Глава книги В. Гуркина «Улетевшие в небеса» (стр. 87-).
Я тебя никогда не увижу,
Близорукое армянское небо,
И уже не взгляну прищурясь
На дорожный шатер Арарата,
И уже никогда не раскрою
В библиотеке авторов гончарных
Прекрасной земли пустотелую книгу,
По которой учились первые люди.
О. Мандельштам
РОДИНА ПРИНИМАЕТ ГЕРОЯ
14 марта 1943 года Нельсон прилетел из Ленинграда в Баку. Для Нельсона Баку был не чужой город, ведь он прожил здесь более 5 лет сначала учился в военной школе, затем, после её закрытия, поступил на нефтеперегонный завод им. Сталина в качестве рабочего, через 3 месяца сдал на слесаря и работал слесарем до ноября 1933 г. Партийное руководство республики организовало герою торжественную встречу. Был созван общегородской митинг нефтяников, на котором «тов. Степанян рассказал собравшимся о героических подвигах на фронте обороны Ленинграда».
Как писала тогда газета «Бакинский рабочий»: «Бакинцы навсегда запомнят эту необычайную встречу. На нефтеперегонный завод приехал прославленный лётчик Краснознаменной Балтики, Герой Советского Союза гвардии капитан Нельсон Степанян. Получив краткосрочный отпуск, он прилетел из Ленинграда в родной Баку, чтобы встретиться с друзьями и товарищами, с рабочими родного завода.
Нельсон Степанян воспитанник коллектива нефтеперегонного завода. На этом заводе он долгие годы работал слесарем. Здесь он вступил в ряды комсомола, стал коммунистом. Партийная и комсомольская организации Шаумянского района воспитывали его, помогли поступить в авиационное училище, стать лётчиком, о чём он мечтал ещё в юношеские годы.
Когда из родного завода Степанян уехал на учёбу, товарищи по работе сказали ему: «Смотри, Нельсон, держи высоко честь нашего завода, звание бакинца, оправдай наше доверие». (Бакинский рабочий. 4 марта 1943 г. Цит. по: Дважды Герой Советского Союза Нельсон Степанян. Сб. документов и материалов, под ред. Аш. Арутюняна, Ереван, 1968. С. 144-148.)
… Ещё до начала торжественной встречи Нельсон Степанян посетил завод, побывал в первом цеху, где он работал слесарем, тепло беседовал с директором завода т. Шелконоговым, со старыми рабочими, ознакомился с работой операторов Дадашева и Алиева, Малышевой и Ивашкиной, токарей Боскова, Шулитова и других. () Вечером, после посещения завода, рабочие собрались на торжественную встречу. Нефтеперегонщики тепло встретили своего воспитанника бесстрашного защитника Родины Нельсона Степаняна. После вступительной речи секретаря парторганизации завода тов. Ашумова слово было предоставлено Герою Советского Союза Нельсону Степаняну. () Тёплая, дружеская встреча отважного лётчика с нефтеперегонщиками вылилась в яркую демонстрацию боевого содружества фронта и тыла, нерушимой дружбы советских народов.
Нельсон Степанян называет имена боевых товарищей, доблестных сынов азербайджанского народа бакинцев лётчиков-истребителей Самедова, Багирова, Цыганова, которые с первых дней Отечественной войны вместе со Степаняном беспощадно уничтожают врага… Гвардии лётчик-истребитель, дважды орденоносец Гусейн Багиров не раз сопровождал меня при штурмовке вражеских объектов и всегда выходил из боя победителем, рассказывает Нельсон Степанян. Эта боевая нерушимая дружба наших лётчиков является грозой для немецких захватчиков. Она сделала нас непобедимыми. () В своих выступлениях рабочие и работницы завода тт. Осипов, Мадатов, Назиров, Саркисов, Черноморцева, Касницкая, Махмурова и другие поклялись, не щадя сил, трудиться для фронта, всемерно увеличить производство горючего для Красной Армии. На вечере выступил также секретарь Шаумянского райкома КП(б) Азербайджана тов. Шихи-заде. Он приветствовал отважного лётчика Нельсона Степаняна и призвал нефтеперегонщиков работать в тылу так, как красные воины громят врага на фронте. В конце торжественной встречи коллектив и комсомольская организация завода преподнесли Герою Советского Союза Нельсону Степаняну цветы и ценные подарки.
Вся эта теплая, дружеская встреча рабочих завода с Героем Советского Союза Нельсоном Степаняном была запечатлена на плёнке кинооператорами.
Торжественная встреча с Героем Советского Союза Н. Степаняном состоялась и на ряде других предприятий Шаумянского района на заводе, где директором тов. Мысев, во Дворце культуры и др.»2 .
В тот же день Нельсон побывал в селе Маштаг, где встретился с отцом своего боевого друга, лётчика-истребителя Гусейна Багирова и передал обрадованному отцу привет от его геройского сына.
На следующий день он выехал в Тбилиси и затем в Ленинакан. Вот одна из статей того времени, где описывается момент встречи с земляками.
«Вчера утром трудящиеся города Ленинакана с огромной радостью встретили Героя Советского Союза, славного сына армянского народа Нельсона Степаняна.
На вокзале в честь героя стихийно возник митинг, где трудящиеся радостными возгласами выражали свою любовь храброму сыну армянского народа.
Вечером в большом зале заседаний горсовета состоялась встреча героя с трудящимися города. Тов. Степанян рассказал собравшимся эпизоды Отечественной войны и о своих подвигах на боевом фронте защиты великого города Ленина.
Героя Советского Союза от имени трудящихся города горячо приветствовали товарищи А. Савоян, А. Овсепян, Ов. Багдасарян и М. Геворкян. Созванное в честь героя собрание вылилось в могучую патриотическую демонстрацию.
В этот же день Н. Степанян встретился с рабочими текстильного комбината и железной дороги. Стахановцы текстиля горячо поздравили своего любимого земляка с боевыми подвигами.
Сегодня утренним поездом тов. Н. Степанян выехал в Ереван». (Газета «Коммунист» от 21 марта 1943 г. Цит. по: Дважды Герой Советского Союза Нельсон Степанян. Сб. документов и материалов, под ред. Аш. Арутюняна. Ереван, 1968. С. 151)
Статья в газете «Банвор» дополняет: «Вечером тов. Степанян был в государственном драматическом театре, посмотрел пьесу «Русские люди» и имел беседу с артистами театра».
В этом же номере «Банвор» было опубликовано Обращение Нельсона Степаняна к трудящимся Ленинакана: «Народы Советского Союза ведут справедливую Отечественную войну против коварного и подлого врага немецко-фашистских захватчиков. Бойцы Красной Армии и Военно-Морского Флота уничтожают врага, освобождая нашу родную землю от фашистской нечисти.
В рядах бойцов Красной Армии мужественно сражаются и сыны армянского народа. На подступах к городу Ленина, защищая прекрасный и героический Ленинград, сражаясь на побережье Чёрного моря, в степях Украины мы, бойцы-армяне, знаем, что этим отстаиваем нашу мать Армению, её честь и свободу, приобретённые ею благодаря Коммунистической партии.
Советское правительство, оценив мои боевые заслуги в борьбе против врага, присвоило мне звание Героя Советского Союза. Эту честь я полностью отношу армянскому народу, который призывает своих сынов, бьющихся на поле брани, мстить, жестоко мстить кровавым врагам советских народов немецким захватчикам.
Я всегда помню эти слова моего народа и свято выполняю его наказ. Я вновь на своей родине в солнечной Армении.
Находясь в Ленинакане, пользуюсь случаем через газету «Банвор» выразить свой боевой привет трудящимся Ленинакана и пожелать им новых успехов в их самоотверженной работе для фронта.
Герой Советского Союза, гвардии капитан Н. Степанян». (Газета «Банвор» от 21 марта 1943 г. Цит. по: Дважды Герой Советского Союза Нельсон Степанян. Сб. документов и материалов, под ред. Аш. Арутюняна. Ереван, 1968. С. 153-154.)
Встреча в Ереване превзошла по масштабности все предыдущие. О том, как встречали Нельсона в родном городе, мы можем судить по кадрам хроники того времени и тем небольшим статьям, которые появились в печати.
Вообще был удивительный подъём всего общества. Вот одна из таких историй, которая помогает понять, что дух борьбы за победу над врагом был необычайно силен во всех городах и селах Армении, несмотря на то, что военных действий не проходило на территории Закавказья.
Семья Ерема Аракеляна чудом спаслась, как и многие тысячи армянских семей от ужасов геноцида, развязанного турками в Западной Армении в ходе первой мировой войны.
Они жили в селе Нор Кянк (Новая жизнь) Артикского района. Ерем очень хотел, чтобы его взяли на фронт, но из-за болезни сердца ему отказали. В 1942 году в газетах появилось сообщение об инициативе саратовского крестьянина Ферапонта Головатого, который на собранные 100 тысяч рублей купил самолёт и передал его Красной Армии, заявив при этом:
«Пусть моя боевая машина громит немецких захватчиков, пусть она несёт смерть тем, кто издевается над нашими братьями, невинными советскими людьми. Сотни эскадрилий боевых самолётов, построенные на личные сбережения колхозников, помогут нашей Красной Армии быстрее очистить нашу священную землю от немецких захватчиков». Тогда и Ерем решил собрать деньги и таким образом внести свой вклад в разгром врага. Он продал все семейные драгоценности, собственный дом и переехал с семьёй в красный уголок в сельсовете, собрал необходимую сумму. Получилось два мешка денег. При этом в доме не оставалось ни копейки. В семье у Ерема был маленький ребёнок, и жена решила взять потихоньку из мешка одну бумажку 10 рублей, чтобы купить хотя бы сахар к чаю. Ведь что такое одна бумажка, когда стоят два мешка. Но Ерем перед тем как повезти эти деньги в Ереван, решил их пересчитать. Было уже поздно, и он свой подсчёт закончил уже ближе к полуночи. Посчитал и говорит: «Не хватает 10 рублей, видимо, ошибся» сказал Ерем и начал опять пересчитывать. К 3 часам ночи пересчитал во второй раз и сказал, что да, действительно не хватает, придётся пойти к соседям взять деньги в долг. Тут жена и его младший брат не выдержали и признались, указывая ему на то, что и так все деньги отдает. На что Ерем сказал, что сумма должна быть полной и пошёл за деньгами, несмотря на глубокую ночь, вернулся уже под утро и доложил недостающие 10 рублей, чтобы утром уже отвезти и сдать все деньги в город. Деньги были переданы с пожеланием купить самолёт «самой последней конструкции» и вручить знаменитому лётчику Герою Советского Союза Нельсону Степаняну.
Семья Ерема ещё долгое время жила в сельсовете, пока не построили новый дом. Вырастили семерых детей. Сам Ерем умер в возрасте 40 лет в 1962 году, после ужасного града, который побил почти все посевы на колхозных полях сердце не выдержало.
Примерно в то же время когда Ерем собирал деньги, председатель сельсовета в селе Хацаван (Хлебное) Григор Тевосян также решил собрать деньги на самолёт Нельсону, чтобы хотя бы таким образом отомстить за погибших на фронте братьев. Ему также удалось собрать 100 тысяч рублей. Вместе с деньгами он отправил письмо верховному главнокомандующему, где попросил самолёт назвать «Мститель» и передать Герою Советского Союза Н. Степаняну.
В ответ на имя Тевосяна пришла телеграмма: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Григор Айрапетович, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. И. СТАЛИН».
В итоге, новый Ил-2, с названием «Мститель» был торжественно передан командиру 47-го авиаполка Н.Г. Степаняну в 1944 году.
Вот статья из газеты «Коммунист» о встрече Нельсона в Ереване.
«Сердечно и радостно встретили ереванцы своего знатного землякаГероя Советского Союза, гвардии капитана авиации Нельсона Георгиевича Степаняна. 21 марта вечером на вокзале встречать славного сына армянского народа собрались трудящиеся города, участники Отечественной войны, комсомольцы и молодежь, пионеры и школьники. Среди собравшихся отец и мать Степаняна, его друзья и знакомые. Ровно в 5 часов поезд подходит к дебаркадеру.
Собравшиеся тесным кольцом обступили дорогого гостя. Дружеские рукопожатия, поздравления сменяются радостными восклицаниями в честь героя. Пионеры и школьники преподносят ему много цветов, выражая свою любовь к прославленному лётчику Краснознамённого Балтийского флота.
Тов. Степанян передал трудящимся Армении пламенный боевой привет от моряков, лётчиков героической Балтики.
Товарищи, говорит он, я, как и все воины Красной Армии, на войне выполнял свой долг, долг патриота перед Родиной, на которую совершили разбойничье нападение немецкие фашистские изверги.
Вы, находясь в тылу, своим трудом и впредь продолжайте укреплять боевую мощь Красной Армии и Военно-Морского Флота.
Обещаю вам, товарищи, по возвращении на фронт продолжать также беспощадно уничтожать немцев. Красная Армия одержит окончательную победу над ненавистным врагом и освободит нашу любимую родину от немецкой нечисти.
Бурные аплодисменты собравшихся покрывают слова тов. Степаняна.
Герой Советского Союза Н. Степанян, сопровождаемый близкими и родными, направился домой. Приезд его заснят на плёнку». (Газета «Коммунист» от 23 марта 1943 г. Цит. по: Дважды Герой Советского Союза Нельсон Степанян. Сб. документов и материалов, под ред. Аш. Арутюняна. Ереван, 1968. С. 155-156)
Известный армянский кинорежиссёр-документалист Гурген Баласанян вспоминал об этом событии: «Поезд опаздывал. Беспокоились родственники Нельсона, беспокоилась и съёмочная группа нашей киностудии. Наконец, появился поезд. Мы спешили заснять Нельсона и тех, кто первым обнимет его и первым преподнесёт цветы… Разумеется, первым делом мы снимали мать героя Вардануш, затем отца, а уж после всех остальных встречающих. Протискиваясь сквозь толпу, мы с трудом подошли ближе к герою. Нельсон заметил наш аппарат и улыбнулся.
Интересную работу вы могли бы найти на фронте, сказал он, обращаясь к нам, и передал младшему брату Демилю букеты цветов….
Мы в павильоне киностудии. Народный артист республики Амо Бек-Назарян в ярком сиянии юпитеров снимал одну из сцен фильма «Давид-Бек». Роли исполняли: Давид-Бека Грачия Нерсесян, Мелика-Франгюля Авет Аветисян, Степаноса Шаумяна Давид Мальян.
Подготовиться! Начали! раздался голос режиссёра.
Давид-Бек и Мелик-Франгюль пошли друг другу навстречу. Мелик-Франгюль попытался было отклонить требование Давид-Бека, как заскрипели двери павильона.
Стоп! сердито скомандовал режиссёр. Взгляды участников съёмки обратились к незнакомому гостю, появившемуся у открытых дверей. В павильон вошёл Нельсон и сопровождающие его лица. Съёмки были приостановлены.
После тёплых рукопожатий режиссёр предложил почётному гостю своё кресло. (…)
Амо Иванович, ваше искусство одно из труднейших, сказал Нельсон, поднимаясь.
Лётное искусство тоже не из лёгких… Согласен, улыбнулся Нельсон, и они снова обнялись. На прощание Грачия Нерсесян надел свою каску на голову Нельсона и, вручив ему шпагу, пошутил: Теперь ты, Давид-Бек, клянись! Клянусь, сказал герой, клянусь бить по врагу сегодня сильнее, чем вчера, завтра лучше, чем сегодня.
Под бурные аплодисменты присутствующих Нельсон поцеловал шпагу и вернул её «ДавидБеку». Режиссёр по-отцовски обнял и расцеловал Нельсона.
Перед уходом Нельсон с улыбкой обратился ко мне:
Ну, что же, договорились, что встреча состоится на фронте?…
Так точно, Нельсон Георгиевич. С первого же взгляда перед моим взором возник образ легендарного великана Торк-Ангеха, родного сына армянского нагорья, который словно с блестящим мечом в руках бьётся во имя защиты нашей священной Родины. (…) Нельсон задержался на ереванской площади Ленина. Вот город, рождённый, чтобы стать раем, прошептал он, но Гитлер хочет превратить его в долину слёз. Этому никогда не бывать!» (Цит. по: Дважды Герой Советского Союза Нельсон Степанян. Сб. документов и материалов, под ред. Аш. Арутюняна. Ереван, 1968. С. 213-215.)
Во время встречи с рабочими, инженерами и техниками комбината им. Кирова в Ереване Степанян рассказывал об одном из эпизодов в обороне Ленинграда о совместном боевом вылете с лейтенантом 57-го авиаполка Герасимовым П.Ф. «… С лётчиком Герасимовым я поднялся в воздух и, развернувшись над родным аэродромом, лёг на боевой курс. Задача была поставлена командованием серьезная и ответственная. Предстояло уничтожить 3 немецких железнодорожных эшелона и станцию. Наш полёт протекал в сложных метеорологических условиях. Сильный снегопад затруднял поиск цели. Но вот, наконец, цель обнаружена. Вражеские эшелоны под колёсами наших боевых машин. Первым сбрасываю бомбовый груз я, затем Герасимов. Эшелона три, а нас двое. Приходится вести строгий учёт боеприпасов. Каждая бомба должна попадать в цель! Так привыкли бомбить лётчики Балтики. В течение 15-минутного полёта над станцией мы полностью уничтожили два эшелона и вывели из строя паровоз и вагоны третьего состава. Обеспокоенные внезапным налётом и причинённым ущербом, немецкие «Мессершмидты» поднялись в воздух. Теперь мы летели, сопровождаемые четырьмя фашистскими асами. Обстановка осложнялась ещё и тем, что самолёт Герасимова получил серьёзное повреждение на нём начался пожар.
Развернувшись на 180 градусов, я рукой дал понять Герасимову, чтобы он произвёл посадку. Отвлекая на себя внимание гитлеровских молодчиков, я дал возможность другу приземлиться. С каждой минутой положение становится всё напряжённей. Чувствуя своё численное превосходство, один из «Мессершмидтов» подошёл почти вплотную ко мне. Так летели мы в бреющем полёте несколько минут. Вид неотступно сопровождавшего меня фашистского лётчика приводил меня в бешенство. Таранить его самолёт я не мог, не позволяла высота, тогда я всё же решил зацепить его крылом. Как только мой самолёт сделал крен, фашистский пират, поняв замысел, испугался и взмыл вверх. Тогда я пошёл на хитрость. Увлекая за собой «Мессершмидтов», я вёл их прямо к нашей зенитной батарее.
Мой расчёт оправдал себя. «Мессершмидтам» не поздоровилось в этот день. От огня зенитной батареи и от атаки наших «ястребков», поднявшихся в воздух, они нашли себе могилу на советской земле.
Нельсон Степанян рассказывает еще ряд других ярких эпизодов самоотверженной работы лётчиков Балтики.
Я призываю вас, товарищи рабочие комбината им. Кирова, обеспечить фронт, моих товарищей-воинов всем необходимым, заканчивая своё выступление, сказал Н. Степанян, а я в ответ на вашу заботу о Красной Армии по приезде в город Ленина первый свой удар по врагу нанесу от вашего имени.
От имени коллектива комбината им. С. М. Кирова с приветствием выступили начальник смены цеха 13 т. В. Вартанян, крановщица цеха 112 А. Ревунова, инженер А. Ромашко и другие.
Тепло проводили кировцы дорогого гостя, дав ему обещание работать так же самоотверженно, как самоотверженно сражается их земляк Нельсон Степанян, для которого жизнь борьба против ненавистных немецких захватчиков». (Газета «Коммунист» от 28 марта 1943 г. Цит. по: Дважды Герой Советского Союза Нельсон Степанян. Сб. документов и материалов, под ред. Аш. Арутюняна. Ереван, 1968. С. 157-156.)
Жена Демила Маник вспоминала, что во время этого приезда в Ереван Нельсон стеснялся выходить из дома в парадном кителе с наградами, тем более что его и так все узнавали. К нему постоянно приходили делегации, его приглашали на самые различные встречи, так что дома он почти и не был.
Вот очередная статья из газеты «Коммунист» о встрече с Нельсоном: «Зал театра оперы и балета им. Спендиарова переполнен. На встречу с Героем Советского Союза, гвардии капитаном Н. Степаняном пришли стахановцы промышленных предприятий, учащиеся высших учебных заведений, работники искусства, науки и литературы.
В президиуме секретари Ереванского горкома КП(б)А тт. С. Гевондян и В. Оганесян, секретарь Спандарянского райкома партии т. Искандарян, академик И. Орбели, проф. О. Габриелян, мать и отец героя и другие.
Тепло встретили присутствующие в зале появление на трибуне своего земляка, отважного лётчика Балтики Н. Степаняна.
Письмо я ваше получил, обращаясь к присутствующим, сказал Н. Степанян, и наказ ваш выполнил. В этот памятный для меня день я с моими товарищами потопил вражеский корабль водоизмещением в 3000 тонн. Это было лучшим ответом на ваше письмо.
Пересев с самолёта Гражданского воздушного флота на грозный «Ил», я дал себе слово сражаться за Родину, за свой народ так же самоотверженно, как сражались за неё наши отцы и братья. Город Ленина за месяцы моей работы на Балтике стал мне близким и родным, я не раз вылетал бомбить транспорты и аэродромы врага, мстить тем, кто со звериной яростью уничтожает все то, что близко и дорого советскому человеку.
Рассказав несколько боевых эпизодов из фронтовой жизни лётчиков Балтики, Н. Степанян сказал:
Товарищи рабочие фабрик и заводов, учащиеся, люди науки и искусства! Честно и самоотверженно выполняйте свой долг перед Родиной. Работайте для фронта не покладая рук, а я в свою очередь даю клятву армянскому народу: пока бьётся моё сердце, буду сражаться за Родину, за её честь и свободу, не щадя жизни.
В зале раздаются долго несмолкающие аплодисменты. (…)
Яркую, запоминающуюся речь произнес академик И. Орбели.
— Жители города Ленина, сказал он, хорошо знают имя Нельсона Степаняна. Отважный сын армянского народа нашёл своё почётное место в рядах защитников города Ленина, его памятников и культуры. Пожелаем же товарищу Степаняну, чтобы бомбы, сбрасываемые с его самолёта, и впредь разили немецких захватчиков.
В заключение состоялся большой концерт с участием артистов Армфилармонии и Гостеатра оперы и балета им. Спендиарова». («Коммунист» от 30 марта 1943 г. Цит. по: Дважды Герой Советского Союза Нельсон Степанян… С. 160-161)
К приезду Нельсона успели подготовить и выпустить несколько брошюр на русском и на армянском языке, а также листовку «Сталинский сокол Герой Советского Союза Нельсон Степанян».
После краткого пребывания на родине Нельсон был направлен на работу в качестве опытного наставника для молодых командиров звеньев, командованию хотелось, чтобы его богатый тактический опыт стал достоянием как можно большего числа морских лётчиков.
В мае 1943 он перелетает из Ленинграда в Куйбышевскую область. Здесь следует заметить, что в начале войны завод по выпуску штурмовиков «Ил-2» из Воронежа перебазировался в Куйбышев.
Соответственно, появилась потребность в близкой авиабазе, где пилоты могли бы осваивать полученные машины. Такое место было выбрано недалеко от Куйбышева, на железнодорожной станции Погрузная (на окраине райцентра Кошки).
У местных жителей сохранились воспоминания об этом периоде, когда их станция вдруг превратилась в базу ВВС морского флота.
«Осенью 1941 года на западной окраине от железнодорожной линии до вышки ретранслятора, которая, кстати, стоит и сейчас, и от переезда до белой будки началась подготовка к строительству аэродрома. Выкосили траву, убрали бурьян, а весной 1942 года приехали стройбатовцы. Вскоре появились землянки, баня, колодец, укрытый брезентом склад боеприпасов с ящиками патронов, снарядов и бомб. Всё это охранялось часовыми. Для обслуживания аэродрома весной же прибыл состав с оборудованием: один легковой и три грузовых автомобиля, и один для заправки самолётов. Штаб воинской части располагался в доме из красного кирпича (на территории сегодняшнего ПАТО). Недалеко была столовая», описывал свидетель тех событий Г. Петров, проживавший в поселке Погрузная «С мая 1943 года на новеньких самолётах пилоты морской авиации прилетали в нашу местность, где на погрузнинском аэродроме и учебной базе курсов в течение полутора месяцев осваивали полученную на авиазаводе технику, отрабатывали боевое взаимодействие, лётную тактику под руководством воздушных асов». (Кошкинский аэродром / Социальный портал министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области http://suprema63.ru/msdr/portal/content/static/html.do?itemId=441779779) Самолёты проводили учебные бомбометания в пойме р. Кондурчи (Берёзовский угол).
«В составе Курсов имелось три учебных авиационных эскадрилий. Эскадрилья истребителей под командованием Героя Советского Союза, капитана В.П. Покровского. Эскадрилью штурмовой авиации возглавлял капитан Н.Г. Степанян, также Герой Советского Союза. Эскадрильей бомбардировщиков командовал А.А. Николаев, кавалер ордена Боевого Красного Знамени и многих других наград. Долгое время после войны аэродром на Погрузной принимал борта малой авиации. И сейчас он имеет особое значение и не используется под сельхознужды». (http://koshki-news.com/news/125853/)
В Военно-морском музее хранится письмо Нельсона домой со ст. Погрузная:
«6 августа 1943 г.
Дорогие папа, мама, Демиль, Маня!
Не так давно я послал вам письмо и в нем две фотокарточки. Наверное, уже получили их. Чувствую себя хорошо, только беспокоюсь о вас. Фире давно не писал, но вы, наверное, пишете? Что она пишет и как Вилик чувствует себя? Напишите мне, что она ответит относительно того, чтобы взять Вилика. Приехал ли Орбели и что рассказывает? Напишите подробно. Я купил кое-какие игрушки, только не знаю адрес детского сада и как наименовать посылку. Очень прошу прислать адрес, чтобы я смог послать посылку в детский сад моего имени.
Много работаю, устаю очень, даже вот это письмо пишу на аэродроме, собираюсь вылетать.
Пока до свидания, привет всем нашим родственникам, Сергею, Степану, одним словом, всем, всем.
Целую крепко. Нельсон».
(Цит. по: Дважды Герой Советского Союза Нельсон Степанян. Сб. документов и материалов… Ереван, 1968. С. 110-111)
В октябре 1943-го курсы переводят в г. Моздок, где Нельсон продолжает работать вплоть до апреля 1944-го. Здесь он вновь встречается со своим другом Михаилом Клименко, которого направили на эти курсы для повышения квалификации в январе 1944 года. Сохранилось несколько коротких писем Нельсона домой, относящихся к этому времени. Вот одно из них:
«21.2.44
Здравствуйте дорогие папа, мама, Демик, Маня, Ляля!
Только что получил посылку в целости и почти одновременно телеграмму. Несколько дней тому назад написал письмо. Наверно уже получили. Вы обижаетесь, что я не пишу, а мне кажется вы в последнее время не стали писать. Пару слов о себе: я чувствую себя хорошо, работаю по-прежнему на своём месте. Новостей особо нет. К нам приехал на учёбу Клименко Михаил Гаврилович. Передаёт вам привет, но особо писать нечего. На этом кончаю. Не обижайтесь, что мало пишу.
Пока. До свидания. Передайте привет всем.
Целую, Нельсон».
(Письмо в фондах Национального исторического музея Армении)
Об этом времени сохранились воспоминания одного из слушателей Виктора Яковлевича Глухарёва13. Его дочь, Марина Викторовна Аксёнова, любезно предоставила для нашей книги этот рассказ своего отца.
Учебка. Степанян.
«- Привет, Михаил (Беляков)! Послушай, кто это такой весёлый, не то грузин, не то армянин? Что-то я его раньше не видел. Где? Да вон там с Губрием14 разговаривает в чёрном реглане. Приветливое лицо. Интересно, откуда он появился?
— Вы о чём, ребята?
— Да вот смотрим на пришельца, очевидно, знакомый Губрия, а кто он? Скорее всего истребитель.
— Да нет, это Нельсон Георгиевич Степанян, гвардии майор, и не истребитель, а штурмовик, балтиец. Герой Советского Союза.
— Михаил, ты что-нибудь слышал о нём?
— Нет.
— Ничего, ещё услышите, всё впереди. Отличный вояка и чистейшей души человек. Надо как-то познакомиться, балтийцы народ серьёзный, да и воюют отменно, неплохо бы порасспросить о работе в море, может быть что-нибудь новенького у них перенять.
(Глухарёв Виктор Яковлевич (1922 1978) заместитель командира эскадрильи 47-го штурмового Феодосийского Краснознамённого авиационного полка. 23 апреля 1945 года командованием 11-й штурмовой авиационной дивизии ВВС КБФ ст. лейтенант Глухарёв В.Я. за успешные боевые действия и произведённые им 138 боевых вылетов по плавсредствам, живой силе и технике противника был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. Однако движение наградного документа было приостановлено. Тем не менее, 13.05.46 г. В.Я. Глухарёв был награжден орденом Ленина. Уже после смерти В.Я. Глухарёва справедливость была отчасти восстановлена, и в 1995 году он был удостоен звания Герой России.
Губрий Алексей Антонович (1907 1971) Герой Советского Союза. На офицерские курсы был направлен с должности командира 11-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Черноморского флота.)
Ну что же, пошли в класс. Интересно, что за дисциплину новую решили нам преподнести?
— Встать, смирно! Товарищ подполковник, группа слушателей в количестве тридцати двух человек присутствует на ваших занятиях. Больных нет, отсутствующих нет. Дежурный старший лейтенант Николаев. Вольно.
Все садятся, с недоумением смотрят на подполковника, на друзей, ничего не понимая.
— Итак, тема: «Артиллерия и её боевые порядки».
Проходит час, гробовая тишина в классе. Лекция «очень интересная». Оказывается, артиллерия это пушки, при выстреле есть сорок девять отклонений снаряда (теоретических).
В чём они заключаются? Износ артиллерийского ствола, разность в весе снаряда и ещё очень много всяких разниц. Всё это влияет на успешную стрельбу, а с этим и на точность поражения цели. Лекция очень хорошая для общего развития, но нас собрали сюда на высшие офицерские курсы лётчиков всех флотов, думается, совсем не для того, что бы слушать как нужно стрелять из пушек. Да и пригодится ли нам, морским лётчикам, эта теория стрельбы в наших боевых условиях? Вряд ли.
Звонок. Лекция окончена. Дежурный поднимает класс по стойке смирно. Подполковник собирает свой конспект и молча, не обращая на нас никакого внимания, выходит. Ни тебе здравствуйте, ни тебе до свидания. Что это? Абсолютное пренебрежение к офицерам флота или к нашей молодости? Но ведь эти молодые офицеры имеют немалый боевой опыт, о чем свидетельствуют награды у каждого. Странно, но факт, больше этот подполковник к нам не приходил, а от артиллерии и её боевых порядках у нас остался на душе плохой осадок.
Занятия продолжаются. На сей раз боевой устав пехоты. Отделение в наступлении, отделение в обороне, отделение. И т. д.
Как нужно быстро окопаться. Как строить блиндаж и всё как, как, как. Всё это, конечно, тоже очень интересно, но хотелось бы знать, если тебя сбили где-то в море, то как можно применить сию теорию на практике? Как можно выкопать блиндаж в море или как установить огневую точку на волнах? Абсурд, но занятия есть занятия, и с них просто так не уйдёшь, это не школьное обучение: «Мама, я хочу домой!»
Хорошо, что таких занятий было не так уж много, чтобы на них роптать. Но вот совсем другое дело аэронавигация или просто штурманская подготовка. Такие занятия проходят с большим интересом, не замечаем время. Занятия построены так, что чистая теория подтверждается практикой. Каждый из группы делится своим опытом. Что у кого происходило в полётах, как вышли из такого затруднительного положения, приводится масса примеров как серьёзных, так и весёлых. Нет, как ни говорите, а штурманская подготовка основа лётного мастерства.
Был у нас забавный случай. Тогда, ещё будучи курсантами, переучивались на Ил-2, стояли мы на озере Джеран-Гель.
По какому-то стечению обстоятельств был назначен к нам в учебную эскадрилью комиссар из кавалерии. Может быть он и неплохой человек, но представьте: по аэродрому, где летают курсанты, которые хотя и не совсем моряки, вдруг появляется высокая фигура в длинной серой шинели, как говорится, до пят и в шпорах. Приходит в квадрат и дальше просто не знает с чего начать разговор. Для него авиация такой же тёмный лес, как для нас кавалерия.
Так вот, при полёте по заданному треугольнику (самостоятельный маршрут), курсант Самойленко и его будущий стрелок Повелко отклонились от курса и заблудились. Проходит расчётное время, нет самолёта. Проходит ещё время, начинаем беспокоиться. Беспокоится и комиссар. Кончается горючее, и вот на горизонте появляется самолёт, производит посадку и винт замирает. Конечно, все бежим к самолёту. Самойленко вылезает из кабины, и тут на правах начальника его спрашивает комиссар:
— Где были, почему так поздно прилетел? и всё в таком же духе.
Самойленко был весёлый курсант, под стать ему был и его стрелок Повелко. Докладывают на полном серьёзе:
— Так что, товарищ комиссар, летели мы, значит, хорошо, но потом затряс мотор и смотрю у меня винт отлетел. Пока сели, пока нашли винт, пока с Повелко его поставили на место, да зашплинтовали, вот время и прошло. Мы стоим, глаза таращим: какой винт, где он мог отвалиться и как его могли поставить вдвоём, в нем веса почти триста килограммов.
— Безобразие! — возмущается комиссар. — Сейчас пойду, доложу командиру. А вы, товарищ Самойленко, идите отдыхать, наверное устали, шутка ли, столько времени пролетать.
Самойленко действительно пришлось отдохнуть, но не за выполнение полёта, а за розыгрыш комиссара. Задание-то было простое, заблудиться негде, слева горы, справа железная дорога, но невнимательность и беспечность чуть не привели к вынужденной посадке. Сейчас смешно, а тогда было не до смеха. Всего три боевых самолёта на учебную эскадрилью, на всех курсантов. Фронт ждет лётчиков, а мы куролесим. Все же молодые годы берут своё.
Не менее важные занятия проводились по материальной части самолёта и мотора. Преподавать эти дисциплины были призваны отличные инженеры, прошедшие немалый боевой путь. Они прекрасно знали материальную часть и очень доходчиво доносили эти знания до нас слушателей. Как правило, такие занятия переходили в собеседования. Делились опытом, разбирали каждый случай отказа двигателя или другого агрегата. Выявляли причины и, как правило, под руководством инженеров приходили к правильному выводу. Эти занятия впоследствии многим пригодились в дальнейшей боевой работе.
Финалом теоретической подготовки на курсах был обмен боевым опытом среди лётного состава. Пожалуй, самое нужное и эффективное время. Шесть дней актовый зал был наполнен лучшими мыслями, стремлением как можно эффективней применить тот или иной вид оружия. Было приведено много случаев из лётной практики, обмен боевым опытом по флотам. Так, в частности, лётчики северного флота рассказали о штурмовке кораблей противника при облачности, достигающей не более ста метров. Черноморские лётчики поделились опытом бомбомётами с малых высот и пока ещё первыми шагами топ-мачтового бомбометания.
От балтийских летчиков выступал Степанян. Тема доклада «Боевой полёт в тумане».
Как правило, в туман не летают, но Балтика погодой не радует, особенно весной и осенью. Над морем и прибрежной полосой стелится тонкая полоса тумана, она не превышает десять-пятнадцать метров, сквозь неё видно небо, но видимость на аэродроме при этом тумане не превышает двести метров. По правилам, летать нельзя, но летать можно, и Нельсон Георгиевич рассказал о таком полёте:
— Во всем виноват был разведчик. Я был в то время на КП полка и услыхал разговор командира. Докладывали, что недалеко от берега обнаружен транспорт, идет один, над туманом видны мачты.
Сам транспорт просматривается сквозь туман, когда находишься над ним. Заманчивая цель. Я стал проситься на вылет. Командир и начальник штаба и слушать не хотели:
— Ты что, хочешь башку сломать, машину разбить? Одумайся!
— Но ведь цель такая удобная, кто в таких условиях может подумать, что их могут атаковать. Зенитки ни чего не видят, а стрелять по слуху ну, это еще попасть нужно, а у меня преимущество, я мачты вижу. Зайду одним заходом и домой.
— Ха, домой, а как садиться будешь?
— Сяду, всё будет в порядке.
— Ну, ладно, уговорил. Лети, но смотри, будь очень внимателен, при малейшей неуверенности немедленно домой.
Раньше мне приходилось ехать в плохие погоды, так что кое-какой опыт есть. Пожалуй, самое неприятное это взлёт. Смущает ограниченная видимость, не видишь где заканчивается аэродром, но стоит только оторваться и набрать высоту пятнадцать-двадцать метров и ты совсем в другой погоде. Взят курс на этот транспорт, иду в море. Смотришь вперед, красиво, как над слоем ваты, посмотришь вниз море видно. Прошло расчётное время, смотрю из ваты два чёрных пенька видно. Ага, так вот он, транспорт. Начал набирать высоту, не теряя эти пеньки из виду. Немцы забеспокоились, открыли огонь, а куда стрелять, они же меня не видят! Рвутся зенитные снаряды то слева, то справа, но всё мимо. Захожу в атаку, огонь из пушек и пулемётов открывать не стал. Подумал, отработаю как бомбер. Всё внимание на эти концы мачт, взял небольшое упреждение и сбросил четыре сотки залпом по две.
Выхожу из атаки, что-то чёрное в тумане, эх, думаю, наверное, мимо. И вдруг на мгновение туман окрасился в ярко красный цвет и из тумана вверх летят какие-то обломки, после чего поднимается столб огня.
Было очень красиво, говорит Степанян, теперь домой.
Туман всё тот же. Зная хорошо подходы к аэродрому, характерные ориентиры, зайти на посадку не так сложно, но сама посадка намного тяжелее. Осторожно на малом газе погружаюсь в туман, и вот уже просматривается земля. Теперь легче, ещё два-три метра и вижу полосу. Всё. Полёт окончен.
Этот пример я привёл вам совсем не за тем, чтобы вы, придя в свои части, начали обучать лётчиков летать в такую погоду. Нет. Для таких полётов нужен хороший опыт, трезвый ум и точный расчёт. А вообще, если очень захочешь, можно летать в любую погоду, но мало хотеть, нужно ещё и уметь. А чтобы уметь, нужно тренироваться, с чего завтра мы и начнём. Хватит штаны протирать за столами!». (Из личного архива В.Я. Глухарёва)
Инструкторская эпопея Нельсона продолжалась почти год. При этом он постоянно просился в ряды действующей армии. Перед самым началом Крымской операции Степаняна всё-таки вновь возвращают на фронт, в состав морской авиации Черноморского флота.