Original text in English — www.NewEasternPolitics.com
Translated in Russian by «Miaban»
Статья 2014 года в День Первой Республики Армения 28 мая. Автор — публицист ряда газет в Ливане, общественный деятель Егия Тащян (Yeghia Tashjian).
Когда свободный бог в меня
Вдохнул дыханье человека
И бренному созданью дал
Дар кратковременного века, –
Я, бессловесное дитя,
Не зная горя и невзгоды,
Ручонки слабые простер
К видению свободы.
(из стихотворения Микаэла Налбандяна
«Свобода». Перевод В.Звягинцевой
в книге «М. Налбандян», 1967, с. 76 – 77)
Летом 2011 года моя детская мечта сбылась. Я стоял перед великим памятником, посвященным погибшим героям Армении. Именно здесь мои предки объявили о своей независимости 28 мая 1918 года, после 6 веков угнетения. Страна, которая когда-то была оккупирована как Османской империей, так и Российской империей, была восстановлена и вновь объединена.
Сегодня та восстановленная независимость Армении по-прежнему играет решающую роль в идентичности армянской диаспоры, поскольку она не только сформировала армянский патриотизм (национализм) современной эпохи, но и привела к принятию принципа национального самоопределения.
Вот как эта маленькая израненная нация проложила себе дорогу к независимости и государственности.
После того, как турецкие силы «преуспели» в резне армян в пределах своей империи, они отправили свои войска в Закавказье, чтобы уничтожить армян, живущих в восточном регионе их Родины. В 1917 году, когда началась большевистская революция, русские войска отступили, оставив армянский фронт без защиты от могущественной османской армии. В результате турецкие войска вновь оккупировали земли Западной Армении, которые были ранее освобождены русскими войсками. Обедневшие и голодные армянские беженцы бежали на единственную непокоренную землю: Восточную Армению. Именно тогда вновь возродился знаменитый армянский революционный лозунг «Свобода или смерть».
Турецкая армия перешла в наступление и начала оккупировать города, окружающие столицу Ереван, что вызвало у армян чувство подавленности. В результате Армянская Революционная Федерация Дашнакцутюн (АРФ-Д) выступила с инициативой, сформировав армянское ополчение или группу фидаи (бойцов добровольцев), которая защищала армянское гражданское население посредством вооруженного сопротивления.
Арам Манукян, глава военного совета в то время, выступил с речью и заявил: «Мы остались одни, но мы не покинем Ереван до последней капли нашей крови … сражаемся до смерти ». Крестьяне, священники, интеллектуалы, женщины, старики и добровольцы подняли оружие против турецкой армии. В легендарной битве при Сардарапате турки были побеждены. Около 30 000 турецких солдат были убиты; турки были отброшены назад.
После этого побежденный турецкий командир Вахиб-паша назвал армянских солдат «лучшими бойцами в мире».
28 мая 1918 года Национальный совет Армении объявил о рождении Демократической Республики Армения. Республика приняла трехцветный флаг (красный / синий / оранжевый); красная полоса символизировала кровь, голубая полоса — небо, а оранжевая полоса — землю.
[Комментарий от Миабан: Значения цветов флага интерпретируются по-разному. Например, красный символизирует кровь полутора миллионов армян, убитых во время Геноцида армян, синий — чистое армянское небо и оранжевый — мужество и храбрость армянского народа. Законом «О государственном флаге Республики Армения» утверждены следующие значения цветов:
«Красный цвет символизирует Армянское нагорье, борьбу армянского народа за выживание, христианскую веру, свободу и независимость Армении. Синий цвет символизирует волю народа жить под мирным небом. Оранжевый цвет обозначает талантливость и трудоспособность народа Армении»]
Празднование первой годовщины независимости 28 мая 1919 г.
Впоследствии общенациональные выборы проводились на основе всеобщего избирательного права, и было сформировано правительство. Армяне веками мечтали о независимости, и их мечта наконец сбылась.
Но почему армяне все ещё празднуют первую независимость Армении?
Победа 28 мая и недолгая независимость Первой Республики Армении вдохновили современный армянский патриотизм (национализм), подобно тому, как празднования Хаб Ниссан у ассирийцев или Новруз у курдов повлияли на современный ассирийский и курдский национализм. Армянское политическое мышление перешло от борьбы за национальное освобождение к построению армянской государственности.
В 1919 году на 9-м Всемирном конгрессе АРФ обнародовала свою цель создать «Свободную, Независимую и Объединённую Армению», которая включала оккупированные Турцией армянские территории (Западная Армения). Однако 29 ноября 1920 года власть в Армении была передана большевикам, и страна стала советской республикой.
После советизации Армении большинство ливанских армян не признало Советскую Армянскую Республику, и во время торжеств или культурных мероприятий вместо флага Советской Армении поднимался трехцветный армянский флаг. Таким образом, армянский трехцветный флаг и торжества 28 мая стали [Миабан: для многих армян Диаспоры] символом борьбы не только против Турции, но и против Советской Республики. Сегодня в Ливане армянские культурные и политические институты поднимают армянский флаг вместе с ливанским флагом, не как символ разделенной лояльности, но чтобы продемонстрировать национальную идентичность этих институтов.
По многим причинам ливанские армяне посвящают целую неделю празднованию Дню первой независимости Армении. Многие утверждают, что если бы армяне тогда не победили турок и не обрели независимость, Армения была бы стерта с лица земли. Таким образом, они стали бы «людьми без земли» (без Родины). Ливанские армяне и армянская диаспора также утверждают, что нынешняя третья Республика Армения имеет право на территориальные права Первой Республики Армения, как указано в Севрском мирном договоре. Наконец, празднование первой независимости помогает ливанским армянам сохранить свою этнополитическую идентичность и поддерживает их надежды и мечты о лучшем будущем для Армении.
Настойчивость армян показала, что малые народы могут контролировать свою судьбу и без помощи крупных иностранных держав. Объединенная нация намного сильнее, чем разделенная. Поэтому я считаю, что малые нации должны рассчитывать только на свои собственные силы. Когда дело доходит до борьбы за национальное освобождение, та нация, которая объединена и решительна, способна победить любую враждебную силу.
Эта статья перед публикацией на сайте www.NewEasternPolitics.com была опубликована на сайте NOWLebanon