Глава из автобиографической книги «ДОРОГА СКВОЗЬ ЖИЗНЬ. ВЗГЛЯД НА ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ», которую автор Асканаз Васильевич Хачатрян посвятил пятерым своим внукам.
Примечание из Википедии (о Сурмалу и Игдыре, которые упоминаются внизу в тексте книги):
Игдыр — новый турецкий топоним армянского города Сурмалу — административного центра области. Сурмалинский уезд (арм. Սուրմալու) — административная единица в Эриванской губернии Российской Империи (1828—1918), позже в Армянской Республике (1918—1920). В 1921 году в соответствии с антизаконным Московским договором передан в состав Турции. Область Сурмалу — часть Республики Западная Армения, незаконно оккупированная геноцидным государством Турцией.
Предки автора книги Амканаза Васильевича из села Блур, который между Сурмалу (Игдыр) и Камарлу (позже Октемберян, ныне Армавир). А.В. Хачатрян — член КП Армении с 1966 г., бывший редактор газет «Коммунист Армении» и «Правда Армении», второй секретарь Спандарянского райкома компартии Еревана.
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
Армяне любят говорить: чтобы лучше узнать человека, нужно побывать у него дома. Мудрые слова. Но, думаю, не мешало бы перефразировать их и сказать: чтобы лучше узнать человека, надо побывать там, где он родился, где его дом — большой дом.
Все верно — Туманяна лучше узнаешь, побывав в Дсехе, Исаакяна – в Газарапате, Амо Саяна – в Лоре, Шираза – в Гюмри. Они были великими поэтами, любили свою малую родину, место своего рождения, безмерною любовью, питались его живительными соками и обессмертили его в своих произведениях.
Моя Родина – мой большой дом – деревня Аргел в ныне Котайкской области, на правом берегу реки Раздан. На живописном плато расположилась деревня, под небом которого я появился на свет 27-го января 1937 года.
Как уже говорилось, я не писатель, во мне нет литературного дара, который позволил бы мне описать место моего рождения так, как это сделали бы великие поэты. Но одно могу сказать точно – моя любовь к нему столь же безгранична, как и их чувства к Родине. Это особое, глубоко человеческое чувство, которое, уверен, свойственно каждому из нас. Родина – одна, единственная, как отец, как мать. Родину нельзя поменять. От Родины нельзя отречься, какой бы она ни была – мегаполис с небоскребами или крошечное селение.
Моя Родина – Аргел – деревня небольшая, но какая большая у нее история! Как-то представился случай, полистал «Словарь топонимических названий» и выяснилось, что — кстати, под тем же названием — существовало селение в земле Айрарат Великого Айка, в Котайкской губернии. По данным переписи населения в 1897г., в деревне было 544, 1914-м – 816, 1926-м – 607, 1931-м – 699, 1939-м – 654 жителей-армян. С 1953г. деревня включена в состав рабочего поселка городского типа Лусакерт, основанного как поселение для Гюмуш ГЭС, от которой и получило название. В 1980 году в нем проживало 2275 жителей. Это данные «Армянской советской энциклопедии».
Гюмуш ГЭС, которая строилась в дни моего детства на моих глазах
В начале 1990-х в республике начался период, когда населенные пункты страны стали повсеместно переименовывать. Этой участи не избежал и Лусакерт. Конечно, «Лусакерт», «Создающий свет» — красивое название, связанное с Гюмуш ГЭС, которая действительно рождала свет. Тем не менее, признаем, что, вновь обретя свое старое название – Аргел (во многих письменных источниках упомянут Аркел), наша деревня приблизилась к своим историческим истокам, которые, как я уже заметил, уходят в глубину веков.
Скажу больше: в окрестностях нашей деревни археологи обнаружили следы циклопического замка и долины захоронений – мавзолеи, которые, как гласит «Словарь топонимических названий», являются свидетельствами культуры эпохи палеолита. Палеолит – ранний каменный век, а это значит, что на территории нашей деревни еще за несколько тысячелетий до нашей эры жили люди. Вот какая они древние – моя малая Родина и ее история!
Сегодня я живу вдали от своей Родины, за пределами Армении — в свое время скажу, почему и как очутился там — и, что греха таить, скучаю по моему Аргелу. Здесь могилы предков. Здесь мое озорное детство с его шалостями и веселыми играми. Здесь такое родное журчание Зангу, которое я слышу, где бы ни был. Здесь я познал армянские письмена, впервые написал свое имя…
Почти каждый год я приезжаю в Армению, обязательно посещаю свою малую Родину — это долг души. Это как возвращение сына в объятия матери. Сколько воспоминаний пробуждается!..
Разве можно забыть своих учителей: Торгома Мнацаканяна, Жору Мартиросяна, Артавазда Акопяна и других?.. Друзей детства: Дживана, Ангина, Айказа, Зарзанда (Володю), Сарибека, Каграмана?.. Можно ли забыть родных людей, которые вошли в твою жизнь, жили с тобой, радовались и печалились?.. Признаюсь честно – помогал им всегда, если была возможность, и делал это по зову души. Где бы я ни был и есть теперь – я всегда с ними.
Самые яркие воспоминания моего детства, конечно, связаны с Гюмуш ГЭС, которая строилась напротив нашей деревни, на противоположном берегу Раздана. Она – третья, самая мощная ГЭС Севан – Разданского каскада — была построена в 1953 году и сдавалась в эксплуатацию на моих глазах. Для Аргела это стало большим событием, и многие мои односельчане поступили туда на работу, превратившись из крестьян в энергетиков.
Так уж заведено — времена меняются, и вместе с ним меняются люди.
КОЛЫБЕЛЬ МОИХ ПРЕДКОВ
«Где твои корни?» – пожалуй, только армяне при встрече друг с другом задают этот вопрос, и это – уникальное отражение судьбы нашего народа. Разбросанные по всему миру и рожденные вдали от родины своих предков, они, по крайней мере, не забывают, откуда произошли и, отвечая на вопрос «Где твои корни?», называют именно ту деревню, тот город, район или область, где когда-то появились на свет их прадеды. Я обратил внимание, что даже сегодня человек, родившийся в одной из деревень Талинского района Армении, на этот вопрос ответит — «Я сасунец». Внук или правнук мушца, даже если он родился, скажем, в Армавире, непременно скажет: «Я из Муша». Такова армянская суть, и я бы не сказал, что это плохо. Наоборот, это хорошо, когда новые поколения не отрекаются от колыбели своих предков, знают свои истоки.
Такая черта «армянского характера» есть и у меня. Я родился в Армении, в деревне Аргел, но когда меня спрашивают, откуда я родом, отвечаю — из Сурмалу. Из Сурмалу, который с 1915 года и по сей день находится на территории Турции. Из Сурмалу мои предки. Точнее из деревни Блур Сурмалийского уезда бывшей Эриванской губернии.
На карте 19 века город Камарлу это Армавир (Октемберян), Игдыр это Сурмалу.
Красной точкой отмечено село Блур.
Про Блур я слышал от своих родителей. Любопытство заставило меня произвести изыскания, чтобы лучше узнать колыбель моих предков. Какую-то информацию обнаружил в «Словаре топонимических названий», и вот что выяснил. Деревня Блур, которая также упоминается как поселок и поселок городского типа, находилась в пяти километрах от города Игдир, на местности, утопающей в садах. Через нее проходила оживленная шоссейная дорога. В северной части деревни располагалась, вероятно, не слишком высокая гора, которая так и называлась – Блур. Пусть название деревни не покажется странным или знакомым. Так назывались многие деревни в Муше, Ерзнке, Эрзруме, Багреване, Дерсиме и в других уездах. Так же назывались многочисленные горы.
Я обнаружил некоторые статистические данные о населении Блура, к счастью, сохранившиеся в письменных источниках. Согласно им в 1828-1832 гг. в деревне было 78 домов с 539 жителями. В начале ХХ века количество домов заметно увеличилось, их стало 192. Другие источники настаивают, что в деревне было порядка 300 домов.
Подтверждением тому, что Блур был древним поселением, является упоминание о том, что в 992 году рядом с Игдиром, в деревне Блур был проведен оросительный канал, выражаясь современным языком – ирригационная линия. Скорее всего, именно поэтому Блур отличался пышными и плодоносящими садами.
Меня приятно удивила еще одна информация из того же словаря: деревня Блур была одним из центров армянской письменности. Уточнил для себя, что подразумевается под «центром письменности». Так назывались армянские средневековые культурные учреждения – места, где писали, украшали иллюстрациями, переплетали, реставрировали и хранили рукописные книги. Именно такой деревней была Блур.
Помню, отец всегда вспоминал о Блуре, мечтал хоть раз побывать там. И у меня была такая мечта, которая, к сожалению, так и не осуществилась… Однажды отец попросил: «Отвези меня в Сардарапат (местность на границе Армении с Турцией), оттуда видна наша деревня». Поверить в это было трудно, но я выполнил его желание… Он посмотрел куда-то вдаль и вздохнул: «Ах, как хорошо! Вот я и увидел нашу деревню!». Конечно, это была всего лишь игра его воображения… Зато в Сардарапате он действительно увидел то место, где погиб его племянник Вардан — участник освободительного сражения. В его честь я назвал Варданом своего внука.
В Блуре, в деревне моих предков, родились выдающиеся личности — академик АН СССР, агроном Гегам Агаджанян, народный артист СССР, композитор Григор Егиазарян.