Текст выступления полковника запаса, ветерана ВС, педагога Санкт-Петербургского Кадетского военного корпуса (СПбКВК) Комиссарова Геннадия Алексеевича на видеоконференции — круглом столе «Огонь зажигается от огня».
Уважаемые участники круглого стола, представлюсь: Комиссаров Геннадий Алексеевич, полковник запаса, руководитель отдельной дисциплины дополнительного образования Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса.
Ранее, на протяжении 6 лет проходил службу преподавателем в Ломоносовском военном авиационно-техническом училище (ЛВАТУ). Уволился с действительной военной службы по достижению предельного возраста в 2008 году с должности начальника кафедры военно-транспортного университета. Всего прослужил в ВС 34 календарных года.
В настоящее время в запасе, но остаюсь в строю: работаю в СПбКВК, обучаю кадет – будущих защитников Отечества. Воспитанники Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса не только успешно овладевают знаниями по основным предметам обучения, получают практические навыки в системе дополнительного образования, но и под руководством воспитателей принимают активное участие по розыску останков погибших воинов во время Великой Отечественной войны, проводят архивно-исследовательскую работу, устанавливают личности погибших бойцов, организуют их перезахоронение.
Как известно, патриотизм не возникает на пустом месте, он прививается с рождения, культивируется и воспитывается на примерах. И эти примеры должны быть наглядными, чтобы каждый ребенок рос с мыслью, что он живет в великой стране с великой историей. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
В годину тяжелых испытаний для страны не было разделений по национальностям – все защищали свою Родину плечо к плечу и были русскими, как для союзников, так и для врагов, т.е. русские были объединяющей общностью для советских людей. После развала Советского Союза все республики, входившие в его состав, получили независимость, самостоятельно стали определять внешнюю и внутреннюю политику, векторы своего социально экономического развития. Тем не менее, у нас осталась общая история, общие победы на фронтах ВОВ.
Я думаю, что каждый из вас знает исключительное значение Ораниенбаумского плацдарма в обороне Ленинграда от фашистов, роль летчиков морской авиации по защите Балтийского неба, которые «уходили» на боевые задания с аэродрома в деревне Борки.
В этом строю был и сын армянского народа Герой Советского Союза Нельсон Степанян, который посмертно еще раз был удостоен этого высокого звания.
Ярким представителем другого поколения – детей фронтовиков является Герой России Анатолий Лебедь. Срочная служба в ВДВ, учеба в Ломоносовском ВАТУ, которое в то время дислоцировалось в Лебяжье, затем служба в армейской авиации, Афганистан. Далее защита интересов России в горячих точках в подразделениях специального назначения. Даже после тяжелого ранения и ампутации ступни, Анатолий остался в строю.
В Ломоносовском ВАТУ я проходил службу в должности преподавателя на цикле тактики и ОВД вместе с коллегами, которые учили Анатолия Лебедя военному делу. Это полковники в отставке: Глибченко Н.П., Сергеев С.А. подполковники в отставке Авдеев А.А., Баклашкин В.П., военный штурман 1-го класса Махнев В.А., военный летчик 1-го класса Костоусов А.Б. Все они хорошо помнят, буквально с первого курса, десантника Лебедя, который осознанно после срочной службы в ВДВ выбрал профессию Родину защищать. Все мы планируем быть на открытии памятников 21 августа в парадной форме с орденами и медалями.
Ломоносовское ВАТУ было сформировано в 1983 году на базе Учебного центра ВВС для подготовки борттехников вертолетов огневой поддержки МИ-24, которые активно использовались в Афганистане. Курсанты проходили практику на аэродроме вблизи с деревней Борки, с которого взлетали во время ВОВ самолеты для защиты Балтийского неба. Не вернулись из боевого задания на этот аэродром 1379 летчиков, в том числе 10 Героев Советского Союза. Они вместе со своими самолетами так и остались лежать на дне Балтийского моря.
Для увековечивания их памяти в деревне Борки сооружен мемориал, где на гранитных плитах высечены имена всех 1379 погибших летчиков, взлетевших и не вернувшихся обратно на свой аэродром в дер. Борки. Это самое большое воинское захоронение в Ленинградской области.
Для нас ветеранов стало традицией ежегодно собираться 8-го мая вместе с семьями на мемориале в Борках для возложения венков и цветов.
На фотографиях вы видите ветеранов морской авиации, в том числе двух генералов из военно-морской академии. Приходит почтить память героев и капитан 1-го ранга, кандидат технических наук Отец Валериан – он ранее преподавал в ВМУРЭ им. Попова, сейчас является настоятелем храма на территории этого военно-морского института. Было нам за честь постоять в одном строю и с Героем России, в то время главой Ломоносовского района, Полковниковым Дмитрием Александровичем.
В мае 2017 года, в одной из бесед с Дмитрием Александровичем я выразил сомнение, что все ли знают, особенно молодое поколение, в честь кого названы улицы в деревне Борки? Простые надписи на домах: улица Костылева, улица Павлова… А это — фамилии летчиков морской авиации, Героев Советского Союза, которые вместе с Нельсоном Степанянам дислоцировались в этой деревне и воевали в небе над Балтикой.
В городском поселке Лебяжье есть улица Степаняна, названная в честь прославленного летчика – штурмовика, дважды Героя Советского Союза Нельсона Степаняна. Вот на этой улице и находилось Ломоносовское ВАТУ. Будучи курсантом, Анатолий Лебедь ходил по этой улице, по ней делал утренние пробежки до Финского залива и обратно. На этой улице находится Лебяженский центр общего образования, на здании которого установлена памятная мраморная доска, посвященная Нельсону Степаняну, на которой, к сожалению, от времени пошли трещины.
Тогда, в 2017 году, Дмитрий Александрович Полковников развеял мои сомнения и других ветеранов: сказал, что директор Лебяженского Центра общего образования Шилякина Елена Степановна проводит большую работу по патриотическому воспитанию и увековечиванию памяти Героев, что силами педагогического коллектива и учеников восстанавливается школьный музей, в котором будет обязательно экспозиция о Нельсоне Степаняне и об Анатолии Лебеде. Пригласил нас на открытие его.
Школьный музей, благодаря стараниям директора школы, уже к осени 2017 года был воссоздан, заново были созданы прекрасные экспозиции о Нельсоне Степаняне и об Анатолии Лебеде. В каждом зале был экскурсовод – учащийся или учащаяся этой школы. Были увлекательные рассказы об истории родного края, Ораниенбаумском плацдарме, о подвигах защитников Балтийского неба, о «Русском Рэмбо» Анатолии Лебеде.
На открытии школьного музея присутствовали три Героя России: контр-адмирал В.Хмыров, глава Ломоносовского района Д.Полковников и капитан 1-го ранга Евгений Бодров. Всеволод Леонидович Хмыров назвал уникальной судьбу Героя России Анатолия Лебедя. Действительно, у этого Героя вся жизнь — это подвиг! Есть на кого равняться будущим защитникам Отечества.
Именно на открытии школьного музея в 2017 году директор Лебяженского Центра общего образования Шилякина Елена Степановна предложила увековечить память дважды Героя Советского Союза Нельсона Степаняна и Героя России Анатолия Лебедя, установив в г.п. Лебяжье в честь их бюсты. С тех пор много воды утекло: Дмитрий Александрович давно уже не глава Ломоносовского района, а Елена Степановна не директор Лебяженской школы. Возникли даже сомнения, что их идея так и останется только на словах, не претворенной в жизнь.
Дмитрий Александрович и Елена Степановна вместе уехали в город – герой Севастополь, но не отказались от своей идеи, приложили все усилия, чтобы их инициатива была реализована через проект «Аллея Российской Славы». Теперь мы видим наяву, как бюсты Героев в великолепном исполнении дополнили мемориал Защитников Балтийского неба в городском поселке Лебяжье.
Низкий поклон Дмитрию Александровичу и Елене Степановне Полковниковым! Хочется пожелать им благополучия и претворения в жизнь всех намеченных планов! Много трудностей им пришлось преодолеть для реализации этого замечательного проекта, за их огромный вклад в дело патриотического воспитания.
Они заслуживают награды!
Закончить свое выступление мне бы хотелось определением, что такое патриотизм.
«Патриотизм — это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества».