Из книги «Геноцидная политика и акты Геноцида армян в Азербайджане и Турции — единый процесс. 100 лет без правового признания»
Глава 8
Седрак Кркяшарян (Саяс):
«Национально-культурный геноцид осуществлялся и в созданном в 1918 г.
Азербайджане, значительная часть территории которого составляли области
Великой Армении: Арцах, Утик и Пайтакаран и частично – некоторые районы Сюника, Васпуракана и Айрарата. Более 70 лет правительство Азербайджана (при попустительстве правительства бывшего СССР) проводило антиармянскую политику, вследствие которой в годы советской власти в Азербайджане закрылись многочисленные армянские школы, армянский театр в Баку и т.д.
В Нахиджеванской республике (в Агулисе, Джуге, Нахиджеване, Ордубаде,
Андамече, Труняц дзоре и др. местах) памятники армянской культуры – многочисленные церкви, хачкары, надгробные камни уничтожались и
уничтожаются определённым планом и с определённой целью.
В Азербайджане (как и в Турции) уничтожение армянской культуры
осуществлялось двумя способами: истреблением памятников и присвоением
деятелей и ценностей армянской культуры.
… Процесс истребления армянского населения и памятников армянской культуры в Азербайджане усилился с 1988 г., когда армянское население Карабаха, используя возможности международного права на самоопределение народов, решило воссоединиться с Республикой Армения.
В Турции и в Азербайджане цель национально-культурного геноцида
армян – уничтожить армян, присвоить армянские территории,
одновременно уничтожить и присвоить созданные армянами культурные
ценности – материальные выражения существования армянской
цивилизации, чтобы не оставались свидетели «исчезнувшего» народа.»
Национально-культурный геноцид в Азербайджане (в конце статьи после P.S.), 4 марта 2015 г. http://voskanapat.info/?p=10587
Александр Огородников:
«Беспрецедентное решение, которое кроме как возбуждения религиозной
розни, ненависти, ничего иного не принесет… Отдали на растерзание
армянскую национальную святыню в ситуации, когда армянский народ
Карабаха борется за право жить на своей скромной территории… Это удар,
посягающий на веру, это духовный геноцид армян, как продолжение геноцида».
«Армянский вестник», N 3 (17), февраль 1991 г. http://www.sumgait.info/caucasus-conflicts/nagorno-karabakh-facts/nagorno-karabakh-facts-4.htm
Арсен Мелик-Шахназаров:
«Никогда за всю свою историю памятники армянской истории и культуры, само духовное наследие прошлых поколений карабахских армян не подвергалось такому неприкрытому разграблению и уничтожению, как это было в период нахождения края в составе Азербайджанской ССР. Если первейшей задачей руководителей Советского Азербайджана было вытеснение армян из края, изменение в нем демографической ситуации за счет катастрофического оттока коренного населения, то одним из важнейших средств проведения этой политики в жизнь являлось отчуждение от этого населения памятников его истории и культуры. Прежде всего – христианских храмов.»
Глава 4. Война с храмами Книги «Нагорный Карабах: факты против лжи» 2009 г. http://www.sumgait.info/caucasus-conflicts/nagorno-karabakh-facts/nagornokarabakh-facts-4.htm
Арис Казинян:
«В течение ряда лет (2003-2007гг.) на глазах «цивилизованного мира» унич-
тожался мощнейший пласт армянского этнокультурного присутствия. Наджаф Мусеибли тогда заявил: «на территории Южного Кавказа вообще нет ни малейших следов армян… На Кавказе с древнейших времен и до сегодняшнего дня найдены массовые захоронения другого антропологического типа — предков азербайджанского народа. Армянских корней на этой земле нет.
Этноцид — это когда ради увековечения памяти одного человека стирают память о сотнях тысяч…»
«Добро пожаловать в этноцид», 22 октября 2010 г. (эта статья была в газете
«Голос Армении», позже в 2013 г. напечатана в книге «Армения, не покоренная судьбой», в главе 16) (о варварском уничтожении хачкаров, тысяч армянских надгробий средневекового некрополя Старой Джуги в Нахичевани) http://www.sarinfo.org/news/pressreview/22-10-10.html
Татьяна Минасян: Антиармянский вандализм властей Азербайджана в 1969 г. в селе Бананц Дашкесанского района, 5 июля 2014 г. http://www.golosarmenii.am/article/23423/orel—podbityj-v-rodnom-gnezde
Виктор Александров:
Кладбище в Джульфе разорено,
К памяти усопших нет почтенья,
Ведь на смену варварам пришло
Новое вандалов поколенье.
На костях там стрельбище стоит,
Стерты и разломаны хачкары,
Тут идет культурный геноцид,
Здесь готовят полигон вандалы.
На запрет ЮНЕСКО им плевать,
Нет к архитектуре уваженья,
Цель у них одна и путь один —
Изменить истории движенье.
(Зверье в Джульфе, 6 марта 2013 г.)
Арис Казинян:
«… Смысл, который вкладывается азербайджанскими властями в понятия
«азербайджанец» и «азербайджанская культура», характеризуется немыслимым временным и этноцивилизационным интервалом, вмещающим целые вехи в эволюции человеческого общества. Все позитивное, когда-либо происходившее на территории, ставшей в двадцатых годах прошлого века Азербайджанской ССР, провозглашается «национальным прошлым азербайджанского народа», «азербайджанским культурным и политическим наследием».
… Сегодня азербайджанскими властями осуществляется политика этноцида в
отношении армянской истории и армянского народа. Разные авторы используют понятие «этноцид» по-разному, некоторые отождествляют с геноцидом. Но между двумя терминами существует отличие: если преступление Геноцида ориентировано на лишение той или иной национальной, расовой или религиозной общности перспектив развития, то Этноцид — лишение той же национальной, расовой или религиозной общности ее ретроспективы, ее прошлого, ее истории.
В условиях бессовестной эксплуатации понятия «геноцид» давно назрела
необходимость включения в международное правовое законодательство пункта о наказании за преступление «этноцида». Немецкий правозащитник Тесса Хофман уже использовала термин этноцид при определении характера ликвидации азербайджанцами армянского культурного слоя в Нахиджеване. Лишающий нацию будущего геноцид и лишающий нацию прошлого этноцид — два полюса единой оси. Именно на этой оси и располагается весь спектр азербайджанских притязаний, именно на этой оси и воспитываются загнанные в нравственно-интеллектуальный тупик и лишенные права выбора новые поколения «азербайджанских патриотов».
Об эволюции азербайджанского радикализма в условиях независимой государственности, (ИА Регнум), 7.8.2014 г. https://regnum.ru/news/polit/1833891.html
Бениамин Арустамян:
«Монтинское (христианское в Баку) кладбище варварски разрушено.
Уничтожены не только армянские, но и многочисленные русские, грузинские, еврейские могилы. На их месте строятся офисные и жилые здания.
Некровандалы наживаются на продаже дорогостоящей в Баку земли,
вперемешку с останками давно покинувших этот мир бакинцев. А надгробные памятники, по давно наработанному опыту, идут на строительные работы и дорожное покрытие улиц культурнейшего из культурных, толерантнейшего из толерантных, богатейшего из богатых города Бакы. Видимо у турок, как закавказских, так и анатолийских (вспомните площадь Таксим), такая национальная традиция – строить свои сооружения из христианских могильных плит.»
«В Баку хранят традиции некровандализма», «Де факто», 2015 г. http://defacto.am/87894.html
Левон Мелик-Шахназарян:
«В Баку выложили дорогу к массиву Баксол поселка Расулзаде столицы
Азербайджана из могильных плит и надгробных камней, вынесенных из
полностью снесенного бульдозерами крупнейшего в республике христианского
русско-армянского кладбища «Монтино». http://www.golosarmenii.am/
article/30797/napadenie-na-pravoslavnoe-kladbishhe-v-baku
Зорий Балаян:
Из Письма генеральному секретарю ООН г-ну Антониу Гутеррешу:
«Группа представителей армянской интеллигенции обращалась к Вам в 1983г.
Тогда, как мы знали, Вы стали депутатом Парламентской ассамблеи Совета
Европы. Вскоре Вы были избраны председателем Комитета по вопросам
миграции и беженцев… Совсем как Фритьоф Нансен в Лиге Наций. Еще тогда,
узнав о вашей гуманитарной деятельности, мы, группа армянских писателей
и ученых, отправили Вам письмо, в котором сообщили, что в Армянской
Нахиджеванской автономной республике все годы советской власти по существу
совершался геноцид аборигенного армянского населения и что азербайджанское
руководство решило изгнать оставшихся несколько тысяч армян.
… Сейчас речь идет исключительно о том, что в Библейском (здесь похоронен
Ной и отсюда хорошо видна вершина Большого Арарата) Нахиджеване армяне
веками молились в христианских храмовых комплексах, церквах, часовнях,
создавали уникальные армянские шедевры мировой малой архитектуры —
камни-кресты, но все это было стерто с лица земли вандалами и варварами.
Не осталось ни одного камушка. Все это и есть подлинный геноцид и патрицид.
Не осталось ни одного армянина, ни одной армянской надгробной плиты. И
согласно статьям II, III, VI, IX Конвенции Генеральной Ассамблеи ООН от 9
декабря 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за
него, все это, как известно, наказуемо.
Все советские и постсоветские годы в Нахиджеване по отношению к христианам царили коварство, агрессия, жестокость, безжалостность, бесчеловечность, свирепость, животные инстинкты, низменность помыслов, злодейство. И все это происходило и в годы Второй мировой войны, когда многие армяне находились на фронте. А также после ее окончания. А ведь все это зверство можно было остановить хотя бы сразу после войны. Ведь еще за два года до принятия вышеназванной Конвенции (9 декабря 1948 года) Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции (N96 от 11 декабря 1946 года) объявила, что геноцид является преступлением, противоречащим духу и целям ООН, и что цивилизованный мир осуждает его.» http://www.golosarmenii.am/article/47846/naxidzhevan—rodnoj-dom-armyan
«Отправляли официальное обращение к генеральному директору ЮНЕСКО
Фредерико Майору с настоятельным требованием создать международную
комиссию для спасения древнейших армянских нахиджеванских памятников
истории и культуры, в том числе (в первую очередь) истинные шедевры
мировой христианской храмовой архитектуры. И, конечно, глубоко сознавали, что надо требовать и действовать всем народом, всей Арменией, всем миром. Ибо речь действительно шла о геноциде.»
(в статье 20 раз повторяется термин «геноцид») «Нахиджеван — жертва
Геноцида», газета «Голос Армении», 3 октября 2016 г. http://www.golosarmenii.am/article/45661/naxidzhevan-%E2%80%93-zhertva-genocida-
One thought on “Культурный геноцид”