Бурные социальные процессы в Армении, казалось бы, должны подвигнуть социологов к серьезным теоретическим дискуссиям о причинах и последствиях неустоявшегося армянского общества. Как это происходило во многих обществах в эпоху преобразований, рождались бы новые или переработанные социологические концепции, упорядочивающие всплески социальных настроений, дающие социальной энергии новые каналы подпитки общества и государства. Ведь началом любой общественной, равно как и государственной, деятельности является наличие концептуальной власти, то есть, теории, осмысляющей происходящее и дающей вектора развития. Заимствование чужой теории подобно использованию подброшенного врагом ложного плана сражения, а социологи, популяризирующие подобные ловушки, уподобляются вражеской агентуре.
Когда речь идет о музыке, литературе, искусстве в целом, об образе жизни, традициях, кулинарии, одежде и ритуалах гостеприимства, тут же вырастает грозная стена защиты всего национального. Но это и есть та социальная жизнь, которая должна облекаться в социологические понятия, уточняющие своеобразие, место и значимость армянской культуры в сонме других культур. Во многом неспокойное состояние армянского общества можно объяснить большим разрывом между народной культурой, ее оценками и взглядами, и наносной, чужеродной, официальной терминологией, путающей армянское сознание, на вязь хачкара наносящей удары топором. Иногда приходишь к мысли, что нет ничего вреднее для армян, чем высшее социально-экономическое образование. Без него армянское общество выглядело бы совсем по-другому.
Давайте представим, как могло бы оно состояться, если бы опиралось на народную культуру.
Все сказки напирают на необходимость приобретения сначала ремесла, знаний, навыка в чем-то, а потом уже женитьбы и т.д. Т.е., ремесло – это и есть частная собственность человека, именно такая ее форма и должна задавать тон в общественной жизни. А бизнесмен – это человек, который хочет предоставить работнику помещение для выполнения им своей деятельности. Бизнесмен владеет всего лишь недвижимой собственностью, которая ничего не стоит без людей с таким навыком. Поэтому, как минимум, должны быть равные взаимоотношения между работником и бизнесменом, договор должен составляться между равными сторонами, а не быть только наймом, причем, коль скоро собственник помещения пользуется результатами труда работника, то, автоматически, и последний получает право на часть помещения, может быть, как непременный акционер, но не как подневольный раб.
Далее, результаты труда работника как продукт его частной собственности поступают в торговлю. Следовательно, и тут он имеет право на проценты с продажи, точно так же как, как предусмотрено в авторском праве. В прошлом, как и сегодня в некоторых странах, каждый работник имеет свое индивидуальное клеймо и несет ответственность за качество товара. Если это конвейер, то за готовность товара отвечает контролер. Отсюда вытекает, что каждый программист является полноправным владельцем своей программы и цена этой программы определяется не количеством вложенного труда, а ее реальным значением и спросом. Практически, это мы и видим на рынках, где воспитанные на законе спроса перекупщики уверенно повышает цену под праздники, хотя количество труда, вложенное в производство петрушки или яиц, не изменилось ни на йоту.
В то же время, повышение цен как бы подсказывает потребителю, как надо экономически правильно действовать в таких случаях, а именно: проигнорировать праздники и закон спроса, а наесться досыта в будние дни. Интересно, как отреагируют «народные перекупщики» на такой вызов населения? У них два варианта: или цену как на праздниках установить постоянной, или вернуться к будничным ценам. У перекупщиков «результатом» их труда является зомбированность населения торговой идеологией обязательности пышного празднования. Если население очнется от такого гипноза, перекупщики могут исчезнуть.
Точно так же, любой преподаватель, эксперт, инженер являются частными предпринимателями уже по той причине, что кому-то потребовались их знания. Эти знания, навыки, эрудиция – это их частная собственность, которая свято охраняется государством. Когда преподаватель, например, приглашается на работу, он заключает равный договор с правом участия в аренде помещения, в разделе прибылей, в административной деятельности и т.д. на определенный срок с правом компенсации за нарушение договора. Сегодня же, некоторые вузы, вычерпав из преподавателя нужные знания, зафиксировав его частную собственность на свои электронные носители, т.е., бесплатно приватизировав ее, изгоняют преподавателя как ненужную уже бумагу.
Но как частный собственник, любой специалист может организовать обучение на дому, причем за значительно более низкую оплату, даже бесплатно. Общество будет только радо. Специалист и есть настоящий производитель, его знания и есть те налоги, которые пополняют общественный интеллектуальный капитал. А те, кто используют его знания – бесчисленные конторы, банки и госучреждения и должны платить ему за аренду его знаний. Причем специалист делает гораздо больше, чем просто работает: он создает новое грамотное поколение, смену обществу, удлиняя его существование. Это и есть результат его труда. Причем по разработанной им концепции работают министерства и производства.
Если принять эту схему, то Армения становится даже более богатой ресурсами страной, чем, например, Казахстан.
Отсюда вытекает, что ведущей активностью общества становится стремление к самосовершенствованию, к приобретению новых знаний, к пересмотру отживших представлений, достижение вершин в избранных специальностях. Т.е., мы приходим к традиционному армянскому мышлению и образу жизни, которые ни в каких современных социологических концепциях не фигурируют. Вся современная экономика с ее недвижимостями, игрой на бирже, валютными операциями – не более, чем попытка отправить общество на кладбище, омертвить его духовную активность.
А настоящие бизнесмены это те, кто не дадут пропасть бесследно ни одной стоящей научной новации, ни одному изобретению или просто талантливому специалисту. Воспитание таких бизнесменов и таких специалистов требует новых социологических знаний, опирающихся на неоцененный еще исторический опыт армян. Стимулировать развитие таких знаний – задача Государственного Комитета по науке РА.
Григорьян Э.Р., социолог.