На вопросы отвечает востоковед, эксперт РСМД и Валдайского клуба, кандидат философских наук Константин Труевцев
-Константин Михайлович, кем и как сегодня разрабатывается курдская политика РФ, учитывая, что курды разделены между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией? И можно ли говорить о целенаправленной курдской политике РФ. Бывший министр ИД Турции, мой хороший знакомый, Яшар Якыш заявляет, что «ликвидация российского самолета Турцией сменила множество парадигм в отношениях между Москвой и Анкарой, однако новый подход Кремля в курдском вопросе станет самой большой головной болью турецкого руководства.
-У России добрые отношения с курдами, и российскую военную полицию в курдских поселениях встречают хорошо. Об этом заявил на заседании Совета по межнациональным отношениям в Нальчике президент РФ Владимир Путин. Россия не ограничена в своих контактах с курдами, не взирая на то, кому-то они нравятся, или нет. Так, турецкое издание Milliyet с «возмущение» сообщило, что в момент, когда в Москве проходили российско-турецкие межведомственные консультации, глава МИД России Сергей Лавров принимал представителей Демократического совета Сирии (ДСС), который в Анкаре считают «ответвлением террористической организации Рабочая партия Курдистана/РПК/, но которая активно поддерживается США», и турецкая делегация резко отреагировала на эту новость.. Более того, в Москве ДСС и Партия народной воли объявили о подписании меморандума о взаимопонимании с положениями, связанными с политической дорожной картой урегулирования сирийского кризиса в соответствии с резолюцией ООН 2254 и разработкой проекта сирийской Конституции. Обе стороны согласились, что «новая Сирия будет единой Сирией со всеми ее общинами, будет иметь демократическую Конституцию, которая обеспечивает передовую формулу взаимоотношений между децентрализацией, гарантирующей прямую власть народа, и централизацией в основных вопросах, таких как оборона и иностранные дела».
Я, будучи челноком между разными курдскими структурами прекрасно знаю ситуацию. В Сирийском Курдистане Демократический союз контролирует 75-80 процентов населения. Остальные несколько партий, входящие в Высший курдский совет, не представляют серьёзной силы. В Курдский национальный совет наряду с ДС входят ещё 14 партий. Среди них есть пробарзанистские, даже- протурецкие партии. И это симптоматично: история курдов печальна из-за их постоянных разногласий. Немаловажный фактор: неумение курдов трансформировать военные успехи в дипломатические.
-А пример Иракского Курдистана?
-Отдельной строкой стоит Иракский Курдистан, где беспрецедентная ситуация. По новой конституции область имеет статус широкой автономии (отчасти напоминающий положение члена конфедерации); де-факто полунезависим. Иракские курды частично выступают медиаторами шиитских организаций Ирака. Особо отмечу политику шиитского Ирана в курдском вопросе. Иранцы, будучи основными «кураторами» шиитов по всему миру, по отношению к курдам гораздо изощреннее. Они контактируют со всеми курдскими фракциями. Так, еще в октябре 2011 года состоялся визит в Тегеран лидера иракских курдов Масуда Барзани, в рамках которого прошла встреча с верховным руководителем Ирана аятоллой Сейидом Али Хаменеи. На встрече с Барзани духовный лидер ИРИ подчеркнул, что все народы должны сосуществовать в мире, а также то, что Иран будет способствовать поддержанию стабильности в регионе и единства Ирака. Барзани в свою очередь тогда охарактеризовал Иран как «дружественную страну». Или другой пример, та же курдская пешмерга и шиитские отряды «Хашд аш-Шааби” бок о бок воевали против ИГ.
-Какие задачи стоят перед курдами на данном этапе?
-Сейчас курды борются не за единое государство, а за автономию и права в рамках существующих. И в Сирии, и в Турции курды хотят получить статус самоуправляемого региона, схожий с тем, что имеют их соотечественники в Ираке, где по новой конституции была создана автономная область с широкими правами самоуправления.
-И в Турции?
-Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган утверждает, что курдские отряды в Сирии находятся под контролем РПК и, следовательно, являются террористами.
Однако эксперты считают, что курды Сирии не подчиняются руководству РПК, по меньшей мере напрямую.
Но многие эксперты считают, что ситуация в Сирии крайне сложная, ей невозможно управлять из убежищ в горах Кандиль на севере Ирака, где базируется руководство РПК. Само руководство “Отрядов народной самообороны” (YPG) — курдского ополчения, которое входит в состав курдско-сирийского альянса SDF и является его самым крупным подразделением, отвергает турецкие
обвинения в связях с РПК, которая с 1984 года борется за создание курдской автономии на юго-востоке Турции. Турция, США и некоторые страны ЕС признали РПК террористической организацией.
Турецкие власти опасаются, что сирийские курды, которые хотят добиться создания своей самоуправляемой территории внутри Сирии (наподобие Иракского Курдистана, который в Ираке имеет статус широкой автономии), вдохновят турецких курдов на создание аналогичной территории в Турции.
Кстати, Рабочая партия Курдистана в России не признана террористической, и на ситуацию можно распространить слова посла РФ в Израиле Викторова, сказанные по поводу палестинской организации, праявящей в секторе Газа: «мы в ХАМАС видим легального участника возможных переговоров», — пояснил дипломат, уточнив, что группировка «является политической силой в секторе Газа, и с этой точки зрения более продуктивно их вовлечь в процессы внутрипалестинского объединения.
Под контролем курдов оказались территории, населенные также арабами, туркоманами, ассирийцами и армянами, на которые претендуют неосманистские правители, во главе с Эрдоганом. Существующая сегодня автономная администрация Северо-Восточной Сирии мыслится курдами как представляющая все эти народы, а не только курдов.
В этой автономии каждый орган власти — от местных советов до руководителей территории — имеет двоих сопредседателей, один из этих постов обязательно занимает женщина. Во главе администрации сейчас стоят араб Мансур Селам и представляющая курдов Эльхам Эхмед.
Демократическая идеология сирийских курдов также предусматривает запрет многоженства на всей территории автономии; женщины также участвовали в боях против ИГИЛ. Они довольно успешно построили и политическую систему, и вооруженные силы. —
-Кто уполномочен вести переговоры с США и Россией?
-Переговоры от лица сирийских курдов с мировыми державами ведет генерал Мазлум Абди, командующий Демократическими силами Сирии (SDF) — объединенными силами, состоящими из курдов, арабов, ассирийцев и других народов северо-востока страны, которых вооружили и поддерживали США.
Абди — уроженец город Кобани на севере Сирии. Он проходил обучение в отрядах Рабочей партии Курдистана и был дружен с ее лидером Абдуллой Оджаланом.
Абди, командующий курдскими отрядами, ведет переговоры с мировыми державами
Это, правда, не помешало в свое время американским сенаторам Джону Маккейну и Линдси Грэму посещать освобожденные сирийские города в качестве гостей генерала Мазлума.
Именно из-за связей с РПК и Оджаланом Турция считает Абди террористом.
Это, правда, не помешало в свое время американским сенаторам Джону Маккейну и Линдси Грэму посещать освобожденные сирийские города в качестве гостей генерала Мазлума.
-Почему курды стали союзниками США, что, в конечном итоге оттолкнуло от них Россию?
16 октября 2019 года на пресс-конференции президент США Дональд Трамп дважды заявил, что курды умеют воевать. Это не миф. Действительно, коалиция под руководством США сделала ставку на курдов именно из-за их успехов в борьбе с ИГ. Американцы искали союзников для борьбы с террористами ИГ, которые могли бы взять на себя проведение наземной операции при воздушной поддержке США.
Курды оказались самой надежной и способной силой. Для курдских отрядов, у которых нет авиации и артиллерии, этот военный альянс имел в основном тактическое значение.
Именно курдские отряды были главной сухопутной силой коалиции, освободившей Ракку и выбившей боевиков «халифата» из Сирии.
Курды, все таки рассчитывают на поддержку России?
История отношений курдов с Россией восходит еще к дореволюционным временам — во время Первой мировой войны отряды из рода Барзани переходили на сторону русской императорской армии. В период советской оккупации Ирана во время Второй мировой войны была образована курдская Республика Мехабад, разгромленная иранским шахом в 1946 году, после ухода советских войск.
Командующий мехабадскими силами генерал Барзани смог эмигрировать в СССР, где жил до возвращения в Ирак в 1958 году. Его сын Масуд Барзани в 2005 году стал первым президентом автономного иракского Курдистана.
Когда я в 1986 году встречался с Масудом Барзани, он рассказывал, как вырос в Москве и играл в футбол с местными мальчишками.
Москва всегда поддерживала контакт с курдами. После вступления России в сирийский конфликт, российские дипломаты пытались убедить курдов и Дамаск, чтобы они пришли к согласию. Как мы уже видели, Москва поддерживает контакт с сопредседателями партии Демократической союз, которая является доминирующей в сирийском Курдистане и имеет поддержку больше 80% населения.
Однако у части российских военных было недоверие к курдам из-за их союза с США.
— К каким результатам стремится Турция, активно включившись в сирийский конфликт?
-Главная цель анонсированных Турцией разных операций, с “пацифистскими” названиями — оттеснить курдские отряды народной самообороны (YPG), которых Анкара считает террористами, подальше от своих границ.
Турецкие власти рассчитывают создать на территории северо-востока Сирии вдоль своих границ 32-километровую «зону безопасности», свободную от курдского ополчения.
В эту «безопасную зону» Анкара также рассчитывает переселить до 2 миллионов сирийских беженцев, которые сейчас проживают в Турции (всего в стране находятся порядка 3,6 млн беженцев, покинувших Сирию из-за гражданской войны, начавшейся в 2011 году).
Возглавляемые курдами Сирийские демократические силы (SDF), в которые входит ополчение YPG, неоднократно заявляли, что будут защищать свои территории, и что США покидают район, чтобы превратить его в зону боевых действий, создавая угрозу возрождения «Исламского государства» (террористическая группировка, запрещенная в России и других странах).
являются самой многочисленной частью Сирийских демократических сил (SDF)
Почему Турция хочет оттеснить сирийских курдов от своих границ?
Территория, на которой Турция хочет создать «безопасную зону», находится под контролем Отрядов народной самообороны (YPG) .
США поддерживают SDF, и YPG в том числе. При поддержке американцев курдско-сирийские силы разгромили ИГ на северо-востоке Сирии и теперь контролируют эту часть страны.
Несмотря на то, что Турция входила в состав возглавляемой США коалиции против ИГ, она неоднократно критиковала Вашингтон за поддержку SDF и пыталась помешать альянсу взять под контроль северную границу Сирии.
Кроме того, в начале 2018 года Турция начала операцию «Оливковая ветвь» в населенном преимущественно курдами районе Африн на западе Сирии. Целью операции было вытеснить из Африна курдские вооруженные формирования.
По данным базирующейся в Британии Сирийской обсерватории по правам человека, в результате боевых действий, продолжавщихся два месяца, были убиты 300 мирных жителей, 1500 курдских ополченцев, 400 бойцов из протурецких формирований и 45 турецких военных. По меньшей мере 137 тысяч мирных жителей были вынуждены покинуть свои дома.
В декабре 2018 года президент США Дональд Трамп объявил о разгроме ИГ в Сирии и о том, что отдал приказ немедленно начать вывод 2 тысяч американских военнослужащих, которые в Сирии оказывали помощь SDF.
Иностранные союзники США и некоторые высокопоставленные члены Республиканской партии назвали утверждение о разгроме ИГ преждевременным и выразили обеспокоенность о том, что может произойти с курдскими силами без защиты США.
Через несколько дней Трамп в своем «Твиттере» пообещал «разорить турецкую экономику» в случае, если турецкие силы нанесут удар по курдам. «Создайте 20-мильную (32 км — Би-би-си) безопасную зону» — посоветовал американский лидер Анкаре.
И хоть вывод американских военных был отложен, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ухватился за предложение Трампа и заявил о готовности турецких сил к созданию «безопасной зоны».
В августе прошлого года американские военные заявили, что согласовали с турецкой стороной основные принципы решения проблем турецкой безопасности, в том числе «механизм обеспечения безопасности» вдоль сирийско-турецкой границы (термин «безопасная зона» американские военные не упоминали).
Однако 6 октября Белый дом выпустил заявление о том, что США начинают вывод своих войск с севера Сирии до начала операции Турции.
«Вскоре турецкие силы начнут давно запланированную операцию на севере Сирии. Вооруженные силы США не будут поддерживать эту операцию и участвовать в ней. Силы США, разгромившие ИГ, более не будут находиться непосредственно в этом районе», — говорилось в заявлении Белого дома.
В нем также отмечалось, что теперь ответственность за всех боевиков ИГ, захваченных за последние два года в этом районе, будет нести Турция. В плену у SDF на данный момент находятся 12 тысяч человек, подозреваемых в принадлежности к ИГ.