Материал предоставлен Арменом Меружаняном.
Внизу информация о следующих лицах:
АГАЛЯН Фрейдун Яковлевич
АГАРОНЯН Григор Петросович
АГАЯН Газарос Стефаносович
КОТЬЯНЦ Геворк Вартанович
МЕЛИК-ПАШАЕВ Александр Шамильевич
САРГСЯН Хорен Саргисович
САРКИСОВ Владимир Степанович
САРКИСЯН Газарос Акопович
СЮНИ МИРЗАЯН Григор Ованесович
ТЕРТЕРЯН Арсен Арутюнович
ШАХНАЗАРЯН Аслан Мирзоевич
АГАЛЯН Фрейдун Яковлевич
/Акобович/
21 ноября 1876, Шуши, Нагорный Карабах – 1 февраля 1944, Ереван
Архитектор, инженер.
Окончил Шушинское реальное училище, а в 1903 г. – архитектурное отделение Петербургского института гражданских инженеров.
В 1903–11 служил заместителем городского инженера Баку, спроектировал ряд общественных зданий. В 1911–16 занимался частной практикой в Баку, Армавире, Кисловодске, Грозном, Кизляре. Преподавал в индустриальном техникуме и политехгическом институте в Баку (1917–21).
В 1922 переехал в Ереван, работал в Наркомате здравоохранения санитарным инженером, преподавал архитектуру (1922–29 и 1936–44). С 1929 работал в «Сельхозстрое», затем в «Канакерстрое». В 1930–37 заведовал отделом архитектуры в Канакерском районе; преподавал в Ереванском индустриальном техникуме, Ереванском университете и Политехническом институте.
По его проектам построены в Баку железнодорожные мосты, гимназия, родильный дом, сбербанк, Дом рабочих, казначейство, казённая палата, многоэтажные жилые дома; в Кизляре – амбулатория и больница; в Армавире – армянская церковь, в Кисловодске – дома отдыха; в Грозном – многоэтажный жилой дом, торговый дом, мосты через реку Сунжу.
АГАРОНЯН Григор Петросович
24 февраля 1896, г. Шуши, Нагорный Карабах – 17 июля 1980, Ереван
Скульптор.
Окончив бакинкое техническое училище, переехал в Петроград. В 1915, проучившись год в Академии художеств (мастерская Роберта Баха), был призван в действующую армию, участвовал в Первой мировой войне.
После Октябрьской революции участвовал в основании первого во Владикавказе художественного училища (1920), где до 1922 преподавал скульптуру, после чего эмигрировал в Болгарию. В 1923 окончил скульптурное отделение Софийской Академии художеств. Некоторое время жил в Париже, изучал художественное наследие европейских мастеров, работал в мастерской Акоба Гюрджяна. Вернувшись в Болгарию, работал учителем рисования в Дупнице, являлся председателем Общества русских художников в Болгарии.
В 1946 репатриировал в Армению, заведовал кафедрой скульптуры Ереванского Художественно-театрального института, стал членом Союза художников СССР. Создавал образы видных исторических деятелей и современников. Среди значимых скульптур Агароняна – образы Акоба Мегапарта, Степана Шаумяна, Александра Мясникяна, Дереника Демирчяна, Пейо Яворова, Пушкина и Чехова.
АГАЯН Газарос Стефаносович
16 апреля 1840, с. Болнис-Хачен (ныне г. Болнис), Грузия – 3 июля 1911, Тифлис
Поэт, прозаик, переводчик, собиратель памятников народного творчества. Просветитель, основатель армянской школы педагогики как науки и армянской детской литературы как самостоятельного профессионального жанра. Общественный деятель.
Получив начальное образование в селе Шамшулда, в 1853 поступил в семинарию «Нерсисян» в Тифлисе, но вынужден был бросить учебу.
Работал наборщиком в тифлисской типографии Энфиаджяна, затем, влекомый желанием продолжать учебу, уехал в Москву и в 1862–67 работал в типографии Лазаревского института восточных языков. Стал вольнослушателем Московского университета, затем перевелся в Петербургский университет, где штудировал русскую и европейскую классическую литературу и педагогику. Работал в типографии Академии наук. В Петербурге создал автобиографический роман «Арутюн и Манвел» (1865), в котором прозвучал резкий протест против религиозного фанатизма, невежества и отсталости. В романе «Две сестры» отразил социальные противоречия в современной ему армянской деревне.
Пел в хоре церкви Св. Екатерины.
В 1867, переехав в Армению, стал управляющим типографии Эчмиадзинского католикосата, затем два года редактировал официальный орган католикосата – ежемесячный журнал «Арарат».
С 1870 занимался преподавательской деятельностью в школах Александрополя, Эривани, Шуши и Ахалциха, был инспектором армянских школ Грузии и Имеретии. Выступал за демократизацию образования, требовал освобождения школы от влияния духовенства и передачи ее в руки народа. К данному периоду деятельности Агаяна относится составление им учебников армянского языка, среди которых – «Изучение родного языка» (1875), служившее наиболее распространенным пособием более 40 лет.
В дальнейшем работал в редакции журнала «Пордз» (Опыт), участвовал в редактировании детского иллюстрированного ежемесячного журнала «Ахбюр» (Родник). Создал популярные сказки «Анаит», «Арегназан», «Сказки бабушки Гюльназ» и др., а также поэмы, среди которых выделяется «Торг-Ангех». Переводил сочинения Пушкина и Крылова.
В 1895 был арестован как член социал-демократической партии «Гнчак» («Колокол»), выслан в Нор-Нахиджеван, затем в Крым (1898–1900) и до конца жизни находился под надзором жандармерии.
Похоронен в пантеоне видных армянских деятелей в армянском монастыре Ходживанк в Тифлисе.
КОТЬЯНЦ Геворк Вартанович
12 ноября 1906, Шуши, Арцах – 28 августа 1996, Санкт-Петербург
Художник, мастер декоративного натюрморта, представитель ленинградской школы живописи.
Родился в семье ремесленника-ювелира. В 1909 переехал в Пятигорск, где в 1927–29 занимался в частной студии, изучал творчество мастеров прошлого, писал с натуры, пробовал себя в жанре историко-революционной картины, участвовал в художественных выставках.
В 1934–35 занимался на Высших курсах повышения квалификации художников в Ленинграде, получил вторую премию Всероссийской Академии художеств. В 1936–39 работал в Ленинградском городском комитете художников. После финской кампании (1940) вернулся к творческой работе, вступил в Союз художников России.
С первых дней Великой Отечественной войны воевал на Ленинградском фронте, был санитаром-носильщиком. Был тяжело ранен под Невской Дубровкой в 1941 г. После демобилизации в 1945 вернулся в Ленинград, преподавал в Таврическом художественно-педагогическом училище (с 1992 года – Санкт-Петербургское художественное училище им. Рериха).
В 1979 в Ленинграде и в 1985 в Москве прошли его персональные выставки. В 90-х участвовал в выставках и аукционах русской живописи в Италии, Англии, Франции, Германии.
Произведения находятся в художественных музеях и многочисленных частных собраниях в России, Франции, Италии, США и других странах.
Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги».
МЕЛИК-ПАШАЕВ Александр Шамильевич
/Мелик-Пашаян/
23 октября 1905, Тифлис /по другим источникам – пос. Шулавер, Грузия/ – 18 июня 1964, Москва
Выдающийся дирижер, пианист. Блестящий интерпретатор мировой музыкальной классики. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937), Народный артист РСФСР (1947), Народный артист СССР (1951). Лауреат Государственной премии СССР (1942, 1943).
Родился в семье шушинца. Получил домашнее музыкальное образование, обучался игре на фортепиано.
Окончил вечернюю смену реального училища.
С 1921 работал пианистом-концертмейстером в Тифлисском оперном театре, имел большой успех. В 1923 там же дебютировал как дирижер в опере Долидзе «Лейла» и после этого дирижировал классическими операми.
Уже получив широкую известность, поступил в Ленинградскую консерваторию, занимался теоретическими дисциплинами у Xристофора Кушнарева (см.) и в 1930, всего за два года, окончил ее по классу симфонического дирижирования Гаука.
С 1931 работал дирижером в Большом театре СССР, в 1953–62 был его главным дирижером. В число лучших спектаклей, осуществленных Мелик-Пашаевым, входят «Аида» Верди, «Руслан и Людмила» Глинки, «Пиковая дама» и «Черевички» Чайковского, «Война и мир» Прокофьева, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, др.
Симфонический репертуар дирижера включал монументальные произведения Бетховена и Верди, Шуберта и Брамса, Чайковского и Римского-Корсакова, Шостаковича, др.
САРГСЯН Хорен Саргисович
2 декабря 1891, Шуши, Арцах – 1970
Литературовед, доктор филологических наук, профессор (1967). Заслуженный деятель науки Армянской ССР.
В 1917 окончил историко-филологический факультет Петроградского университета.
В 1930–46 преподавал в Ереванском университете.
В 1943–47 работал директором Института литературы АН Армянской ССР.
Автор работ о творчестве Терьяна, Шанта, Зорьяна, Саят-Новы.
САРКИСОВ Владимир Степанович
/Саргсян Вардан Степанович/
8 марта 1875, Шуши, Карабах – 29 марта 1955, Баку
Архитектор. Президент Союза архитекторов Азербайджана. Профессор (1931). Заслуженный деятель науки (1941).
Начальное образование получил в Шуши. Затем был отправлен в Тифлис и в 1894 окончил с отличием реальную гимназию.
В 1899 окончил архитектурный факультет Петербургского института гражданских инженеров. Был сокурсником Николая Баева (см.).
В 1901 переехал в Москву. До 1905 г. состоял сверхштатным техником СО МГП и техником-архитектором при Тюремном отделении МГП. Тогда же в Москве началась его педагогическая карьера.
Принимал участие в проектировании и сооружении гостиницы «Метрополь» и Политехнического музея.
С 1907 жил в Баку, где построил ряд общественных (Бакинская партшкола, Дом композиторов) и жилых зданий (на улицах Красноводской, Николаевской, Хагани /бывшая Молоканская/, доходные дома бакинского купечества. Преподавал в Бакинском строительном институте, заведовал кафедрой.
Когда в 20-х гг. в Баку был открыт строительный институт, Саркисов был приглашен в качестве лектора, а также занимал должность заведующего кафедрой. В 1932 стал председателем Союза архитекторов Азербайджана.
Одним из его учеников был знаменитый архитектор Мартин Товмасян.
Похоронен на бакинском христианско-еврейском кладбище, которое распоряжением правительства Азербайджана было полностью срыто в 2007.
САРКИСЯН Газарос Акопович
/Лазарь/
18 марта 1874, Шуши – ?
Архитектор.
В Шуши закончил реальное училище.
В 1895 поступил на архитектурное отделение Института гражданских инженеров в Петербурге. В 1900 году закончил институт, получив специальность архитектор-строитель, и в том же году уехал в Тифлис.
В 1902 принял участие в конкурсе на лучший проект Народного Дома Зубалова (театр им. Марджанишвили), где его эскиз был удостоен 2-й премии.
В 1917–24 в должности профессора преподавал теоретические предметы и вел курсовое и дипломное проектирование на архитектурном факультете Тифлисской академии художеств. Воспитал плеяду грузинских архитекторов и проектировщиков, называвших его «отцом грузинской архитектуры».
Один из первооткрывателей стиля модерн в Тифлисе. Среди его проектов выделяются Народный театр Зубалова, здание Офицерского общества (ныне ТВС-банк), Торговые ряды Манташева на ул. Армянский базар, Манташевское торговое училище на ул. Бебутовская (впоследствии школа № 43), жилой и доходный дома Манташева (ул. Галактиона 3/5, Михайловский пр. 27), жилой и доходный дом промышленников Анановых (ул.Грибоедова, 13), дом купца Калантарова на углу улиц Паскевича и Бебутовской.
В 1924 году переехал в Армению, где стал автором проектов многих крупных промышленных объектов, жилых домов, школ, больниц и административных зданий. Один из самых активных участников застройки Ленинакана (Гюмри).
СЮНИ МИРЗАЯН Григор Ованесович
10 сентября 1876, с. Кедабек – 1939, Филадельфия, США
Композитор, общественный деятель. Автор хоровых работ, песен, опер, оркестровых и инструментальных работ, маршей и патриотических гимнов. Собиратель армянских народных песен.
Происходил из рода армянских меликов Сюника. Был пятнадцатым ребенком певца и художника-миниатюриста Ованнеса Варандеци, внуком ашуга Мелика Ованнеса Мирзабекяна-Сюни (ашуг Теймур).
Детство прошло в Шуши – столице Карабаха. В 1895 г. окончил духовную семинарию «Геворгян» Эчмиадзинского католикосата, где его учителем музыки был Христофор Кара-Мурза. Тесно сотрудничал с композитором Комитасом, с которым его связывала учеба в семинарии и личная дружба.
В 1898 г. поступил в Санкт-Петербургскую Государственную консерваторию, учился у Римского-Корсакова, Глазунова и Лядова. В консерваторские годы создал свои первые фуги. Параллельно с учебой с 1899 г. руководил хором армянской церкви Св. Екатерины.
После окончания консерватории вернулся в Армению, посвятил себя поиску, записи и обработке народных песен, в 1904 г. выпустил свой первый этнографический сборник. С началом Первой мировой войны покинул Армению и переехал в Россию, затем переселился в Грузию, где руководил симфоническим оркестром и основал Общество теоретиков армянской музыки. В 1922 г. эмигрировал в Константинополь, передав личный архив своему другу поэту Ованнесу Туманяну.
Через год уехал в США, призывал к дружбе с Советским Союзом, по мере сил помогал музыкантам Армении. Основал «Музыкальное общество американских армян», руководил церковными хорами в Бостоне и Калифорнии. В 1925 г. получил первый приз на Международном конкурсе этнической музыки; в 1935 г. – на Экспозиционном конкурсе в Чикаго. В 1930 г. в Филадельфии прошла постановка написанной Сюни Мирзаяном на восточные и армянские темы детской оперы «Борьба и жертвенность», всеми участниками которой выступили дети. В 1935 г. в США и Армении отпраздновали 40-летие музыкального дебюта Сюни, были изданы пластинки с записями его песен. Друзья призывали его вернуться в Армению и возглавить Национальную консерваторию. Желая вернуться на родину, Сюни вышел из дашнакской партии и вступил в компартию, за что был отвергнут большей частью эмиграции – церковными кругами и дашнакскими кругами. Однако публичная критика Сталина в 1937 г. перечеркнула планы Сюни, а его произведения запретили в СССР.
Сын композитора Гурген Сюни (1910–1995) около сорока лет занимался в США популяризацией армянской музыки. В 1940 г., после смерти Григора Сюни, его дети и ученики опубликовали четыре сборника маэстро под названием «Букет армянских песен».
ТЕРТЕРЯН Арсен Арутюнович
20 декабря 1882, г. Шуши, Нагорный Карабах – 6 октября 1953, Ереван
Видный литературовед, профессор Ереванского университета (1929), доктор филологических наук (1943), действительный член Академии наук Армянской ССР (1943). Заслуженный деятель науки Армянской ССР (1940).
Окончил духовную семинарию в Шуши (1902), затем духовную семинарию «Геворгян» Эчмиадзинского католикосата (1905), учился в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте (1907–1909), где освоил психологический метод литературного исследования. В дальнейшем отошел от психологического метода, взял за основу метод социологический.
Явился одним из основоположников и первых преподавателей Ереванского государственного университета (1921), с 1929 и до конца жизни заведовал кафедрой истории армянской литературы. Параллельно преподавал в Армянском Педагогическом институте им. Абовяна.
Основные труды Тертеряна посвящены закономерностям развития армянской литературы и эстетики, литературно-критической мысли ХIХ – начала ХХ вв., литературным течениям, вопросам истории русской литературы и критики, связей армянской и русской литератур. Внес весомый вклад в подготовку и воспитание литературоведческих кадров в Армении, в развитие терминологии армянского литературоведения.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
ШАХНАЗАРЯН Аслан Мирзоевич
15 января 1877, с. Кюратаг Гадрутского района в Арцахе – 17 мая 1955, Ереван
Известный историк, педагог, популяризатор науки. Кандидат исторических наук.
Учился в Шушинской епархиальной духовной школе, после чего поступил в духовную семинарию «Геворгян» Эчмиадзинского католикосата, после окончания которой был оставлен преподавать там же.
В 1904 г. поступил на факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1910 г. Прожив еще четыре года в столице империи, переехал в Тифлис, где до 1918 г. преподавал в местной армянской семинарии «Нерсисян», после чего стал инспектором тифлисской женской гимназии «Гукасян».
В 1920 г. переехал в Армению, где в Сюнике под руководством Гарегина Нждэ противостоял турецко-азербайджанской агрессии и после советизации региона ушел в Иран, где попросил политического убежища. До 1925 г. возглавлял армянскую школу в Тегеране, затем работал в местной советской русской школе, после чего был назначен директором армянской школы в Исфагане. В 1932–1933 гг. работал в советском торговом представительстве в Тегеране; добился разрешения вернуться на родину и работал в Ереванском Государственном музее истории, где до конца жизни возглавлял отдел археологии и позже – отдел нумизматики. Параллельно преподавал в Ереванском Государственном университете, Ереванском Политехническом институте, а с 1948 – в возобновившей свою деятельность Эчмиадзинской семинарии «Геворгян».