Международно-правовые аспекты признания независимости Республики Арцах, вопреки «заезжанному» принципу «территориальной целостности»
Габриелян Зограб Жораевич
Адвокат, член Президиума Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург»
Источник — сайт Ассоциации «АРМРОСС»
21 октября 2020 г.
На фоне развязанной Азербайджаном агрессии в отношении Арцахской Республики, вылившейся в полномасштабные боевые действия с 27 сентября 2020 г., «претендующие» на статус не локально-территориальной, а геополитической большой войны с вовлечением третьих стран, более актуальным становятся вопросы понимания причин и юридической платформы, которую Азербайджан «взял в руки как флаг» для начала войны пятого поколения в отношении состоявшейся как государство Республики Арцах (Нагорно-Карабахская Республика).
Как с позиции Азербайджана выглядит Нагорно-Карабахский конфликт? Азербайджан мотивирует свою позицию исключительно одним из принципов международного права о территориальной целостности государств. При этом, искажая эту норму международного права. До возникновения государства Азербайджан после распада СССР и до возникновения возможности для Азербайджана в целях разрешения конфликта применить «принцип территориальной целостности государства», у Нагорно-Карабахской Автономной области уже было реализовано право на самоопределение, на основании действующего в СССР Закона от 03.04.1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзных республик из СССР».
Иными словами, советское законодательство, согласно принятому 3 апреля 1990 г. закону «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзных республик из СССР», позволяло Нагорно-Карабахской автономной области самостоятельно принять решение о своей дальнейшей судьбе по результатам проведения на территории НКАО референдума.
Референдум о независимости Нагорно-Карабахской Республики — референдум по вопросу независимости Нагорного Карабаха от Азербайджана состоялся 10 декабря 1991 года. Проходил на территории бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области, прилегающего Шаумяновского района и части территории Ханларского района Азербайджанской ССР. За независимость республики проголосовало 99,98 % голосующих. Напомним, что на все времена существования Арцаха (Нагорного Карабаха) испокон веков эта земля преимущественно была заселена армянами (на момент референдума 1991 года армянское население НКАО составляло более 80 процентов).
Азербайджанская ССР формально оставалась в составе СССР (под юрисдикцией СССР) вплоть до его распада 26.12.1991 года, несмотря на то, что 30.08.1991 года была провозглашена независимость Азербайджана, в связи с тем, что Азербайджаном не были соблюдены процедуры, предусмотренные Законом СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзных республик из СССР» от 03.04.1993 года. Здесь речь идет в том числе о реализации волеизъявления народа НКАО отделяться от Азербайджанской ССР. Соответственно, при провозглашении Азербайджана как независимого государства в качестве субъекта международного права, НКАО уже не входила в административные границы независимого Азербайджана, следовательно, как де-факто, так и де-юре, Нагорно-Карабахская Республика, реализовав свое право на самоопределение, в момент создания независимого Азербайджана не являлась его частью. О какой территориальной целостности Азербайджансой республики тогда может идти речь?
Что касается соотношения двух так называемых принципов международного права: В статье 2 Устава ООН, принятого 26.06.1945 года, перечислены принципы, которые определяют достижение целей ООН (статья 1), основным из которых является поддержание международного мира и безопасности, и принимаемые с этой целью эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавление актов агрессии. Соответственно, все регламентированные принципы, в том числе так называемый принцип территориальной целостности, имеют своим назначением улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира. В этой связи очень важным является пункт 2 статьи 1 Устава ООН, который определяет отдельной целью ООН развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Получается, при тщательном анализе вышеуказанных международно-правовых норм, все принципы служат достижению целей ООН, одной из которых является уважение равноправия и самоопределения народов. И принцип уважения равноправия и самоопределения народов верховенствует над принципом территориальной целостности, как императивно сформулированная цель, преследуемая ООН.
Более того, в последующем Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о принципах международного права от 24.10.1970 года, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами. В этой Декларации принцип о территориальной целостности дословно сформулирован следующим образом: «принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, не совместимым с целями ООН».
Как мы видим, даже в формулировке данного принципа международного права имеется упоминание о воздержании угрозы силой или ее применения против территориальной целостности государства, не совместимого с целями ООН. Как уже указано выше, одной из главных целей является развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. То есть, получается, принцип территориальной целостности является производным от принципа самоопределения народов, и служит лишь для достижения этой цели.
А теперь перенесем эту аналитическую правовую конструкцию на противостояние принципа территориальной целостности независимого Азербайджана с правом народа Нагорного Карабаха на самоопределение в рамках независимого государства.
Итак, как было указано выше, при появлении нового субъекта международного права Азербайджанской Республики, Нагорно-Карабахская Республика не входила уже в состав независимого от СССР Азербайджана на основании реализации такого же права отделяться от Азербайджанской ССР, (как Азербайджанская ССР отделилась от СССР). Иными словами, напрашивается очевидный вывод, что Нагорный Карабах не имеет отношения к территории нынешней Азербайджанской Республики, так как Нагорный Карабах никогда не был частью независимого Азербайджана, также, как и не был частью Азербайджана и после распада СССР.
Поэтому независимость Арцаха никак не посягает на территориальную целостность Азербайджанской Республики. Тут мои оппоненты могут противопоставить точку зрения так называемому тезису «о признанных границах Азербайджана с включением Карабаха в его границы». В этой ситуации следует отметить, что в действительности данный вопрос является в настоящее время открытым для международного сообщества и будет решен только после международного признания однажды реализованного, но требующего международного признания права народа Нагорного Карабаха на свободное существование в рамках независимого государства.
Резюмируя анализ вышеуказанных международно-правовых норм, хочется констатировать, что в действительности, с точки зрения международного права никакого конфликта между принципом территориальной целостности государства и принципом признания права наций на самоопределение не существует. Прежде всего потому, что естественное право народа на самоопределение, то есть на свободное существование на земле его предков, по сути не требует отдельного признания (как например не требует отдельного признания естественное право человека на жизнь). Оно само по себе, а не принцип его признания, зафиксированного в пункте 2 статьи 1 Устава ООН и пактах по правам человека. Во-вторых, право народов на самоопределение — не политический принцип, а международно-правовая норма, чем и отличается от принципа территориальной целостности, которого, кстати, нет в Уставе ООН. А так называемые основополагающие производные документы ОБСЕ, где этот принцип сформулирован, в частности, в хельсинкском Заключительном акте, в вышеупомянутой декларации ООН от 24.10.1970 г, не являются юридическими документами. В данном случае речь идёт о разноуровневых и разнохарактерных институтах международного права, между которыми по сути нет противоречий. Право на самоопределение реализуется в отношениях между частью государства и целым, а принцип территориальной целостности связан с обязательствами между государствами не претендовать на территорию друг друга.
В настоящее время, в связи с тем, что Азербайджан развязанной с 27 сентября 2020 года агрессивной войной с Республикой Арцах, нападением на мирные города Арцаха, применив запрещенное оружие при непрерывных обстрелах гражданского населения, разрушив такие объекты гражданского назначения и культуры, как больницы, школы, церкви, сделал абсолютно все, чтобы указать всему миру на невозможность сосуществования в рамках одного государства с Нагорно-Карабахской Республикой (Республикой Арцах). Единственным возможным выходом из сложившейся ситуации является только международное признание независимости Нагорно-Карабахской Республики – Республики Арцах.
Эта информация в других ресурсах
One thought on “З. Габриелян о международно-правовых аспектах признания независимости Республики Арцах”