленинграда совершает 86 успешных боевых вылетов, в которых с группой уничтожает и выводит из строя: 25 танков, 102 автомашины, 7 бронемашин, 86 зенитных орудий, 55 зенитных автоматов, 40 повозок, 21 фургон, 1 паровоз, 3 железнодорожных вагона, боесклад, 2 цистерны, 4 зенитных пулемета и много живой силы противника. 28 февраля 1942 г. на самолете “Ил–2” лично метким бомбовым ударом уничтожил транспорт противника. 28–29 мая 1942 г. в составе группы было уничтожено 3 транспорта водоизмещением по 5000 тонн каждый, 2 сторожевых катера и тральщик. За образцовое выполнение боевого задания лейтенант Н. Г. Степанян приказом командующего Краснознаменным Балтийским флотом вице–адмирала В. Ф. Трибуца за № 29 от 9 июня 1942 г. был награжден орденом Красного Знамени. К осени 1942 г. Н. Г. Степанян уже капитан, командир авиаэскадрильи 57–го авиаполка 8–й авиабригады военно–воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота. С июня по 4 октября 1942 г. Нельсон Степанян выполнил 36 успешных вылетов на Ленинградском фронте и вместе с группой уничтожил 22 самолета, 4 артиллерийские и зенитные батареи, 9 самолетов, лично сбил самолет “Юнкерс–88”, повредил миноносец, сторожевой катер, уничтожил много живой силы противника, за что приказом вице–адмирала В. Ф. Трибуца за № 74 от 21 октября 1942 г. был награжден орденом Красного Знамени. В начале 1944 г. Нельсон Степанян уже гвардии подполковник, с 12 апреля – командир 47–го штурмового авиаполка 11–й штурмовой дивизии, история которого неразрывно связана с историей героической обороны Ленинграда. После ликвидации блокады полк Н. Г. Степаняна в апреле 1944 г. отправляется на Крымский фронт, где активно участвует в освобождении Крыма от немецко–фашистских захватчиков, нанося сокрушительные удары противнику под Севастополем, Феодосией, Судаком и т.д. Приказом Верховного главнокомандующего за № 0115 от 4 мая 1944 г. 47–му штурмовому авиаполку присваивается наименование Феодосийский. За умелое руководство полком и проявленную личную храбрость и мужество в боях за освобождение Крыма гвардии подполковник Н. Г. Степанян, приказом командующего Краснознаменным Балтийским флотом адмирала В. Ф. Трибуца за № 55 от 26 июня 1944 г. был награжден орденом Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 г. орденом Красного Знамени был награжден 47–й штурмовой авиационный Феодосийский полк.
В середине мая гвардии подполковник Нельсон Степанян вместе со своим полком снова возвращается в Ленинград и принимает активное участие в боях за полное освобождение Ленинградской области и Прибалтики от немецко–фашистских захватчиков. 20 августа 1944 г. командир 11–й штурмовой дивизии полковник Д. И. Манжосов представляет Нельсона Степаняна к званию дважды Героя Советского Союза. В наградном листе героя полковник Д. И. Манжосов отметил: “За период участия в боевых действиях с июня 1941 г. по июнь 1943 г. и с 12 апреля по 18 августа 1944 г. произвел 239 успешных боевых вылетов на самолете Ил–2, во время которых потопил: миноносец, 2 сторожевых катера, 2 торпедных катера, 5 транспортов – общим водоизмещением до 18 000 тонн. Уничтожено: до 5000 человек живой силы, 80 танков, 600 автомашин, 40 орудий полевой артиллерии, 60 орудий зенитной артиллерии, 40 орудий малокалиберно–зенитной артиллерии, 130 пулеметных точек, 40 железнодорожных вагонов и паровоз. Разрушено 4 переправы, вызвано до 80 взрывов и 70 пожаров; в воздушном бою сбито 2 самолета типа “Юнкерс–88”, и уничтожено на земле 25 самолетов разных моделей. За успешную боевую работу и проявленный при этом личный героизм, указом Президиума Верховного Совета СССР в ноябре 1942 г. удостоен звания Героя Советского Союза, также награжден орденом Ленина и тремя орденами Красного Знамени – в 1941, в 1942 и в июне 1944 года. После представления к высшей правительственной награде с мая 1942 года по август 1944 года лично произвел 113 успешных боевых вылетов на самолете Ил–2. С 12 апреля 1944 г. командует 47–м штурмовым авиационным полком, который под его командованием отличился в боях за Феодосию, Севастополь и в Выборгской операции (10–20 июня 1944 г. – К. А.), за что получил наименование Феодосийский и награжден орденом Красного Знамени. Полком за период командования тов. Степаняна произведено 1454 успешных боевых вылета, во время которых уничтожено 53 различных корабля и транспортных судов общим водоизмещением свыше 30 000 тонн, в том числе 14 сторожевых катеров, 2 торпедных катера, 5 тральщиков, танкер, 9 транспортеров, 15 быстроходных десантных барж, 13 самолетов, 51 артиллерийская батарея, 10 вагонов, 26 автомашин, 4 дзота, 3 склада, до 4000 живой силы противника; повреждено: 45 различных кораблей и транспортных судов, в том числе: 6 сторожевых катеров, торпедный катер, тральщик, эсминец, 15 транспортов, 3 быстроходные десантные баржи, 5 самолетов. Свои потери за этот период – 13 экипажей.
Всесторонне развитый командир обладает хорошими организаторскими способностями. В полку, с момента прихода в него тов. Степаняна, значительно повысилась дисциплина и организованность личного состава, повысилась эффективность боевой работы, сократились боевые потери и летные происшествия, не связанные с воздействием противника.
Личным примером в бою воспитывает и воодушевляет летчиков на героические подвиги. За время пребывания в 47–м штурмовом авиаполку с 12 апреля по 18 августа 1944 г. лично произвел 13 успешных боевых вылетов, во время которых потопил быстроходную десантную баржу, повредил транспорт водоизмещением 3000 тонн, сторожевой катер, уничтожил: свыше 100 человек живой силы противника, 3 минометные точки, 2 пулеметные точки, подавил огонь 2 батарей малокалиберной зенитной артиллерии.
22 апреля 1944 г., участвуя в разгроме каравана судов на коммуникации Севастополь–Румыния, тов. Степанян лично повредил транспорт противника водоизмещением 3000 тонн, но при этом самолет был сильно подбит зенитной артиллерией, оторван элерон и часть стабилизатора. Несмотря на это, тов. Степанян до конца выполнил боевое задание и благополучно произвел посадку на своем аэродроме.
За умелое руководство 47–м штурмовым авиаполком, произведшим 1454 успешных вылета, за умелое воспитание летного состава полка, уничтожившего 53 различных боевых корабля и транспортных судов общим водоизмещением свыше 30 000 тонн, за личный героизм, проявленный во время 113 успешных боевых вылетов на самолете Ил–2 на бомбоштурмовые удары по живой силе и технике противника, ходатайствую о представлении тов. Степаняна Нельсона Георгиевича к высшей правительственной награде – званию дважды Героя Советского Союза”. Командующий военно–воздушными силами Краснознаменного Балтийского флота генерал–лейтенант авиации М. И. Самохин в заключении вышестоящих начальников в наградном листе Н. Г. Степаняна добавляет: “В Отечественной войне в боях с немецко–фашистскими захватчиками тов. Степанян проявил высокое летное мастерство и беспредельную преданность Родине. За период Отечественной войны совершил 239 успешных боевых вылетов на самолете Ил–2; уничтожил 5 транспортов противника общим водоизмещением 18 000 тонн, кроме того, миноносец, 2 сторожевых корабля, тральщик, 2 сторожевых катера, 2 торпедных катера и много другой техники и живой силы врага. За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецким фашизмом, ходатайствую наградить командира 47–го штурмового авиационного Феодосийского Краснознаменного полка Героя Советского Союза гвардии подполковника Степаняна Нельсона Георгиевича второй медалью “Золотая Звезда”. В заключении Военного совета флота, подписанном командующим флотом адмиралом В. Ф. Трибуцом и членом Военного совета флота вице–адмиралом Н. К. Смирновым, добавлено: “За успешно совершенные 239 боевых вылетов на самолете Ил–2, за мужественное и умелое руководство боевыми действиями полка, в результате чего полком нанесен большой ущерб в живой силе и технике противника, Военный совет Краснознаменного Балтийского флота ходатайствует о награждении Героя Советского Союза гвардии подполковника Степаняна Нельсона Георгиевича второй медалью “Золотая Звезда”. После этого в конце наградного листа в графе “Заключения наградной комиссии Народного комиссариата военно–морского флота СССР” командующий авиацией военно–морского флота СССР маршал авиации С. Ф. Жаворонков подписал: “Согласен”. Указом Президиума Верховного Совета Союза СССР от 6 марта 1945 года гвардии подполковнику Н. Г. Степаняну было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Однако легендарному летчику не суждено было получить вторую медаль “Золотая Звезда”, так как в одном из боев за освобождение Латвии 14 декабря 1944 г. он погиб.
Тем же указом звание Героя Советского Союза было присвоено однополчанину и земляку Нельсона Степаняна, заместителю командира авиаэскадрильи, старшему лейтенанту Ефиму Григорьевичу Удальцову (родился в 1922 г. в селе Фиолетово Гугаркского района Армении). Его наградной лист был подписан командиром полка гвардии подполковником Н. Г. Степаняном 13 декабря 1944 г., т. е. буквально за день до смерти. До этого отважный летчик был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1–й степени. Старший лейтенант Е. Г. Удальцов в боях за Ленинград лично уничтожил: 4 транспорта, 3 сторожевых корабля, 5 сторожевых катеров, 2 тральщика, торпедный катер, буксирный катер, 4 самолета, 6 танков, 31 автомашину, 18 вагонов, 9 минометных батарей, 12 батарей малокалиберной зенитной артиллерии, 6 дзотов, свыше 1000 человек живой силы противника. Кроме того, он в составе групп уничтожил: 6 транспортов, 8 сторожевых катеров, 17 быстроходных десантных барж, 4 торпедных катера, 5 тральщиков, 3 танкера, 20 батарей зенитной артиллерии, 19 танков, 40 железнодорожных вагонов, свыше 3000 человек живой силы противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 г. звание Героя Советского Союза было присвоено командиру танкового взвода 4–го танкового батальона 220–й отдельной танковой бригады 42–й армии Ленинградского фронта лейтенанту Александру Сидоровичу Мнацаканову (родился в 1921 г. в г. Владикавказе, Россия). В его наградном листе, который был подписан командиром батальона майором Гнединым, командиром бригады полковником Проценко, командующим армией генерал–полковником И. И. Масленниковым, отмечено: “На всем пути боевых действий бригады в тылу противника с 17 по 25 января 1944 г. от Красного Села до опорного пункта Кипень и ж. д. ст. Войсковицы лейтенант Мнацаканов, будучи начальником головной походной заставы, беспрерывно навязывал противнику бой, смело разведывал оборону врага, проявляя при этом образцы решительности, умения и геройства. На подступах к опорному пункту Тблези противник оказал сильное огневое сопротивление, обойдя противотанковый район с фланга и подавив с ходу 4 противотанковые пушки, ворвался в деревню, где противник сосредоточил и приготовил к отходу целую колонну автомашин, тягачей и повозок с грузами. Подавив 6 пушек, охранявших колонну, танк Мнацаканова врезался в гущу врага, прошел через всю колонну, уничтожив 10 автомашин, 8 тягачей с прицепами, более 20 повозок, 3 штабных фургона, разгромил штаб немецкой части и истребил около 100 немцев. Израсходовав все боеприпасы, гусеницами раздавил 2 огневые точки врага. Стремительно продвигаясь с боями вперед, взвод Мнацаканова обеспечил выход танков в деревню Русско–Высоцкое, захват сильного опорного пункта Кипень и первым присоединился к войскам 2–й ударной армии. На подступах к сильному опорному пункту Репузи противник артиллерийским огнем перерезал танковую колонну. Быстро оценив обстановку, Мнацаканов со своим взводом зашел в тыл артиллерийской батареи, подавил ее и обеспечил проход нашим танкам. Взвод Мнацаканова первым прорвался к реке Ижора, занял круговую оборону и удерживал отвоеванный рубеж до подхода основных сил. В течение ночи противник неоднократно переходил в контратаку, но каждый раз разбивался сильным огнем из танков. В этих боях было уничтожено: 2 пушки, 3 противотанковых ружья и более 40 немцев. В боях за опорный пункт Салези, Педлино тов. Мнацаканов уничтожил 5 пушек, 2 пулеметных гнезда и более 100 немцев. Стремительно ворвавшись в деревню Педлино, Мнацаканов уничтожил расчеты противотанкового пулемета. Воспользовавшись паникой противника, уничтожив более 60 солдат и офицеров, обеспечил захват деревни Педлино и Черново нашими частями. За период боевой разведки в тылу противника лейтенант Мнацаканов уничтожил 10 пушек разного калибра, 10 автомашин, 8 тягачей, 3 штабных фургона, более 15 повозок с грузами, 6 противотанковых ружей, 4 пулеметных дзота, разгромил штаб немецкой части и истребил более 2200 немецких солдат и офицеров.
Вывод: за смелую организацию разведки, за инициативу, личное мужество и геройство тов. Мнацаканов достоин правительственной награды – ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.
Отметим, что с октября 1942 г. командир танкового взвода 584–го отдельного танкового батальона 3–й отдельной танковой бригады лейтенант А. С. Мнацаканов активно участвовал в Сталинградской битве и во время прорыва позиции врага в боях за станцию Котлубан был тяжело ранен в лицо (временно потерял зрение). После трехмесячного лечения, в апреле 1943 г., командир тяжелого танка “КВ” А. С. Мнацаканов из Нижнего Тагила был направлен на Ленинградский фронт. В июне 1943 г., в боях за Синявинские высоты, которые прикрывали дорогу в Ленинград со стороны Шлиссельбурга, отважный танкист был награжден медалью “За отвагу”. Осенью 1943 г. он уже воевал на среднем танке “Т–34” и отличился в боях в районе завода “Трубосталь”, был награжден орденом Красной Звезды. Об активном участии лейтенанта А. С. Мнацаканова в наступательной операции советских войск на северо–западном направлении в январе 1944 г., вследствие чего блокада Ленинграда была полностью снята, подробно рассказано в статье полковника, сотрудника Главного разведуправления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации И. Гукасова: “При подходе к населенному пункту Кипень командир передового отряда ударной танковой группы (в группе всего 16 танков “Т–34”) лейтенант А. С. Мнацаканов в отсветах пламени увидел скопление танков и колонны пехоты. Он установил, что это передовые подразделения 205–го танкового полка 2–й Ударной армии. Лейтенант А. С. Мнацаканов спрыгнул со своего танка, пошел навстречу воинам 205–го танкового полка, обратился к их командиру и произнес пароль, получил четкий ответ. Началось всеобщее ликование воинов передовых подразделений Ленинградского и Волховского фронтов, встретившихся на окраине с. Кипень. Это была всеобщая радость победы, воины осознали, что историческая операция по снятию блокады с Ленинграда победоносно завершена. Об этом вскоре танкисты услышали по радио из Москвы от Левитана”.
В конце апреля 1944 г. танковая рота старшего лейтенанта А. С. Мнацаканова была переведена на Карельский перешеек, откуда командование вскоре командировало А. С. Мнацаканова на учебу в Академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина. В составе сводного батальона Военной академии БТ и МВ Герой Советского Союза, старший лейтенант А. С. Мнацаканов 24 июня 1945 года участвовал в Параде Победы на Красной площади в Москве. В 1947 году А. С. Мнацаканов после окончания академии был направлен в Орджоникидзевское танковое училище. Но вскоре это учебное заведение было расформировано. Александра Сидоровича направили в распоряжение командующего Закавказским военным округом для назначения в состав Армянской 89–й Таманской трижды орденоносной стрелковой дивизии. Там его назначили начальником штаба отдельного мотоциклетного разведывательного батальона. На этом посту он прослужил до 1951 года. Затем для него началась новая полоса в жизни: четыре года он провел в стенах Военно–дипломатической академии. А потом – военно–дипломатическая служба в Сирии, в Марокко. В 1977 году Александр Сидорович был назначен начальником факультета Военно–дипломатической академии. Десять лет он занимался подготовкой военных дипломатов. Здесь, в академии, он в 1985 г. получил очередное воинское звание генерал–лейтенанта (звание генерал–майора ему было присвоено в 1968 году). Генерал–лейтенант, Герой Советского Союза в Вооруженных Силах СССР прослужил до 1986 года, всего 45 лет, из них 35 лет военным дипломатом. Генерал–лейтенант А. С. Мнацаканов, кроме ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”, награжден орденом Отечественной войны 1–й степени, тремя орденами Красной Звезды, орденом “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР” 3–й степени, медалями “За отвагу”, “За оборону Ленинграда”, многими другими. Его увлечение – поэзия. Любил песни о Великой Отечественной войне и классические оперные арии. А. С Мнацаканов умер в 2004 г. в Москве.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 г. звание Героя Советского Союза было присвоено Адмиралу флота Советского Союза Ивану Степановичу Исакову (родился в 1894 году в селе Аджикенд, подрайон Геташена Северного Арцаха) за умелое руководство войсками, мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко–фашистскими захватчиками и в ознаменование 20–летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. С первых же дней войны адмирал И. С. Исаков (звание адмирала он получил 4 июня 1940 г.) находился в Ленинграде. Он был начальником Главного морского штаба (с ноября 1940 г.) и заместителем наркома Военно–морского флота СССР. 14 июля 1941 г. адмирал И. С. Исаков одновременно назначается заместителем главнокомандующего и членом Военного совета Северо–Западного направления. Штаб Северо–Западного направления в то время находился в Смольном, но, как вспоминает контр–адмирал В. И. Рутковский, “И. С. Исакова там можно было видеть очень редко, – он, как правило, находился там, где складывалась тяжелая угрожающая обстановка”. Уже на второй день войны адмирал И. С. Исаков выезжает в Таллин и участвует в подготовке и руководстве первыми операциями Балтийского флота и совместными боевыми действиями с сухопутными войсками фронта. После героического перехода главных сил Краснознаменного Балтийского флота в Кронштадт, адмирал И. С. Исаков лично занимался подготовкой и организацией обороны подступов к Ленинграду со стороны моря. Он активно участвовал в создании непосредственной морской обороны Ленинграда и в формировании озерных военных флотилий: Ладожской, Онежской и флотилии Чудского озера, мобилизуя, вооружая и укомплектовывая суда торгового флота, а также береговые и железнодорожные батареи с морскими орудиями, организуя их взаимодействие с артиллерией фронта. Когда фашистские войска в сентябре 1941 года вышли на ближайшие подступы к городу, то умело и своевременно созданная морская оборона сыграла большую роль в общей системе обороны и защиты города. Много энергии и энтузиазма было вложено И. С. Исаковым в строительство гаваней с причалами на необорудованном западном побережье Ладожского озера, которые в период блокады Ленинграда нужны были для приема боезапаса, продовольствия фронту и городу и эвакуации раненых и населения на Большую землю. Нельзя не упомянуть о большой заслуге И. С. Исакова в организации переброски через Ладожское озеро станков и необходимого оборудования Кировского завода для танкового производства на Урале, куда были эвакуированы и квалифицированные рабочие этого завода вместе с семьями. Организуя эти перевозки через Ладожское озеро, И. С. Исаков находился непосредственно на этих объектах строительства и перевозок – в Осиновце, Морье и Кокореве, которые непрерывно обстреливались артиллерией противника из Шлиссельбурга (Петрокрепости) и бомбились с воздуха. Запомнился ленинградцам и могучий залп корабельных орудий, который буквально разметал ударные части фашистской группировки, пытавшейся выйти к городу в обход Пулковских высот. Под Шлиссельбургом 25 сентября 1941 г. адмирал Исаков был контужен авиабомбой с потерей слуха левого уха, но продолжал оставаться в строю”.
Чтобы понять неоценимый вклад адмирала Исакова в легендарную оборону Ленинграда, лучше всего обратиться к воспоминаниям его боевых соратников. “Моим заместителем по ВМС Балтийского флота был адмирал Иван Степанович Исаков, – пишет Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, который в сентябре–октябре 1941 г. по заданию Ставки ВГК командовал Ленинградским фронтом. – Глубоко убежден, что Исаков был одним из самых сильных и талантливых военачальников Военно–морского флота Советского Союза. Под его руководством командование Балтфлота и артиллеристы за короткий срок сформировали 6 отдельных бригад морской пехоты, передав их на усиление Ленинградского фронта. Вместе с начальником артиллерии фронта генералом В. П. Спиридоновым он быстро организовал взаимодействие флота и фронта, создав мощную дальнобойную контрбатарейную группу”. Маршала Жукова дополняет командующий Краснознаменным Балтийским флотом адмирал В. Ф. Трибуц. “Память сохранила впечатления тех дней, – пишет он. – Исаков прекрасно разбирался в обстановке, умел глубоко анализировать происходящие события, находить выход из самых критических положений, никогда не терялся в трудные минуты, твердо верил в нашу победу, в могучую силу советского народа. Сторонник активного использования флота, он был инициатором десантов на Ладоге и в Финском заливе. Будучи заместителем главкома Северо–Западного направления, в блокированном Ленинграде адмирал Исаков свою энергию направлял на усиление обороны города и, в частности, на эффективное использование морской артиллерии и авиации, создание озерных флотилий. Многое он сделал для организации перевозок через Ладожское озеро”.
“Иван Степанович обладал даром организатора, – пишет в своих воспоминаниях генерал–лейтенант интендантской службы Д. В. Павлов, который в 1941 г. был уполномоченным ГКО по продовольственному снабжению Ленинграда, а в 1942–1946 гг. начальник Главного управления продовольственного снабжения Красной Армии, – он охотно взялся за строительство порта, понимая значение этой меры для осажденного города. Его распорядительность, твердость обеспечивали успех делу. Изо дня в день Исаков обходил территорию бухты, наблюдая за работами. Он подбадривал уставших рабочих, углубляющих каменистое дно озера, воодушевлял солдат, матросов, которые напряженно трудились над восстановлением списанных в свое время судов, строили причалы, прокладывали узкоколейку. В тяжелые моменты, а их было немало, спокойная рассудительность Исакова покоряла людей. Ему удавалось многое сделать и прежде всего увеличить завоз грузов”.
В конце октября 1941 года, когда фронтальное наступление немцев было сорвано и они вынужденно перешли к осаде Ленинграда, адмирал И. С. Исаков был отозван в Москву для работы в Главном морском штабе.
В героической обороне Ленинграда активно участвовал и за проявленное мужество и отвагу был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1–й степени командир 140–й отдельной стрелковой бригады 4–го гвардейского стрелкового корпуса 54–й армии Ленинградского фронта полковник Борис Александрович Владимиров (родился в 1905 г. в г. Гюмри Армения, отец – русский, мать – армянка). Его бригада особенно отличилась в Любанской наступательной операции, которая проводилась с 7 января по 30 апреля 1942 г., войсками Ленинградского и Волховского фронтов. В боях под деревней Смердыня–Роща 14 февраля 1942 г. полковник Б. А. Владимиров был легко ранен, однако он не оставил поле боя и продолжал командование подразделениями бригады, которые успешно выполнили боевой приказ. “В боях за дорогу Смердыня–Кондуя бригада смелыми и решительными действиями первая овладела дорогой, захватив богатые трофеи противника: шесть 105 мм орудий, 3 танка, 3 автомашины, около 15 миллиона патронов, 80 тысяч снарядов, 10 тысяч ручных гранат и много другого военного имущества и боеприпасов. – Читаем в его наградном листе, подписанным командующим войсками 54–й армии генерал–лейтенантом Рогинским и членом Военного Совета генерал–майором Емельяненко 1 ноября 1943 года. – Противник оставил на поле боя до 1000 трупов своих солдат и офицеров. В боях под Чагодой бригада первая форсировала реку Чагода, оседлала дорогу Липовик–Дубовик, захватила у противника 30 лошадей, 10 станковых пулеметов, более 100 винтовок и др. военного имущества.
14 мая 1942 года на КП бригады под Липовиком напало 2 батальона пехоты противника 176–го стрелкового полка с 3–мя танками, угрожая отрезать части 54–й Армии от тылов 54 Армии.
В 4–х часовом бою, составом командного пункта бригады, противник был отброшен, при этом было захвачено 7 раций, более 100 винтовок и другого имущества. Противник при отходе оставил более 200 трупов. В этом бою полковник Владимиров получил 2 пулевых ранения в шею и плечо, однако продолжал руководить боем”.
В эти тяжелые дни, когда решалась судьба Ленинграда, его славный защитник – полковник Б. А. Владимиров – вступил в ряды партии. Бригада коммуниста Владимирова в дальнейших ожесточенных боях успешно отражает сотни атак противника, стремившегося с помощью блокады подавить сопротивление героических защитников Ленинграда. 18 января 1943 года войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось частично прорвать блокаду. Расчеты немецко–фашистского командования на удушение города в тисках блокады и его захват провалились, поэтому оно не смирилось с этим и пыталось во что бы то ни стало восстановить блокаду Ленинграда. Ожесточенные бои продолжались весь 1943 г., однако противнику не удалось осуществить свою идею. В этих боях отличилась 311–я стрелковая дивизия 54–й армии, командиром которой с 4 апреля 1943 г. был назначен полковник Б. А. Владимиров. Под его руководством дивизия, в период наступательных боев с 4 по 15 октября 1943 года, прервав сильно укрепленную оборону противника, перешла в наступление, в результате которого овладела железнодорожным узлом и опорным пунктом Новые Кириши, Ирса, поселками Ларионов Остров, Посадников Остров, Больш. и Мал. Мирятино, Красного, Ручьи, Дуброво, Драчего, Мягры Ленинградской области.
В результате правильного построения боевых порядков, хорошо организованного управления боем и создания превосходства сил на решающих участках дивизии, полковник Б. А. Владимиров нанес противнику большой урон в живой силе и технике, неотрывно преследовал отступающего противника, отбивая все контратаки, прочно закрепившись на занятых рубежах.
За хорошо организованное управление и исключительное упорство в бою в сложных условиях лесисто– болотистой местности, прорыв сильно укрепленной оборонительной полосы противника и нанесение противнику большого урона, полковник Б. А. Владимиров 10 ноября 1943 г. был награжден орденом Красного знамени.
В дальнейшем дивизия полковника Б. А. Владимирова активно участвовала в Ленинградско–Новогородской наступательной операции (14 января – 1 марта 1944 г.), в результате которой Ленинград был полностью избавлен от вражеской осады, почти полностью освобождены Ленинградская и часть Калининской области, положено начало освобождения Эстонии.
В составе 99–го стрелкового корпуса 54–й армии Волховского, а с 15 февраля Ленинградского фронтов 311–я стрелковая дивизия наступала по направлении к г. Уторгош (ныне в Новгородкой области). Только в боях с 19–го на 20–е февраля 1944 г. дивизия освободила 8 населенных пунктов Ленинградской области и стремительным ударом овладела районным центром и железнодорожной станцией Уторгош. В этих боях 311–я стрелковая дивизия разгромила до полка вражеской пехоты, уничтожила 12 автомашин, до 20–ти повозок с военным грузом и имуществом, подбила 2 средних танка, 2 самоходные пушки “Фердинанд”. После овладения районным центром Уторгош дивизия под командованием полковника Б. А. Владимирова продолжает преследовать отступающего противника.
За энергичное и умелое руководство боем командир 99–го стрелкового корпуса гвардии генерал–майор Грязнов 22 февраля 1944 г. полковника Б. А. Владимирова представил к ордену Суворова 2–й степени. Однако приказом командующего войсками Ленинградского фронта генерал–армии Л. А. Говорова за № 0727/н от 20 мая 1944 г. полковник Б. А. Владимиров был награжден орденом Отечественной войны 1–й степени.
После полного освобождения Ленинградской области от немецко–фашистских оккупантов полковник Б. А. Владимиров, в том же году, за выслугу лет в рядах Красной Армии награждается вторым орденом Красного Знамени, ему 2 ноября 1944 г. присваивается звание генерал–майора. Генерал–майор Б. А. Владимиров в дальнейшем активно участвовал в Висло–Одерской наступательной операции (12 января – 3 февраля 1945 г.). Его дивизия 14–16 января 1945 г. в составе 61–й армии 1–го Белорусского фронта одной из первых с боями форсировала р. Висла в районе нас. пункта Комары (сев. г. Варка, Польша) прорвала оборону противника и в числе первых вступила на территорию фашистской Германии. За умелое руководство частями дивизии и проявленное мужество и отвагу, генерал–майор Б. А. Владимиров указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1945 г. был удостоен звания Героя Советского Союза. После войны Герой Советского Союза генерал–майор Б. А. Владимиров в 1947 г. окончил Высшие академические курсы при Военной академии генштаба, продолжал службу в рядах Вооруженных Сил СССР. В 1955 г. ему присвоено воинское звание генерал– лейтенанта. Грудь героя украсили новые награды – ордена Ленина, Красного Знамени, ряд медалей. С 1960 г. он был в запасе и жил в Москве. Умер Б. А. Владимиров 1 мая 1978 г. и похоронен в Москве, на Введенском кладбище.
Важным рубежом, прикрывавшим Ленинград с юга, была р. Луга, на которую к началу боев выдвигалась Лужская оперативная группа в состав которой входило и Ленинградское военное пехотное училище, где командиром взвода был активный участник Советско–финляндской войны, Герой Советского Союза лейтенант Григорий Михайлович Айрапетян (родился в 1914 г. в с. Мингрельск Мартакертского района Нагорного Карабаха). Несмотря на крайне неблагоприятные условия, войска группы активной и упорной обороной нанесли противнику большие потери и сорвали его планы на овладение Ленинградом с ходу через Лугу и Капорское плато. В этих боях Г. М. Айрапетян был ранен, но он не оставил поле боя. После выздоровления Г. М. Айрапетян воевал на Закавказском, Северо–Кавказском и 2–м Украинском фронтах. В 1944 г. он окончил Высшие офицерские курсы “Выстрел”, а в 1952 г. – Военную академию им. М. В. Фрунзе. С 1959 г. подполковник запаса Г. М. Айрапетян работал преподавателем на военных кафедрах вузов Еревана. Он умер в 1998 г. в Ереване. Кроме “Золотой Звезды” Героя, Г. М. Айрапетян был награжден также орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1–ой и 2–ой степени, 2–мя орденами Красной Звезды, разными медалями, в их числе – “За оборону Ленинграда”.
В составе Лужской оперативной группы за оборону Ленинграда сражалась также 90–я стрелковая дивизия. В рядах 286–го стрелкового полка дивизии, в этих ожесточенных боях активно участвовал также другой участник Советско–финляндской войны, будущий Герой Советского Союза, рядовой Ашот Вагаршакович Казарьян (родился в 1921 г. в с. Чивткилиса Цалкинского района Грузии). В одном из августовских боев отважный воин, будучи раненым, остался в строю и продолжал бой. После выздоровления А. В. Казарян учился на шестимесячных курсах младших командиров, стал танкистом и продолжал воевать на разных фронтах. За проявленное мужество и отвагу в ходе Восточно–Померанской операции (17–23 января 1945 г.) командир танкового батальона 117–й танковой бригады 3–го Белорусского фронта капитан А. В. Казарьян указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 г. был удостоен звания Героя Советского Союза. До этого он был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1–й степени, Красной Звезды, медалью “За оборону Ленинграда”. После войны А. В. Казарьян окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск и продолжал службу в рядах Вооруженных Сил, был начальником штаба полка, командиром полка. С 1969 г. – военком Армении. В 1970 г. А. В. Казарьяну было присвоено звание генерал–майора. В 1987–1995 гг. являлся председателем Союза ветеранов войны, труда и вооруженных сил Республики Армения. В. В. Казарьян умер в Ереване 15 ноября 1995 года.
В летопись героической обороны Ленинграда золотыми буквами вписано имя славного сына армянского народа генерал–майора Бениамина Оганесовича Галстяна (родился в 1902 г. в селе Члохан, ныне Бениамин, Ахурянского района Армении). В 1939–1940 гг. Б. О. Галстян в качестве комиссара 70–й стрелковой дивизии активно участвовал в Советско–финляндской войне, был награжден орденами Ленина и Красного Знамени. С 22 июня до начала октября бригадный комиссар Б. О. Галстян в рядах родной дивизии участвовал в ожесточенных боях на Лужской оборонительной линии, отличился в боях в районе Кингисепп–Луга–Шимск–Дно–Сольцы–Колпино–Пулково–Красный Бор и т. д. В начале октября 1941 г. он был назначен комиссаром 125–й стрелковой дивизии. Как в 70–й дивизии, так и 125–й Б. О. Галстян основным направлением работы с людьми сделал обучение их активной обороне, изматыванию сил противника. Верный своему принципу, комиссар дивизии воспитывал подчиненных не только словами, но и личным примером. В одном из боев в декабре 1941 г. бригадный комиссар Б. О. Галстян, находясь на передовой линии в районе Невской Дубровки, был ранен автоматным огнем противника. После лечения он был назначен комиссаром Невской оперативной группы. Активный участник первого периода Ленинградской битвы, Герой Советского Союза, генерал–майор Ашот Вагаршакович Казарьян в документально–литературном очерке о Б. О. Галстяне вспоминает: “В тяжелый зимний период обороны Ленинграда была создана Невская оперативная группа, куда вошло несколько усиленных дивизий. Комиссаром этой группы был назначен опытный военный политработник Б. О. Галстян. Внешне могло показаться, что противоборствующие стороны стремятся лишь к тому, чтобы зарыться в мерзлую землю, прикрыться надолбами и минными полями. В реальности же напряженная позиционная война не ослабевала ни на минуту, велась артиллерийская и минометная дуэль, совершались ночные вылазки, предпринимались операции по овладению выгодными рубежами. Особенно ожесточенные бои разгорелись за плацдарм в районе Московской Дубровки, который несколько раз переходил из рук в руки. Сотни фашистских солдат нашли здесь свою могилу. Комиссар Б. О. Галстян, опираясь на партийный актив, настойчиво и последовательно проводил в жизнь указания Военного совета Ленинградского фронта вести всю партийно–политическую работу в войсках с таким расчетом, “чтобы люди искали схватки с врагом. И это должно быть не единичным явлением, а массовым”. Круг его обязанностей не замыкался только вопросами воспитания и обучения личного состава. Он один настойчиво занимался вопросами снабжения войск продовольствием и боеприпасами, эвакуацией раненых, его интересовали бытовые условия бойцов, их заботы и нужды. К любой задаче он подходил с глубоким знанием дела, с высокой ответственностью. Он верил людям, а люди верили ему, готовы были идти за своим комиссаром в самое пекло”.
Высоко оценив политико–массовую работу и боевые навыки бригадного комиссара за первый год войны, командование Ленинградского фронта в августе 1942 г. Б. О. Галстяну доверило ответственный пост члена Военного совета 42–й армии. В этот тяжелый период Ленинградской битвы 42–я армия (командующий генерал–полковник И. И. Масленников) прочно обороняла Ленинград на рубеже Лигово, Камень, Пулково. С сентября армия начала готовиться к прорыву блокады. Усилиями Бениамина Галстяна партийные и комсомольские организации 42–й армии провели большую работу среди бойцов для поддержания в них наступательного духа. 4 декабря 1942 года, находясь в передовых линиях фронта близ деревни Старо–Паново на Пулковских высотах, он погиб от прямого попадания вражеского снаряда в блиндаж. Его похоронили в декабре 1942 года в Ленинграде на кладбище Александро–Невской Лавры. В день похорон Б. О. Галстяна вышло постановление Совета народных комиссаров Союза СССР о присвоении ему звания генерал–майора. В 1955 г. в Московском районе г. Ленинграда одна из новых улиц и школа были названы именем Бениамина Галстяна. 31 декабря 1942 г. в центральной газете “Красная Звезда” известный писатель Николай Тихонов, который лично был знаком с Б. О. Галстяном, обращаясь к посещающим могилу бессмертного комиссара, писал: “Товарищ! Сними шапку. Здесь похоронен замечательный сын армянского народа, героический защитник Ленинграда генерал–майор Бениамин Оганесович Галстян”. В другой статье о Б. О. Галстяне видный писатель отметил: “Кто на Ленинградском фронте не знал Галстяна? Я помню его еще в лесах Карельского перешейка перед “Линией Маннергейма” в студеном лесу, в свирепый мороз и вьюгу обходящим передний край под убийственным огнем белофинских дотов… Галстян был из тех людей, к которым привязываешься всем сердцем. Он был добрым и отзывчивым человеком, бесстрашным и решительным. Трусов он ненавидел всей душой. Он говорил просто, и в словах его была народная правда, так как сам он был сыном простого народа, пришел к нам издалека – из горячей высокогорной Армении… Имя Галстяна мы занесем в неистребимые временем списки героев, защитников Ленинграда, и будем вспоминать его всегда, как прекрасного патриота нашего великого города”. В честь прославленного земляка генерала 7 декабря 1945 г. его родное село Члохан было переименовано в Бениамин.
В историческое событие – прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года – свою достойную лепту внесли славные сыны армянского народа – комиссар 1–го отдельного батальона майор Гайк Оганесович Мелконян (родился в 1911 г. в селе Блурмак Ванской губернии Западной Армении), который в этих боях заменил выбывшего из строя командира батальона капитана Банникова. С 12 по 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Краснознаменного Балтийского флота в результате решительных наступательных боев прорвали блокаду Ленинграда, отбросили врага от Ладожского озера в районе Шлиссельбурга–Синявинска на 18 километров. Утром 18 января 1943 года в рабочих поселках № 1 и 5 бойцы передовых частей 67–й армии Ленинградского и 2–й Ударной армии Волховского фронтов встретились, и их дружеские объятия ознаменовали собой историческое событие – прорыв блокады Ленинграда. Взволнованные и счастливые, они составили акт о соединении войск Волховского и Ленинградского фронтов, в котором говорилось: “Настоящий акт составлен при встрече частей Волховского фронта в Рабочем поселке № 1 (восточная окраина). 18 января 1943 г. в 9 часов 30 минут на восточной окраине Рабочего поселка № 1, прорвав блокаду Ленинграда, встретились 1–й отдельный стрелковый батальон 123–й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта во главе с заместителем командира по политчасти майором Мелконяном, старшим лейтенантом Калуговым, сержантом Анисимовым, с другой стороны – 1–й стрелковый батальон 1240–го стрелкового полка 372–й стрелковой дивизии Волховского фронта во главе с начальником 1–го отделения штаба 372–й дивизии майором Мельниковым и командиром 440–й разведроты старшим лейтенантом Ишимовым. Через час на место встречи прибыл командир 372–й сд полковник Радыгин, который взял на себя командование 1 осб 123–й ОСБр, поставил дальнейшую задачу до прихода частей 123 ОСБр и 372–й сд. Майор Мелконян, старший лейтенант Калугов, сержант Анисимов, майор Мельников, старший лейтенант Ишимов. Утверждаем: командир 372–й сд полковник Радыгин, командир 123–й ОСБр подполковник (подпись неразборчива)”.
В прорыве блокады активно участвовал также командир танкового взвода танковой роты 548–го отдельного танкового батальона 61–й отдельной легкотанковой бригады Ленинградского фронта лейтенант Варшам Мкртычевич Патваканян (родился в 1919 г. в селе (ныне город) Каджаран Капанского района Армении), который приказом командира бригады подполковника Хрустицкого за № 01/н от 23 января 1943 года был награжден медалью “За отвагу”. В его наградном листе командир батальона майор Паршев отметил: “Во время боя за Рабочий поселок № 3, 13 января 1943 г., лейтенант В. М. Патваканян проявил храбрость, стойкость, непрерывно вел огонь по огневым точкам противника. Вывел большое количество живой силы и техники. Способствовал успешному продвижению наших войск. Представляется к правительственной награде, медали “За отвагу”. 23 января 1943 года”.
В феврале 1942 г. начальником Октябрьской железной дороги был назначен Борис Константинович Саламбеков (родился в 1907 г. в г. Тбилиси). В чрезвычайных условиях Ленинградской блокады он сумел сплотить коллектив дороги и направить его усилия на обеспечение бесперебойных перевозок. Железнодорожники Ленинградского узла под огнем врага восстанавливали хозяйство, эвакуировали население, промышленное оборудование, доставляли с Ладожского озера продовольствие и военные грузы. 18 января 1943 г., как только в Москву поступили сведения о прорыве блокады Ленинграда, Государственный комитет обороны принял решение о форсированном строительстве на освобожденной узкой полосе земли железнодорожной линии, которая должна была соединить Ленинград с Волховским железнодорожным узлом. Эта дорога от станции Поляна до Шлиссельбурга была построена всего за 18 дней. Через Неву строители возвели временный железнодорожный мост. Утром 7 февраля ленинградцы восторженно встретили первый железнодорожный состав, пришедший с Большой земли. Единственная в те дни железная дорога, которая по суше связывала город со страной, простреливалась днем, а ночью непрерывным потоком шли грузы. Под руководством Б. К. Саламбекова железнодорожники применили здесь метод пакетного движения поездов. В продолжение двух–трех наиболее темных ночных часов эшелоны на расстоянии 250–500 метров друг от друга шли только в одном направлении – в Ленинград, в следующую ночь – в обратном направлении. Такой метод работы позволял пропускать до 32 поездов, тогда как при обычной эксплуатации пропускная способность дороги не превышала 3–4 поезда. Заслуги Б. К. Саламбекова были высоко оценены Родиной. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Тем же указом звание Героя Социалистического Труда было присвоено главному инженеру головного восстановительного поезда № 3 Ленинградского фронта капитану Николаю Артемьевичу Нариняну (родился в 1905 г. в селе Ванк Мартакертского района Нагорного Карабаха), который внес свою достойную лепту в строительство железнодорожной линии и моста через Неву. Под его непосредственным руководством железнодорожная мотостроительная ремонтная колонна особенно отличилась в строительстве больших мостов через Неву и прокладке первых 10 километров железнодорожной линии между станциями Шлиссельбург (на правом берегу Невы) и Поляны, находящейся на линии Мга–Волховстрой. За выполнение в срок и с хорошим качеством задания командование фронта, за умелое техническое руководство мостовой колонны № 3 капитан Н. А. Наринян приказом командующего войсками Ленинградского фронта генерал–полковника Л. А. Говорова за № 0547/н от 15 марта 1943 г. был награжден орденом Красного Знамени. До этого он 22 декабря 1942 г. был награжден медалью “За оборону Ленинграда”. Вскоре ему присваивается звание подполковника, а указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1945 г. награждается орденом Отечественной войны 2–й степени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1943 г. звание Героя Социалистического Труда было присвоено члену Государственного комитета обороны, заместителю Председателя СНК СССР, наркому внешней торговли, члену Политбюро ЦК ВКП(б) Анастасу Ивановичу Микояну (родился в 1895 г. в селе Санаин Туманянского района Армении), который в тяжелые дни блокады Ленинграда по поручению Председателя ГКО И. В. Сталина возглавлял ответственное дело по обеспечению снабжения населения блокадного города и войск Ленинградского фронта. “Когда город был блокирован врагом и создалось исключительно напряженное положение с продовольственным обеспечением ленинградцев, – пишет в своих воспоминаниях А. И. Микоян, – Сталин сказал мне: “В твоих руках сходятся сейчас все нити руководства снабжением фронта и тыла. Поэтому тебе легче, чем кому–либо другому, следить за своевременным обеспечением Ленинграда всем необходимым”. Прежде всего по согласованию с Жуковым и Алексеем Кузнецовым мы с Хрулевым изменили порядок доставки продовольственных грузов. Тогда их направляли раздельно по двум адресам: для войск и для гражданского населения. Теперь все грузы для Ленинграда пошли в распоряжение Военного совета Ленинграда, на которого была возложена ответственность за снабжение войск и населения. В состав Военного совета входили Жданов и Кузнецов, которым одинаково близки были интересы как фронта, так и населения. После захвата гитлеровцами станции Мга подвоз грузов в Ленинград по железной дороге прекратился. Оставалось два возможных пути: по воде – через Ладожское озеро и по воздуху. Транспортировка в Ленинград продовольствия по воздуху вначале осуществлялась бомбардировщиками “Дуглас”, которые я мог направить туда, поскольку контролировал поставки от союзников… 30 августа 1941 г. мной было подготовлено и в тот же день принято решение ГКО, которое обязывало НКПС (Наркомат путей сообщения. – К. А.) направлять ежедневно, начиная с 31 августа, на станцию Лодейное Поле по 8 маршрутов продовольствия, по 2 маршрута боеприпасов и вооружения и маршрут горючего; НКВМФ и НКРФ – выделить 75 озерных барж по одной тысяче грузоподъемностью каждая и 25 буксиров, обеспечить курсирование ежедневно 12 барж с грузами до Ленинграда. Выделить также танкер НКВМФ и 8 наливных барж наркома речного флота с буксирами для перевозки горючего… Водная магистраль, соединявшая Ленинград с Большой землей (так ленинградцы стали называть территорию нашей страны за кольцом блокады), заработала, хотя и не всегда достаточно слаженно, особенно в первое время… Навигация на Ладожском озере той осенью была на редкость короткой. Она стоила нам огромных трудов и жертв. Но, несмотря на это, с 1 сентября 1941 г. и до того, как озеро замерзло, по воде в Ленинрад были завезены тысячи тонн зерна, муки, круп и макарон, сотни тысяч банок мясных и рыбных консервов, миллион банок сгущенного молока, сотни тонн мяса и рыбы, масла и других продуктов, а также тысячи винтовок, пулеметов, сотни тысяч артиллерийских снарядов и мин, более 3 млн. патронов и свыше 100 тыс. ручных гранат. Продовольствие, с огромным трудом доставляемое в Ленинград, съедалось, как говорится, “с колес”. Положение усугублялось тем, что 23–27 октября на Ладожском озере был сильнейший шторм и ни одно судно не могло выйти в рейс. В последующие дни навигация возобновилась, но далеко не в полном объеме, а с 15 ноября вообще прекратилась. В течение 28 дней (с 23 октября по 20 ноября) регулярного сообщения по Ладоге по существу не было. А 8 ноября гитлеровцам удалось захватить Тихвин и полностью блокировать Ленинград. С середины ноября 1941 г. и до половины января 1942 г. положение в городе было особенно тяжелым. Наступил массовый голод. Несмотря на жесточайшую экономию, запасы продовольствия быстро таяли. В сентябре–ноябре 1941 г. Военный совет Ленинградского фронта вынужден был пять раз снижать нормы выдачи хлеба и других продуктов гражданскому населению, из них два раза в ноябре. С 20 ноября ленинградские рабочие и инженерно–технические работники стали получать по 250 г. хлеба в сутки, а служащие, иждивенцы и дети по 125 г… Воинам, находившимся на передовой, выдавали в сутки 300 г. хлеба и 100 г. сухарей, а личному составу всех остальных воинских частей и учреждений – по 150 г. хлеба и 75 г. сухарей. В январе 1942 г. после восстановления железной дороги Тихвин–Волхов подвоз продовольствия к Ладоге увеличился. Чтобы ускорить доставку грузов в город, продолжавший оставаться в кольце блокады, осваивались новые автодороги и вспомогательные пути. В частности, по решению ГКО от 11 января 1942 г., в труднейших условиях, менее чем за месяц, была построена железнодорожная ветка Войбокало–Кабона, подводившая поезда вплотную к Ладоге… К 16 июня была закончена прокладка 35–километрового трубопровода, более 26 км которого проходило по дну Ладожского озера, героическими усилиями эпроновцев, воинских частей и ленинградских рабочих, самоотверженно трудившихся в сложнейших условиях под бомбежкой и обстрелом врага. 18 июня трубопровод вступил в строй. Бесперебойная работа трубопровода имела большое значение для Ленинграда, так как по нему в осажденный город перекачивалось ежедневно 300–400 т горючего. В сентябре 1942 г. впервые за время блокады Ленинград получил от Волховской ГЭС электроэнергию: летом по дну Ладожского озера был проложен специальный кабель. Но блокада Ленинграда продолжалась, и городу предстояло пережить еще одну трудную зиму. Дорога жизни и на этот раз должна была стать той нитью, которая связывала его с Большой землей. С 19 декабря 1942 г. по 30 марта 1943 г. по ледовой дороге было перевезено на автомашинах 206 094 т различных грузов, более половины которых составляли продовольствие и фураж. На западный берег автотранспортники доставили, в частности, 54 355 т боеприпасов, 2972 т вооружения, 5078 т горюче–смазочных материалов и других грузов. Заканчивалась в основном и эвакуация людей. С начала блокады по март 1943 г. из города было эвакуировано 944 867 человек (из них 514 069 человек по ледовой дороге с декабря 1941 г. по апрель 1942 г.). Хотя я непосредственно участвовал и в этой работе, эвакуацией в целом специально по поручению ГКО занимался тогда А. Н. Косыгин, неоднократно в связи с этим выезжавший в Ленинград”.
По свидетельству Д. В. Павлова, который в 1941 г. был уполномоченным ГКО по продовольственному снабжению Ленинграда, а в 1942–1946 гг. начальником Главного управления продовольственного снабжения Советской Армии, А. И. Микоян проявил большую изобретательность в доставке осажденному городу и войскам фронта продовольствия. По его распоряжению из Татарской АССР, Вологодской, Костромской, Ярославской, Кировской и других областей для Ленинграда было отправлено 5500 т семенного картофеля, 1000 голов племенных коров. Благодаря вмешательству А. И. Микояна в декабре 1941 г. в короткое время была ликвидирована пробка на участке железной дороги Ярославль–Рыбник, вследствие чего более 50 000 тонн муки и 1200 тонн других видов продовольствия было вовремя перевезено на другой берег Ладожского озера. А. И. Микоян в эти тяжелые дни первого года блокады лично следил за ходом погрузки и отправки поездов, непосредственно участвовал в устранении даже самых маленьких препятствий в этом деле и т. д.
В эксплуатации “Дороги жизни” большие заслуги имел начальник водного участка Осиновецкой военно–морской базы Ладожской флотилии капитан–лейтенант Хачатур Николаевич Мамян. Под его непосредственным руководством по дну Ладожского озера с восточного берега на левый берег прокладывались телефонный, телеграфный и высоковольтный электрические кабеля, вследствие чего блокадный Ленинград получал электроэнергию, сохраняя регулярную связь с “Большой землей”. Кроме того, под руководством капитана–лейтенанта Х. Н. Мамяна, строители, преодолевая многочисленные трудности, по дну озера прокладывали нефтепровод и бензопровод. Некоторые заводы Ленинграда, которые не работали в связи с отсутствием топлива, возобновили работу. Являясь начальником водного участка, Хачатур Мамян также следил, чтобы транспортные суда, груженные военной техникой и продовольствием, безопасно доплывали до западного берега Ладожского озера. Капитан–лейтенант Хачатур Мамян вплоть до полного снятия блокады активно принимал участие в героической обороне Ленинграда и за подвиги был награжден орденом Отечественной войны 1–й и 2–й степеней, двумя орденами Красной Звезды, и другими медалями.
Х. Н. Мамян родился в 1912 г. в г. Дилижане (Армения) в семье военнослужащего. Отец его был капитаном Российской армии, участником Первой мировой войны, командиром роты. Героически погиб в бою 16 декабря 1914 г. на Кавказском фронте.
В предвоенные годы Хачатур Мамян занимал ряд ответственных должностей в военно–морском флоте. Х. Н. Мамян умер в 1962 г.
В героической обороне Ленинграда активно участвовал также наводчик пушки, затем командир артиллерийской батареи 115–й гвардейской стрелковой дивизии сержант Арташес Енокович Арутюнян (родился в 1920 г. в селе Лернадзор Капанского района Армении). Он отличился в боях в Выборгском районе, непосредственно в оборонительных боях за Ленинград, в защите “Дороги жизни” через Ладожское озеро. 19 марта 1943 г. сержант Арташес Арутюнян в бою за населенный пункт Красный бор (близ г. Пушкино Ленинградской области) был тяжело ранен. После выздоровления он вернулся на фронт и продолжал сражаться в родной дивизии. После войны вернулся в родной край, работал начальником коммунального отдела г. Каджаран, директором дома культуры, председателем профсоюза работников сельского хозяйства в Капане, активно участвовал в общественно–политической жизни Капанского района, являлся членом районного комитета ветеранов Великой Отечественной войны. Был награжден орденом Отечественной войны 2–й степени, медалями “За оборону Ленинграда”, “За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.” и т.д.
В летопись героической обороны Ленинграда золотыми буквами вписано имя командира звена 3–го дивизиона КТЩ (катерных тральщиков. – К. А.) бригады Краснознаменного Балтийского флота лейтенанта Вагана Семеновича Акопова (родился в 1920 г. в г. Краснодаре). В тяжелые дни сентября–октября 1941 г. он во всех боевых операциях проявлял смелость, отвагу и личным примером увлекал подчиненных. В десантной операции под ураганным огнем противника лейтенант В. С. Акопов под огнем противника высадил десант без потерь и дымовой завесой прикрыл другие десантные катера. В течение 2–х месяцев он активно и успешно прикрывал дымзавесой главную базу флота Кронштадт от артиллерийского огня противника. За проявленные смелость и отвагу лейтенант В. С. Акопов был награжден орденом Красной Звезды. Отважный моряк особенно отличился в бою 26 мая 1942 года и приказом командующего Краснознаменного Балтийского флота вице–адмирала В. Ф. Трибуца за № 28 от 13 июня 1942 г. был награжден орденом Красного Знамени (посмертно). Вот как описан подвиг В. С. Акопова в его наградном листе, который подписан командиром бригады траления, капитаном 2–го ранга Перфиловым и военкомом бригады батальонным комиссаром Романовым: “Тов. Акопов 26 мая 1942 года со звеном своих катеров дымзавесчиков типа “КМ” прикрывал катерные тральщики, ведущее траление фарватера Лениниград–Кронштадт. Катера–тральщики подвергались сплошному арт. обстрелу со стороны противника. Воодушевляя личный состав своим мужеством, тов. Акопов под мощным арт. минометным огнем противника умело поставил дымзавесу и прикрыл катера–тральщики. Противник, обнаружив окно в дымзавесе, прожекторами осветил катера и вновь начал интенсивный арт. обстрел. Видя опасность, грозящую катерам, тов. Акопов в этот критический момент поставил дополнительную дымзавесу. Прямым попаданием 6–дюймовым снарядом в катер лейтенант Акопов был убит, с честью и до конца выполнив боевую задачу, презрев собственную смерть, он спас 14 катеров–тральщиков, которые успешно смогли выполнить боевую задачу, протралив фарватер Ленинград–Кронштадт. Тов. Акопов погиб смертью героя. Достоин посмертной награды – ордена Красного Знамени”. Приказом главнокомандующего Военно–морскими Силами СССР за № 0142 от 22 мая 1964 г. имя лейтенанта В. С. Акопова навечно зачислено в списки личного состава подразделения, где служил герой–моряк.
Орденом Красного Знамени был награжден также командир боевой части подводной лодки “Щ–310” лейтенант Геворг Шагинян. 31 сентября 1942 г. торпедной атакой был потоплен транспортный корабль противника водоизмещением 10 000 тонн. После успешного выполнения боевого задания субмарина вернулась на свою базу–Кронштадт.
За мужество и отвагу, проявленные в боях за освобождение островов Беркского архипелага и Выборгского залива 20–29 июня 1944 г. орденом Отечественной войны 2–й степени был награжден командир катера “КМ–334” 11–го дивизиона катеров Балтийского флота Никита Михайлович Петросян.
“На той же Балтике командир гвардейской батареи – инженер–майор Арменак Аванесович Акопов, – пишет в своей статье “Армяне–моряки в Великой Отечественной войне” адмирал флота И. С. Исаков в июне 1946 года, – умело командовал личным составом во время боевых действий под Ленинградом и мастерски управлял огнем своей батареи. Огнем орудий этой батареи врагу нанесен существенный урон. После каждой стрельбы в стане врага были большие пожары и взрывы. В результате меткой стрельбы батареи по узлам дорог противник терял возможность перекидывать свои резервы по Приморскому шоссе. Официально зарегистрировано, что батарея Акопова в 23 случаях подавляла огонь финских батарей. Личный состав под руководством Акопова умело проводил контрбатарейную стрельбу, быстро обнаруживал стрелявшие батареи противника и надежно подавлял их, тем самым облегчая боевые действия нашей армии и флота. За мастерство в боевых операциях, мужество и отвагу Акопов награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2–й степени”.
В этих боях отличился также командир артиллерийской установки железнодорожной батареи старший лейтенант Иван Лазаревич Аруцев. Огнем его транспортера во время боевых стрельб по противнику было подавлено 6 батарей врага, разбито 10 автомашин с боезапасами, разрушено 3 узла сопротивления, уничтожено здание, где находился командный пункт противника. За мужество, стойкость и инициативность старший лейтенант И. Л. Аруцев был награжден медалью “За боевые заслуги”.
Медалью “За отвагу” были награждены артиллеристы бронепоезда ”За Родину” Балтийского флота капитан Сурен Седракович Айлоян и рядовой Андрей Зорикович Давтян.
Приказом командующего БТ и МВ 1–й ударной армии полковника Пшеницкого за № 094/н от 10 марта 1944 г. орденом Красной Звезды был награжден командир 4–й бронеплощадки 641–го бронепоезда 35–го отдельного дивизиона бронепоездов 1–й ударной армии 2–го Прибалтийского фронта старший лейтенант Михаил Данилович Мирзоян (родился в 1919 г., призван в РККА в 1939 г. Пятигорским райвоенкоматом Ставропольского края). В его наградном листе командир дивизиона майор Сергеев 19 февраля 1944 г. отметил: “В дивизионе с мая месяца 1942 года отлично подготовил личный состав своей бронеплощадки по выполнению боевых задач. В огневых налетах с 11 по 18 февраля 1944 г. находился на НП корректировал огонь бронепоезда, несмотря на минометный огонь противника по НП, прямых его попаданий, продолжал вести наблюдение, чем обеспечил выполнение задачи дивизиону и помог разрушить ряд блиндажей в Меднокове и подавить огонь 2–х минометных батарей противника, а нашей пехоте захватить город Старая Русса. За мужество и храбрость достоин правительственной награды – медали “За отвагу”. Однако, вышестоящее командование нагрдило его орденом Красной Звезды. Добавим к этому, что г. Старая Русса (Новгородской области России) был освобожден 18 февраля 1944 г. в ходе Ленинградско–Новгородской операции, которая была проведена с 14 января по 1 марта 1944 г. с целью полного снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области от гитлеровских оккупантов.