Еще в 2008 году руководитель НПО «Академия политических исследований», член-корреспондент Национальной Академии наук Республики Армения, доктор философских наук, профессор Александр Манасян в книге «Карабахский конфликт. Минимальный пакет политико-правовых фактов и аргументов», (изд-во «Тигран Мец», Ереван, 2008, стр.6.) справедливо отмечал: «Так как проблема политизирована, то ни в Минской группе, где переговоры по карабахскому конфликту ведутся уже почти два десятилетия, ни в ООН, ни в какой-либо другой международной компетентной инстанции до сих пор не был представлен «Правовой пакет карабахского конфликта».
Существует как минимум три пути разрешения карабахского конфликта мирным путем:
1) Карабахский конфликт в действительности урегулирован армянами, НКР освобождена от оккупации и 70-летнего колониального ига.
Напомним, что в 1960 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию «О неотложном предоставлении независимости колониальным странам и народам».
«Крах колониализма начался в Азии. В 1943 году Сирия и Ливан обрели независимость от колониального ига, в 1945-ом рухнул колониализм во Вьетнаме, провозглашена независимость Индонезии, в 1947-ом обрела независимость Индия. Победа китайской революции (1949) нанесла сильный удар по колониализму. В первое послевоенное десятилетие суверенными государствами провозглашены Иордания (1946), Пакистан (1947), Бирма (1948), Шри Ланка (1048), Ливия (1951), Камбоджа, (1953), Лаос (1953). В 1952-ом Египет был освобожден от полуколониального состояния. В 1956-1965 годах государственную независимость получили более 60-ти стран Африки, Азии, Океании и Латинской Америки. В 1959-ом победила революция на Кубе… В апреле 1974 года демократической революцией был свергнут фашистский режим в Португалии, началось провозглашение независимости колоний (Гвинея-Бисау, Мозамбик, Ангола)…». Более того, «Под колониальным игом еще находятся 20 млн. человек: в Британской империи (включая Южную Родезию), во французских и испанских колониях и зависимых странах». (Армянская советская энциклопедия, том 2, Ереван, 1976, стр. 670).
Почему мы так подробно предоставляем эти энциклопедические данные? Потому что они о многом говорят. Потому что НКР также освободилась от колониального ига, навязанного ей решением Кавказского Бюро ЦК РКП (б) от 5 июля 1921 года.
И поэтому вполне естественно, что одним из путей признания независимости НКР является обращение к Совету попечителей ООН, который с 1960-ых годов занимается проблемами народов, приобретших независимость согласно Декларации «О предоставлении независимости колониальным странам и народам», принятой в 1960 году, чтобы добиться подтверждения Советом попечителей ООН факта освобождения НКР от колониального ига и признания её независимости, достигнутой в результате победы в развязанной Азербайджанской Республикой агрессивной войне. (См. «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам», Генеральная Ассамблея, 947-е пленарное заседание, 14 декабря 1960 года).
2) Другой путь урегулирования Карабахского конфликта предлагает политолог Ара Папян. «Единственным законным документом об армяно-азербайджанской границе является доклад-предложение Специальной комиссии Парижской Ассамблеи от 24 февраля 1920 года, согласно которому право демаркации армяно-азербайджанской границы предоставлялось Лиге наций. Поэтому ООН как преемница Лиги Наций, и в частности, Совет Безопасности ООН, как уполномоченный орган главных союзных сил, обязаны осуществить эту демаркацию границ, приняв за основу данные о национальном распределении на ноябрь-декабрь 1920 года. Нынешнее национальное распределение не может являться основой для демаркации границ, т.к. является следствием преступной азербайджанской политики депортации и этнической чистки, а последствия преступления не могут вызывать права: Ex injuria non oritur jus». (См. Ара Папян, Армяно-азербайджанская граница. Экспертиза в соответствии с международным правом, (журнал «Ухт Арарати», 2 (16), ноябрь-декабрь, 2008, стр. 11).
Это означает, если Совет Безопасности ООН как преемница уполномоченного органа главных союзных сил Лиги Наций при соответствующей заявке РА осуществит демаркацию границы Армения-Азербайджан согласно национальному распределению на ноябрь-декабрь 1920 г., то НКР (кстати, с территориальной целостностью) входит в состав РА, и поэтому политические дебаты по нагорно-карабахскому конфликту в международных инстанциях становятся бессмысленными.
Возможно, этот вариант наилучший, т. к. в этом случае проблема оккупации и депортации армян Нахичевана также становится предметом расследования.
Следует добавить, что осуществление данного решения предусмотрено и в 92-й статье Севрского мирного договора от 10 августа 1920 года и выглядит следующим образом:
«Границы Армении с Азербайджаном и Грузией по принадлежности будут определены с общего согласия заинтересованными Государствами. После того, как предусмотренное в статье 89 решение будет вынесено, и после того, если те или иные заинтересованные Государства, с общего согласия, не смогут определить свои границы, последняя будет определена Главными Союзными Державами, которые вместе с тем должны будут озаботиться нанесением ее на месте».
3) В предыдущих публикациях мы уже упоминали, что в мире нет конфликта, для которого не существует правового варианта урегулирования. Одним из них является международно-признанный порядок и соглашение о мирном урегулировании конфликтов, называемый «Конвенция о мирном рещении международных столкновений» (См. «Конвенция о мирном решении международных столкновений», Гаага, 18 октября 1907 года).
Конвенция предусматривает три последовательных этапа мирного урегулирования конфликта:
а) согласно требованию 2-ой статьи 2-го раздела Конвенции на первом этапе конфликтующие стороны должны использовать посреднические миссии одной или более стран. В соответствии с требованием 5-й статьи 2-го раздела посредническая миссия считается завершенной с того момента, когда одна из конфликтующих сторон, либо посредник убеждается в том, что мирные предложения не принимаются ни одной из конфликтующих сторон;
б) в соответствии с 9-ой статьей 3-ьего раздела Конвенции создается комиссия по расследованию причин конфликта, которая проводит беспристрастное и добросовестное расследование причин конфликта и представляет сторонам конфликта свои предложения. Если предложения следственной комиссии также не принимаются ни одной из конфликтующих сторон, вопрос переводится на следующий этап;
в) на третьем этапе в соответствии с 41-ой статьей 2-ой главы 4-го раздела Конвенции вопрос передается в специально созданный для этого вопроса третейский суд, решения которого уже являются обязательными для конфликтующих сторон. Очевидно, что формат посреднической миссии Минской группы в соответствии с положениями этой Конвенции исчерпал себя, потому что более 18 лет его предложения не принимаются одной из конфликтующих сторон, в основном Азербайджаном, который не примиряется с той действительностью, что НКР уже освободилась от колониального ига. Поэтому Минская группа должна быть распущена, и в качестве второго шага в соответствии с положением и требованием Конвенции, должна быть создана Международная следственная комиссия для проведения беспристрастного расследования причин конфликта.
Все три вышеприведенные варианта имеют право на задействование и могут быть продуктивмыми. Это означает, что мирное урегулирование Карабахского конфликта в соответствии с нормами и принципами международного права является вполне выполнимой задачей. И все те, которые или не желают мирного урегулирования конфликта, или обходят средства правового урегулирования, на самом деле провоцируют новую войну и геноцид…
Тигран Пашабезян,
Премьер-министр Республики Западная Армения
12.12.2017 г.