Санкт-Петербург — культурная столица России. И во многом потому, что также и — музыкальная столица. Как и в других областях деятельности, немал вклад армян в музыкальный капитал Петербурга. Вдвойне приятно это видеть в праздничном номере ежемесячной газеты «Санкт-Петербургский музыкальный вестник», приуроченном к 1 октября — Международному дню музыки. Символично, что в 16 страницах газеты армяне упоминаются в 12 статьях. Случайно ли, или это — отражение весомого армянского следа в музыкальной жизни 5-миллионного города.
В фотографиях статей имена подчёркнуты красным.
Слева — большая статья о проекте Марии Сафарьянц «Дворцы Крыма — Дворцы Санкт-Петербурга». О проекте — на сайте Фестиваля.
Справа — о басе Ованнеса Нерсесяне, который в дни нахождения в Петербурге, будучи дьяконом, участвовал и в службах в армянской церкви Св. Екатерины на Невском проспекте. Он также участвовал и в концерте в армянской общине 13 октября в рамках Межконфессионального музыкально-просветительского проекта «Музыка храмов Санкт-Петербурга», приуроченного к 300-летнему юбилею Невского проспекта. В статье о том концерте писалось: «В конце со своим громоподобным голосом выступил солист ереванского театра оперы и балета им. Спендиарова дьякон Ованнес Нерсисян, исполнив одну из красивейших «гандз»-ов Григора Нарекаци. Ованнес последние годы успешно выступает на разных конкурсах и концертах: Иерусалим, «Цицернак» (Комитас), в конкурсе им. Чайковского — романс на русском, патриотическая песня в июне в Ереване, Памяти Монте, Эребуни, «Слёзы Аракса» (слова Рафаэля Патканяна), Осень, дуэт с Софией Саядян, интервью с ним.»
Слева в статье упоминается Концерт для смешанного хора Альфреда Шнитке на стихи Григора Нарекаци «Книга скорбных песнопений». Видеозапись этого концерта в Новосибирске — https://www.youtube.com/watch?v=CK6i6rwN2XI (53 мин).
В статье справа упоминается — Ереванская государственная Консерватория им. Комитаса.
Слева — статья о музыкальном вечере, посвященном Дню независимости Армении, организатор и ведущая которого София Микаелян. Своей задачей она считает продвижение армянской музыки, культуры и языка в рамках проекта «Российско-армянский творческий мост». София — член Союза композиторов и музыковедов Армении, доцент Ереванской государственной Консерватории им. Комитаса, лауреат международных, всероссийских и республиканских конкурсов. Её страница в Фейсбуке — https://www.facebook.com/profile.php?id=100000225679551
Справа — о лекции Ануш Варданян. Одно из ранних интервью о творчестве — http://www.astrel-spb.ru/intervyu/2784-anush-vardanyan-vosk-eto-ne-pro-epilyatsiyu-a-pro-znakomstvo-s-soboj.html Страница Ануш в Фейсбуке — https://www.facebook.com/anush.vardanyan.9
Слева в статье — о борце за сохранение системы отечественного художественного образования, директоре Национальной ассоциации учебных заведений искусств Э.Р. Дарчинянце. Статья на сайте газеты — https://nstar-spb.ru/musical/print/article/istoriya-balakirevskogo-dvizheniya/ Статьи и фото Дарчинянца —http://gazetaigraem.ru/author/darchinyans
В статье справа упоминается композитор и педагог Аркадий Артьемьевич Агабабов. 4 аудиозаписи с музыкой композитора на стихи Аветика Исаакяна — здесь.
Слева среди участников музыкального спектакля — трубач Армен Асланян (Хайфа, Израиль). Видео фрагмент можно посмотреть — здесь. Страница Армена в Фейсбуке — здесь.
Справа — четыре программы в Михайловском театре по музыке Арама Хачатуряна.
И присутствие классика Арама Ильича, и разных армянских имён, включая молодых, из Петербурга, Махачкалы, Армении, Израиля, говорит о продолжении традиции — традиции вклада армянских музыкальных деятелей в общую многогранную «копилку» культурной столицы, говорит о продолжении «армянского следа» в музыкальной жизни Града Петрова.
Петербург — единственный город в России, где установлен памятник Комитасу. Это символ культурного моста между Арменией, Армянством и Россией. Не случайно в первый свой визит в Петербург премьер-министр Армении Никол Пашинян возложил цветы великому композитору. И не случайно одна из статей упоминаемого выше «Музыкального вестника Петербурга» называется «Дух Комитаса».
Внизу на фото: Никол Пашинян и автор памятника, профессор Академии им. Штиглица Лёва Бейбутян.