Эгине Налбандян (г. Лимасол, Кипр) написала в группе АрмПетербург в Фейсбуке о своём знакомом Вильяме Девлеткильдееве из г. Омска:
«У меня в друзьях замечательный человек, очень талантливый культуровед Вильям Девлеткильдеев. Он посвятил эту публикацию теме Геноцида армян в Турции…»
Приводим эту публикацию из источника, чтобы ознакомить с ней и с её автором больше людей.
Вильям Девлеткильдеев
Армения. Боль
2018 г.
Каждая нить, идущая через творчество- это прямое соединение с душой. Душа- вибрирующий прибор, улавливающий каждый случай, каждую ноту, каждый образ. Образы в моём творчестве- это что-то мистическое, даже для меня самого непонятное, но говорящее о вечном.
Когда я создаю картину- она в какой-то степени создаёт меня заново. Опять же через душу. И даже через мозг. Ведь мозг художника- это его же «работодатель». Он принимает вызовы окружающего мира, он принимает всё что есть вокруг- от мурлыканья кошки, до взрыва. Не только физического, но и морального, и даже исторического.
Монотипия для меня- особо важный творческий ритуал. Именно она имеет прямую связь с Богом, и она показывает своими формами, градациями, фактурой тот, самый сакральный, вечный и скрытый мир. Но этот мир может распознать… нет, далеко не мозг, а Душа художника.
Вот так и родилась моя небольшая работа, под названием «Армения.Боль». У неё есть ещё одно название- но оно второстепенное, находящееся под самой сутью работы- «Колючий Реквием». Именно под этим названием она есть в Интернете.
Создана она была в 2014 году. На монотипии проявился образ старца. Я долго не мог понять — в качестве кого он явился на моём листе? Пророк? Нет. Он не пророк, но что-то в глазах было особенное, скрытое, немного пророческое. Поэт? Или мифологический герой?… Я начал обрисовывать его, как бы вылепляя из вечности в наружность, словно скульптор. Но вместо резца у меня была кисть.
Одно время я часто слушал, да и иногда продолжаю слушать музыку армянского дудука. Преклоняюсь перед творчеством Дживана Гаспаряна. Вообще, армянский народ — особый народ. Он впитал в свои гены древнейшую культуру. У меня тесное общение и дружба с армянами. Начиная от Сетрака Анахасяна- друга семьи, с которым мой брат Роберт служил на корабле ЭМ «Благородный», до моих школьных друзей, с которыми я общаюсь, благодаря Сети — Гаянэ Микаелян и Ашот Никогосян. Они были эвакуированы из Спитака, который был разрушен сильнейшим землетрясением. Многих, оставшихся в живых, приютили города бывшего Советского Союза. Вот так я и сел за одну парту с Гаянэ.
Армения- духовная и литературная, музыкальная, художественная… Можно на ней как на драгоценном алмазе делать грань за гранью, и ни одна не будет лишняя. Для меня дороги имена поэтов Аветика Исаакяна, Ованеса Туманяна, музыканта, фольклориста и этнографа Комитаса…
А художники Мартирос Сарьян и Акоп Акопян в представлении не нуждаются. Они для меня -учителя. Именно их работы в юности заставляли подолгу смотреть на них и изучать.
«Армения.Боль» была создана в 2014-м году за год до печальной даты- той Боли армянского народа и Вечной скорби. Создана за несколько вечерних сеансов. Старик-армянин изображён за колючей проволокой. В 2015-м, год спустя после создания работы, армянский народ и весь цивилизованный мир оплакивал Геноцид. Было столетие Османского ига.Их нечеловеческие деяния так и будут вечно болеть в душах всех армян.
Мне бы очень хотелось изобразить вьющиеся ветви с нежными маленькими листочками, но каким-то провидением кисть превращала (и это под действием души!) в колючий забор, где старик , весь в скорби и печали пытается рассмотреть другую сторону мира, как бы унося взор за грань, в душу того кто смотрит.
Темпера и гуашь легли спокойными не пастозными мазками. Всё что мне удалось изобразить- я изобразил. Именно ту Боль, которая будет Вечно витать над армянским народом. В этом Пророке-Поэте-Мифологическом герое — реальный старик, претерпевший ужасы Османского зверства, где были убиты и изувечены его родные и близкие, дети… Этим стариком может быть каждый , и не только армянин- а тот, кто прочувствовал терроризм спустя столетие. Мир то в принципе не изменился. Изменились лица, скорость, духовные ценности. Но не дай Бог, чтобы такое даже намёком повторилось, и не созрело у кого-то в мозгах. Ни на малейшую сотую долю. А эта картина — мой скромный вклад в Память , которая общей молитвой будет непрерывно звучать в сердцах тех, кто это пережил, сквозь ДНК тех, кто родился позже, но потерял за этим символическим колючим забором своих родных.
Жизнь меняется, идёт огромными шагами вперёд. Лишь только Память может веками стоять на одном месте, и жить в душах, наполненными слезами.
Моя картина преподнесена мною в дар дорогому другу из Армении — музыковеду и композитору Лилит Умршатян выпускнице Ереванской Государственной Консерватории имени Комитаса.
Армянская икона
Посвящаю музыканту Лилит Умршатян и иконописцу Анне Малхасян
Все краски времени в себе одной тая,
Она своим присутствием спасает…
Армянская икона у меня —
Мой дом сама собой благословляет…
И сила времени в Её доске живёт
Как метроном забытого явления…
Молитву нежно ангел ей поёт —
Армения- ты колыбель спасения…
Всё ты перевидала на себе-
Потоки злости, веру в справедливость…
Извод твой — как предчувствие в судьбе,
Сжигает человеческую лживость…
Всё пред тобой — и древний Арарат,
И камни с недр святых Эчмиадзина….
И беззащитный детский кроткий взгляд,
Огонь очей, вершины горной льдина…
Просторы и ветра тебе поют-
Слагая песнь, во времена уносят…
И пусть ко мне с надеждой подойдут,
И об иконе этой тихо спросят…
А я скажу- есть жизненный магнит.
В нём есть друзья- к ним путь идёт сердечный…
Спасибо тебе, милая Лилит —
Подарок этот — самый безупречный…
Канонами- как вечною душой,
Написана армянская икона.
Она всё время рядом, предо мной —
Лик Божьей Матери на фоне небосклона…
И грусть на времена Ей все дана —
Она всего на свете насмотрелась…
И Геноцид, и голод, и война…
Она молитвой сильною согрелась….
И я свечу поставлю перед Ней,
Дудука звуки чувствуя душою…
Армянская икона-ты сильней,
Всех тех преград, что есть передо мною…
— — — — —
P.S. от Миабана
Вильям Девлеткильдеев живёт в Омске. Эгине Налбандян живёт в Кипре, но ранее училась в Северо-Осетинском госуниверситете им. К. Хетагурова. Коста Леванович Хетагуров (1859-1906) — основоположник осетинской литературы. В этом году у него 160-летний юбилей. Армянская община Санкт-Петербурга совместно с осетинской общиной и Российским творческим союзом работников культуры в октябре 2019 г. организует выставку работ художников, посвящённую юбилею. И не только потому, что Коста Хетагуров учился в Петербурге в Академии художеств.
В 2017 г. в Армении прошли Дни Осетии, и из России в Ереван впервые приехал епископ Владикавказский и Аланский Леонид, возглавивший открытое в 2016 г. Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Армении.
В феврале с.г. во Владикавказе торжественно открыли мемориальную доску М.Т. Лорис-Меликову 3 сентября представители армянской общины Петербурга участвовали в акции Памяти «Дети Беслана» у церкви Успения Пресвятой Богородицы. Символично, что на Пискарёвском кладбище мемориальные доски погибшим воинам армянам и осетинам стоят рядом. Однако мало кто знает, что дом Коста Хетагурова во Владикавказе стоит на Армянской улице и что во время Великой Отечественной войны жители Владикавказа разных национальностей и вероисповеданий собирались в единственном в то время действующем храме в городе – в Армянской церкви, чтобы встретить Святую Пасху и помолиться за победу в ВОВ.
…
К чему всё это? К тому, что Армянский мир очень большой. Будучи одной из первых цивилизаций на Земле, он объединяет лучших представителей разных народов, целые города и регионы. И описанное выше — один из многочисленных примеров: Омск-Кипр-Осетия-Петербург-Армения…